«Танго на осколках»: сериал о том, как (не) надо справляться с горем
Смотрим вместе с психологами и разбираемся, какие приёмы из сериала могут быть полезны.


Кадр: сериал «Танго на осколках» / Мармот-фильм / KION / МТС Медиа
Сериал «Танго на осколках» — история женщины, которая пытается научиться жить заново после внезапной смерти мужа. Посмотрели ради великолепной Юлии Снигирь, обнаружили в сюжете спорное отношение к психологии и проконсультировались с тремя психологами и психотерапевтами по поводу того, что в сериале изображено верно, а что нет.
В этой статье поговорим:
- о женщине-трудоголике, которая видит в зеркалах покойного мужа;
- о танго на уровне «Запаха женщины» и о демонизации психологии;
- о том, как правильно разговаривать о смерти с покойными и с живыми;
- о том, как помогает горевать танго или бабушкин свитер.
О чём «Танго на осколках»
Нора (Юлия Снигирь) железной рукой правит в своём доме и бизнесе. Вместе с мужем Ваней (Денис Шведов) они много лет выбивались из бедности, и вот теперь, наконец, есть всё для счастья: дети, деньги, дом, работа. Только самого счастья, как выясняется, нет. Нора понимает это в момент, когда среди ночи, получив странное сообщение, приезжает в незнакомую квартиру и там обнаруживает мёртвого мужа. Никакого криминала — просто тромб оторвался. Но, как выясняется, в этой съёмной квартире Ваня встречался с молодой любовницей Алёной (Анастасия Талызина), которую встретил на занятиях по танго.
Пытаясь понять, чего ещё она не знала о муже, Нора записывается в тот же танцевальный класс к преподавателю Кириллу (Риналь Мухаметов) и начинает ходить на вечеринки по всей Москве.

Это не приносит женщине облегчения — тем более что с работы её вот-вот выдавит молодая конкурентка, дочь сбежала жить к подруге, а сын откровенно беспокоится за психическое здоровье матери, которая так привыкла подавлять эмоции, что больше напоминает автомат. И никто не знает, что Кира каждый день видит покойного мужа в зеркалах вместо своего отражения и ведёт с ним долгие беседы.
В чём сильные и слабые стороны сериала
Оценивать «Танго на осколках» очень трудно, поскольку в нём, как в любом современном российском сериале, есть две стороны. Техническая не вызывает никаких нареканий. Даже в самых житейски недостоверных ситуациях героям легко поверить. Танго Юлии Снигирь с Денисом Шведовым хочется пересмотреть пару раз — а потом записаться на танцевальные курсы. Сочетания синего и белого в квартире Норы подчёркивают холодные отношения между всеми членами семьи, а тёплые цвета и мягкий свет в съёмном любовном гнёздышке Вани говорят о том, что здесь жили люди с открытым сердцем. Слишком строгие или слишком откровенные костюмы героини к концу сменяются мягким свитером, подчёркивая произошедшие с ней перемены. В общем, сериал прекрасно сыгран и снят и в этой части не вызывает никаких вопросов.

Проблему представляет собой сценарий, который, по традиции последних лет, кажется мешаниной из дремучих и современных взглядов. Казалось бы, создатели сериала знают, как правильно. Например, женщины оказываются способны на дружбу вне зависимости от обстоятельств, а мужчины не пользуются горем Норы, чтобы затащить её в постель. А ведь десять лет назад в российских сериалах можно было найти миллион примеров обратного — и это было нормой.
Тем не менее вина за распад брака в «Танго на осколках» возлагается на работающую женщину. А ещё здесь есть «комическая сцена», в которой Нора с детьми приходит на приём к семейному психологу: специалист не вникает в проблему, сыплет шаблонными формулировками и в целом похож скорее на клоуна-аниматора, чем на врача. Сама Нора тоже разговаривает со своими детьми языком из популярных статей о психологии — и, разумеется, из этого не выходит ничего хорошего. Сразу понятно, что к психологии у создателей отношение вполне определённое.
Всё это очень грустно. В России, где большинство людей лечит депрессию алкоголем, очередное кино с демонизацией психологии не полезно никому. К тому же «Танго на осколках», если приглядеться, на самом-то деле глубоко психологично.

Читайте также:
Что думают психологи о событиях в сериале
Главный сюжетный ход — то, как Нора видит покойного мужа в зеркалах и говорит с ним, — представляет собой одно из основных психологических упражнений для проживания горя.

Екатерина Долгова
эмоционально-образный терапевт сервиса для заботы о ментальном здоровье Zigmund.online
— Когда уходит близкий человек, мозг будет пытаться дать обоснование всем незавершённым процессам. Вы можете чувствовать вину, обиду, мысленно высказывать претензии или, наоборот, благодарность, которые, как вам кажется, вы не успели выразить, пока близкий человек был рядом.
Чтобы дать чувствам выход, можно использовать, например, разговор с фотографией. Выделите достаточное количество времени и убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать. Вам понадобится фото близкого человека, лучше печатное, но электронный формат тоже подойдёт. Если человека нет в живых — используйте чёрно-белое фото; если же ваши пути разошлись по другим причинам — подойдёт цветное. Разместите фото напротив вас. Теперь вы можете начать диалог с человеком на фото и высказать ему всё, что у вас накопилось. Даже если это будет рассказ о том, как проходит ваш день, — пусть это будет именно это. Здесь нет правильного и неправильного варианта выполнения — это про вас и ваши чувства. Слёзы, смех, крик или молчание — позвольте им быть. Задача — освободиться от груза невысказанного и закрыть вопрос, чтобы мозг не тратил энергию в фоновом режиме на обработку невысказанных переживаний. Делайте столько раз, сколько надо, и вы заметите, как ваше тело буквально отпускает напряжение, связанное с утратой.
В сериале Нора всё время говорит не с фото, а с воображаемым мужем — но, по сути, метод тот же самый, хоть и вольно интерпретированный. Ещё один способ, который Екатерина Долгова рекомендует для проживания горя и который очень похож на помогающие Норе диалоги с Ваней, — это написать письмо. Суть метода в том, чтобы писать его сорок дней от руки, фиксируя все чувства и эмоции по отношению к ушедшему. В сериале именно сорок дней понадобилось Норе, чтобы смириться со смертью мужа. Этот срок обусловлен не только многовековым ритуалом, но и особенностями работы человеческой психики.

Полина Чехова
психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
— Рубежи в три, девять и сорок дней тесно связаны с религией, но имеют психологическое обоснование. Физическое прощание обычно происходит на третий день; до этого люди, как правило, заняты организацией похорон и шокированы происходящим, поэтому ещё не могут в полной мере осознать утрату. Дальше наступает период острого горя. Оно сопровождается ощущением пустоты и бессмысленности, отчаяния; иногда появляется чувство одиночества, злость, вина, страх, тревога и беспомощность. Это время очень мучительно. Но за сорок дней острота горя начинает утихать, перестаёт быть главным фокусом, и осознание утраты постепенно встраивается в жизнь. Через 40 дней в христианской традиции душа покидает землю окончательно — это и происходит с мужем главной героини сериала «Танго на осколках». Прожив 40 дней, она получает возможность искренне проститься с мужем, оставив в себе часть него, в том числе в виде увлечения танго.
Полина Чехова отмечает, что самое важное в проживании горя — не гнать себя вперёд, не спешить вступать в новые отношения и не загружать себя новыми проектами, пока вы к этому не готовы. В этом смысле Нора в сериале делает огромную ошибку: она не только учится танцевать, но и пытается делать это на максимально некомфортных для неё вечеринках. Женщина, которую муж предпочёл другой, постоянно ставит себя в ситуации, в которых есть риск быть отвергнутой, выглядеть нелепой. В жизни, как и в сериале, такое поведение рано или поздно приводит к нервному срыву.

Но сказать об этом Норе некому. Ведь психология в «Танго на осколках» приравнена к бессмысленной игрушке. Психолог Анна Бескровная говорит, что особенно её насмешил в сериале кабинет семейной терапии. При групповых сессиях используются диваны и кресла, чтобы сидения формировали круг — как метафору общего пространства. Это не могут быть кушетки в ряд, которые только усиливают обособленность всех от всех. Терапия — это отношения, подчёркивает Анна. Целительными становятся именно они, а не то, что и как говорит психолог. Чтобы это показать, надо осмысленно создавать на экране связь между клиентом и психологом, — а времени в российском кино на это никогда нет. Проще сделать из психолога комического персонажа.
Интересно, что в общении со своими детьми Нора часто использует «язык психологии» — идеально гладкие формулировки, которые якобы должны помогать людям понимать друг друга. Откуда они? Вероятно, из популярных в соцсетях постов, и никакая настоящая психологическая осознанность за ними не стоит. Иначе героиня как минимум понимала бы, что её трудоголизм — это огромная проблема. И уж тем более Нора вряд ли запретила бы сыну чувствовать и выражать горе: «Ты теперь мужик в семье, тебе нельзя». В результате мальчик-подросток разрывается на части, пытаясь сохранить семью, и в конце концов решает, что им с сестрой не нужна мать, они прекрасно проживут и сами.

Анна Бескровная
психолог
— Уход члена семьи из жизни всегда одновременно объединяет и разводит остальных в семье, это нормально. Но критически важно всем членам семьи знать, что у всех есть право говорить о чувствах и право молчать о них. Всем можно страдать. Нельзя обижать друг друга и играть в полицию скорби — каждый справляется как может. Важно, чтобы каждый ребёнок мог прийти к родителю и поговорить об утрате, зная, что его не обвинят и его чувства не будут высмеяны. Правило честности всегда не будет лишним: откровенно признайтесь детям, что вам тоже больно. Не надо строить из себя героя, — дети всё чувствуют.
Хорошо, что в итоге Нора всё-таки приходит самостоятельно к тем способам справиться с горем, которые мог бы посоветовать ей настоящий психолог, а не тот, что изображён в сериале. Она уходит с работы, перестаёт подавлять эмоции, честно говорит детям, что ей плохо, и оставляет им право на горе и гнев. Финал «Танго на осколках» хорош, как по учебнику… или по роману Сесилии Ахерн «Есть, молиться, любить». Только у Лиз были письма её любимого супруга, а у Норы нет ничего, кроме внутренних сил и киношных совпадений. В реальной жизни может не хватить первого и точно не будет второго. Так что лучше не относиться слишком серьёзно к мнению сценаристов российского кино о психологии — особенно если вам очень, очень плохо.
Краткие советы для тех, кому нужно справиться с горем
Полина Чехова:
«Подавлять эмоции довольно энергозатратно и неполезно. Горе сложно поставить на паузу — это то, с чем приходится быть здесь и сейчас. Поэтому важно не запрещать себе и другому проживать его так, как хочется. И ещё важно помнить о том, что наши любимые люди могут оставаться с нами всегда тем или иным образом — будь то увлечение танго, которое нравилось мужу, любимый бабушкин свитер или просто фотография на полке».
Анна Бескровная:
«В нашей культуре есть вредный обычай: о покойнике либо хорошо, либо никак. Позаботьтесь о том, чтобы чувства детей не цензурировались. Они имеют право чувствовать всё, а проявления этих чувств можно обсуждать».

Екатерина Долгова:
«Не существует универсального способа проживания горя. Кто-то найдёт силы и утешение в творчестве, встречах с близкими или, наоборот, в уединении. Горевание требует времени. Периодически вам будет казаться, что самое трудное позади, и вот тогда могут происходить откаты: это когда переживания возвращаются новой силой. Не надо бояться этого. Ваша психика делает огромную работу, которая практически не видна».