Кино
#подборки

50 лучших советских фильмов

От ранних экспериментов до поздних фантасмагорий.

Иллюстрация: «Кин-дза-дза!» / «Карнавальная ночь» / «Мосфильм» / «Золушка» / «Ленфильм» / «Гостья из будущего» / Киностудия имени М. Горького / jcomp / freepik / Resul Mentes / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Советское кино вмещает в себя фильмы, очень разные по стилю, школам, традициям и ментальности. Но всё же их объединяет не только формально общая страна создания. Советский Союз стал самым большим экспериментом, и всё советское кино в каком-то смысле экспериментальное. Отделённое от прочего мира, ищущее свои пути и перенимающее чужой опыт, противопоставляющее себя власти или становящееся её рупором, оно неизменно самобытно — во всех пятидесяти образцах, что мы выбрали. Этот список, безусловно, очень субъективный, масса шедевров и авторов осталась за его пределами. Но, наверное, когда речь идёт о мире кино, иначе быть и не может.

Чтобы было удобнее искать нужный фильм, разделили их по годам.

  • Двадцатые: первая советская фантастика, экранизация Гоголя, комсомольская «любовь втроём»
  • Тридцатые: историческая хроника, первое киновоплощение Ленина и «дружба народов» как инструмент пропаганды
  • Сороковые: фильм про Ивана Грозного по заказу Сталина и сказочный сценарий Евгения Шварца
  • Пятидесятые: лирика, заменившая историческую хронику, и первый фильм Эльдара Рязанова
  • Шестидесятые: оттепель советского кино, тень отца Гамлета и фильм, который возмутил Никиту Хрущёва
  • Семидесятые: вестерн по-советски и главный феминистский фильм эпохи
  • Восьмидесятые: любимый всеми детектив, рефлексия ещё недавних 30-х и те самые перемены, которых все так ждали

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Двадцатые годы


Аэлита

Рейтинг IMDb: 6,4

Рейтинг «Кинопоиска»: 6,9

Год: 1924

Жанр: фантастика

Режиссёр: Яков Протазанов

В ролях: Николай Церетелли, Николай Баталов, Юлия Солнцева, Юрий Завадский

Кадр: фильм «Аэлита» / Межрабпом-Русь

Первая советская фантастика по роману Алексея Толстого — о полёте на Марс и истории любви советского инженера Лося к инопланетной принцессе Аэлите. Марсианские декорации выполнены в духе модного тогда конструктивизма. Дизайн костюмов создан при помощи Надежды Ламановой, которая была кутюрье императорской семьи, а после революции — одной из самых известных модельеров в СССР.

Рекламировали ленту с помощью таинственных объявлений в газетах — первый пример вирусной рекламной кампании! Фильм мог быть ещё более экстравагантным: Протазанову предлагали ввести в него мультипликационные эпизоды.

Кино поразило зрителей и неизменно шло с аншлагом. Правда, критики называли его «сумбурным» и «старомодным». Хуже было то, что его сочли идеологически вредным. Фильм надолго был забыт в СССР, а вот на Западе стал классикой кинофантастики.

Броненосец «Потёмкин»

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9

Год: 1925

Жанры: исторический, драма

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров

Кадр: фильм «Броненосец „Потёмкин“» / Первая кинофабрика «Госкино»

К двадцатилетию Первой русской революции планировались большие торжества. Главным событием должна была стать «большая фильма [по тогдашней норме. — Авт.], показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту».

Постановку поручили Сергею Эйзенштейну, которому только исполнилось двадцать семь лет. Предполагалось, что в фильме покажут русско-японскую войну, события в Петербурге и бои в Москве. Но время поджимало, и Эйзенштейн сосредоточился только на истории восстания на броненосце. Снимали на месте событий в Одессе, «Потёмкина» изображал другой броненосец — «Двенадцать апостолов».

На зрителей особенное впечатление произвёл красный флаг на броненосце. На тогдашней киноплёнке красный цвет выглядел бы чёрным. Однако Эйзенштейн принял решение раскрасить флаг — вручную, кисточками, все сто восемь кадров. Публика была поражена, премьера в Большом театре прошла с огромным успехом. Фильм и после неоднократно признавался одним из лучших — по всему миру.

Шинель

Рейтинг IMDb: 6,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 6,9

Год: 1926

Жанры: драма, трагикомедия

Режиссёры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

В ролях: Андрей Костричкин, Алексей Каплер, Янина Жеймо

Кадр: фильм «Шинель» / Севзапкино

В своём сценарии писатель и литературовед Юрий Тынянов соединил две повести Гоголя: собственно «Шинель» и «Невский проспект». Так что тут герой — не просто Акакий Акакиевич Башмачкин, но и несчастное существо, лишённое воли, и романтический юноша, влюбившийся в незнакомку на Невском. Козинцев и Трауберг к тому же развернулись в полную силу, делая акцент на гоголевском гротеске: получилась настоящая петербургская фантасмагория, полная тёмных петрополитанских чар, с призраками и лабиринтами улиц. По мнению историка кино Николая Лебедева, зритель даже не всегда понимал, что, собственно, происходит на экране.

Третья Мещанская

Рейтинг IMDb: 7,3

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Год: 1927

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Абрам Роом

В ролях: Николай Баталов, Людмила Семёнова, Владимир Фогель

Кадр: фильм «Третья Мещанская» / «Совкино»

В годы нэпа в московской квартире на 3-й Мещанской живут нелюдимый Николай и его жена Людмила. К ним временно заселяется друг Николая, печатник Владимир, который нравится Людмиле. Отношения этого трио всё больше запутываются: Людмила начинает отношения и с Владимиром, беременеет, планирует аборт, но в итоге покидает обоих мужчин, которым приходится привыкнуть к холостяцкой жизни.

Роому предложил этот сюжет Виктор Шкловский, ставший сценаристом фильма. Сам Шкловский вычитал его в «Комсомольской правде». В публикации рассказывалось, как к молодой матери в родильный дом пришли сразу двое отцов: у комсомольцев была «любовь втроём» безо всякой мещанской ревности. Впрочем, есть мнение, что Шкловский намекал на своих друзей Владимира Маяковского и чету Бриков, у которых, как известно, была похожая история.

Тридцатые годы


Чапаев

Рейтинг IMDb: 7,0

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Год: 1934

Жанры: исторический, приключенческий, биография

Режиссёры: братья Васильевы

В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит

Кадр: фильм «Чапаев» / Ленинградская фабрика «Ленфильм»

«Чапай думать будет».

«Ранен? Ну и дурак».

«Митька, брат, умирает — ухи просит»

Фильм братьев Васильевых по книге Дмитрия Фурманова разошёлся на цитаты, сделал Чапаева народным героем анекдотов и засел в подкорке у тех, кто его даже не видел. Интересно, что кино могло быть совсем другим: Чапаева мог сыграть Николай Баталов или Василий Ванин, а Бориса Бабочкина изначально приглашали на роль… Петьки. На Чапаева он показался непохожим внешне, но после проб был утверждён на главную роль безо всяких сомнений. Васильевы вспоминали: «Сначала сын Чапаева как бы обиделся, сказав нам: „Отец был щёголем и красивым, а Бабочкин не щёголь и не красив“. Но когда он посмотрел всю картину, он сказал: ‘Да, это мой отец’»».

Цирк

Рейтинг IMDb: 6,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1

Год: 1936

Жанр: комедия

Режиссёр: Григорий

В ролях: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров

Кадр: фильм «Цирк» / «Мосфильм»

История под музыку Исаака Дунаевского про американскую актрису Марион Диксон, которая вынуждена разрываться между цирковой акробатикой и личной жизнью: её шантажирует зловещий немец фон Кнейшиц.

Первоначально Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев написали пьесу «Под куполом цирка» для Московского мюзик-холла, но Александров переработал её для кино. Изменения были такими значительными, что Ильф и Петров потребовали убрать свои фамилии из титров.

Как обычно у Александрова, внешне легкомысленная опереточная история становится мощным пропагандистским инструментом. Тут и «дружба народов»: во время знаменитой колыбельной сына Марион баюкают представители чуть ли не всех советских республик. И заключительный мощный аккорд — парад, где герои в ослепительно-белых водолазках поют «Я другой такой страны не знаю».

И конечно, знаменитый диалог героев Сергея Столярова и Любови Орловой:

— Теперь понимаешь?

— Теперь понимаешь!

Волга-Волга

Рейтинг IMDb: 6,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,3

Год: 1938

Жанр: музыкальная комедия

Режиссёр: Григорий Александров

В ролях: Любовь Орлова, Игорь Ильинский

Кадр: фильм «Волга-Волга» / «Мосфильм»

По Волге путешествуют две музыкальные труппы: ансамбль народной музыки и симфонический оркестр. Они едут в Москву на конкурс художественной самодеятельности. У руководителя оркестра Алексея и певицы по прозвищу Стрелка — любовь, но гордость заставляет их соревноваться между собой. Это вовлекает героев в массу приключений под музыку Исаака Дунаевского.

«Волга-Волга» задумывалась как эпическое полотно, своего рода отчёт о жизни и достижениях СССР второй половины тридцатых. Неспроста, например, герои идут из маленького волжского городка на пароходе в Москву: тогда только-только открыли канал Москва — Волга, соединяющий эти две реки. За основу сценария Григорий Александров взял историю реальной деревенской девушки, которую начальство долго не отпускало на смотр художественной самодеятельности: режиссёр познакомился с ней во время съёмок «Весёлых ребят».

На создании фильма отразились и мрачнейшие реалии эпохи: оператор Владимир Нильсен ещё до окончания съёмок был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян. При этом фильм стал любимым у Сталина, который знал его наизусть.

Александр Невский

Рейтинг IMDb: 7,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1938

Жанр: исторический

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

В ролях: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов

Кадр: фильм «Александр Невский» / «Мосфильм»

В XIII веке Новгород страдает от натиска тевтонских рыцарей, и спасти город может только князь Александр Невский. Ему помогают два новгородских богатыря, Гаврила Олексич и Васька Буслай, а ещё мудрый оружейник Игнат — тот, у которого «кольчужка коротка». Невский отважно громит немцев под яростную музыку Сергея Прокофьева.

За этот исторический эпос, барочный, будто опера, Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. Между тем незадолго до этого режиссёра обвинили в формализме, забраковали предыдущую работу «Бежин луг» и заставили публично покаяться, выступив в печати с самокритической статьёй.

Положение было угрожающим — но политический курс потребовал новой патриотической картины о борьбе с немцами. Любопытно, что на съёмках Эйзенштейн использовал настоящее оружие XIII века, которое ему выдали в Эрмитаже, а вот льдины были деревянными — из-за сжатых сроков само Ледовое побоище пришлось снимать летом во дворе «Мосфильма».

Ленин в 1918 году

Рейтинг IMDb: 6,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 6,8

Год: 1939

Жанр: историческая драма

Режиссёр: Михаил Ромм

В ролях: Борис Щукин, Николай Черкасов, Николай Охлопков

Кадр: фильм «Ленин в 1918 году» / Мосфильм

Вторая часть дилогии Михаила Ромма о Ленине, снятой к двадцатилетию Октябрьской революции. В первом фильме, «Ленин в Октябре», вождь почти всё время показан в рабочих условиях — то конспирируется на улице, то выступает на трибуне. Во второй картине больше сцен, где Ильич просто общается — с ходоками из народа, с Горьким, со Свердловым, с Крупской. Актёру Борису Щукину пришлось рискнуть: он стал первым исполнителем роли Ленина.

К тому времени уже сложился официальный образ великого вождя. Но у Щукина получился какой-то совсем нехарактерный персонаж. Режиссёр Григорий Чухрай писал, что «в картинах Ромма Ленин предстал перед зрителями простым, доступным и человечным, совсем не похожим на монумент». Иногда вождь даже комичен — например, когда вместе со Свердловым пытается уследить за молоком на плите. А вот Сталин показан здесь чуть ли не более активным руководителем, чем Ильич. В 1956 году, во время борьбы с культом личности, все сцены со Сталиным были вырезаны, а его упоминания — переозвучены.

Сороковые годы


Иван Грозный

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1944

Жанр: исторический

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Павел Кадочников

Кадр: фильм «Иван Грозный» / Мосфильм

История воцарения Ивана Грозного, его похода на Казань, укрепления страны и борьбы с непокорными боярами, которые то и дело интригуют против царя.

Следующий после «Невского» фильм был создан по заказу самого Сталина, которому, конечно, хотелось видеть больше идеологических картин о величии страны и трудах самодержавного властителя. У Эйзенштейна получилась драма по лекалам Шекспира: с противоречивым, одиноким царём, которого с полной самоотдачей изобразил Николай Черкасов. Признание было единодушным, Эйзенштейн получил за этот фильм Сталинскую премию I степени.

Вторую серию, однако, забраковал ЦК ВКП (б) — там решили, что Эйзенштейн представил «прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». В следующем году на балу в честь лауреатов Сталинской премии у Эйзенштейна случился инфаркт, от которого режиссёр уже так и не оправился до конца.

Золушка

Рейтинг IMDb: 7,4

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1947

Жанр: сказка

Режиссёры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро

В ролях: Янина Жеймо, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Василий Меркурьев, Алексей Консовский

Кадр: фильм «Золушка» / «Ленфильм»

Режиссёр Надежда Кошеверова рассказывала, как родилась «Золушка»: «В сорок четвёртом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на неё и неожиданно предложила: „Яничка, вы должны сыграть Золушку“».

Что сценарий должен написать великий сказочник Евгений Шварц, тоже решилось как-то само собой. На худсовете раздавалась критика — мол, Золушка не проявляет «активной любви к труду», а мечтает «о другой жизни, праздной и весёлой». Но после премьеры фильм был принят на ура — не только в Советском Союзе, но и за границей. Видимо, всем в этом мире, едва пережившем войну, хотелось мирного волшебства и надежды на лучшее.

Пятидесятые годы


Весна на Заречной улице

Рейтинг IMDb: 7,4

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1956

Жанр: мелодрама

Режиссёры: Марлен Хуциев, Феликс Миронер

В ролях: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Юрий Белов, Геннадий Юхтин

Кадр: фильм «Весна на Заречной улице» / Одесская киностудия

История непростой любви ударника-сталевара Саши Савченко и молодой учительницы школы рабочей молодёжи, Татьяны Сергеевны. «Весна на Заречной улице» — первый самостоятельный фильм Марлена Хуциева. Его соавтор, Феликс Миронер, рассказывал, что идею подсказал сценарий Маяковского «Барышня и хулиган».

Рыбникову помогал советами настоящий сталевар-передовик Григорий Пометун. Но важнее оказался даже не уровень достоверности, а какая-то невероятная искренность. Евгений Леонов вспоминал: «Меня так потрясла игра Рыбникова, что я расстроился — я понял, что я никогда так не смогу… таким простым-простым, таким вот органичным никогда я не стану».

А Таню сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова, у которой после этого почти не было ролей.

История получилась настолько нежно-лирической, что фильм сразу стал культовым, собрав в прокате более 30 миллионов зрителей, и получил приз на Фестивале молодёжи и студентов в Москве. Помогла его успеху, конечно, и знаменитая песня Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова «Когда весна придёт, не знаю».

Карнавальная ночь

Рейтинг IMDb: 7,4

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1956

Жанры: комедия, музыкальный фильм

Режиссёр: Эльдар Рязанов

В ролях: Людмила Гурченко, Игорь Ильинский, Юрий Белов, Сергей Филиппов

Кадр: фильм «Карнавальная ночь» / Мосфильм

Первый самостоятельный фильм Эльдара Рязанова, третья роль Людмилы Гурченко — и сразу оглушительный успех, 48 с лишним миллионов зрителей. Новый директор «Мосфильма», режиссёр Пырьев, курировал проект и ратовал за комедийный, лёгкий тон картины. Молодому Рязанову же хотелось углубиться в сатиру. Победило мнение Пырьева: бюрократ Огурцов в потрясающем исполнении Ильинского выглядит нелепо и смехотворно. Но такая смягчённая форма, может быть, по-настоящему продемонстрировала: новый год настаёт, надутая серьёзность уходит. Начиналась оттепель.

Летят журавли

Рейтинг IMDb: 8,3

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1957

Жанр: военная драма

Режиссёр: Михаил Калатозов

В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов

Кадр: фильм «Летят журавли» / «Мосфильм»

Драма, основанная на пьесе Виктора Розова «Вечно живые», стала переломной для традиции военных фильмов. Раньше единственно приемлемым было изображение подвига на фронте. У Калатозова внимание сконцентрировалось на жизни и чувствах конкретных людей в тылу: любовь Вероники и Бориса, её бесконечное ожидание, метания, другие отношения… Никита Хрущёв, посмотрев фильм, пришёл в ярость и назвал главную героиню «шлюхой»; на Каннском фестивале 1958 года все были в восторге, ленту наградили «Золотой пальмовой ветвью». Впрочем, в СССР о триумфе фильма сообщили сдержанно: в заметке в «Известиях» не упомянув ни режиссёра, ни автора сценария фильма.

Шестидесятые годы


Гамлет

Рейтинг IMDb: 8,2

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1964

Жанр: драма

Режиссёр: Григорий Козинцев

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская, Эльза Радзиня, Владимир Эренберг

Кадр: фильм «Гамлет» / «Ленфильм»

Мрачную Данию снимали в Эстонии, в посёлке Кейла-Йоа. Скалу, на которой возвели макет Эльсинора, и сейчас называют «Мыс Гамлета». Не обошлось, конечно, и без Крыма: Гамлет читает «Быть иль не быть» близ Алупки. А интерьеры замка построили на «Ленфильме».

Лаэрта мог сыграть, как ни сложно себе это представить, Александр Демьяненко — гайдаевский Шурик. А вот кто будет Гамлетом, у Козинцева не было сомнений: он увидел молодого Смоктуновского в фильме «До будущей весны» и был покорён. Актёр тогда уже сыграл в Большом драматическом театре князя Мышкина и был знаменит, но «Гамлет» принёс ему всемирную славу.

В трактовке Смоктуновского Гамлет — вовсе не мятущийся неврастеник, а решительный, сильный человек, который медлит потому, что думает не только о мести, но и об ужасном времени, что «вышло из колеи». Да и сам Смоктуновский успел к тому времени побывать на фронте, в плену, а после в ссылке как «неблагонадёжный». Его Гамлет не мог не видеть жизнь насквозь.

Я шагаю по Москве

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1964

Жанр: лирическая комедия

Режиссёр: Георгий Данелия

В ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов, Галина Польских, Владимир Басов, Ролан Быков

Кадр: фильм «Я шагаю по Москве» / «Мосфильм»

Фильм, лёгкий, как тот самый «нормальный летний дождь». И первая сцена, придуманная сценаристом Геннадием Шпаликовым, тоже была «дождевой»: девушка идёт босиком по городу, за ней следом медленно едет промокший велосипедист. А уже дальше появилась история про молодых людей в Москве: монтажник из Сибири Володя мечтает стать писателем; он знакомится с метростроевцем Колькой, который не может не помогать каждому встречному; его друг Саша пытается получить отсрочку в военкомате — у него завтра свадьба… Всё, в общем-то, хорошо, как у той девушки на аэродроме в начале фильма. Как описал картину вгиковский преподаватель Михалкова, режиссёр Михаил Ромм: она «о том, что молодость хороша, <…> …О тех, перед которыми жизнь только ещё раскрывает двери. <…> Она улыбается всеми своими кадрами».

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1964

Жанр: сатирическая комедия

Режиссёр: Элем Климов

В ролях: Евгений Евстигнеев, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов

Кадр: фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» / «Мосфильм»

В пионерлагере, которым управляет товарищ Дынин, вроде бы всё для детей — и в то же время максимально зарегулировано правилами. Пионер Костя Иночкин, нарушив запрет, переплывает речку — за это Дынин исключает его из лагеря. Костя, испугавшись огорчить бабушку, возвращается в лагерь тайком и прячется под трибуной — где начинает вести «подпольную» жизнь с помощью остальных ребят.

Трудно представить, что это тот же самый Элем Климов, муж Ларисы Шепитько, который позднее снимет тяжёлые, трагические «Агонию» и «Иди и смотри». Но его дипломная работа сразу получилась зрелой: умной, смешной, едкой, эксцентричной комедией, с массой цитат из киноклассики. По мнению Госкино — даже слишком умной: цензоры распознали в ней сатиру на весь советский «пионерлагерь» и попытались закрыть фильм. Но Хрущёва как раз сняли с поста, и кино вышло, встретив восторг кинокритиков и любовь зрителей.

Застава Ильича

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1965

Жанр: драма

Режиссёр: Марлен Хуциев

В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская

Кадр: фильм «Застава Ильича» / Киностудия имени М. Горького

Фильм по сценарию Геннадия Шпаликова долго не мог выйти в прокат: съёмки шли в 1961-м, вышел он в крайне зацензурированном виде, под названием «Мне двадцать лет». И даже так он стал символом оттепельного кино. Полная, авторская версия фильма была показана лишь в 1988 году.

Министр культуры Екатерина Фурцева предложила вставить в кино сцену подлинного поэтического вечера в Политехническом музее. Поэтому фильм стал полудокументальным — свои стихи в нём читают настоящие поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Борис Слуцкий. А в других эпизодах можно увидеть друзей Хуциева — Андрея Кончаловского, Светлану Светличную, Виталия Соломина, самого Геннадия Шпаликова и даже Андрея Тарковского.

История о «трёх товарищах», просто о трёх молодых москвичах того времени, конечно, нехарактерна для советского кино. Здесь многовато задумчивости и меланхолии: в сцене-видении, где герой Валентина Попова разговаривает с погибшим на фронте отцом, молодой человек спрашивает, как жить. Отец отвечает: ну как, мол, я могу тебе советовать, тебе двадцать три — а мне двадцать один. Это особенно разъярило Хрущёва, который заявил, что герои фильма «не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи».

Берегись автомобиля

Рейтинг IMDb: 8,0

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1966

Жанр: трагикомедия

Режиссёр: Эльдар Рязанов

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Татьяна Гаврилова, Евгений Евстигнеев, Георгий Жжёнов, Донатас Банионис

Кадр: фильм «Берегись автомобиля» / «Мосфильм»

В основу фильма легла городская легенда, которую услышал Рязанов: о совестливом преступнике, который угонял автомобили у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а деньги перечислял в детские дома.

Самого Юрия Деточкина мог бы сыграть Юрий Никулин — но он на целых полгода уехал с гастролями в Южную Африку. На роль пробовался и Олег Ефремов, но он в итоге занял место оппонента и друга Деточкина, следователя Подберёзовикова. Рассматривали Леонида Куравлёва — по словам самого Рязанова, «в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Сейчас, конечно, невозможно представить в роли Деточкина кого-то, кроме Иннокентия Смоктуновского. Смоктуновский, сыгравший Гамлета у Козинцева, и здесь, конечно, — советский Гамлет. Интеллигентный, мягкий, но непоколебимо преданный справедливости и ради неё готовый даже на преступление. А вокруг Гамлета — как полагается, розенкранцы, гильденстерны и прочие полонии, которых не менее мастерски изобразили Миронов, Папанов и Банионис.

Начальник Чукотки

Рейтинг IMDb: 7,4

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9

Год: 1966

Жанры: комедия, приключения

Режиссёр: Виталий Мельников

В ролях: Михаил Кононов, Алексей Грибов

Кадр: фильм «Начальник Чукотки» / «Ленфильм»

В разгар Гражданской войны комиссар Глазков в сопровождении юного писаря Алёши Бычкова едет на собачьей упряжке на Чукотку — устанавливать советскую власть. В дороге комиссар умирает от тифа, и его должность, да и фамилию «согласно мандату» невзначай принимает на себя Алёша…

Фильм основан на реальных событиях: на Чукотке действительно сталкивались силы большевиков и белогвардейцев. Зимние сцены снимали на Кольском полуострове, а вот летние — как можно дальше от севера, в Крыму. Трогательную комедию посмотрели почти 16 миллионов зрителей, а Кононов прославился на всю страну в роли наивного, но твёрдого идеалиста Алёши.

Республика ШКИД

Рейтинг IMDb: 7,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1966

Жанр: драма

Режиссёр: Геннадий Полока

В ролях: Сергей Юрский, Павел Луспекаев, Юлия Бурыгина, Александр Мельников, Анатолий Столбов

Кадр: фильм «Республика ШКИД» / «Ленфильм»

К пятидесятилетнему юбилею Советской власти и сорокалетию написания книги Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» — о новаторской школе-коммуне — решено было выпустить фильм. Геннадия Полоку изначально пригласили быть сценаристом. Как режиссёра его не рассматривали: за пять лет того он был арестован за растрату на съёмках фильма «Чайки над барханами». Позже Полоку оправдали, но работать в профессии ему не давали. И тут — везение.

Правда, сам Пантелеев фильмом остался скорее разочарован: посчитал, что жизнь школы в фильме выглядит «беднее и грубее, чем она была на самом деле». Но зрителей картина покорила. Фильм стал одним из лидеров проката 1967 года. Наверное, сказалось переосмысление «ленинских норм», демократизма, которые ощущались в начале Советской власти. Рядом с нищетой, беспризорностью, преступностью виднелись небывалые формы социальной жизни, смелые эксперименты, поэзия недолгой свободы.

Июльский дождь

Рейтинг IMDb: 7,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,7

Год: 1966

Жанр: драма

Режиссёр: Марлен Хуциев

В ролях: Евгения Уралова, Юрий Визбор, Александр Белявский, Александр Митта

Кадр: фильм «Июльский дождь» / Мосфильм

Жизнь ещё молодых людей, переводчицы Лены и учёного Володи, — случайные встречи, телефонные разговоры, вечера под гитару, едкие беседы за столом и какая-то тянущая тоска пустоты.

Марлен Хуциев говорил, что планировал снять трилогию: если «Застава Ильича» первоначально вышла под названием «Мне двадцать лет», то «Июльский дождь» можно было бы назвать «Мне тридцать лет». Время, когда человек окончательно становится взрослым, зрелым и переосмысляет всё, что знал прежде. Ценное становится бесполезным, любовь порой угасает. Так что «Июльский дождь» — это своего рода романтическая история наоборот: про утрату близости. Исполнительнице роли Лены Евгении Ураловой было 24, а её героине — 27. Но Уралова без труда передала чувство тревоги, которую излучает её героиня. Это очень эстетское кино в духе французской новой волны, интеллектуальное, чуточку отчуждённое и вместе с тем полное напряжения и ожидания.

Айболит-66

Рейтинг IMDb: 6,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1

Год: 1967

Жанр: комедия

Режиссёр: Ролан Быков

В ролях: Олег Ефремов, Ролан Быков, Лидия Князева, Фрунзик Мкртчян, Алексей Смирнов

Кадр: фильм «Айболит-66» / «Мосфильм»

Корнею Чуковскому наверняка понравилось бы, как смело обошёлся с Бармалеем и Айболитом Ролан Быков, — который называл своё кино «первой картиной театральной киноэстетики», или кино-мюзиклом. Кадр меняет форму: превращается то в ромб, то в круг; актёры могут выйти из кадра, а съёмочная группа, напротив, промелькнуть в нём. И по сюжету всё очень условно: например, разбойники поют песню, сидя под водой. Эту картину интересно смотреть и взрослым, и детям — как и задумывал Быков. К тому же шуточки в неё по тем временам очень даже злободневые.

«Добро всегда побеждает зло! Раз я победил, значит, я добрый!»

«Все глупости в мире бывают только от умных разговоров».

Песня Бармалея про нормальных героев, которые «всегда идут в обход» тоже воплотила в себе что-то глубинное, а арию Айболита «Это даже хорошо, что пока нам плохо» интеллигенция конца шестидесятых не могла не ассоциировать с собой.

Интервенция

Рейтинг IMDb: 6,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1

Год: 1968

Жанры: мюзикл, буффонада

Режиссёр: Геннадий Полока

В ролях: Владимир Высоцкий, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Ефим Копелян, Сергей Юрский

Кадр: фильм «Интервенция» / «Ленфильм»

Гражданская война, 1919 год. В оккупированной Антантой Одессе группа большевиков-подпольщиков ведёт агитацию среди французских солдат. Во главе агитаторов — шикарный, как супергерой, товарищ Бродский, он же (под маской) — Мишель Воронов, в исполнении Высоцкого. Воронов работает у банкирши Ксидиас репетитором, занимается с её 19-летним сыном Женей. За голову лидера подпольщиков назначена большая сумма золотом — но найдётся ли среди них предатель?

Это фильм-эксперимент, стилизованный под представления начала 1920-х годов, под театр Мейерхольда. Полока, прославившийся после своей «Республики ШКИД», попытался обойти массу официозных штампов, наводнивших фильмы о Гражданской войне. В одном из интервью он призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений».

Актёры, желающие принять участие в эксперименте, приходили сами; Всеволод Абдулов, неудачно попробовавшийся на роль Жени Ксидиаса, посоветовал режиссёру неизвестного ему Владимира Высоцкого. Тогда только-только вышла прославившая артиста «Вертикаль». Высоцкому фарс и балаган были чрезвычайно близки по духу; он же написал и песни к фильму, в частности знаменитую «Деревянные костюмы». Однако Госкино наложило на фильм запрет, возмутившись тем, что важная тема изображена в «непозволительной эксцентрической форме». Съёмочная группа даже писала коллективное письмо на имя Брежнева, но это не помогло. Зрители увидели фильм только после смерти Высоцкого, в 1987 году.

Читайте также:

Высоцкий в 9 песнях

Золотой телёнок

Рейтинг IMDb: 8,3

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1968

Жанр: комедия

Режиссёр: Михаил Швейцер

В ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев, Светлана Старикова

Кадр: фильм «Золотой телёнок» / «Мосфильм»

У Леонида Гайдая Остап Бендер, роль которого досталась Арчилу Гомиашвили — универсальный трикстер, у Марка Захарова (в исполнении Андрея Миронова) — романтический герой-любовник, а в «Золотом телёнке» у Михаила Швейцера — сыгранный Сергеем Юрским сверхчеловек. Он мечется по всему Союзу, устраивает автопробег по бездорожью, тащится на верблюдах, строит фантастические планы — всё вроде бы затем, чтобы добыть миллион. На самом деле, похоже, чтобы найти себе применение. Миллион в советской стране всё равно не потратишь, а Рио-де-Жанейро остаётся несбыточной мечтой. Зося разлюбила, Паниковский — «бывший слепой, самозванец и гусекрад» — умер, Шура Балаганов попался на краже. Бендер, как и в начале, остаётся один — и то, что казалось комедией, приобретает отчётливый привкус печали.

Служили два товарища

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1968

Жанры: военный, драма

Режиссёр: Евгений Карелов

В ролях: Ролан Быков, Олег Янковский, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов, Алла Демидова

Кадр: фильм «Служили два товарища» / «Мосфильм» / Творческое объединение «Товарищ»

Этот фильм — попытка шестидесятников осмыслить Гражданскую войну. В нём сплелись две новеллы из того времени: одна о тех самых двух товарищах-красноармейцах, другая — о белогвардейском офицере и его коне.

Друзья Некрасов и Карякин идут в разведку, попадают в плен к махновцам, чуть не погибают от пули своих — и не могут преодолеть взаимное непонимание. Поручик Брусенцов осознаёт безнадёжность белого дела, хочет бросить всё и уплыть в эмиграцию — но, конечно, обречён. Фильм кажется сюрреалистическим, трагикомичным странствием по какой-то потусторонней пустоши — и однако же основан частично на реальных событиях. Режиссёр Евгений Карелов читал мемуары участников битвы за Перекоп, сценарий Юлий Дунский и Валерий Фрид писали по реальным историям. Отец Фрида в годы Гражданской был военным медиком, и сам сценарист в камео сыграл доктора — по сути, своего отца.

Доживём до понедельника

Рейтинг IMDb: 7,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1968

Жанр: драма

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Ольга Жизнева

Кадр: фильм «Доживём до понедельника» / Киностудия имени М. Горького

Три дня из жизни школы, где работает историк Илья Семёнович, талантливый педагог, бывший фронтовик, человек прямой, твёрдый и принципиальный. Это внушает ученикам уважение — но это же становится и причиной конфликта Мельникова с другими учителями. Фильм какой-то невероятной деликатности и уровня интроспекции, полный внимательного и бережного вглядывания в души молодых и немолодых людей.

Автору сценария Георгию Полонскому казалось, что красавец Вячеслав Тихонов, звезда фильма «Война и мир», слишком благополучен, чтобы играть скромного учителя, переживающего душевный надлом. Тихонову и самому казалось, что роль безликая. К тому же он остался недоволен своим Болконским и даже подумывал уходить из профессии. Режиссёр Ростоцкий всеми правдами и неправдами уговорил друга сыграть в своём фильме. Позднее Тихонов признался, что осознал: кризис героя был похож на его собственный. «Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф», — говорил актёр.

На съезде учителей, где впервые показали кино, оно заслужило стоячую овацию. Фильм получил Государственную премию СССР и Золотую премию Московского кинофестиваля.

Семидесятые годы


Белое солнце пустыни

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1970

Жанры: истерн, трагикомедия

Режиссёр: Владимир Мотыль

В ролях: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Николай Годовиков

Кадр: фильм «Белое солнце пустыни» / «Ленфильм» / «Мосфильм»

«Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам».

«Мосфильм» хотел снять свой вестерн — точнее, «истерн» — и заказал сценарий автору «Баллады о солдате» Валентину Ежову. За основу Ежов взял беседы с настоящими ветеранами Гражданской войны, которые в Средней Азии сражались с басмачами. Один из них вспомнил, как, бывало, басмачи бросали свои гаремы, спасаясь от погони, — так и появилась фабула истории.

Конечно, «Белое солнце» в той же степени вестерн, в какой и сказка — про бравого хитроумного солдата, злых разбойников, почти волшебных помощников, удивительный пустынный ландшафт Дагестана и Туркменистана. Съёмки и работа над материалом шли тяжело, и, если б его не утвердил сам Брежнев, фильм мог бы лечь на полку. Но генсек, поклонник вестернов, остался в восторге от картины. И товарищ Сухов вышел в путь.

Начало

Рейтинг IMDb: 7,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1970

Жанр: трагикомедия

Режиссёр: Глеб Панфилов

В ролях: Инна Чурикова, Леонид Куравлёв, Михаил Кононов, Юрий Визбор

Кадр: фильм «Начало» / «Ленфильм»

Как началось «Начало» — известно: Глеб Панфилов после успеха своей первой картины «В огне брода нет» задумывал снять историю французской героини Жанны д’Арк с Инной Чуриковой в главной роли. Госкино не одобрило проект, и тогда Панфилов снял фильм о современности, поместив историю с Жанной внутрь. Простая, некрасивая девушка Паша Строганова из глубинки мечтает о любви, о творчестве, о важном деле. Ей повезло: её приглашают сняться в роли Жанны — а в свободное время она пытается построить личную жизнь со своим возлюбленным Аркадием. В этом есть и иронический контрапункт: где средневековое геройство и где провинциальная советская драма. Но в фильме Панфилова ясно видно, что не так уж и велика разница между героинями.

«Он грешен. Он бывает гнусен. А потом, неизвестно почему, бросается наперерез несущейся лошади, чтобы спасти неизвестного ему ребёнка, и с переломанными костями спокойно умирает».

Прасковья Строганова в исполнении Инны Чуриковой

Как Паша по сюжету заслужила восхищение зрителей — так и Инна Чурикова снискала успех, была признана лучшей актрисой года по итогам опроса журнала «Советский экран». А на Венецианском кинофестивале фильм получил «Серебряного льва».

Джентльмены удачи

Рейтинг IMDb: 8,3

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,6

Год: 1971

Жанр: комедия

Режиссёр: Александр Серый

В ролях: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов, Эраст Гарин

Кадр: фильм «Джентльмены удачи» / Мосфильм

Для Александра Серого, однокурсника Георгия Данелии, «Джентльмены удачи» — первый самостоятельный фильм. До этого Серый попал в тюрьму из-за нелепой истории: приревновал девушку, (похоже, на пустом месте), подрался, оставил человека инвалидом. Данелия вспоминал: «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме. Ему дали восемь лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили… поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». Уголовный жаргон, который звучит в картине, Серый знал не понаслышке: «моргалы выколю, пасть порву». Правда, после критики консультантов из милиции, некоторые словечки заменили на невинные «сардельку» и «редиску». А ещё в этой, казалось бы, развесёлой комедии чувствуется вполне настоящий трагизм: «„А где она теперь, жена-то?“ — „Нету…“ — „Умерла?“ — „Я умер“».

Сам Александр Серый после «Джентльменов» снял всего две картины, менее успешные. Режиссёр покончил с собой, не дожив до шестидесятилетия.

Белорусский вокзал

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1971

Жанр: драма

Режиссёр: Андрей Смирнов

В ролях: Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин, Нина Ургант

Кадр: фильм «Белорусский вокзал» / «Мосфильм»

Поразительно, что Андрею Смирнову удалось снять один из самых сильных фильмов о войне без единой сцены боя и переместив действие на двадцать лет позже. У режиссёров-баталистов всегда есть соблазн превратить войну в аттракцион, экшен. В фильме о последствиях войны ужас, горе и надежда видны чище, яснее.

Четыре бывших однополчанина встретились на похоронах своего командира через двадцать лет после войны. Они провели вместе целый день, прошли через испытания — совсем не те, что на фронте, и всё же проверяющие их дружбу. Увиделись со своей подругой, батальонной санитаркой Раей. И всё кончилось знаменитой песней Окуджавы — «Нам нужна одна победа».

…А зори здесь тихие

Рейтинг IMDb: 8,1

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,6

Год: 1972

Жанр: военная драма

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

В ролях: Андрей Мартынов, Ольга Остроумова, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Ирина Шевчук, Екатерина Маркова, Людмила Зайцева, Игорь Костолевский

Кадр: фильм «…А зори здесь тихие» / «Мосфильм» / «Интерфест»

Карелия, 1942 год. Пять девушек-зенитчиц, пять разных типажей эпохи: от тихой отличницы Сони Гурвич до несгибаемой Риты Осяниной, вдовы военного. С ними — старшина Федот Васков. Они противостоят отряду немцев-диверсантов, зашедших в тыл. Писатель Борис Васильев, автор оригинальной повести, говорил: «…Когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обречены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой неправдой». Контраст прекрасной природы с теми самыми тихими зорями — и отвратительного чудовища войны. Ростоцкий, сам фронтовик, плакал, когда монтировал картину.

Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката: его посмотрело 66 миллионов человек. Последующие экранизации повести, конечно, ни в какое сравнение не идут.

Калина красная

Рейтинг IMDb: 7,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1974

Жанр: драма

Режиссёр: Василий Шукшин

В ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Иван Рыжов, Георгий Бурков, Алексей Ванин

Кадр: фильм «Калина красная» / «Мосфильм»

Из колонии на свободу выходит вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Он хочет начать новую жизнь и едет в село к знакомой по переписке Любе Байкаловой — чтобы стать примерным трудящимся. Но односельчане и родственники Любы принимают нового соседа настороженно. Самого Егора разрывает между «развратом» и спокойной жизнью, да и бывшие подельники не собираются так просто отпускать его из банды.

Василий Шукшин так достоверно сыграл бывшего уголовника, что после этого пошли слухи, будто режиссёр тоже в своё время состоял в банде. Это миф: Шукшин мало похож на своего героя. Но в картине он словно бы слился с Егором Прокудиным, его болью высказав собственную боль.

Песня, давшая название фильму, — «Калина красная» на музыку Яна Френкеля, — была очень важна для Шукшина. «Калину» спела ему будущая жена, Лидия Федосеева, во время их первой встречи. Сцена с матерью Егора — документальная, там Лидия Шукшина разговаривала с настоящей сельской жительницей Ефимией Быстровой: её судьба оказалась похожа на историю, которую Шукшин прописал в сценарии. И, как его персонаж за свою жизнь, Василий Шукшин с кровью боролся за создание фильма — преодолевал болезнь на съёмках и бился с Госкино. Он умер в октябре того же года.

Зеркало

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1974

Жанр: драма

Режиссёр: Андрей Тарковский

В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Николай Гринько, Алла Демидова, Анатолий Солоницын

Кадр: фильм «Зеркало» / «Мосфильм»

Фильм-воспоминание, фильм-сон. Молодая мать разговаривает с прохожим, сидя на заборе. Страшно и красиво пылает сарай. Пугающая сцена с ошибкой в типографии. Разговоры с отцом, отношения с женой — или с матерью? Эпизоды кинохроники, звучащие за кадром стихи… Эпизоды ассоциативно связываются друг с другом; как бусины, нанизываются на нитку. Тарковский так и работал над монтажом уже отснятого фильма: перекладывал карточки с названиями эпизодов в разной последовательности. Сон сложился, зеркало отразило душу. А ведь кино и есть сновидение, объединяющий всех, — и в то же время, по словам самого Андрея Тарковского, самое интимное из искусств, самое личное.

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Рейтинг IMDb: 8,1

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1976

Жанр: новогодняя комедия

Режиссёр: Эльдар Рязанов

В ролях: Андрея Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Любовь Добржанская, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский

Кадр: фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» / «Мосфильм»

Кино, которое вошло в плоть и кровь отечественной культуры, стало неотъемлемой частью новогоднего вечера, успело тысячу раз надоесть и снова полюбиться.

История о случайно встретившихся в Ленинграде враче Жене и учительнице Наде сначала существовала в виде пьесы, которая с успехом шла в театрах по всему СССР. А причину популярности, похоже, определил композитор фильма, Микаэл Таривердиев. По его словам, это рождественская сказка «о том, что все мы — независимо от возраста — ждём, когда с неба (безо всяких наших на то усилий) свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал».

Контрапунктом к сказке идут восемь романсов на стихи советских поэтов, придающие сюжету дополнительный объём — некоторые из них неожиданно трагичны и пронзительны.

После премьеры успех был невероятный. Сам Эльдар Рязанов говорил: «Я свои фильмы никогда не пересматриваю. Но однажды так получилось, что заболел и на праздники лежал дома. И попал на „Иронию судьбы“. Должен сказать — посмотрел с изумлением. Даже сказал потом жене: „Знаешь, я начал понимать народ. Это действительно снимал неплохой режиссёр!“»

Сказ про то, как царь Пётр арапа женил

Рейтинг IMDb: 7,2

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,7

Год: 1976

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Александр Митта

В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич, Михаил Кокшенов, Валерий Золотухин, Олег Табаков, Семён Морозов, Михаил Глузский

Кадр: фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» / «Мосфильм»

Александр Митта снял фильм по мотивам неоконченного романа Пушкина о его замечательном предке «Арап Петра Великого». По мотивам — но всё-таки очень отдалённо: у Пушкина в центре внимания всё-таки Пётр, а Ганнибал — человек достойный, но абсолютно преданный царю. У Митты вся история закручена вокруг Ганнибала, которого играет Высоцкий. Актёр, по воспоминаниям сценариста Валерия Фрида, обрадовавшийся возможности сыграть роль «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире», мгновенно написал и песни для фильма — которые, правда, в него не вошли.

Фильм получился действительно похожий на сказ, временами даже переходящий в анимированный лубок. Герой Высоцкого, даром что пугает своим видом непривыкших бояр, — как попаданец из современности, своего рода дон Румата, пытается привить им гуманизм. Ради этого он даже спорит с царём, которого блестяще сыграл Алексей Петренко, готов пожертвовать своей любовью — но в итоге обретает её. И неважно, что настоящий Ибрагим Петрович Ганнибал никогда не был женат на русской девушке.

Неоконченная пьеса для механического пианино

Рейтинг IMDb: 7,7

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1977

Жанр: драма

Режиссёр: Никита Михалков

В ролях: Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырёв, Олег Табаков, Антонина Шуранова, Никита Михалков

Кадр: фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» / «Мосфильм»

Для своего сценария Александр Адабашьян смешал несколько работ Чехова: пьесу «Безотцовщина», рассказы «В усадьбе», «Учитель словесности», повести «Три года», «Моя жизнь» — в итоге получилась скорее просто вдохновлённая Чеховым, напитанная его интонацией картина.

Снимали в Московской области на берегу Оки, в заброшенной усадьбе Арцыбашевых. Она стала имением генеральской вдовы Анны Войницевой. По сюжету в имение съезжаются гости, и в их числе сосед, помещик Михаил Платонов. Внезапно он узнаёт свою прежнюю любовь в молодой жене пасынка Войницевой…

Меланхоличная интонация невесёлого чаепития, где над летним прекрасным днём царит какое-то ощущение несчастья, пожалуй, была очень понятна зрителям, которые вот так же собирались на своих кухнях и вели такие же разговоры о смысле жизни — не под чай, а подо что-нибудь более крепкое.

Мимино

Рейтинг IMDb: 8,1

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Год: 1977

Жанр: комедия

Режиссёр: Георгий Данелия

В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян, Евгений Миронов, Елена Проклова, Владимир Басов, Леонид Куравлёв, Савелий Крамаров, Арчил Гомиашвили

Кадр: фильм «Мимино» / «Мосфильм»

«Мимино» в переводе — «ястреб»; на самом деле главного героя зовут Валико Мизандари. Он пилот, развозит грузы (и коров) на своём вертолёте Ми-2 по Алазанской долине и вроде бы всем доволен. Но Мимино манят международные авиалинии, блеск красивой формы и глаза стюардессы Ларисы Ивановны. Он уезжает в Москву, где после череды приключений добивается своего. Но большая авиация, не приносит герою счастья: ему вспоминаются родные края, маленькая деревушка, родные люди, оставшиеся там.

Идея фильма родилась после выхода рассказа драматурга Резо Габриадзе о лётчике, который на ночь приковывал свой вертолёт к дереву на замок. Сценарий Данелия, Виктория Токарева и Габриадзе написали за двадцать дней. Что Валико будет играть Вахтанг Кикабидзе, было определено с самого начала: роль сразу писалась под него. И, может, ему лучше всех удалась роль лётчика, привязанного к родине — и открытого душой ко всем добрым людям из любой страны.

Осенний марафон

Рейтинг IMDb: 7,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1979

Жанр: трагикомедия

Режиссёр: Георгий Данелия

В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неёлова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек

Кадр: фильм «Осенний марафон» / «Мосфильм»

Фильм о метаниях и терзаниях переводчика Андрея Бузыкина, который разрывается между женой Ниной и молодой любовницей Аллой. Бузыкин категорически не умеет говорить «нет» — он не может отказаться ни от выпивки с соседом, слесарем Харитоновым, ни от утренней пробежки со своим гостем, датским профессором Хансеном. Сплошное страдание и нелепые увёртки. Вокруг — грустный осенний Ленинград.

Сценарий, который сначала назывался «Горестная жизнь плута», написал драматург Александр Володин. Володин признавался, что писал обстоятельства жизни Бузыкина со своей собственной, — но многие знакомые Данелии узнавали в герое себя. А сам Данелия называл «Осенний марафон» «мужским фильмом ужасов».

Москва слезам не верит

Рейтинг IMDb: 8,0

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,4

Год: 1979

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Владимир Меньшов

В ролях: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова

Кадр: фильм «Москва слезам не верит» / «Мосфильм»

Интересно, что Владимир Меньшов поначалу посчитал сценарий чересчур мелодраматичным и хотел отказаться от съёмок. Но его зацепила, возможно, автобиографическая нотка: они-то с супругой Верой Алентовой тоже были провинциалы, приехали в Москву, ютились в общежитии… Алентова и сыграла главную героиню Катерину.

Её подруга Антонина ищет простого счастья, а амбициозная Людмила пытается сорвать куш, как в лотерее. Ещё и это, рассказывал Меньшов, его привлекло: любовная история превращается в широкую панораму московской жизни даже не одной, а двух эпох. В историю оттепельной юности Катерины, где можно случайно встретить молодых Вознесенского и Смоктуновского, сыгравших в фильме самих себя, — и конец 70-х, с совсем другой уже, как бы повзрослевшей Москвой. А за нашедшей своё счастье Катериной следует её дочь Александра, которую ждёт что-то совсем иное.

«Этот город наш с тобою, ты вглядись в его лицо».

Тот самый Мюнхгаузен

Рейтинг IMDb: 8,3

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1979

Жанр: трагикомедия

Режиссёр: Марк Захаров

В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Александр Абдулов, Игорь Кваша, Леонид Броневой, Леонид Ярмольник

Кадр: фильм «Тот самый Мюнхгаузен» / «Мосфильм»

Настоящий Мюнхгаузен жил под Ганновером, на территории капиталистической ФРГ. Там, конечно, работать было нельзя, поэтому съёмочной площадкой Марка Захарова стал не менее аутентичный город Вернигероде в социалистической ГДР. Тут словно бы иронически отражается конфликт, разлитый во всём фильме: кто оказывается самым правдивым в мире, полностью скованном условностями и лицемерием?

На роль самого барона Захаров сначала хотел пригласить Андрея Миронова, который уже играл у него в «Двенадцати стульях» и в «Обыкновенном чуде». Но Миронов оказался занят. Поэтому роль досталась Янковскому. Он в «Чуде» играл Волшебника — и здесь тоже стал похожей фигурой, посмеивающейся свысока над мелкотравчатыми королями и бургомистрами. В советское время фильм казался сатирой на завравшийся режим — а после в нём стали заметны и другие, экзистенциальные и даже религиозные мотивы. Мюнхгаузен после казни возносится на небеса по верёвочной лестнице — и что-то божественное в этом действительно есть.

Восьмидесятые годы


Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей

Рейтинг IMDb: 8,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,6

Год: 1981

Жанр: детектив

Режиссёр: Игорь Масленников

В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Никита Михалков, Олег Янковский, Ирина Купченко, Светлана Крючкова, Алла Демидова, Александр Адабашьян, Евгений Стеблов, Сергей Мартинсон

Кадр: фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» / «Ленфильм»

Пересказывать страшную историю о дьявольской собаке, преследующей несчастный род Баскервилей, об ужасной Гримпенской трясине и орхидеях, которые ещё не зацвели, — ни к чему. Её и так знают все, кто знаком с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. И всё равно невозможно, случайно включив фильм, не прилипнуть к экрану.

У Масленникова и в прочих частях «Холмсианы», а здесь особенно, рисуется чисто английский уют, оставляющий всю готическую жуть за окном. Стук старинных часов, скрип уютного дивана, изысканные джентльмены и загадочные леди. А с другой стороны — ясно же, что это наши люди шутят на тему заграничной жизни. На съёмках Никита Михалков и Александр Адабашьян сами придумали диалоги сэра Генри и Бэрримора, ставшие основой для множества анекдотов. И это тоже добавляет фильму теплоты. А вот собака и вправду была страшная — страшнее, пожалуй, чем в любой зарубежной версии.

Покровские ворота

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1983

Жанр: лирическая комедия

Режиссёр: Михаил Козаков

В ролях: Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Инна Ульянова, Анатолий Равикович

Кадр: фильм «Покровские ворота» / «Мосфильм»

В коммунальной квартире у Покровских ворот — настоящее столпотворение. Властная Маргарита Павловна готовится к браку с гравёром Саввой Игнатьичем. Её бывший муж Хоботов, «отставленный, но не вполне отпущенный», вздыхает по прекрасной медсестре Людочке. А куплетист Велюров томится от творческого застоя. Хаос и вместе с ним надежду в их жизнь приносит аспирант Костик, благодаря которому все обитатели дома переживут настоящую «игру страстей»… Фильм разошёлся на цитаты почти целиком. И странно сегодня представить, что его могло и не быть: Михаилу Козакову пришлось бороться за картину с руководством буквально на каждом этапе создания.

В начале восьмидесятых ностальгия по хрущёвской оттепели была не ко двору. И сейчас «Покровские ворота» остаются зарисовкой по памяти. Это кино — лёгкое, но на удивление многослойное, полное разных подтекстов. При всей своей весёлой, даже слегка ехидной интонации — полное лиризма, затаённой грусти и неизменного чувства благодарности.

Полёты во сне и наяву

Рейтинг IMDb: 7,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9

Год: 1983

Жанры: трагикомедия, драма

Режиссёр: Роман Балаян

В ролях: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Олег Меньшиков, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Александр Адабашьян, Никита Михалков

Кадр: фильм «Полёты во сне и наяву» / Киностудия имени Довженко Творческое объединение «Время»

Роман Балаян действительно представлял себе, как летает во сне. Наяву режиссёра томил творческий кризис: студия Довженко, где он работал, считалась оплотом цензуры, пространства для творчества было немного — «в 40 я был близок к тому, чтобы уйти из кино».

Балаян вспоминал:

«Честно говоря, я не мог себе представить, что после успеха, который принёс фильм „Бирюк“, я окажусь без работы на долгих пять лет. Я не мог „проткнуть“ ни один сценарий. Мне так надоели постоянные отказы. Это не значит, что мне не предлагали снимать. Предлагали часто и с сочувствием, но про шахтёров. Я же упрямо продвигал то, что хотел. Считаю, что был упрямым эгоистом, потому что моя семья голодала в то время».

Снимать можно было «про шахтёров», экранизировать отечественную классику, наконец, драму с социальным подтекстом. Жёлчная автобиографическая история, полная эскапизма, конечно, не могла приветствоваться.

Так и появился, при помощи сценариста Виктора Мережко, сюжет про сорокалетнего архитектора Сергея Макарова, который в свой юбилей понимает: невмоготу уже видеть всё, что его окружает.

На главную роль претендовал Никита Михалков, друг режиссёра. Но для Балаяна его внешность была уж слишком звёздной. Поэтому Михалкову в утешение досталась эпизодическая роль режиссёра. Олег Янковский же в конце 1970-х переключился с героев романтических на сложных, противоречивых. На приёмке работы это тоже отметили: фильм назвали безыдейным, а образ главного героя — упадническим. Но в мире, где идеи и идеалы окончательно распались, это скорее нонконформизм, который делает бегство в фантазии, ребячество, даже безответственность действенным средством спасения.

Гостья из будущего

Рейтинг IMDb: 8,0

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,3

Год: 1984

Жанр: детская фантастика

Режиссёр: Павел Арсенов

В ролях: Наталья Гусева, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов

Кадр: сериал «Гостья из будущего» / Киностудия имени М. Горького

Шестиклассник Коля Герасимов пошёл за кефиром, а попал в будущее, на сто лет вперёд. И всё завертелось: космические пираты, биороботы, говорящие животные, миелофон для чтения мыслей — и, конечно, Алиса Селезнёва, молчаливая девочка из прекрасного далёка с печальными глубокими глазами.

В 1969-м Павел Арсенов прославился мюзиклом «Король-олень» на музыку Микаэла Таривердиева, театрализованной киносказкой, полной художественных условностей. И в «Гостье из будущего» тоже есть что-то похожее. Арсенов снимал почти на коленке: сегодня прекрасно заметно, что и в космическом зоопарке нет животных, и декорации, скажем так, условные, и спецэффекты даже по тем временам бюджетные. Тем не менее фильм стал культовым, да не у одного поколения, а сразу у нескольких вперёд. Имя «Алиса» подскочило в популярности. Может, дело в том, что реальность восьмидесятых в фильме была до боли узнаваема и правдоподобна — а будущее как раз благодаря ограничениям бюджета осталось таинственным, но досягаемым и таким притягательным?

А ещё в песне про «прекрасное далёко» сквозит такая печаль, что любой зритель, став взрослым и обернувшись назад, может эту грусть хорошо понять. Это не про космос и роботов, это про время, взросление и потерю.

Жестокий романс

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1984

Жанр: мелодрама

Режиссёр: Эльдар Рязанов

В ролях: Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко

Кадр: фильм «Жестокий романс» / «Мосфильм»

Пьесы Островского всегда ассоциировались с чем-то посконно-национальным. Его герои словно бы физически не могли покинуть пределы Замоскворечья или волжских городков. Поэтому мелодрама, которую сделал Рязанов из «Бесприданницы», многих критиков возмутила: переделка классика показалась дерзкой до глумления. Трагедию Ларисы Огудаловой превратили в мелодраму в духе «Мадам Бовари» Флобера. Осуждали и её «падение» с Паратовым, и то, что сам Паратов изображён чуть ли не сочувственно. Но для самого Рязанова здесь была главной, похоже, не фабула, а стихия цыганской гульбы. Сами эти песни, в которых можно услышать «лихую бесшабашность, весёлое отчаяние, в них чувствуется какой-то надлом, ожидание беды, несчастья». При этом стихи про «мохнатого шмеля», вообще-то, принадлежат Редъярду Киплингу — но европейский дух, как видно, вполне удачно ложится на волжскую гладь. Журнал «Советский экран» назвал «Жестокий романс» лучшим фильмом 1984 года.

Мой друг Иван Лапшин

Рейтинг IMDb: 7,5

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,7

Год: 1985

Жанры: драма, исторический

Режиссёр: Алексей Герман

В ролях: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов, Александр Филиппенко, Юрий Кузнецов, Алексей Жарков

Кадр: фильм «Мой друг Иван Лапшин» / «Ленфильм»

Чёрно-белые тридцатые. В городке Унчанске милиция ищет жестокую банду Соловьёва. Во главе угрозыска — Иван Лапшин, суровый и одинокий человек, готовый переносить любые тяготы ради светлого будущего. И всё-таки он мечтает о семье, о любви.

Алексей Герман снял фильм по повести собственного отца, писателя Юрия Германа. Из звёзд первого ряда в фильме, пожалуй, только Андрей Миронов. Трудно определить жанр: это не детектив и уж точно не мелодрама. Здесь всего понемногу: пригоршня впечатлений, отдельных переплетающихся сюжетов. По сценарию картина — это воспоминания человека, который застал эпоху Сталина ребёнком. Поиски Лапшиным банды, трагедия его друга, журналиста Ханина, любовная линия актрисы Адашовой — всё это соединяется в образ мира, у которого нет будущего. Вспоминали, что Герман говорил: герои «Лапшина» скоро умрут. Никто из них переживёт 37-й год. Они полны тревожного предчувствия и тоски — как персонажи Чехова сорока годами ранее.

Курьер

Рейтинг IMDb: 7,8

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0

Год: 1986

Жанр: комедия

Режиссёр: Карен Шахназаров

В ролях: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Чёрный, Владимир Меньшов, Владимир Смирнов

Кадр: фильм «Курьер» / «Мосфильм»

Иван Мирошников окончил школу и, не поступив в институт, пошёл работать курьером в журнал «Вопросы познания». Эта работа, требующая постоянного движения, словно позволяет ему сбегать от любых проблем и наслаждаться неопределённостью. Сам Иван не особо понимает, что ему нравится. Разве что гонять на скейте со своим другом Базиным. А ещё, похоже, ему нравится Катя — дочка профессора Кузнецова, с которым сотрудничает журнал.

Карен Шахназаров снял кино по собственной повести, опубликованной в журнале «Юность» в 1982 году. Фильм вышел на экраны в 1986-м — и, пожалуй, тогда оказался больше ко времени. В апреле предыдущего года генеральный секретарь Горбачёв провозгласил «перестройку» — и жизнь страны потеряла всякую предсказуемость. Так что Иван с его меланхолией, ироническим отношением ко всему, избеганием всякой твёрдой почвы — настоящий герой своего времени. Фильм остался культовым: история советского Холдена Колфилда разошлась на цитаты. И сегодня хочется «носить пальто и мечтать о чём-нибудь великом».

Кин-дза-дза!

Рейтинг IMDb: 7,9

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Год: 1986

Жанры: комедия, фантастика

Режиссёр: Георгий Данелия

В ролях: Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе

Кадр: фильм «Кин-дза-дза!» / «Мосфильм»

Зимой 1984 года Данелия со своим другом, итальянским сценаристом Тонино Гуэрра, обсуждал, какой бы фильм снять для молодёжи. Гуэрра пожаловался, что в России слишком холодные и длинные зимы: нужна сказка, чтобы можно было согреться. Данелия решил снять фантастику, отправив героев на другую планету, где очень жарко и героям хочется вернуться домой. Сперва это должен был быть «Остров сокровищ» Стивенсона, перенесённый в космос. Но потом в дело включился Резо Габриадзе — и сюжет изменился до неузнаваемости.

История о похождениях двух землян, прораба дяди Вовы и студента Гедевана, на планете Плюк поначалу кажется безумным сюрреалистическим капустником, но чем дальше смотришь, тем яснее становится происходящее. Во-первых, Данелия и Габриадзе тщательно продумали всю культуру Плюка — где пацаки всегда делают «кю» перед чатланами, а малиновые штаны всегда круче жёлтых. Во-вторых, если присмотреться, всё это невероятно напоминает что-то, слишком напоминает. И дурацкий винегрет становится ехидным, почти мизантропическим высказыванием о советском обществе — да и о человечестве вообще. Заунывная, но въедающаяся в память заглавная мелодия Гии Канчели дополняет настроение.

Асса

Рейтинг IMDb: 7,6

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Год: 1987

Жанр: драма

Режиссёр: Сергей Соловьёв

В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Александр Баширов

Кадр: фильм «Асса» / «Мосфильм»

Судьба свела в зимней Ялте интеллигентного мафиози Крымова, романтичную юную Алику и безумного, взбалмошного молодого музыканта Бананана. За кадром звучит голос пушкиниста Натана Эйдельмана, саундтрек состоит из песен групп «Аквариум» и «Кино», а в эпизодах можно заметить и Александра Домогарова, и каскадёра Александра Иншакова.

Такая история могла быть придумана только в разгар перестройки. Зато и понравилась эта сюрреалистическая вещь очень многим: на премьерные показы пришло 40 тысяч зрителей, фильм назвали одной из лучших картин 1988 года, а Татьяне Друбич журнал «Советский экран» присудил второе место в конкурсе на звание «Лучшая актриса года». «Асса» — это хулиганское и вместе с тем бесконечно лирическое, нежное воплощение мятущейся страны в предчувствии конца эпохи. Даже заканчивается картина культовой песней Виктора Цоя: «Мы ждём перемен».

Читайте также:

Сорок лет «Покаяния»

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована