«Великая Лилиан Холл»: драма о том, как звезда Бродвея сражается с деменцией
И одна из них обязательно победит.


Кадр: фильм «Великая Лилиан Холл» / Bruce Cohen Productions / Cloud to Ground / Crazy Legs Features
С 26 июня 2025 года в российском прокате — фильм «Великая Лилиан Холл», вдохновлённый реальной жизнью актрисы. Это драматическая история бродвейской дивы Лилиан Холл, которая сталкивается с ужасным диагнозом и бросает ему вызов.
В статье рассказываем:
- как героиня Джессики Лэнг узнаёт о тяжёлом недуге;
- как режиссёр Майкл Кристофер перешёл от театра к кинобиографиям;
- чем фильм выделяется среди историй о стареющих женщинах.
Что происходит в картине
В центре сюжета — звезда Бродвея Лилиан Холл (Джессика Лэнг). Когда-то она выходила на легендарную сцену по 6–8 раз в неделю, настолько была востребованной. Но годы берут своё: сейчас Лилиан уже за семьдесят и она с большим трудом добирается до репетиций, на которых ошибается чаще остальных. Актриса забывает реплики, а иногда даже путает, в какой именно постановке сейчас играет.
Ни возмущение родной дочери Маргарет (Лили Рэйб), ни осторожные вопросы коллег, здорова ли она, не подталкивают Лилиан к обследованию. Однажды женщина падает без сознания прямо посреди репетиции. Позднее Лилиан приходит в себя, но узнаёт от врача, что у неё деменция с тельцами Леви — неврологическое заболевание, которое вызывает галлюцинации, когнитивные провалы и потерю идентичности.
Поначалу актриса не воспринимает диагноз как сокрушительный. Несмотря на предупреждение врача о том, что времени до роковых изменений остаётся мало, Лилиан решает скрыть недуг и от семьи, и от коллег по цеху. Она не готова взять и смириться с тем, что скоро закончится всё — не только карьера, но и память, и даже связь с реальностью.
Холл во что бы то ни стало собирается выйти на сцену — в постановке по пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Люди из близкого окружения, которые со временем узнают о диагнозе, считают, что нервное напряжение и маниакальная страсть к театру могут сломать великую актрису. В то же время организаторы переживают из-за денег: «Если Лилиан не выйдет на сцену, пресса встанет и уйдёт из зала. Нас похоронят критики, будет провал». Что ожидает Лилиан, крах или триумф?
Кто снял и придумал картину
Режиссёр картины — Майкл Кристофер, более известный как драматург и актёр театра и кино. «Великая Лилиан Холл» — его шестой полнометражный фильм. Ранее Кристофер уже снимал байопики про женщин, например драму «Джиа» о всемирно известной модели Джиа Мари Каранджи, — в фильме её сыграла Анджелина Джоли.
Большая часть карьеры Кристофера связана с театром. Его знаменитая постановка «Застеклённая витрина» — о трёх смертельно больных пациентах, которые пытаются наладить сложные отношения с помощью терапевта — получила в 1977 году премию «Тони» (театральный эквивалент «Оскара» в кино, «Грэмми» в музыке или «Эмми» на телевидении) и Пулитцеровскую премию.
Театральный бэкграунд режиссёра чувствуется и в «Великой Лилиан Холл», преимущественно в актёрской игре. Актёры близки к театральным переигрываниям, но стараются выдержать баланс. Произносимые ими реплики подчиняются ритму, будто где-то за кадром стучит метроном. Даже паузы между диалогами театральные — строго выдержанные, даже чуть искусственные. Весь фильм — по сути, один большой спектакль; правда, от театра остался лишь зрительный зал.
Сценарий написала Элизабет Селдес по мотивам биографии её тёти, актрисы Мэриэн Селдес. Хотя создатели не подтверждают прямую связь между ними, намёки имеются. При этом Лилиан Холл — персонаж выдуманный, это вовсе не актриса немого кино Лиллиан Холл-Дэвис, как может показаться. «Холл» — девичья фамилия матери героини.
Мэриэн Селдес дебютировала на Бродвее в 1948 году в постановке «Медея» и играла примерно до 2011 года — и в кино, и на телевидении, но больше всего в театре. Селдес пять раз номинировали на премию «Тони», но статуэтку вручили лишь единожды — за роль второго плана в постановке «Деликатный баланс». Как и героиня Лилиан Холл, Мэриэн в последние годы страдала от деменции и всё равно усердно работала. Селдес даже попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая выносливая актриса — она 1809 раз сыграла в бродвейской постановке Айры Левина «Смертельная ловушка».
Работа над фильмом длилась несколько лет. Проект анонсировали в 2021-м — под названием Places, Please и с Мэрил Стрип в главной роли. Но у группы и актёров никак не складывались графики — съёмки завершились только летом 2023 года, место Стрип заняла Джессика Лэнг.
Читайте также:
Чем цепляет «Великая Лилиан Холл»
«Великую Лилиан Холл» можно было бы с лёгкостью превратить в монокино, — одной Джессики Лэнг на экране будет достаточно. Наблюдать в кадре её актёрский диапазон — от расхлябанной и немощной старушки до собранной в твёрдый кулак стальной магнолии — дорогого стоит. Кажется, это одна из самых глубоких и пронзительных ролей за десятилетия Лэнг на больших и малых экранах.
Лилиан Холл в её исполнении — не просто актриса на пике карьеры, уже чувствующая приближение заката. Лэнг играет женщину, которая мобилизует все ресурсы, чтобы самостоятельно распоряжаться жизнью, а не отдавать её на откуп тяжёлому заболеванию. Это не только профессиональная, но и личностная борьба за право оставаться собой. Лэнг отлично чувствует это состояние, работая и с внутренним распадом личности героини, и с её отчаянным стремлением к контролю.
Тяжёлый диагноз озвучивают практически в самом начале. Но это кино не из тех, где повествование выстроено вокруг заболевания. Деменцию в кадре ничуть не приукрашивают, но в то же время и не педалируют. Фильм тяготеет скорее к стоическим размышлениям, чем к поэтическим излияниям. Это прежде всего честное кино всего о человеческом достоинстве.
Сегодня о стареющих женщинах ничего подобного почти не снимают, а в более ранних примерах ракурс иной. Так, Михаэль Ханеке в «Любви» делает акцент на физиологическом угасании: изменениях памяти, неподчинении тела и параличе. С тем же сталкивается и героиня Джулианны Мур во «Всё ещё Элис»: она забывает слова, имена близких людей, названия улиц. В фильмографии самого Кристофера «Великая Лилиан Холл» стоит особняком. Его предыдущие работы не предвещали, что режиссёр возьмётся за подобную репрезентацию жизни женщины третьего возраста.
Майкл Кристофер, как правило, работает на контрастах. В сюжете мало действий, в большей степени он передаёт состояния. Дома, в компании с подругой, в общении с дочерью, в спорах с коллегами и организаторами Лилиан Холл испытывает целый спектр впечатлений и эмоций. Мы наблюдаем не столько событийное, сколько чувственное кино, в котором каждый компонент работает как часы: здесь тоска смешана со страхом, гнев шагает нога в ногу с гордостью, а смятение и сомнение поджидают накануне сна.
Важную роль режиссёр отдаёт второму плану. Каждый из персонажей, окружающих Холл, — дочь Маргарет, подруга Эдит и режиссёр новой постановки Дэвид (Джесси Уильямс), — важное звено её жизни. Эдит в некотором смысле — голос разума Холл, её «якорь», который помогает вернуться в реальность из мира галлюцинаций. Сосед, с которым Лилиан беседует по вечерам на балконе (Пирс Броснан), — романтическая отдушина. С ним можно и поговорить по душам, и беззаботно пофлиртовать, — это даёт ей почувствовать себя по-прежнему желанной, пусть и на несколько минут. У дочери масса претензий к матери, которая большую часть жизни ставила театр на первое место, а воспитание ребёнка на второе. Все конфликты и обиды, копившиеся годами, всплывают наружу.
Центральная интрига «Великой Лилиан Холл» выглядит как будто предсказуемой, но Кристофер обманывает зрительские ожидания. Во второй половине картины будущее Холл выглядит не таким радужным. Однако в начале думаешь, что у актрисы всё будет хорошо. Невольно вовлекаешься в судьбу героини, которая готовится выйти на сцену, может быть, в последний раз.
Эта картина точно для тех, кто не боится смотреть правде в глаза, даже если эта правда кажется трагичной. Здесь нет места утешительным речам, чудодейственным открытиям или морализаторству. «Великая Лилиан Холл» — откровенное, по-своему трогательное высказывание о старении как о неизбежном этапе жизни. Кажется, мы стали забывать, что принятие — лучший способ достичь гармонии существования. И отважная героиня фильма тактично напоминает зрителю, что даже в болезни можно управлять своей жизнью.
Читайте также:
Новости
Вы подписались на рассылку
У нас есть классные рассылки!
Ссылка скопирована