Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

Дым за стеной, огонь из трубы: какой получилась оскароносная «Зона интересов»

Ужасы Холокоста без эпизодов жестокости и насилия.

Кадр: фильм «Зона интересов» / A24 / Access Entertainment

22 мая 2025 года в российский прокат вышел фильм «Зона интересов» Джонатана Глейзера. Это история Рудольфа Хёсса, коменданта концлагеря Освенцим. Вместе с женой и детьми он живёт в доме, расположенном в нескольких метрах от места его работы. Супруга Хёсса радуется необычной плодородности сада, а сын и дочь беззаботно катаются с горки и купаются в реке.

Рассказываем, как британский режиссёр перевёл на язык кино роман Мартина Эмиса и за что члены Американской киноакадемии присудили фильму две премии «Оскар».

Что происходит в фильме

Дом семьи Хёссов не слишком отличается от других домов, в которых проживают офицеры СС и их родственники. Расположен он в непосредственной близости к концентрационному лагерю, чтобы добираться Рудольфу (Кристиан Фридель) до места работы было недалеко. На отдельном участке расположен дом, на соседнем — пышный сад с цветущими растениями, бассейном и верандой.

История разворачивается постепенно, неторопливо. Со стороны Хёссы выглядят как среднестатистическая семья офицера СС: за повседневной жизнью Рудольфа, его супруги Хедвиг (звезда «Анатомии падения» Сандра Хюллер) и их детей и наблюдают зрители. В помещениях дома всегда чисто и аккуратно — на Хёссов работают местные поляки. За садом Хедвиг ухаживает сама, лишь изредка полагаясь на помощь садовника (тоже из местных).

«Да у тебя просто райский сад!» — восторгается плодородным участком мать Хедвиг (Имоген Когге), приехавшая погостить к дочери. Нюанс в том, что супруга коменданта, кажется, не осознаёт, почему все растения в саду так быстро растут, а цветы благоухают. Рядом с домом семьи Хёссов возвышается огромная стена, отделяющая «райский сад» от концлагеря, в котором издеваются над заключёнными; их пытают и убивают, а тела оставляют вдоль стены.

О деталях работы мужа в доме не говорят. Догадаться, осознают ли члены семьи ужас происходящего за стеной, испытывают ли вину, думают ли об ответственности, трудно. Диалогов в картине немного, да и посвящены они чему угодно, но только не особенностям ландшафта. Отношение самого Рудольфа к работе, кажется, стереотипно немецкое: фюрер приказал «осваивать Восток», вот он и выполняет, ответственно и педантично, не задавая лишних вопросов.

Но вскоре всё изменится. Рудольфа собираются переводить в другой лагерь (нет, не в наказание, а в награду за отличные показатели), однако Хедвиг воспринимает новость в штыки — женщина вложила очень много сил и времени, чтобы создать свой «райский сад», и не готова в одночасье всё бросить. Тем более что особой близости между ними с супругом давно нет и, возможно, она даже завела любовника.

Кто это придумал и снял

Для режиссёра картины Джонатана Глейзера «Зона интересов» — всего четвёртый полнометражный фильм за 25 лет. Карьера британского кинематографиста началась в 2000-м, когда на фестиваль в Торонто отобрали его полнометражный дебют «Сексуальная тварь». Криминальный триллер с участием Рэя Уинстона, Бена Кингсли и Иэна Макшейна с успехом влетел в наградной сезон, получив номинации на престижные премии — от BAFTA до «Оскара».

После одного из главных хитов Глейзера — фантастического триллера «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон, играющей инопланетянку в чужом теле, — режиссёр пропал с радаров индустриальных медиа и кинофестивалей на долгие 10 лет. В 2023-м вернулся с «Зоной интересов» — экранизацией классика британской литературы Мартина Эмиса. Мировая премьера состоялась в Каннах.

Джонатан Глейзер и Джеймс Уилсон, лауреаты премии «Лучший международный художественный фильм» за фильм «Зона интересов» на 96-й ежегодной церемонии вручения премии «Оскар»
Фото: Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. / Getty Images

Книгу Эмиса после выхода в Великобритании оценили высоко и сравнивали с другими известными произведениями на тему Холокоста: «Благоволительницами» Джонатана Литтелла, «Мальчиком в полосатой пижаме» Джона Бойна. Примечательно, что немецкое издательство, которое выпускало предыдущие романы Эмиса, отказалось работать с «Зоной интересов», — писателю пришлось искать книге в Германии новый дом.

В карьере Глейзера это первый фильм, сценарий к которому режиссёр писал самостоятельно, — над каждой из предыдущих картин стабильно работали соавторы, а сценарий «Сексуальной твари» был и вовсе написан без его участия. Сказать, что это буквальная экранизация Эмиса, трудно: фильм опирается исключительно на фабулу и концепт романа, но дальше работает как самобытное произведение, допускающее ряд вольностей.

Премьера «Зоны интересов» состоялась на конкурсе Каннского кинофестиваля в 2023 году. На нём картина удостоилась Гран-при жюри и награды ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы).

В наградном сезоне 2023–2024 фильму уделили много внимания: BAFTA отметила кино тремя призами («Лучший звук», «Лучший британский фильм», «Лучший фильм на иностранном языке»), картину наградили на «Оскаре» («Лучший звук», «Лучший фильм на иностранном языке»), ну а Европейская киноакадемия особенно выделила звук в фильме.

Чем примечательно кино

Звуковое сопровождение «Зоны интересов» поистине необыкновенно и заслуживает всех полученных наград. Глейзер начинает кино с пронзительной, дискомфортной, раздражающей мелодии, а не со сложнопостановочных кадров, как это было в предыдущих лентах.

Экран словно заливают чёрным цветом, а на фоне раздаётся монотонная увертюра, будто озвучивающая боль пленных концлагеря. В кадре мы при этом этой боли не увидим, но слышать и помнить о ней должны.

Камера Лукаша Жаля (снимал виртуозную драму «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана) преимущественно статична — оператор не ходит вслед за героями, а выставляет кадр так, чтобы он символически рассказывал больше, чем показано на экране.

Вот Рудольф курит на крыльце, а на горизонте из трубы концлагеря вылетает огненное облако, — комендант нервно отворачивается. Противно ли ему увиденное? Или он из тех, кто исповедует принцип «оставляем работу на работе»? Нет ответа, но есть изображение. С намёком.

В немногочисленных диалогах персонажи погружаются всё глубже и глубже в философию и этику, то раздвигая, то, напротив, сокращая границы дозволенного. Режиссёр старательно выстраивает кинематографическое пространство, в котором одинаково гармонично существуют едва ли переносимый в здравом уме ужас и внешне опрятная, отнюдь не иллюзорная красота.

Граница между этим миром и тем — забор, но геометрических фигур, представленных на экране, у автора в целом предостаточно. Прямоугольные коридоры дома, ровные ряды лагерных бараков, «взгляд Бога» на светском собрании фашистов — всё строго и упорядоченно.

Можно сказать, что сюжета в общепринятом смысле в «Зоне интересов» нет. На протяжении почти двух часов зритель наблюдает разношёрстные зарисовки из жизни членов семьи Хёсс и тех, кто их окружает. То, что кажется общим, постепенно разделяется, отсекается, — это происходит во время столкновения с ужасающей реальностью по ту сторону стены.

Мать Хедвиг во время ночёвки в доме чувствует едкий запах дыма в воздухе и, не в состоянии мириться с этим ужасом, исчезает из истории по-английски, ни с кем не прощаясь.

Купаясь в реке, дети Рудольфа не замечают, как к их телам липнет пепел — вероятно, по недосмотру работников лагеря в реку попадают останки недавно сожжённых тел. Служанки срочно бросаются отмывать «истинных арийцев» в белоснежной ванне, в которой, судя по всему, такой категории «грязи» никогда не было.

Из аналогичных эпизодов соткана вся «Зона интересов» — кино, которое идеально иллюстрирует спектр ужаса, сопряжённого с понятием «концлагерь», но работает при этом не прямолинейно, ничего буквально не показывая.

Именно благодаря звуковому оформлению до зрителей, как и до семьи Хёсс, доносятся то ругань работников лагеря в адрес пленных, то выстрелы, то звон лопат, которыми орудуют, чтобы закопать трупы. Исключительно звуки — голосов, оружия, инструментов, увядающей природы — заставляют не просто проникнуться атмосферой, а буквально вжаться в кресло и сопереживать тем, кто находится за пределами кадра.

Конечно, считать «Зону интересов» первопроходцем в какой-либо области было бы некорректно. Впрочем, наиболее знаменитые произведения на тему — «Сын Саула», «Шоа», «Жизнь прекрасна» и другие — рассказывают о проживании трагедии от лица жертвы.

Джонатан Глейзер (как, например, и Стивен Спилберг в «Списке Шиндлера») пытается показать, как выглядит всё то же самое с точки зрения военных преступников. Не будет спойлером уточнить: для Рудольфа, кажется, это просто работа и возможность удовлетворить карьерные амбиции. Как говорится, ничего личного и человеческого.

«Зона интересов» — глубокое произведение, смотреть которое в сегодняшних реалиях довольно неприятно, но по-человечески важно. Слишком много неудобных рифм и параллелей всплывает в разговорах о совести, вине и ответственности. Люди, которые держатся за собственную версию «райского сада» во что бы то ни стало, были как 80 лет назад, так и сейчас.

Для таких граждан за забором — «всегда чужой, там всегда ненависть, зависть и страх». Это вовсе не художественная реконструкция Холокоста, скорее исследование природы зла, его обыденности и банальности. Глейзер доказывает, что для истинного ужаса не требуется его прямая демонстрация, — достаточно создать атмосферу отстранённости, пустоты и молчания.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована