«Время жить»: Эндрю Гарфилд и Флоренс Пью в новой мелодраме студии A24
Он борется с психическим расстройством, она — с онкологией.
Кадр: фильм «Время жить» / Canal+ / Ciné
В российский прокат вышел фильм «Время жить» — трогательная история о любви и борьбе, снятая Джоном Краули («Настоящий детектив», «Бруклин»). В центре сюжета — семейная пара в исполнении Флоренс Пью и Эндрю Гарфилда. Их герои сталкиваются с тяжелейшим испытанием — смертельная болезнь жены переворачивает жизнь с ног на голову.
«Время жить» — это не слезливая мелодрама, а тонкое и пронзительное размышление о ценности каждого мгновения, о любви, способной преодолеть любые трудности, о хрупкости жизни и неизбежности смерти.
Рассказываем о том, почему новинку стоит посмотреть:
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
О чём эта мелодрама
Алмут (Флоренс Пью) — талантливый шеф-повар, хозяйка собственного ресторана. Тобиас (Эндрю Гарфилд) — работник компании, которая производит сухие завтраки. Мужчина не может оправиться после развода и страдает от обсессивно-компульсивного расстройства. Случайная встреча этих двоих — Алмут сбила Тобиаса на машине, — быстро перерастает в бурный роман, который заканчивается созданием семьи и рождением дочери. Казалось бы, счастье нашло их…
Идиллия рушится, когда у героини случается рецидив — возвращается рак. Семья сталкивается с мучительным выбором: ступить на изнуряющий путь лечения или позволить Алмут дожить оставшееся время без выпадения волос, рвоты и постоянной слабости.
Несмотря на сомнения, Алмут соглашается на курс химиотерапии, но вскоре отношения пары подвергаются новому испытанию: героиня решает принять участие в Bocuse d’Or — престижном кулинарном конкурсе. Для неё это не просто соревнование, а шанс оставить след в истории, доказать свой профессионализм. Тобиас хоть и не рад решению жены, но всё же поддерживает её в стремлении проявить себя.
Как со своей работой справились актёры
В фильме прослеживается явный дисбаланс в проработке центральных персонажей. Образ Алмут в исполнении Флоренс Пью получился ярким и многогранным. Очевидно, что выразительно сыграть увлечённого шеф-повара актрисе помогла реальная любовь к кулинарии: в жизни она увлекается готовкой. Но главное — Пью решила побриться для роли налысо, хотя режиссёр такой жертвы от неё не требовал.
На экране мы видим сильную, сдержанную женщину, которая позволяет себе слабость лишь в редкие минуты. Зритель узнаёт и о прошлом героини: она была подающей надежды фигуристкой, но оставила спорт после смерти отца и теперь ищет смысл жизни в новой профессии.
К сожалению, Эндрю Гарфилду не представилось возможности выложиться по полной, как его партнёрше по фильму. Сценарий просто-напросто не даёт зрителю достаточно информации о Тобиасе: остаются неясными причины развода с первой женой, мотивы поступков, да и сам характер раскрыт весьма поверхностно. Создаётся ощущение, что Тобиас — скорее функция, чем полноценный участник событий, и Алмут приходится не только разбираться с собственными переживаниями, но и взваливать на себя заботу о партнёре.
Расстройство Тобиаса выражается в навязчивом желании всё держать под контролем, поэтому он постоянно носится с блокнотом или секундомером (что, к сожалению, не избавляет от промахов).
Мужчина старается заботиться о партнёрше — даже роды принимает, — однако создаётся впечатление, что держится он за Алмут только потому, что с ней чувствует себя как за каменной стеной. Да, у нас тут матриархат, а не эти ваши… мужчины у руля.
Чем этот фильм выделяется среди множества похожих
Будем честны, большинство мелодрам сняты будто под копирку: красавчик-мужчина и красавица-женщина знакомятся, какое-то время у них не идёт, потом идёт, потом опять всё кое-как, но в конце они счастливо, держась за ручки, уходят в закат («Правила съёма: Метод Хитча», «Как отделаться от парня за 10 дней», «Красотка»).
Исключения появляются редко, и глобально формулу никто не меняет: в «500 дней лета» происходит деконструкция, но мягкая, в «Бойфренде из будущего» классический сюжет разбавлен временными прыжками. Джон Краули решил не изобретать велосипед, но усложнить довольно тривиальную историю нелинейным повествованием, как делал это Нолан в «Помни».
Такой подход превращает фильм в калейдоскоп ярких, эмоционально насыщенных мгновений, узоры которых складываются в мысль о неуловимости и эфемерности времени. Вместо привычной хронологической последовательности зритель получает разрозненные, на первый взгляд, фрагменты головоломки: случайное знакомство Алмут и Тобиаса, их совместная готовка на уютной кухне, роды в экстремальных обстоятельствах. Повествование свободно, словно поток памяти, перетекает из прошлого в настоящее и обратно. Этот приём позволяет зрителю не просто наблюдать за развитием событий, а совершить настоящее путешествие сквозь время вместе с героями, разделить с ними самые важные, интимные моменты их жизни.
Нелинейность повествования создаёт интригу и держит зрителя в постоянном напряжении, рождая вопросы: как герои пришли к той или иной ситуации, что предшествовало этому событию, какие последствия оно будет иметь? Постепенно, кусочек за кусочком, пазл складывается, открывая зрителю полную картину отношений героев, их радости и печали, взлёты и падения.
Как режиссёр сумел рассказать трогательную историю без привычных клише
Помимо нелинейного повествования, Краули пытается переформатировать жанр и другими способами — например, мастерски избегает шаблонных мелодраматических приёмов. Сцены лечения, которые обычно наполнены сентиментальностью, здесь сведены к минимуму. Героиня, несмотря на диагноз, не превращается в измождённого Кристиана Бэйла из «Машиниста», а, словно Уолтер Уайт (тоже своего рода повар), пускается во все тяжкие. Алмут вызывает восхищение своей стойкостью и жаждой жизни — такой подход выгодно отличает картину от множества других драм о смертельных заболеваниях.
Картина Краули — это тихое, ненавязчивое напоминание о том, что истинную ценность счастливых моментов мы часто осознаём, только когда понимаем, как они быстротечны. Фильм вряд ли вызовет у зрителя поток слёз, но оставит после просмотра светлую грусть — как напоминание о простой и вместе с тем вечной истине: красота и ценность жизни заключаются в её мимолётности. Словом, время жить, а не ждать.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс