«В Москву, в Москву!»: новая история трёх сестёр
Лариса Гузеева, хохлома, поп-фолк и внушительная коллекция чеховских ружей в сериале от создателей «Беспринципных».


Кадр: сериал «Три сестры» / «Медиаслово» / Kion / «МТС Медиа» / ТНТ
22 августа в онлайн-кинотеатре Kion вышел заключительный эпизод «Трёх сестёр». Это пёстрая комедия от компании «Медиаслово», снятая как будто бы по мотивам одноимённой пьесы Чехова, которую перенесли в современные реалии — с соцсетями, высотной застройкой и Павлом Деревянко. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, как трансформировалась история из бессмертной классики.
Что происходит в «Трёх сёстрах»
Каждый раз, когда современная российская киноиндустрия пытается переосмыслить классику, она напоминает хирурга-новичка, который берётся за операцию на открытом сердце великого произведения. Сериал «Три сестры» Маруси Трубниковой — нечто подобное.
Это история о трёх сёстрах, события которой, в отличие от первоисточника, разворачиваются в Нижнем Новгороде. Ира (Юлия Александрова), Оля (Маруся Климова) и Маша (Полина Гухман), по их собственным заверениям, давно «переросли этот город». Хотя их мать Татьяна (Лариса Гузеева), владелица сети ювелирных магазинов и в целом не последний в Нижнем Новгороде человек, с этим не согласна — она надеется, что дочери никуда не уедут. Татьяна возвращается из отпуска в компании молодого ухажёра Никиты (Павел Деревянко). Тем временем сёстры мечтают перебраться в Москву, но у каждой на пути возникают какие-то помехи.

У старшей сестры Иры в Москве наклёвывается новая работа, устройство на которую связано с московским бизнесменом Антоном. Его играет Александр Цыпкин, выступивший также креативным продюсером сериала. Параллельно женщина пытается поставить точку в отношениях с бывшим мужем (Антон Денисенко): они давно не живут вместе, но официально так и не развелись.
Средняя сестра Оля видит в переезде не только возможность освежить брак, но и способ дать дочери лучшее спортивное образование. А ещё, по замыслу Оли, перемена места жительства должна запустить новый виток отношений с супругом Максимом (Павел Попов). Но есть нюанс: Оля не замечает, что муж давно ей изменяет с помощницей.
Наконец, младшая сестра Маша надеется поступить в МГИМО, вырвавшись из «провинциальной духоты». В Нижнем Новгороде у девушки есть парень Стас (Валентин Анциферов). Маша их отношения всерьёз не воспринимает и ради Москвы готова с кавалером расстаться, а вот сам Стас настроен серьёзно — он ради Маши готов отказаться от холостой жизни. Кроме того, на девушку обрушивается финансовое несчастье. Один из маминых ювелирных магазинов, которым управляет Маша, топят соседи сверху. Героиня решает перевезти украшения в другой филиал, но сейф с ювелиркой на 30 миллионов рублей крадёт неизвестный прямо из багажника машины.
У каждой из сестёр свои тяготы, мешающие рвануть в Москву. Но главное препятствие — новый ухажёр матери, молодой массажист из Сочи. С его появлением Татьяна решает пожить наконец для себя и отрезает дочерей от «финансовой пуповины». Они же на деньги матери очень рассчитывают, ведь переезд в Москву влетит в копеечку. А Татьяна считает, что сёстры уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно разобраться с вызовами судьбы и позаботиться о себе.

Кто за это взялся
Режиссёр сериала — Маруся Трубникова, это её дебют. Ранее она была креативным продюсером, шоураннером и сценаристом таких сериалов, как «Спойлер» («Кинопоиск»), «Блеск» («Иви»), «Обоюдное согласие» (Kion), «The Тёлки» и «Аврора» (more.tv). У проектов Трубниковой крайне неровное качество: от признанных критикой драм о домашнем насилии до не вполне удачных историй об аферистах из Турции. Учитывая противоречивый послужной список, ожидания от режиссёрского дебюта были осторожными.
Спродюсировала сериал компания «Медиаслово», разноплановый пакет которой включает радикально разные проекты. Среди последних работ студии — получивший смешанные оценки «Первый номер» с Евгением Цыгановым, весьма спорный ремейк турецкого хита «Постучись в мою дверь в Москве» и невнятная фантастика «Очевидное невероятное» по произведениям Кира Булычёва. На фоне этого неровного набора сложно было выстроить ожидания в отношении «Трёх сестёр» — комедии со звёздами телевидения, которая не является прямой экранизацией Чехова, но уверенно заимствует название, привлекая к экранам соответствующую аудиторию.
Что в сериале удалось
В «Трёх сёстрах» выделяется, прежде всего, визуальная составляющая. Операторская работа Юрия Кокошкина — от панорамных пролётов дронов до тёплых зарисовок знаковых для Нижнего Новгорода мест культуры и отдыха — делает город полноценным героем повествования.
Даже Москва в кадре не может похвастаться таким многообразием локаций и ракурсов, как Новгород. Здесь и панорамы исторического центра, и живописная Стрелка, и современные районы, и ночная иллюминация — всё живёт и переливается яркими красками. Получается разнообразный портрет российской провинции, которая отнюдь не выглядит отсталой или устаревшей.
Троица главных героинь смотрится эффектно. Юлия Александрова отлично передаёт метания женщины, которая не в состоянии найти баланс между карьерными амбициями и благоустроенной личной жизнью. Легко веришь и Марусе Климовой, которая отыгрывает образ перфекционистки, не способной расслабиться ни на секунду. Наконец, Полина Гухман — хорошее попадание в амплуа взбалмошной, но целеустремлённой девушки, которая начинает осознавать личные границы и обретать чувство собственного достоинства.
Вызовы, с которыми сериал не справился
Проблемы «Трёх сестёр» многогранны, но давайте по порядку. В сценарии есть несколько остроумных диалогов и ситуативных гэгов, которые вызывают улыбку. Но в целом кажется, что полноценная, структурированная драматургия тут отсутствует. Историю едва ли можно назвать цельной. Каждая из зарисовок семейных отношений рассыпается на ходу. Сформировать общее впечатление попросту не удаётся.
Дебют Маруси Трубниковой — к сожалению, типичный сериал режиссёра с недостатком опыта. Создатели таких проектов пытаются компенсировать это за счёт технических приёмов и эффектов. В «Трёх сёстрах» явный переизбыток клипового монтажа, а бесконечные, повторяющиеся съёмки города с дронов наскучивают уже в первых сериях. Кажется, что зрители навечно застряли в туристической версии Нижнего Новгорода, не в состоянии вырваться к обыденному и настоящему городу. Это случится, но во второй половине сериала, до которой ещё нужно дотерпеть.
Трудно говорить и о стройности темпоритма, и о развитии характеров героев — об этом в «Трёх сёстрах» можно только мечтать. Создаётся ощущение, что режиссёру трудно работать с материалом, который написали другие люди (напомним, Трубникова начинала карьеру как автор сценариев). Как иначе объяснить, что все проблемы, связанные с драматургией и содержательным наполнением истории, скрываются за пёстрой визуальной составляющей и поп-культурным саундтреком молодых исполнителей.
Больше всего расстраивают образы женских персонажей. В сериале это героини, которые вроде бы обладают достаточной внутренней силой и стержнем, но по привычке сомневаются в себе, ищут опору и одобрения — от мамы, мужчин и окружающих. Им всегда нужен кто-то: сначала богатая мама, позднее — муж, любовник, да хотя бы коллега, чтобы притворился «парнем на пару часов».

Одни назовут это вынужденным упрощением, чтобы история залетела широкой аудитории (помимо Kion, сериал также выходил на телеканале ТНТ). Впрочем, то, что воспринимается как упрощение, — скорее, выверенная стилизация женских архетипов. Да, образы карикатурны и схематичны: выгоревшая мать-одиночка, тревожная домохозяйка-перфекционистка, наивная мечтательница в стиле simple Russian girl. Но эта стилистическая простота — по всей видимости, сознательный художественный выбор. Сериал предлагает узнаваемые типажи в лёгком, доступном изложении.
Больше всего недоверия вызывают отношения персонажей Ларисы Гузеевой и Павла Деревянко. Это настолько неубедительно, что невольно возникает чувство, будто смотришь рекламу, в которой рекомендуют обращаться к семейному психологу. Вместо исследования сложных вопросов — романтических отношений после 60 лет, жизни после развода и права на счастье в любом возрасте — авторы предлагают зрителям фоновую комедию и центральный конфликт в формате «дочки vs альфонс».
В конце концов, «Трём сёстрам» не хватает уникального художественного видения. Сериалу Маруси Трубниковой легко затеряться на стриминговом сервисе: он ничем особо не выделяется среди множества других проектов. Это не кино, а очередной тайтл в конвейере цифрового контента, красочная форма без содержания. Аудитории продают очередную вариацию «Беспринципных» с Чеховым на обложке.
Сериал «Три сестры» технически выглядит привлекательно (как минимум в начале). Проблема в том, что проект не в состоянии ни зацепить, ни удивить, ни вызвать эмоции. Вряд ли после просмотра вам захочется поехать в Нижний Новгород или позвонить кому-либо из родственников — сёстрам или маме.

Читайте также: