Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Кино
#статьи

«Бруталист» Брэди Корбета: каким получился «Мегалополис» здорового человека

Рассказываем о фаворите прошедшего «Оскара».

Кадр: фильм «Бруталист» / Andrew Lauren Productions / Brookstreet Pictures

В сети вышел один из лучших фильмов прошлого года, который взял на «Оскаре» три статуэтки, — это «Бруталист» с Эдрианом Броуди в главной роли. Картина также получила награду за режиссуру на Венецианском кинофестивале, была удостоена нескольких премий на «Золотом глобусе» и BAFTA.

Режиссёр Брэди Корбет рассказывает историю венгерского архитектора, который спасается от европейского национал-социализма и оказывается в мире американского капитализма. В США он, как одержимый, начинает строить проект всей жизни, что забавным образом отсылает нас к другому монструозному фильму прошлого года — «Мегалополису» Фрэнсиса Форда Копполы. Только вот Корбет, в отличие от именитого коллеги, в своей ленте гораздо более серьёзен и вдумчив.

В этом материале расскажем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём этот фильм

После Второй мировой войны венгерский еврей Ласло Тот (Эдриан Броуди), переживший ужасы концлагеря, прибывает на пароме в Америку без копейки в кармане. Там мужчина узнает, что его жена Эржебет (Фелисити Джонс) и их молчаливая племянница Зофия (Рэффи Кэссиди) выжили, но остались где-то в Европе.

Раньше Ласло был известным архитектором в Будапеште, учился в знаменитой школе Баухаус и работал в Германии над новаторскими проектами. Теперь его кузен (Алессандро Нивола), уже давно обосновавшийся в Филадельфии вместе с женой-католичкой, берёт Тота на работу в свою небольшую мебельную компанию.

Кадр: фильм «Бруталист» / Andrew Lauren Productions / Brookstreet Pictures

Однажды богатый молодой бизнесмен Гарри Ли (Джо Элвин) нанимает братьев для переделки библиотеки отца в их семейном гнёздышке. Там Ласло знакомится с миллионером Харрисоном ван Бюреном (Гай Пирс), который позже предлагает ему построить общественный центр в уникальном стиле венгерца.

Как создавалось грандиозное кинополотно

Брэди Корбет, режиссёр, сценарист и продюсер «Бруталиста», работал над фильмом целых семь лет. Несмотря на большой хронометраж и огромное количество сложных декораций, постановщик сумел уложиться всего в десять миллионов долларов. Он экономил буквально на всём. Иногда ему приходилось выбирать только один вариант ракурса для съёмки, потому что постановщик не мог позволить себе одновременно построить декорации и пола, и потолка. Многие важные здания, которые должны были попасть в фильм, так и остались только на бумаге. Ещё чрезмерная экономия не позволила снимать картину в США, — съёмки проходили в Венгрии.

Фото: OSCAR GONZALEZ FUENTES / Shutterstock

«Бруталист» снят в старом формате VistaVision, который придумали в Paramount в 1950-х годах. Он же использовался, например, в цветных фильмах Хичкока — «Головокружение» и «На север через северо-запад». В VistaVision применяется необычная 35-миллиметровая плёнка, которая движется в камере горизонтально. Из-за этого оборудование было тяжёлым и неудобным. К 1960-м формат уступил место более современным технологиям.

VistaVision приглянулся постановщику тем, что он создаёт атмосферу прошлого, а также даёт очень чёткое изображение, идеальное для съёмки огромных зданий и величественных пейзажей. К тому же он дешевле, чем другой любимый формат Корбета — Panavision 65 мм. Для показа на Венецианском фестивале сделали копию фильма на 70-миллиметровой плёнке. А вот финал «Бруталиста» снят совсем в другом стиле — в формате DigiBeta, который был популярен на телевидении в начале 1990-х.

С какими лентами перекликается «Бруталист»

За минувший год это уже второй фильм из серии, где главный герой — талантливый архитектор, непонятый гений. Если в «Мегалополисе» Копполы эта тема подаётся с долей иронии и преувеличения, то в «Бруталисте» всё показано более реалистично, мрачно и серьёзно — никаких кривляющихся Лабафов и замедления времени.

По смыслу и стилю «Бруталист» перекликается с работами Пола Томаса Андерсона «Нефть» и «Мастер», а также с легендарным «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса. Последний даже послужил референсом для одного из самых запоминающихся кадров картины.

Как режиссёр рассказывает историю

Начинается фильм с короткого знакомства с Зофией. Затем под закадровый голос, читающий письмо жены Ласло Тота, мы видим, как главный герой пробирается по тёмному и тесному пространству, которое оказывается трюмом корабля. И вдруг вместе с дневным светом на главного героя чуть ли не падает статуя Свободы: снята сцена длинным планом и с использованием не самых очевидных ракурсов (скульптура перевёрнута).

Кадр: фильм «Бруталист» / Andrew Lauren Productions / Brookstreet Pictures

Это яркое начало рядом с островом Эллис напоминает о многих фильмах про мечты иммигрантов. Только вот впечатление как для зрителя, так и для протагониста на самом деле обманчиво — помимо свободы, в Америке процветает капитализм, главный враг любого творца уровня Ласло.

«Бруталист» устроен отчасти как старомодный роман, местами напоминает театральную постановку, особенно в первой части, — а в середине фильма даже есть антракт с обратным отсчётом.

Во второй половине картины появляется больше метафор из литературы и кино XX века, которые нагромождаются одна на другую, иногда слегка сбивая зрителя с толку. Ближе к финалу, когда Корбет добирается до каменоломен в Карраре, он даже начинает заигрывать с магическим реализмом. Благо режиссёр вовремя одумывается, возвращая героев обратно на строительную площадку, где градус патетики заметно снижается.

На открывающих и финальных титрах звучит энергичная музыка, которая явно выбивается из настроения фильма, — это, пожалуй, единственные эпизоды, где авторы позволили себе понизить уровень пафоса и чуть-чуть похихикать. Сам текст титров, кстати, выполнен в очень интересном стиле, но не будем портить вам впечатление от знакомства с ними.

Какими получились центральные герои

Корбет рассказывает о главном герое и его предыстории постепенно, никуда не торопясь и не желая влюбить в него зрителя. Из-за этого Эдриану Броуди приходится самому доносить всю сложность персонажа. Ему нужно показать и тяжесть прошлого, и непростой характер, и благородство, и умение смиряться, и скрытую смелость творца. Интересно, что Броуди при подготовке к роли вдохновлялся историей своей матери — известного фотографа Сильвии Плачи. Она сбежала из социалистической Венгрии, а потом переехала в Америку и стала там знаменитой.

Ещё одна яркая роль в фильме — богач Ван Бюрен, которого играет Гай Пирс. Его персонаж — этакий изысканный хам, который любит красивые вещи и поэтизирует буквально каждый свой шаг. Отношения между ним и архитектором играют ключевую роль в фильме. Хотя финал и разрешение конфликта главных героев, к сожалению, чересчур сентиментальны.

История Ласло Тота — сложный клубок событий и переживаний. Это и олицетворение типичной еврейской судьбы, полной трагических поворотов, и история о жизни иностранца в послевоенной Америке, где царит страх перед коммунистами. А ещё — необычный взгляд на классовую борьбу: единственным другом Ласло становится чернокожий рабочий, которого играет Исаак де Банколе. Наконец, это болезненная история о любви и сексуальности.

И где-то глубоко под бетонными блоками, что неустанно заполоняют собой пространство кадра, скрывается искалеченная войной, несправедливостью и гонениями душа хрупкого человека. Душа бруталиста.



В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Бесплатный курс →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована