«Безмолвное братство»: Джуд Лоу охотится на группу нацистов в американской глубинке
Разбираем детективный триллер, основанный на реальных событиях.
Кадр: фильм «Безмолвное братство» / AGC Studios / Arcana Studio
В российский прокат вышла новая картина Джастина Курзеля («Подлинная история банды Келли», «Кредо убийцы») под многозначительным названием «Безмолвное братство». Фильм рассказывает полуправдивую историю о том, как агент ФБР, которого играет Джуд Лоу, пытается поймать группу неонацистов. Радикалы грабят банки и планируют теракты, мечтая захватить власть в стране, а горе-федерал гонится за ними по пятам.
В этом материале подробно расскажем:
- про сюжет триллера;
- историю, на которой он основан;
- главных героев фильма;
- и то, как происходящее связано с захватом Капитолия.
О чём «Безмолвное братство»
В 1983 году опытный агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) выходит на пенсию и переезжает в тихий городок, чтобы отдохнуть от шума мегаполиса. Однако сразу по прибытии внимание мужчины привлекают подозрительные листовки с националистическими лозунгами. Вместе с местным полицейским Джейми (Тай Шеридан) Хаск начинает расследование. Поводом становятся не только многочисленные плакаты, но и найденный труп одного из расистов, а ещё участившиеся ограбления.
Постепенно Джейми и Хаск выходят на след группировки неонацистов, которой руководит молодой парень по имени Роберт Джей Мэтьюс (Николас Холт). Банда хочет устроить переворот в стране, а чтобы заработать денег на эти цели, обносит банки и грабит инкассаторские машины.
А что было на самом деле
Фильм «Безмолвное братство», как и большинство работ австралийского режиссёра Джастина Курзеля, основан на реальных событиях. Единственные его фильмы, снятые не по реальным историям, — это, пожалуй, «Макбет» и Assassin’s Creed (правда, и в них без исторической подоплёки не обошлось).
Хотя Хаск, персонаж Джуда Лоу, вымышленный, сама группировка The Order существовала на самом деле. Это была террористическая организация белых националистов (также известная как Brüder Schweigen или Silent Brotherhood), которая наводила беспорядки в США с 1983 по 1984 год. Её взлёт и падение показаны в фильме достаточно близко к тому, как это было на самом деле.
Фильм снят в лучших традициях голливудских картин о борьбе за гражданские права, а также ярких экшен-триллеров вроде «Схватки» Майкла Манна. Влияние последнего особенно заметно в том, как Курзель снимает сцены перестрелок и погонь и как показывает отношения между героями. Стоит отметить, что экшен-сцены в фильме сняты очень качественно. Благодаря простой, но чётко поставленной хореографии и объёмному звуку во время столкновений правоохранительных органов и группировки зритель словно сам оказывается в гуще событий. Каждый выстрел ощущается так отчётливо, будто пули буквально летят где-то над головой.
Какими получились персонажи
Джастин Курзель снял фильм, в котором намешаны самые разные клише. Джуд Лоу, например, играет харизматичного агента ФБР, который ловит опасного преступника на фоне красивых пейзажей, похожих на те, что были в сериале «Твин Пикс». У Терри Хаска есть жена и дети, которым он в начале фильма оставляет сообщения на автоответчике. Постепенно становится ясно, что в личной жизни мужчины не всё гладко, однако режиссёр оставляет эту линию незаконченной. То ли его семья давно мертва, то ли просто перестала выходить с ним на связь.
Возможно, протагонист вообще постепенно сходит с ума, как это было с главным героем фильма «Бессонница» Кристофера Нолана: персонаж Аль Пачино тоже приезжал в глушь и ловил там опасного преступника, попутно терзаясь чувством вины из-за гибели товарища. Да, при просмотре «Безмолвного братства» невольно вспоминается целый ворох похожих лент. Триллер Курзеля в итоге ощущается как компиляция стандартных приёмов жанра, что, впрочем, не делает фильм хуже.
Интересно, что для съёмок этого сугубо американского фильма Курзель пригласил сразу двух ярких британских актёров. Один из них — Николас Холт, который уже снимался у постановщика в фильме «Подлинная история банды Келли». Холт, кстати, действительно похож на реального участника событий — Мэтьюса.
Поначалу антагонист кажется странным фанатиком, который не способен ни собрать армию, ни свергнуть правительство, устроив революцию. Однако позже к персонажу и его мотивам проникаешься чем-то вроде сочувствия: несмотря на свои помыслы, он не кажется отпетым отморозком. Антагонист Холта не тупой боевик, а скорее хитрый манипулятор. У него, в отличие от героя Лоу, две семьи: жена с приёмным ребёнком и беременная девушка, которых он, кажется, искренне любит.
Мэтьюс вообще выставлен сценаристами (Зак Бэйлин, Гэри Герхардт и Кевин Флинн) как полный антипод Хаску. Агент ФБР часто злится, срывается на коллег и просто ходит весь фильм насупившись, — а вот впечатление от преступника совсем иное. Мэтьюс спокоен, рассудителен и не питает иллюзий насчёт своей судьбы — ближе к концу ленты он прямо признаётся, что жить ему осталось недолго.
Дихотомическое разграничение двух героев — хитрая ловушка от Курзеля. Режиссёр заставляет зрителя невольно сопереживать злодею картины и тихо ненавидеть героя. Но стоит признаться, что испытывать негативные чувства к красавчику Джуду Лоу (как говорил Майкл Скотт из «Офиса», «We’re all homo, Homo sapiens») — задачка не из лёгких.
Какие ещё параллели проводит фильм
Лента снята среди прочего по мотивам штурма Конгресса США, который произошёл в январе 2021 года — на это недвусмысленно намекают финальные титры. Ещё в «Братстве» несколько раз показывают книгу «Дневники Тёрнера», своеобразный манифест неонацизма. Эта книга до сих пор считается опасной, потому что может повлиять на неокрепшие умы, — в картине «Дневники» читают детям как этакую сказку на ночь.
При этом важно, что постановщик фильма не пытается пропагандировать идеи книги или в который раз проехаться по Трампу и его сторонникам, а скорее занимает место безмолвного (извините, было сложно удержаться) наблюдателя. Курзель часто осмысляет американские трагедии через собственное творчество — так он делал уже не единожды в своей карьере и, кажется, не собирается останавливаться.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс