Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

Почему сериал «Ведьмак» от Netflix провалился: разбираем ошибки и ищем виноватых

Всё ещё хуже, чем мы думали.

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Фэнтези-история о ведьмаке обрела популярность сначала в Восточной Европе, а после игр CD Projekt RED — и во всём мире. Пользуясь её растущей известностью, платформа Netflix выпустила свой сериал. Но если первый сезон ещё подавал надежды, то к третьему начался полный бардак. С роли Геральта ушёл актёр Генри Кавилл, главный фанат «Ведьмака»: он обещал сняться в семи запланированных сезонах, а продержался только три.

Казалось бы, сериал мог стать событием десятилетия и потеснить «Игру престолов». Почему он обернулся таким провалом? Ярослава Свидерская изучила все запуски франшизы и рассказала об основных причинах — от сценарных ошибок до хаоса на съёмочной площадке.

В статье мы расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ????

Почему франшиза «Ведьмак» так популярна

Пока фэнтези развивалось как жанр, в нём появлялись свои клише: эльфы и драконы, волшебство и средневековье, избранные герои и злодеи в высокой башне. Эти тропы становились привычны читателю, поэтому писатели использовали их как универсальные строительные блоки: из них было легко составить историю, которую аудитория полюбит и поймёт.

Во второй половине XX века фантасты начали расширять рамки жанра. Одни старались уйти от штампов и вводили свежие идеи, а другие продолжали использовать традиционные фэнтези-клише, но выворачивали их наизнанку, чтобы вдохнуть в них новую жизнь.

Анджей Сапковский
Фото: ActuaLitté / Flickr

В числе последних был польский писатель Анджей Сапковский. Его книги о приключениях охотника на чудовищ Геральта из Ривии показали: фэнтези можно писать иначе. Новаторская для жанра сага стала культовой сперва на родине писателя, а затем и во всей Восточной Европе. Книги дали старт франшизе, в которую входит 12 комиксов, одна рок-опера, одна настольная игра и пять компьютерных, три сериала и три ленты, а также два полнометражных мультфильма.

Такое разнообразие создаёт множество точек входа: можно погрузиться во франшизу так, как тебе удобно. Любишь читать — заройся в книги. Хочешь расслабиться и погрызть чипсы на диване — посмотри анимацию Netflix. В итоге база поклонников постоянно растёт. Полюбив персонажей, они начинают искать больше контента про них, открывают для себя новые медиа — и в процессе погружаются во вселенную глубже.

Кадр: анимационный фильм «Ведьмак: Кошмар волка» / Netflix

Такой подход работает, только когда тайтлы согласованы между собой и вписываются в канон. Аудитории нужно, чтобы Геральт был похож на Геральта, а от книг и игр оставалось схожее послевкусие. Франшизе десятки лет удавалось сохранять планку качества. А потом вышел сериал «Ведьмак».

Чтобы в полной мере описать, до чего скверно шоураннеры обошлись с материалом, сперва объясним две вещи. Первая — каким был первоисточник; вторая — как с ним поступали другие адаптации. После такого сравнения многие ошибки станут очевиднее — и, к несчастью, обиднее.

Дисклеймер. Если вам не нужен ликбез по истории франшизы, перематывайте сразу к разделу о критике: там мы вспоминаем, какие претензии собрал сериал, и расследуем ошибки продакшена.

Книги завоевали поклонников фэнтези

В 1986 году польский журнал Nowa Fantastyka объявил конкурс фэнтези-рассказов. Анджей Сапковский прислал работу, в которой переосмыслил типовые для жанра штампы. Сказочность в них уступила мрачному реализму: королевские династии предавались инцестуозным сношениям, а на чудовищ ходили не простые крестьяне, а обученные профессионалы. Даже расколдованная принцесса в конце не поцеловала спасителя, а осталась дикаркой, ведь она провела в облике монстра много лет и забыла, кем была раньше.

В 1980-х жанр фэнтези считался в Польше несерьёзным развлечением для детей. Однако читателям рассказ пришёлся по душе: они просили продолжения. Сапковский публиковался в журнале ещё несколько раз и в 1993 году издал сборник под названием «Последнее желание». За ним последовали другие рассказы и сага из семи романов, — последний поступил в продажу в 2024 году.

Обычно авторы фэнтези, такого как «Властелин колец», «Игра престолов» и «Волшебник Земноморья», черпают вдохновение из западных мифов и сказок. Сапковский же добавил привычному набору штампов славянский колорит. В его мире, кроме эльфов и драконов, живут лешие, прибожки и кикиморы, а сюжеты основаны на сказках, знакомых полякам с детства. Это сделало книги популярными на родине Сапковского: читатели увидели в них отражение своей культуры в новой, захватывающей подаче.

Дизайн лешего из второго сезона
Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Сапковский умело переплетает остросюжетную драму с легкомысленной буффонадой, а глобальные события — с бытовыми трагедиями. В его средневековом сеттинге раскрываются современные темы: расизм и дискриминация, проблемы экологии, разрушительность колониализма. Встречаются даже рассуждения о мутациях, абортах и генетике, однако Сапковский вставляет эти анахронизмы осознанно, чтобы подчеркнуть сатиру. Его книги служат ироничной призмой, сквозь которую читатель может критически взглянуть на сегодняшний мир.

В «Ведьмаке» нет присущего фэнтези пафоса, когда великие герои за круглым столом печально вершат судьбы мира. Напротив, Сапковский пишет крайне жизненные истории. В своём творчестве он даёт слово простым людям, которые регулярно попадают в жернова исторических перемен. Поэтому фирменный «тёмный реализм» писатель черпает не в крови, грязи или хтонической обречённости, а в изъянах человеческой натуры.

Например, пока ведьмак пьёт с друзьями у костра и выручает крестьян из лап чудовищ, за кадром разворачиваются интриги мирового масштаба. Идут кровопролитные войны, за власть сражаются редкие мерзавцы, а страдает от этого простой народ. Сапковский подчёркивает: на любое чудище найдётся управа — храбрый Геральт из Ривии. Но есть такой монстр, перед которым даже Геральт порой бессилен, и монстр этот — человек.

Геральт из Ривии покорил геймеров

Книги принесли Сапковскому статус отца польского фэнтези, но всемирную известность ему подарил вторичный контент. В 2007 году Геральт из Ривии перекочевал со страниц книг на мониторы компьютеров: польская студия CD Projekt RED выпустила ролевую игру «Ведьмак» по мотивам произведений.

Тайтл отличался от типовых фэнтези-RPG того времени. Разработчики предложили игрокам делать выборы, которые приводили к ощутимым последствиям, но при этом выбор не оценивался с точки зрения морали. В других тайтлах, например в Mass Effect, который известен сложными развилками, действия явно находились в спектре «добра» и «зла». В «Ведьмаке» же разработчики заставляли выбирать между вариантами, у которых вовсе не было ярлыков.

Яркий пример — конфликт между повстанцами-скоя’таэлями и противостоящим им Орденом Пылающей Розы. Перед игроком вставал выбор:

  • Если занять сторону скоя’таэлей, поможешь им бороться с несправедливостью и угнетением. Но эта борьба дойдёт до актов терроризма и настоящих зверств.
  • Если занять сторону Ордена, подольёшь масла в пожар ненависти. У скоя’таэлей появится больше причин продолжать сопротивление. К тому же придётся убивать невинных.
  • Если сохранить нейтралитет, тебя возненавидят все, кроме ближайших друзей. А кошмарные вещи произойдут так или иначе, просто ты не сможешь на них повлиять.

Персонажи вокруг Геральта тоже оставались в зоне серой морали, а на действия реагировали, опираясь на личные мнения и принципы. В игре не было волшебного счётчика, который определял, на какую концовку игрок пройдёт тайтл: на плохую или хорошую. Любой исход был по-своему неприятен, так что выбирать предстояло не между «добром» и «злом», — здесь выбор большинства очевиден, — а между двумя стульями. Поэтому все варианты становились одинаково интересны.

Скриншот: игра «Ведьмак» / CD Projekt RED

В 2011 году вышло продолжение «Ведьмак 2: Убийцы королей» с захватывающей политической драмой. В лучшем духе Сапковского игра продолжила строить персонажецентричный сюжет. В мире «Ведьмака» события никогда не случаются сами по себе: их двигают герои со своими целями, страхами и мотивами. Они всегда прописаны как цельные, многогранные личности, поэтому цепляют своей неоднозначностью и запоминаются надолго.

Чародейка Йеннифэр, с которой у Геральта «всё сложно», — острая на язык стерва. Она использует окружающих, манипулирует и обманывает ради эгоистичных целей. У Йеннифэр нет старых травм или обид, которые могли бы объяснить её скверный характер. Всё просто: она могущественная колдунья, привыкшая к безнаказанности и привилегиям.

При этом Йеннифэр — одна из центральных персонажей саги. Ей посвящено немало страниц текста и минут геймплея, поэтому читатели и игроки успевают рассмотреть её более человечные черты: непоколебимую преданность, любящее сердце, нежное отношение к Цири и Геральту. В итоге даже такая неприятная героиня стала одной из любимиц в фандоме. Но и хейта собирает прилично.

Прокачав сторителлинг и геймдизайн, студия CD Projekt RED сотворила настоящий шедевр в мире геймдева. Третья часть «Ведьмак 3: Дикая Охота» (2015) стала мировым хитом и завоевала тридцать наград, включая самые престижные — Golden Joystick Awards и The Game Awards.

Игра привлекла много внимания к вселенной «Ведьмака»: на десятую годовщину после релиза разработчики раскрыли, что тайтл разошёлся тиражом более 60 миллионов копий. Эти цифры ставят его в один ряд с PUBG: Battlegrounds и Red Dead Redemption 2 — самыми продаваемыми играми в мире. На момент написания статьи «Ведьмак 3: Дикая Охота» занимает в топе двенадцатое место, и продажи будут явно расти: в CD Projekt RED планируют выпустить четвёртую часть игры. Геральт уйдёт на покой, и главной героиней станет Цири.

Несмотря на коммерческий успех, для CD Projekt RED игры — в первую очередь способ выразить любовь к персонажам и миру. Тайтлы делают «фанаты для фанатов»: в них регулярно появляются герои из книг и отсылки к мельчайшим деталям.

В начале третьей игры Йеннифэр прислала Геральту письмо, в котором упомянула чучело единорога. Читатели знают: на этом чучеле парочка творила много всего пикантного. А позже единорога ещё и показали, что окончательно укрепило его мемный статус
Скриншот: игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» / CD Projekt RED

Любовь разработчиков передалась и геймерам: они проходят игры, одержимо относясь к мелочам. Например, когда вышла «Дикая Охота», фанаты возмутились: а где наш любимчик из второй части? «Любимчиком» был жуткий предводитель скоя’таэлей Иорвет — второстепенный персонаж, с которым Геральт мог сражаться или путешествовать вместе. Все десять лет фанаты преданно раскапывают игровые файлы, ища намёки на судьбу Иорвета, и забрасывают разработчиков вопросами, не появится ли он в четвёртой игре.

Поэтому, когда Netflix объявил, что планирует снять сериал по вселенной «Ведьмака», миллионы фанатов затаили дыхание. Они ожидали, что шоураннеры отнесутся к персонажам и миру так же бережно. Но надежды сменились горьким разочарованием: «Ведьмак» полностью провалился как адаптация.

Генри Кавилл привлёк внимание зрителей

Сериалы и кино выводят любое явление на новый уровень известности. Так было и с «Ведьмаком»: попытки нести тайтл в массы предпринимались в 2002 году, когда вышел польский телесериал с актёром Михалом Жебровским в главной роли. Но из-за ограниченного бюджета экранизация выглядела как сходка ролевиков в лесу, а историю пришлось переврать и сократить. Проектом остались недовольны и зрители, и критики, и сам Сапковский.

Зато сериал Netflix создал вокруг «Ведьмака» много шума. Неудивительно: стриминг явно замахнулся занять нишу, опустевшую после «Игры престолов». И хотя позорный восьмой сезон подарил зрителям ПТСР, планка ожиданий от фэнтези-проектов взлетела до небес. У «Ведьмака» оставалось два пути: впечатлить искушённую аудиторию или сгинуть с позором.

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Впечатлять было непросто: сериал собрал у экранов читателей и геймеров, уже знакомых со вселенной Сапковского. Поклонники переживали, что американские шоураннеры не смогут передать польский колорит. Однако их опасения развеивал исполнитель главной роли — Генри Кавилл, преданный фанат игр. Он собирался сняться во всех семи запланированных сезонах, но при одном условии: если сценаристы будут следовать первоисточнику и уважать его.

Надежду внушало и то, что в продакшене участвовали люди, которые приложили руку к развитию франшизы. Например, исполнительным продюсером стал аниматор Томаш Багиньский, — он ставил синематики для всех трёх видеоигр.

Интересный факт. Чтобы снять достойное фэнтези, «Ведьмаку» выделили внушительный бюджет. Netflix потратил на первые два сезона 318,7 миллиона долларов. На каждую серию, по оценкам, ушло по 12 миллионов долларов — немногим меньше, чем на эпизоды шестого сезона «Игры престолов».

У сериала было всё, чтобы стать новой вехой франшизы: фан-база, крепкая сюжетная основа, поклонники «Ведьмака» в команде продакшена. Но что-то пошло не так. По рейтингам агрегатора оценок Rotten Tomatoes видно, как аудитория всё сильнее разочаровывалась в тайтле:

  • первый сезон (2019) — 68% от критиков, 88% от зрителей;
  • второй сезон (2021) — 95% от критиков, 54% от зрителей;
  • третий сезон (2023) — 79% от критиков, 19% от зрителей.

В октябре 2022 года Генри объявил об уходе с главной роли, хотя для него это был проект мечты. Чтобы заполучить роль Геральта из Ривии, актёр даже согласился на сниженный гонорар: за каждую серию первого сезона он получил по 400 тысяч долларов. Это нижняя граница для звёзд его величины. Для сравнения, актёр Крис Пратт так же, как Генри Кавилл, снимался в супергеройском кино, но за съёмки в сериале «Список смертников» зарабатывал по миллиону долларов за эпизод.

Фото: @witchernetflix / Twitter

Уход Кавилла шокировал, но не удивил поклонников. К решению актёра многие отнеслись с уважением, если не со злорадством, посчитав это кармическим наказанием за шоураннерские грехи. А грешков допустили немало, — вспомним, из-за чего горели ленты соцсетей после выхода каждой серии.

За что «Ведьмака» критиковали поклонники

Создатели отказались от хронологического повествования, но лишь сильнее запутали историю. Например, действие могло показывать Геральта в настоящем времени, а затем скакнуть в его приключения двадцатилетней давности. Шоураннеры не готовили зрителей к этим прыжкам: не было даже поясняющего титра в углу экрана. На аудиторию лили невнятный смузи из имён, топонимов и исторических событий.

Такой подход провалил главную задачу адаптации: сделать материал доступнее для зрителя. Аналогичная цель стояла перед «Игрой престолов», и та справилась несравнимо лучше: постепенно вводила фокальных героев, знакомила с королевствами Вестероса и другими землями. «Ведьмак» же не давал аудитории насладиться сюжетом. Вместо этого зрителям приходилось напряжённо разбираться, кто все эти люди и какой сейчас год.

«Ведьмак» выглядит как очередное американизированное фэнтези. Из сериала вырезали всё славянское. Оставили только монстров — стрыг да леших, но исключительно ради зрелищности: чудовища лишь были чем-то новым и развлекали зрителей, а не отсылали к богатому польскому фольклору.

Картинку упростили и свели к типовым для фэнтези визуальным штампам. Шоураннеры признавались, что намеренно адаптировали материал для американской аудитории, поэтому под нож шло всё польское. Так сериал потерял то, что выделяло оригинальную вселенную среди других фэнтези-книг: редкий для жанра восточноевропейский колорит.

«[Американцы. — Ред.] выросли в ином историческом контексте, где всё предопределено: Америка всегда хорошая, а остальные — плохие парни, и нет никаких усложнений. Когда сериал делают для широких зрительских масс... и здоровая их часть — американцы, эти упрощения не просто имеют смысл — они ещё и необходимы».

Томаш Багиньски, интервью журналу Wyborcza

Создатели сериала неуважительно отнеслись к книгам. С первого же сезона они начали отходить от оригинального материала. Пострадали и персонажи, и сюжетные линии.

Например, в книгах Геральт — жуткий охотник на монстров, которого боятся и презирают. Однако под ведьмачьей бронёй скрывается мягкий и чистосердечный человек: он защищает слабых, нежно любит своих друзей и ввязывается в передряги, потому что не может оставаться в стороне, когда видит несправедливость. В сериале же Геральт превратился в типичного бесчувственного мачо, который неспособен на привязанность.

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Некоторые идеи Сапковского шоураннеры будто вовсе не поняли — даже те, что разжёваны на сотни страниц. Например, создатели зацепились за идею предназначения: жизни персонажей в сериале переплетаются не потому, что те всеми правдами и неправдами стремятся быть вместе, а потому что «так суждено» и «от судьбы не убежишь». Книги же, наоборот, подчёркивают: всё на свете меркнет перед нашей свободой воли. Ничего не предрешено — мы сами выбираем свой путь.

Когда шоураннеры вводили новые для сеттинга элементы, те противоречили логике мира. Некоторые линии — например, арка Цири во втором сезоне — больше напоминали плохой фанфик или сборник фэнтези-штампов. Сценаристы будто пересказали свои подростковые фантазии: «Вот как получу суперсилу, как приду в школу — все упадут!» Поэтому фанаты постоянно чувствовали себя так, словно их водят за нос: обещали сериал по «Ведьмаку», а по факту от любимого тайтла ничего не осталось.

Шоураннер Лорен Хиссрик — противная феминистка, которая насовала в сериал «повесточку». Зрители жаловались, что персонажи не соответствуют описаниям из книг: мол, фэнтези польское, а актёры почему-то темнокожие. Эту претензию озвучивали громче всего, хотя она наименее дельная: адаптацию изначально делали для американской аудитории, которая привыкла к разнообразию на экране. В современной Америке попросту невозможно нанять полностью «белый» каст — и дело не в «повесточке», а в том, что американцы ежедневно видят вокруг себя людей с разным цветом кожи. «Белый» сериал будет выглядеть в лучшем случае неестественно, в худшем — оскорбительно, да ещё и не окупится у аудитории.

Известно, что игра «Дикая Охота» привлекла к франшизе немало расистов. Поскольку это польский продукт, персонажи в нём все белокожие, и для белых супремасистов тайтл стал окошком в их идеальный мир. Они любят прикрываться любовью к книгам, но книг, видимо, не читают: если б читали — заметили бы, как часто Сапковский осуждает любую нетерпимость. В остальных произведениях франшизы тоже постоянно затрагивают тему расовой вражды, настаивают на этническом разнообразии и взаимоуважении. Например, в игре «Ведьмак 2: Убийцы королей» пресловутый Иорвет произносит такой монолог:

«Но война идёт именно из-за этого [расы. — Ред.]! У нас острые уши, у вас — округлые. <...> Каждый пытается доказать, что его уши лучше. И ради этого люди и эльфы режут друг друга четыре сотни лет. Из-за формы ушей».

Так что разнообразие в касте скорее продолжает мысли Сапковского. Оно подчёркивает темы социальной несправедливости, позволяет говорить о них обстоятельнее. Впрочем, расистам этого не объяснишь.

Как хаос на съёмочной площадке повлиял на продакшен

В провале «Ведьмака» зрители стали винить повестку, феминизм и бездарный менеджмент Лорен Хиссрик. Но разнообразие в кастинге не объясняет, почему сценарий так плох, а картинка выглядит дешёвой. Зато отсутствие чёткого руководства действительно могло стать причиной многих промахов. Чтобы заполучить ответы, погрузимся в тайны продакшена и разберёмся, в какой момент всё пошло не так.

Генри Кавилл ушёл с роли Геральта из Ривии

Создатели сериала часто подчёркивали: Кавилл — преданный фанат вселенной Сапковского. Несомненно, это был маркетинговый ход, призванный привлечь фанатов. Но когда на проект сыпалась критика за расхождения с книгами, авторы прикрывались Кавиллом, будто щитом. Мол, раз уж такой ревностный поклонник «Ведьмака» одобрил наше решение, вам тем более нечего возмущаться.

Продюсер Лорен Шмидт-Хиссрик, актёры Фрейя Аллан, Генри Кавилл и Аня Чалотра на мировой премьере второго сезона «Ведьмака» в Лондоне, 1 декабря 2021 года
Фото: Dave J Hogan / Getty Images

Уход Кавилла вскрыл разрозненность, царящую на съёмочной площадке. Ни сценаристы, ни режиссёры, ни актёры не могли прийти к единому мнению о том, как должен выглядеть сериал. Это ярче всего заметно по главной роли: представления Кавилла о Геральте явно отличались от видения создателей. В многочисленных интервью актёр рассказывал, что хочет отдать дань уважения первоисточнику и приблизить Геральта к книжному образу, однако сериальный персонаж этому образу не соответствовал.

В книгах Сапковский сразу заявил Геральта как полностью сформированного героя. Геральта не ждут левел-апы и открытия секретных техник: он уже и так профи. Ему не нужно сквозь боль и мучения подпускать других людей к сердцу, ведь у него изначально есть любящие друзья и названая семья в лице других ведьмаков. Репутация жуткого мутанта лишь сильнее мотивирует Геральта ценить близкие связи и тянуться к людям.

Сериал же планировал рассказать историю становления: изобразить Геральта как персонажа, который всё ещё растёт над собой, превращается из одинокого волка в любящего отца и друга. Именно Цири, Йеннифэр и Лютик должны были вернуть ему человечность. Выходит, авторы стремились постепенно развивать образ Геральта и на протяжении нескольких сезонов смягчать его холодное сердце.

«Мы рассказывали историю о том, что происходит, когда ведьмак становится отцовской фигурой, как это его меняет. Это вынуждает [Геральта. — Ред.] начать выражать свои чувства, глубже погружаться в них. Ведь на самом деле он пытается заслужить доверие Цири, а для этого нужно немало уязвимости. Так что в этом сезоне будет... гораздо больше разговоров о чувствах».

Лорен Хиссрик, интервью журналу Associated Press

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Подход сценаристов объясняет, почему искренняя дружба Геральта и Лютика трансформировалась в односторонний лав-хейт: они больше напоминают Шрека и Осла, чем оригинальных персонажей из книг. Точно так же отношения с Цири превратились скорее в историю Терминатора и Джона Коннора, в которой ребёнок — навязанное обязательство, лишь со временем переросшее в привязанность.

Но когда сценарий написан с учётом этих идей, а Кавилл играет Геральта «как в книгах», возникает путаница. Вспомним сцену, где умирает лошадь Геральта Плотва. Кавилл самостоятельно переписал момент, настояв на сентиментальном прощании, и зрители высоко оценили его решение. Особенно когда узнали, что в оригинальном варианте сценария Геральт должен был пошутить: «Ты была моей любимой Плотвой».

Изменения добавили Геральту каноничности, но снизили целостность истории. По изначальной задумке Геральт эффективным, быстрым движением убил Плотву, лишив её мучений, — но перед этим позволил Цири попрощаться и дождался, пока она отвернётся. Так раскрывалась его забота о Цири: если Геральт действительно безэмоционален, ему должно быть наплевать, и тем не менее он уберёг девочку от травмирующего зрелища. Задуманная создателями сцена показывала рост Геральта и тяготы отцовства, но с правками Кавилла скорее раскрыла его отношение к Плотве.

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

В итоге сериальный Геральт застрял в странном лимбе между бездушным Терминатором и ворчливым Шреком, а его линия не оформилась ни во что чёткое. Продюсеры не смогли донести своё видение до Кавилла, а сам Кавилл не был готов идти на компромисс ради общей концепции:

«Я самый раздражающий человек на площадке, потому что от меня постоянно слышно: „Извините, вы ведь понимаете, что должно происходить вот это, а они бы так не сделали? А ещё вы не читали вот это, значит, это невозможно“. И все вокруг такие: „Генри, просто сделай это, и всё“. И я такой: „Я не хочу это делать! Он бы так не поступил“».

Генри Кавилл, интервью журналу Collider

Также Кавилл часто импровизировал без согласования с коллегами по площадке. Например, там, где нужно было произнести реплику, угрюмо молчал или вставлял недовольное «Хм-м...» в стиле Геральта из третьей игры. Это усложняло задачу другим актёрам: им приходилось вворачивать реплики Геральта в свои, ведь сюжет не может стоять на месте. Съёмочный процесс всё больше превращался в беспорядок.

Видеоблогер Alien Platypus предположил: шоураннеры настолько устали от требований Кавилла, что позволили ему играть Геральта на свой вкус, а затем просто склеили историю, которую сами хотели видеть на экране:

«Они разрешили Кавиллу изображать персонажа из книг, а затем порубили его актёрскую игру на этапе монтажа, чтобы дать нам новый взгляд [на персонажа. — Ред.] Нет бы сразу попросить актёра играть роль так, как им нужно. Это даже увлекательно: мы будто наблюдаем за тем, как поезд едет сразу по двум железнодорожным путям — и они неумолимо отдаляются друг от друга».

Сериал терял талантливых специалистов ещё до Кавилла

Для «Ведьмака» увольнения из-за творческих разногласий — не исключение, а норма. Люди покидали команду, когда первый сезон ещё даже не вышел на Netflix.

Например, режиссёром и продюсером первого сезона выступал Алик Сахаров, который работал над несколькими эпизодами «Игры престолов». Изначально Сахаров должен был поставить первую, вторую, седьмую и восьмую серии «Ведьмака», но полностью снял только вторую. До последних он не добрался, а в пилоте из-за замены актрисы пришлось переделать весь его материал.

В первой серии заменили актрису, сыгравшую Ренфри. Поэтому работа Сахарова сохранилась только в сценах, где героиня отсутствует
Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

«Я... оцениваю [свою работу в проекте. — Ред.] довольно критично. Видите ли, в моём восприятии восточноевропейская литература имеет совершенно другой темп. Ведь неслучайно же у Анджея Сапковского столько сюжетных линий и персонажей. Руководство проекта поставило задачу задать экранизации боевой темп, наполнить её красочными спецэффектами, — таково их видение. Мой взгляд сильно отличался, и я попытался донести его до них, приводя свои аргументы. К сожалению, меня сочли недостаточно убедительным, и я принял решение уйти из проекта».

Алик Сахаров, интервью журналу Forbes

Ситуация выглядит так, словно Netflix нанял Сахарова и Кавилла, только чтобы подмазаться к фанатам жанра. Ведь так можно выпускать интригующие пресс-релизы: мол, Супермен объединился с именитым режиссёром из «Игры престолов» на съёмках нового фэнтези.

После первого сезона уволился ещё один участник команды — художник по костюмам Тим Аслам. Его работу заслуженно критиковали — например, за то, что узор на доспехах Нильфгаарда больше напоминал складки кожи на мужских гениталиях. Однако Асламу не дали ни технического задания, ни времени, чтобы создать качественные костюмы.

«Чтобы нарисовать концепты, у меня была где-то неделя на всё — от эскизов до отправки на пошив. Всё потому что мне нужно было меньше чем за два месяца изготовить около 250 комплектов... практически с нуля».

Тим Аслам, портал Redanian Intelligence


«[Хиссрик. — Ред.] не хотела, чтобы сериал выглядел как типичное средневековое фэнтези. <...> Мол, „Мы не хотим ничего восточноевропейского, традиционного, средневекового. Просто чёрные доспехи“. <...> Но это всё равно что сказать: „Поди найди то, чего ещё никто не видел“. А в том, что касается доспехов, это нелегко. Потому что доспехи существуют уже 3–4 тысячи лет в самых разных формах. Думаю, что бы мы ни придумали — кто-нибудь это когда-нибудь да видел».

Тим Аслам, портал Redanian Intelligence

Историки моды объясняют: костюмы — это визуальный язык, который многое может рассказать о культуре сеттинга. Например, можно заявить фиолетовый пигмент как один из редчайших в мире, и, если персонаж одет в фиолетовое, зритель понимает: ага, этот герой влиятелен и богат. Однако в «Ведьмаке» костюмы напрочь лишены культурной подоплёки и ничего не говорят об устройстве общества. Они созданы лишь для эстетических целей и хаотично отсылают то к викторианской готике, то к современной высокой моде, но ни в коем случае не к польским корням франшизы: все герои одеты исключительно на западный манер.

Нередко костюмы не подходили сценам и условиям съёмок. Например, Аня Чалотра, исполнительница роли Йеннифэр, во время интенсивного экшена носила платье весом 25 килограмм. Ей пришлось постоянно в нём бегать и двигаться, а это колоссальная физическая нагрузка: под конец съёмочного дня Аня чуть не упала в обморок.

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Генри Кавилл тоже столкнулся с трудностями: для него пришлось переделывать броню. В первом сезоне он чаще сражался в рубашке, чем в доспехе, потому что костюм серьёзно ограничивал движения. Зато во втором сезоне Геральт предстал в новом образе. Дизайнер по костюмам Люсинда Райт даже хвасталась, что теперь Генри хотя бы может поднять руку и вынуть из-за спины меч.

Постпродакшен также пострадал из-за того, что шоураннеры не распланировали съёмки. Например, продюсеры построили декорации для битвы с кикиморой, но не посоветовались с художниками по спецэффектам, которые должны были эту кикимору туда «поселить». Пришлось сокращать продолжительность сцены и тратить на её проработку больше времени. Видимо, поэтому каждая новая серия выглядит хуже предыдущей: художники по спецэффектам пытались «прилизать» ранние эпизоды, но так отнимали у себя время для работы над последующими сценами.

Вердикт: кто виноват в провале сериала «Ведьмак»

Как продакшен такого масштаба может настолько выйти из-под контроля? Похоже, дело в том, что в Netflix поздно спохватились насчёт финала «Игры престолов» и торопились занять её место. От анонса до релиза первого сезона «Ведьмака» прошло чуть больше двух лет. Всего за два года написали сценарий, составили бюджет, подобрали актёров и локации, пошили костюмы, сняли и смонтировали материал, добавили спецэффекты, микшировали звук, — это безумная скорость.

Лорен Хиссрик написала пилотный эпизод всего за четыре дня. Позже серию переписывали несколько раз, но факт есть факт: за столь короткое время невозможно спланировать сезон дальше своего носа. Ведь нужно продумать сюжет, арки персонажей, развесить чеховские ружья, — за четыре дня выполнить столько работы нереально. Особенно если поставлена цель написать качественную историю.

Впрочем, создатели будто и не стремились к качеству. В ныне удалённом интервью сценаристка Хейли Холл рассказала: когда идёт первичная работа над сценарием, возможно всё.

«Может, персонаж заболеет ужасной болезнью. Может, герой влюбится в злодея. В целом твоя единственная цель, когда ты питчишь идеи, — придумать то, что подойдёт заявленным в пилоте персонажам и подтолкнёт их к точке, в которую мы хотим их привести».

В сериале действительно имели место и ужасная болезнь, и влюблённость в злодея — естественно, вопреки событиям книг. Видимо, с тех пор, как райтеры впервые собрались обсудить идеи, в сценарии ничего не изменилось. «Ведьмак» выглядит так, будто писатели придумывали сюжет на ходу и представления не имели, чем закончится история. Они смогли только обозначить общие темы и сверху заполировать их экшеном да избитыми клише.

Возникает вопрос, знают ли создатели первоисточник, или они ограничились аннотацией из «Википедии». Ответ известен: кто-то да, а кто-то нет, — в команду сценаристов нанимали и тех, кто вовсе незнаком со вселенной. Сама Лорен Хиссрик на момент, когда Netflix предложил ей стать шоураннером, прочитала лишь «Последнее желание». Потому думала отказаться: ранее она не работала с фэнтези — её послужной список ограничивался «Сорвиголовой», «Академией Амбрелла» и прочими тайтлами с современным сеттингом. Хиссрик считала, что не сможет руководить съёмками «Ведьмака», а продукт со столь огромной фан-базой заслуживает более вдумчивой адаптации.

«Однако в Netflix... возразили мне и сказали: „Не переживай насчёт фанатов. Просто расскажи нам ту историю, которую хочешь рассказать“».

Лорен Хиссрик, интервью журналу Mega

Однако нельзя сказать, что Лорен представила авторский взгляд на вселенную «Ведьмака». Её подход к работе, наоборот, заключается в том, чтобы дать самым разным людям площадку для творчества. Она описывала свой процесс так: «Я не прошу всех вторить моему голосу или подражать моему стилю. Я хочу, чтобы каждый отстаивал собственный сценарий». В другом интервью, отвечая на вопросы фанатов, Лорен объяснила:

«Сценарий сериала лежит на плечах сценаристов, а не на мне. Помимо меня в команде шесть сценаристов и четыре помощника... Я написала пилотную серию, а они просто взяли мои наработки и продолжили работу. Я не завязываю на себе все процессы, не говорю „да“ или „нет“ всему, что проходит мимо меня, — наоборот: я делегирую эти задачи другим».

Кадр: сериал «Ведьмак» / Netflix

Сериал буквально собрали из кучки разрозненных идей, и шоураннеры даже не пытались согласовать их между собой. Управленческая нерешительность Хиссрик привела к тому, что съёмочный процесс стал напоминать притчу «Лебедь, рак и щука».

За всеми скандалами мало кто помнит, что сериал изначально задумывался как фильм. Томаш Багиньский долго пытался экранизировать «Ведьмака» в Голливуде. В 2015 году он работал с компанией Sean Daniel Company над фильмом по мотивам «Меньшего зла» и других рассказов о ведьмаке. Сценарий был уже написан. Фильм планировали выпустить в 2017 году. Однако проект не состоялся: компания подписала контракт с Netflix и передала права на реализацию сериала. Поляка Багиньского заменили на более близкую американцам Лорен Хиссрик.

Как для человека, который лишился проекта своей мечты, Багиньский стойко сохранял профессионализм: защищал решения коллег (хотя и признавался, что порой это даётся ему с трудом), объяснял неочевидные сложности продакшена. Но в 2023 году стена его сдержанности дала брешь. В интервью польскому ютуб-каналу Багиньский посетовал: подход к адаптации продиктован популярностью короткоформатных видео.

«Чем моложе аудитория, тем вторичнее логика сюжета. [Зато важнее становятся. — Ред.] чистые эмоции. Взрыв эмоций. Эти люди выросли на тиктоках и видео с YouTube, они прыгают с ролика на ролик. ...Дорогие дети, то, что вы с собой творите, делает вас менее восприимчивыми к долгоформатному контенту и сложным цепочкам событий!»

Неосторожные слова продюсера разошлись по Сети. Журналисты писали, что Багиньский винит TikTok в снижении медиаграмотности и называет американцев тупыми. Зрители справедливо возмущались высокомерным отношением создателей, ведь они сочли собственную аудиторию глупой и неспособной оценить многослойность книг Сапковского.

Для западного зрителя Багиньский стал частью той силы, что отняла у них «Ведьмака» и превратила любимый тайтл в незрелый фанфик. Но мы видим проблему в ином: корпоративная жадность подтолкнула Netflix заработать на франшизе и пренебречь ради выгоды всем — и сроками, и качеством, и логикой. На фоне кошмарных дедлайнов в приоритет вышла скорость, с которой генерировали и выпускали контент. С тем же успехом экранизировать «Ведьмака» могли нейросети.

В 2025 году Netflix планирует выпустить четвёртый сезон, в котором Генри Кавилла заменит актёр Лиам Хемсворт. Он будет играть Геральта недолго — сериал сократили с запланированных семи сезонов до пяти. Фанаты решили: радоваться здесь нечему и ждать тоже нечего. Всё печально на Континенте. Остаётся лишь ловить новости о новой игре CD Projekt RED.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована