«Если честно, я устал от комедии»: как звезда ТНТ осваивает режиссуру в Skillbox
Марк прошёл путь от провинциального кавээнщика до стендапера и сценариста, но на этом не остановился. Теперь он снял драму о смысле жизни.
Фото: личный архив Марка Сергиенко
Марк Сергиенко
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения за последние полгода
Помимо успехов в стендапе, изучил азы режиссуры, снял своё первое кино и стал победителем кинофестиваля.
В интервью Марк рассказал:
- про путь из Семикаракорска в Москву;
- зачем читал стендап после минуты молчания;
- есть ли правило, как придумывать классные шутки;
- каково снимать кино в одиночку;
- почему сериал «Конь БоДжек» такой классный.
Про недоверие образованию и веру в себя
— Марк, чтобы стать крутым комиком, ты бросил школу в десятом классе и не пошёл в универ. Почему сейчас вдруг решил, что тебе нужно образование?
— Я захотел расширить свои возможности как автора. Да, я всё время на съёмках, но чаще всего или работаю в кадре, или пишу сценарии. А было бы здорово ещё и понимать режиссёрскую базу. Да и вообще, по-моему, нужно всегда изучать что-то новое и развиваться.
— А школа и институт мешали тебе в развитии?
— Просто к моменту, как я решил бросить школу, я уже серьёзно занимался юмором. У меня была команда, с которой я часто ездил на фестивали КВН, и со временем их стало сложно совмещать со школой. Ну я и подумал, что нет смысла разрываться.
А в институт и правда собирался поступить, но меня не привлекала мысль учиться просто ради корочки. Я выбирал из трёх интересных мне профессий: режиссёр, актёр и психолог. Я хотел учиться где-нибудь в Москве, в вузе, где даётся более качественное образование, но я мог поступить в университет только в Ростове, потому что он недалеко от моего города (я жил в Семикаракорске, и денег на переезд не было).
Не хочу сказать, что в Ростове какое-то плохое образование, но творческие профессии там преподаются на довольно «региональном» уровне, и мне казалось, что, поступив туда, я не смогу как-то самовыразиться и найти свой путь.
— Семья поддерживала?
— Мама не давила на меня, позволяла мне двигаться так, как я хочу… У бабушки же очень долгое время, даже когда я переехал в Москву, была галочка, что мне нужно получить диплом. Но потом я начал присылать деньги, они увидели, что я нормально себя чувствую, и поняли, что высшее образование не так уж важно. Главное, что «копеечка падает» — и все счастливы.
— В одном из своих интервью ты рассказал: до того, как работа комика начала приносить тебе доход, ты перебивался случайными заработками. У тебя тогда не было мысли, что если бы ты поступил в институт, то мог бы работать где-нибудь в лучшем месте?
— А я в итоге поступил! У меня был какой-то момент, когда ничего не получалось с юмором, и я пошёл в ростовский колледж на направление «Сервис и туризм». Пришёл на одну пару, понял, что мне там не нравится, и больше не появлялся. Решил идти по тому пути, который я изначально себе наметил.
Тогда я очень верил в то, чем хочу заниматься. Я и сейчас так думаю: если хотя бы что-то делать, ты обязательно добьёшься того, чего хочешь.
Думаю, что, если человек долго стучится в одну дверь, она ему всегда откроется.
«Эта ситуация настолько странная, что над ней можно только посмеяться», или Как придумать классную шутку
— И тебе наконец открылась дверь в Москву и на телевидение. Скажи, когда появляется популярность, выступать становится легче?
— С одной стороны, легче. Когда комика знают, к нему лояльнее относятся. С другой стороны, от тебя уже заранее чего-то ждут.
Но вообще, популярность не сильно влияет на успех выступлений. Он зависит от многих факторов: от настроения зала, от того, кто выступал до тебя, кто будет после тебя, каков контекст мероприятия.
Например, у меня был такой случай. Меня позвали на какой-то корпоратив военных, и перед моим выступлением офицер встал и сказал: «Давайте объявим минуту молчания в честь погибших». Все встали, прошла минута, и ведущий говорит: «Ну что, теперь стендап!» Понятно, что после такого неловко выступать с шутками.
— Жёстко! И как в итоге всё прошло?
— Настроение зала, конечно, было совсем неподходящее, но люди постепенно расслабились и выступление прошло нормально.
Наверное, в какой-то момент все поняли, что эта ситуация настолько странная, что над ней можно только посмеяться. Как тут ещё реагировать?
— А как ты относишься к иронии и стёбу над тобой?
— Обожаю! Не знаю, какой должна быть шутка, чтобы меня она обидела или зацепила, я и сам люблю подкалывать людей. У меня самоирония вообще на высшем уровне.
— Есть какая-то схема придумывания классных шуток?
— Есть. Шутка — это обман ожиданий, фокус. Ты произносишь первую часть фразы, люди предполагают, что будет дальше, затем ты произносишь вторую часть, которая разрушает всё, что они себе придумали. Этот механизм, мне кажется, и в кино работает.
Всё нормальное творчество так строится — на неожиданных поворотах.
Про снятый фильм «Багаж» и о багаже своих знаний
— Режиссёр — это человек, у которого есть своё видение. Разве этому можно научить?
— Научить видеть — это сложно, но рассказать и показать, из каких этапов состоит съёмочный процесс — можно. Когда ты пишешь стендап-концерт, не всё упирается в шутки, многое зависит от визуального ряда и от того, что будет звучать. И если ты знаешь хотя бы азы режиссуры, ты сможешь говорить с режиссёром на его языке и чётко доносить, что именно ты хочешь, это касается не только комиков.
Съёмки — это командная работа, и если вы с командой найдёте взаимопонимание, результат будет лучше.
— А какие азы режиссуры уже пригодились тебе в карьере?
— Я многое узнал о правильной постановке кадра, о режиссёрском сценарии и поэтому стал лучше формулировать свою задачу на съёмках. А ещё для меня стало открытием, что режиссёр во многом организатор, это не только творческая специальность.
Помимо того, что у него должно быть своё видение, важно ещё и уметь коммуницировать со всеми: от актёров до звукооператоров, чтобы всё заработало как машина.
Когда я снимал дипломный фильм «Багаж», решил организовать съёмки самостоятельно. Мне казалось, что так будет удобнее. У меня был минимальный бюджет, не было продюсера, который бы со всеми договаривался, и в итоге в голове было больше мыслей не про творчество, а про организационные моменты. Такой опыт сильно закаляет.
— Расскажи подробнее про свой фильм. О чём он?
— Основная его мысль в том, что всё, что тебя окружает, все вещи и твой так называемый багаж, не имеют в твоей жизни большого значения. Изначально я представлял визуальный ряд как квартиру, захламлённую вещами, в которую её хозяин попадёт после своей смерти. Но потом я на какой-то фотографии в инстаграме** увидел лестницу, и появилась более чёткая картинка в голове. На этой лестнице в итоге и происходит действие.
— Что понравилось больше всего в съёмках?
— Работа с актёром. Раньше я никогда не углублялся в эту сферу, но это про то, как донести своё видение человеку. А ещё потом, когда я снял работу, преподаватели посмотрели её и сказали: «Марк, это можно назвать „кино“!» Это мне тоже понравилось :)
— Тебя ведь оценили не только преподаватели. Я знаю, что твой фильм уже побывал на нескольких фестивалях, на одном из которых выиграл. Как ощущения?
— Я довольно прагматично к этому отношусь. Выиграл — ну ладно, приятно. Большую часть того, что я делаю, я воспринимаю как эксперимент. Когда ты что-то пробуешь, это может получиться хорошо, а может получиться плохо, я на всё реагирую спокойно.
«„Конь БоДжек“ — это верх драматургии!»: о том, как грустное сделать смешным
— Почему ты решил взять для кино драматическую тему, а не делать комедийную короткометражку?
— Если честно, я устал от юмора.
Я не собираюсь менять профессию, но мне надо как-то разгрузиться.
Да и вообще, я не люблю чистые комедии. Для меня юмор всегда сильнее работает тогда, когда он находится в драме. Шутка всегда смешнее, когда этому предшествуют драматические события, как и в жизни.
— Можешь привести пример?
— Для меня идеальный пример такого механизма — это американский мультик «Конь БоДжек». В одной из серий герой произносит речь на похоронах матери и рассказывает о своих травматичных отношениях с ней. Это очень грустный монолог, в котором ты, пока его слушаешь, находишь какие-то моменты из своей жизни. И в конце серии он смотрит в гроб — а там не его мать и вокруг вообще незнакомые люди, и вот эта единственная шутка в финале работает сильнее, чем десятки шуток, которые ты расскажешь, потому что к этой концовке так всё велось, так нагнеталось… Для меня эта серия вообще верх драматургии.
— Действительно сильно. Ты планируешь что-то ещё снять или пока используешь полученные знания только для основной работы?
— Я себя не ограничиваю в плане творчества, думаю, что я ещё обязательно что-то сниму как режиссёр.
— А где тебе в итоге больше понравилось работать: в кадре или за кадром?
— Мне всё одинаково интересно. В моей голове есть картинка того, как в идеале всё должно сложиться со следующим проектом: я напишу сценарий, сниму его и снимусь там сам (в «Багаже» я, кстати, не снимался). Новый проект будет творчеством совсем в чистом виде: поскольку я сам за всё буду отвечать, получится так, как я захочу.
Ну, или ничего не получится, но за это тоже буду отвечать только я.
— Чтобы такой проект получился классным, нужно глубоко погрузиться сразу в несколько сфер. Ты думаешь, справишься?
— Я не считаю, что режиссура, драматургия и работа в кадре — это принципиально разные сферы. Вот если бы я был профессиональным спортсменом, а пытался бы стать ещё и режиссёром, то мне было бы сложно, это слишком далёкие друг от друга профессии. Но в данном случае я просто расширяю кругозор в рамках творчества. Есть же успешные примеры, когда человек занялся всем сразу и сделал крутой продукт.
— Кто, например?
— Рики Джервейс, британский комик. Он создал оригинальный сериал «Офис», который потом купили американцы и сделали свою версию. У Рики замечательное чувство юмора.
— Где ты черпаешь вдохновение?
— Изучаю себя. Я думаю, нужно просто быть честным с собой и основываться на своих ощущениях. Искренность в любом случае найдёт отклик у людей.