Кино
#истории

Как журналист стал режиссёром монтажа и нашёл работу в новой стране

Курсы помогли Михаилу стать универсальным специалистом, найти работу в чужой стране и продолжать двигаться к своей мечте — съёмкам кино.

Иллюстрация: Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Михаил Комаричев

Ереван, Армения



Достижения

Эмигрировал и нашёл две работы по новой профессии.


Михаил рассказал:

  • о своём пути от журналиста на региональном телевидении до режиссёра монтажа;
  • о трудностях в поисках работы в новой стране;
  • какие навыки важны для режиссёра монтажа.

«В кино сейчас больше возможностей, чем в журналистике»

— Михаил, расскажи, как ты оказался в журналистике?

В своё время я поступил в университет на физмат в городе Ельце Липецкой области, где я родился. На третьем курсе я решил, что математика — это не моё, и перевёлся на журфак. Его я в итоге и окончил.

Ещё до того, как перевестись на факультет журналистики, я подрабатывал по этой специальности — писал материалы в воронежскую газету «Футбол Черноземья».

Во время учёбы на журфаке я устроился корреспондентом на телеканал «РЕН ТВ Елец». Потом был ведущим спортивных новостей. В этот период я уже немного начал обучаться монтажу. И до конца учёбы, то есть около трёх лет, я там работал. Далее была армия. После армии я вернулся на канал, но, недолго там проработав, переехал в Воронеж. Здесь я работал в медиахолдинге «РИА Воронеж». Там я курировал районные газеты и сам писал тексты на спортивную тематику. После кризиса 2014 года нам понизили зарплату. И я понял, что нужно что-то с этим делать. По объявлению уехал работать на Крайний Север.

— Вот это поворот! Там тоже занимался журналистикой?

— Да. Есть такое село — Мужи в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Там я был шеф-редактором местной телерадиокомпании в течение двух лет, делал свои авторские проекты. В этот период я, можно сказать, развивал свою многостаночность: писал тексты, монтировал, снимал. Ну а потом я решил, что всё-таки пора ехать в Москву.

В Москве я работал в пресс-службе одного университета. Пришёл рядовым сотрудником, а через некоторое время стал начальником 🙂 Всего проработал там четыре года. Несмотря на то, что есть мнение, что работа в пресс-службе — это уже не совсем журналистика, я считаю, что тот период позволил мне прокачать кое-какие журналистские навыки, а заодно и монтажные. Мы там и фильм небольшой снимали, и делали различные ролики для соцсетей.

Михаил Комаричев
Фото: личный архив Михаила Комаричева, проект «вРяды»

— Как ты понял, что хочешь стать режиссёром кино и почему выбрал Skillbox для обучения?

— Это был первый год пандемии. Сначала нас распустили на удалёнку и я уехал в Елец, где начал посещать любительский театр-студию. Осенью мы вернулись на работу в гибридном формате, но вскоре я понял, что мне не хватает творчества и сцены. И в какой-то момент я увидел курс «Профессия Режиссёр» в Skillbox. Он был с очень хорошей скидкой, и я подумал: «Ну, в принципе, почему бы не попробовать пойти в кино?» На тот момент у меня уже было ощущение, что в этой сфере будет больше возможностей, чем в журналистике.

«Теперь я не просто видеомонтажёр, а режиссёр монтажа!»

— Как получилось, что ты стал режиссёром монтажа?

Мои первые работы подтвердили мысли о больших возможностях в кино. В 2021 году я снял свой первый этюд. Но потом решил, что мне нужно прокачаться в монтаже до профессионального уровня.

Съёмки клипа «Немёртвая»
Фото: личный архив Михаила Комаричева

Поскольку я монтировал уже достаточно давно, какие-то базовые знания у меня были. Но всё же я решил дальше развиваться в этом системно и купил курс «Профессия Режиссёр монтажа». Я прошёл его примерно наполовину, но этого уже достаточно, чтобы брать заказы как видеомонтажёр (а именно этим я сейчас и зарабатываю) и пробовать себя как режиссёр монтажа.

— Ты уехал из России в Армению чуть больше года назад. Возникли ли у тебя трудности с поиском работы в новой стране?

Трудности были, да. Чтобы попасть на местный телеканал, необходимо знать армянский язык. А ещё сейчас здесь большая конкуренция — в Ереване и так много талантливых специалистов, а за последнее время ещё и приехало много людей.

Но, с другой стороны, это даже хорошо — ведь такая творческая атмосфера позволяет знакомиться с людьми из индустрии, которые уже не по одному фильму сняли.

Фото: личный архив Михаила Комаричева

— Как и где ты в итоге нашёл работу?

— Сейчас я работаю на радио 🙂 А точнее, на ютуб-канале радиостанции — монтирую видеоверсии программ. Попал я туда так: мы со знакомым решили запустить свой канал, на котором собирались брать интервью у разных интересных людей, которые живут в Армении или приезжают сюда на время. Одним из наших гостей стал ведущий русскоязычной радиостанции Radio Van Сероб Оганян. Благодаря этому знакомству я и попал на работу. Сейчас я уже официально трудоустроен, и за счёт это даже получил ВНЖ в Армении.

— На курсе ты изучал режиссуру кино, а сейчас работаешь на YouTube. Тебе вообще пригодились знания, которые ты получил, когда учился?

— Конечно! Самое главное, что ты получаешь на курсе, — это теоретическая база, которая делает тебя универсальным специалистом: основы драмы, режиссёрские приёмы. Если раньше многое я делал по наитию, то теперь знаю, какие интересные решения для монтажа существуют, и мне не надо переизобретать велосипед.

Благодаря этим знаниям всё можно делать гораздо быстрее. А ещё ты позиционируешь себя не просто как монтажёр, а как режиссёр монтажа. Это уже работа более высокого уровня — ты предлагаешь что-то интересное, берёшь ответственность. Например, я предложил некие изменения канала, которые помогут нам выйти на хорошую монетизацию. Поскольку Radio Van — это независимая станция, то деньги с канала будут значительным подспорьем.

— Но я знаю, что у тебя есть и вторая работа. Она тоже связана с монтажом?

— Да, это тоже ютуб-канал. На нём ведущие также делают интервью, но помимо них — обзоры новостей, и здесь я применяю навыки не только как монтажёр, но и как режиссёр. У меня есть текст, начитанный на камеру ведущим (а-ля «говорящая голова»), а мне нужно сделать ролик, который приятно смотреть, — подобрать иллюстрации, поставить подходящие по смыслу кадры из других съёмок. Это кропотливая работа, и, чтобы её делать, нужна хорошая насмотренность.

«Пытайтесь становиться лучше и делать чуть больше, чем от вас ждут»

— Какие у тебя планы на будущее?

— К счастью, с переездом горизонт планирования с двух недель у меня вырос до полугода, может быть, даже до года. Я могу наметить какие-то перспективы, строить планы.

Я хочу продолжать развивать каналы, на которых уже работаю. Мне хотелось бы для Radio Van получить серебряную кнопку YouTube. Это моя мечта. У нас сейчас 45 тысяч подписчиков, 10 тысяч из которых присоединились, наверное, за последний месяц. Мы идём хорошим темпом и, надеюсь, к концу года соберём заветные 100 тысяч.

Фото: личный архив Михаила Комаричева

— А кино ты больше не хочешь заниматься? 🙂

— Ещё как хочу и буду! Для студентов киношных курсов у Skillbох есть воркшоп «Видеомастерская». Когда я в нём участвовал, то придумал один проект, но не довёл его до ума. Сейчас я переписал полностью сценарий, уже определился с локациями съёмок. Буду искать финансирование и, думаю, летом-осенью мы его всё-таки снимем. Проект называется «Чёрный человек», он сделан по мотивам стихотворения Сергея Есенина.

Плюс я уже почти год обдумываю цикл документальных фильмов о тех, кто переезжает в Армению. Всё-таки я сам журналист и интерес к документалистике у меня не пропадает.

Блиц

— В чём ты монтируешь и почему?

— Adobe Premiere — это привычно и удобно. Я также освоил немножко DaVinci Resolve благодаря курсу, в планах — освоить Avid.

— Что тебя вдохновляет?

— Меня вдохновляют люди и добрые человеческие истории. Это помогает и работать, и жить. Когда меня уже устроили официально на радио, мне сказали: «Знаешь, у нас в первую очередь смотрят на то, какой ты человек. Потому что профессионализму можно обучиться, навыки подтянуть, а вот если ты человек не очень хороший, то уже вряд ли станешь таким». Это было очень приятно и здорово.

— Какой твой любимый фильм?

— В разное время это были разные фильмы, поэтому хочется назвать много любимых: «Господин Никто» с Джаредом Лето, «Игры разума», «Бойцовский клуб». И примерно половина фильмов Тарантино. Если из последних что-то, то «Всё везде и сразу». Я просто влюбился в этот фильм.

— Какой совет можешь дать молодым журналистам или режиссёрам?

— Молодому журналисту, молодому режиссёру, молодому кому угодно посоветую хотеть становиться лучше и делать чуть больше, чем от тебя ждут. То есть, если тебя просят снять и/или смонтировать минутный фильм, сделай это так, чтобы было видно, что ты попытался узнать что-то новое и выйти за рамки.


Научитесь: Профессия
Режиссёр монтажа Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована