«За время обучения я написала три сценария»: история Натальи Осколковой
Наталья строила две карьеры — в сфере молодёжной политики и копирайтинге. А потом решила освоить ещё и сценарное мастерство. И у неё получилось.
Фото: личный архив Натальи Осколковой
Наталья Осколкова
Россия, Вологда/Москва
Пройденные курсы
Достижения
Прошла обучение всего за три месяца. За это время написала целых три сценария — для части полнометражного фильма, пилотной серии сериала и видеоигры.
Наталья рассказала:
- как юридическое образование помогает ей в повседневной жизни;
- что поняла за восемь лет работы в сфере молодёжной политики;
- почему перешла в копирайтинг и оттуда — в сценаристику;
- когда ей, как сценаристу, пригождается опыт КВН и умение смешно шутить;
- чем вдохновляются сценаристы и почему они должны базово разбираться в психологии.
«О карьере сценариста никогда не мечтала всерьёз»: про учёбу на юрфаке
Так или иначе я писала всегда. Интерес к текстам обнаружила у себя ещё в начальной школе. Мне так понравилась приключенческая сказка о настоящей дружбе «Ветер в ивах», что я придумала для неё продолжение. Взрослые после прочтения сказали: «Вот это да, круто!» — до сих пор помню этот первый мотивирующий отзыв.
И всё же сочиняла я скорее для себя, в качестве увлечения. Ни о какой работе с текстами или карьере сценариста тогда всерьёз не мечтала.
Когда после выпуска из школы пришла пора определяться с вузом, хотела поступать на журфак. Но родители выступили категорически против и настояли на юрфаке — так я и попала в вологодский филиал МГЮА и, окончив его, стала бакалавром юриспруденции.
Сперва учиться было совсем неинтересно, но на втором курсе моё отношение к профессии изменилось. Дело в том, что вести новые предметы пришли новые преподаватели и им удалось так впечатлить и вовлечь меня в юриспруденцию, что после выпуска я вполне осознанно продолжила обучение в магистратуре. Там же, в МГЮА, только уже в Москве и заочно.
Помню, в тот период я даже думала, что, получив «корочку», начну преподавать юридические дисциплины, но не сложилось: всё-таки устойчивого интереса к сфере у меня так и не возникло.
Меня всегда преследовало ощущение, что мы с профессией юриста не совсем подходим друг другу, не резонируем и мне нужно искать что-то другое.
И хоть к юриспруденции после выпуска из вуза я так ни разу и не возвращалась, всё же знания и навыки, полученные там, почти каждый день помогают мне в обычной жизни. Например, я хорошо разбираюсь в правах потребителей и знаю, как готовить юридические документы.
А ещё юрфак подарил мне много друзей и просто хороших знакомых, за что я благодарна ему больше всего.
«Горжусь каждым ребёнком»: как я работала специалистом по молодёжной политике
Во время учёбы в магистратуре я вернулась в родной вологодский филиал, чтобы устроиться туда работать. Преподавателем на тот момент меня взять не могли, зато предложили должность помощника директора по профориентационной работе. Так я начала работать с молодёжью.
Более того, чтобы лучше разбираться в новой и интересной мне профессии, я получила ещё одно высшее — педагогическое.
В итоге проработала в сфере восемь лет. В основном — в городском и областном молодёжных центрах, а также в образовательных организациях и органах власти. Везде занималась социальным проектированием в сфере молодёжной политики.
Мы с коллегами с нуля разрабатывали идеи инициатив, составляли сильные заявки для получения грантов, а лично я ещё и часто выступала в роли наставника. Кроме того, организовывала мероприятия и вела различные проекты для детей.
Одним из самых значимых проектов, который я реализовала в родной Вологодской области, стал областной молодёжный журнал «Твой регион». Мы создали его с нуля и выпускали два года.
Всё это время работа с молодыми ребятами не только приносила мне большое удовольствие, но и очень сильно развивала: я постоянно совершенствовала организаторские навыки и училась легко налаживать контакт с разными людьми. Горжусь всеми подопечными и до сих пор с радостью наблюдаю за их успехами.
«Оставить профессию, будучи свежей и динамичной»: переход из молодёжной политики в копирайтинг
Во время работы в сфере молодёжной политики у меня появилось свободное время и я задумалась о возможности совмещать свою постоянную деятельность с другой работой. Стала думать: «А что я умею делать хорошо, кроме воспитания молодёжи?» Вспомнив об умении писать тексты, приступила к сбору портфолио.
Разбирая архивы, я осознала, что за десять лет учёбы и работы в области молодёжной политики успела попробовать себя во всех стилях и жанрах — от пресс-релизов и постов для соцсетей до статей для научных журналов и сценариев мероприятий.
А дальше — успешно нашла работу копирайтером на фрилансе и почти два года совмещала её с основной занятостью. Постепенно выполнение заказов по текстам стало более системным и всё реже происходило по воле случая.
На фрилансе я окончательно увидела и поняла, насколько сегодня востребован на рынке навык работы с текстовым контентом и что я и вправду могу делать его неплохо.
В 2022 году я неожиданно для всех и в первую очередь для самой себя ушла из сферы молодёжной политики и полностью перешла в копирайтинг. Такое решение я приняла, как ни странно, в том числе из-за возраста.
Дело в том, что мне скоро 31 и с каждым годом я всё хуже чувствую потребности молодёжи — это мешает понимать подростков и хорошо выполнять свою работу. Так что здесь, как в спорте, было важно вовремя уйти.
Я поняла, что хочу дать дорогу молодым и оставить профессию, будучи свежей и динамичной.
«Не с чистого листа»: об учёбе, написании ситкома и умении шутить в сценариях
Весной 2023 года я поняла, что пора становиться уверенным профессионалом в работе с текстами. И хоть на тот момент они уже были моим ремеслом, позволявшим зарабатывать, я всё равно ощущала, что мне есть куда расти и развиваться. Что творчески, что финансово.
Учиться на курс для сценаристов я пришла уже с идеей полного метра, которую постоянно крутила в голове. Мне очень хотелось воплотить её хотя бы в текстовом варианте, причём именно в сценарном. Это желание и подтолкнуло меня заполнить заявку на обучение. Впоследствии я ни разу не пожалела о своём спонтанном и эмоциональном решении.
На курсе у меня был замечательный поддерживающий куратор — Мария Шуклина, с которой мы настолько хорошо сработались, что продолжаем сотрудничать и сейчас. На первом же занятии Мария сразу отметила моё умение работать с материалом — я и вправду схватывала многие темы на лету, поскольку большинство моментов по работе с текстом были мне уже знакомы.
Так что нельзя сказать, что я училась с чистого листа. Скорее «перенастраивала» свои компетенции на сценарный формат, подтачивала их и дополняла новыми знаниями.
Понравилось, что обучение построено в основном на практике. Подача материала была настолько лёгкой и увлекательной, что после каждого занятия мне хотелось самостоятельно изучать дополнительные источники информации.
Вместо длинных и нудных лекций по полтора часа мы всего за 20–30 минут получали концентрированную пользу.
А ещё онлайн-обучение оказалось очень удобно адаптировать под свой ритм жизни, так как дедлайнов перед нами не ставили, а все лекции лежали на платформе в предзаписанном виде. Благодаря этому курс, рассчитанный на восемь месяцев, я прошла всего за три.
При этом, конечно, не обошлось и без сложных тем. Например, хоть нам и очень доступно объяснили, что такое логлайн с концептом и для чего они нужны, мне всё равно до сих пор сложно их формулировать. Надеюсь, скоро они мне всё-таки поддадутся.
Всего в рамках обучения я подготовила и сдала три итоговые работы.
Первая — сценарий полного метра. Тот самый, с идеей которого я изначально пришла на курс. К сожалению, пока не готова поделиться задумкой — не хочу, чтобы ей воспользовались. Сейчас я в процессе переформатирования сценария в пьесу и надеюсь, что уже скоро по ней получится поставить театральную постановку.
Второй проект — пилотная серия для сериала, третий — прототип видеоигры. Особенно мне понравилась работа над сериалом. Я сразу решила, что буду писать ситком, потому что прежде 15 лет была задействована в КВН (три из которых руководила вологодской юниор-лигой).
Обычно бывшие кавээнщики хорошо пишут ситкомы, так как общие принципы подготовки материала схожи. Главное правило — высокая концентрация смешных шуток.
По сюжету моего ситкома менеджер-неудачник после развода поселяется в частном доме. Соседи у него не совсем обычные: бывший заключённый и полицейский. Пытаясь прийти в себя после развода, ужиться с сумасшедшими соседями и самому не сойти с ума, герой кое-как балансирует в жизни.
Всё меняется, когда к нему временно переезжает жить его бывшая жена. За ней сразу же начинают ухаживать оба соседа — прямо на глазах у по-прежнему влюблённого в неё героя.
Больше всего с куратором мы отрабатывали навык шутить: где-то я докручивала недостаточно смешные шутки, а где-то полностью меняла их стиль. Важно понимать, что у юмора есть оттенки. И если обычно герой, например, шутит жёстко, то лёгкая ирония ему должна быть не свойственна.
Читайте также:
Главное, чему я научилась на курсе, — адаптировать теорию к практике. На собственных примерах я отработала все основные сценарные механизмы. Пока воспринимаю сценарии исключительно как инструмент личного творчества и самовыражения, но, если подвернётся такая возможность, конечно, буду рада поработать над различными проектами и в команде.
«Хочется сделать что-то красивое»: о вдохновении и мотивации — своей и своих персонажей
На мой взгляд, в киносценариях, как и в театральной драматургии, важно прожить жизнь каждого из своих персонажей. Это одновременно и обязанность, и главная проблема, и награда для автора. Нельзя ограничиться проработкой лишь главного героя, а другими пренебречь. Даже если он чаще других появляется в кадре.
Если актёр может сосредоточиться только на своём персонаже, то автору такое непозволительно: он обязан до мелочей продумать каждого героя и через его поступки и слова показать его значение для истории.
Поэтому автору важно хотя бы на базовом уровне разбираться в психологии: понимать не только себя, но и людей вокруг. Например, уже несколько дней я пытаюсь объяснить, почему герои моего дипломного фильма всё-таки поженились и остаются в браке, хотя всем вокруг очевидно, что они слишком разные, чтобы идти по жизни вместе.
Больше всего меня вдохновляют люди. Вот встречаешь иногда какого-нибудь удивительного человека или узнаёшь невероятную историю, и сразу из этого хочется сделать что-то особенное.
А ещё я черпаю вдохновение из театра. Каждая просмотренная постановка меня невероятно воодушевляет. Энергетика и драйв на сцене позволяют нам, зрителям, почувствовать себя такими же участниками спектакля, как и актёры. Как автор я бы хотела развиваться именно в этом направлении — написать и поставить что-то своё на театральной сцене.
При этом ни сценарное мастерство, ни драматургию я не рассматриваю как свою основную работу. Для меня творчество — скорее возможность для самореализации. Так что пока я не стремлюсь к каким-то невероятным высотам. Конечно, буду счастлива написать что-то гениальное, но для меня это не самоцель.
Обучение на сценариста в Skillbox воодушевило меня: после него я решила не останавливаться на достигнутом и поступила на режиссёрскую мастерскую киношколы Александра Митты.
Хочу научиться смотреть на тексты не только глазами сценариста, но и режиссёра.
К тому же летом должен выйти мой дебютный короткий метр, где я выступлю и как сценарист, и как режиссёр, поэтому сейчас всё свободное время посвящаю ему.
Также недавно я написала свою первую пьесу и даже попробовала поучаствовать с ней в конкурсе Союза театральных деятелей. Пока жду результатов, но в любом случае хочу продолжать двигаться в этом направлении и дальше.
Надеюсь, мне повезёт поработать в театре, изучить внутреннюю кухню драматургии, узнать, как ставятся спектакли. Главное — что я в себя верю, а значит, всё обязательно получится.