Как председатель ТСЖ стал режиссёром монтажа и переехал в США: история Ивана Зотова
Иван с детства мечтал снимать кино, но сменить профессию решился только в пандемию. Зато теперь успешно развивает свой видеопродакшен в США.
Фото: личный архив Ивана Зотова
Иван Зотов
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Ещё до окончания курса устроился в американскую видеостудию, а затем открыл собственный продакшен.
Иван рассказал:
- как снял свой первый фильм;
- какие сложности испытывал в эмиграции;
- где нашёл первые заказы в США;
- как устроен рабочий процесс в Америке;
- что поможет новичкам.
— Иван, кем ты работал до курса? Ты ведь никак не был связан с кино.
— Ты будешь смеяться: председателем совета ТСЖ! Наш дом отделился от управляющей компании — жильцы решили самостоятельно его обслуживать, ремонтировать, распределять деньги на капитальный ремонт. Я занимался управленческой работой: контролировал бухгалтерию, наёмных рабочих. А ещё у меня был небольшой бизнес по холодной ковке 🙂
— Интересный опыт! А почему вдруг решил изучать монтаж видео?
— Ещё в детстве я интересовался кино. Думал: «Неужели для фильмов и правда специально строят декорации, учат текст, играют роли?» Мечтал узнать, как же устроен процесс изнутри. Но возможностей не представлялось, и со временем я про это забыл. И вдруг случается пандемия. Поток заказов на ковку останавливается. В ТСЖ заболевает половина сотрудников. Мир замирает. Я решил, что это отличная возможность для саморазвития. Вот только не знал, чем именно заняться.
Мой друг в это время проходил курс Skillbox по созданию сайтов. Он-то и посоветовал мне эту платформу, сказал, что здесь много курсов, посвящённых кино. Как только мне на глаза попался курс «Профессия Режиссёр монтажа», нахлынули детские воспоминания.
«В „Видеомастерской“ понял: съёмки — это моё!»
— Какими были твои первые впечатления от учёбы?
— Я попал в новый мир! Всё было так необычно и интересно. Мы изучали основы монтажа, учились работать в Adobe Premiere, DaVinci, After Effects. Последняя программа увлекла меня больше всего. На мой взгляд, она лучше остальных позволяет раскрыть потенциал идеи. Также у нас был курс по истории кино. А ещё глубже погрузиться в сферу мне помог первый поток «Видеомастерской».
— Расскажешь подробнее?
— Чтобы попасть в «Видеомастерскую», нужно было выполнить задание. Мне предложили смонтировать фильм. Я справился успешно, и меня взяли на первый поток.
Кроме монтажёров, набрали также режиссёров, операторов и сценаристов. Нас распределили по командам и создали чаты. Помню, тогда ребята и спросили, есть ли у меня камера, умею ли я снимать. А я к тому моменту уже понял, что хочу сам создать свой материал, от начала и до конца. Так что у меня были куплены и камера, и оптика, и стабилизатор, и даже дрон. И даже была снята пара любительских видео. Их и отправил.
— И так, помимо монтажёра, ты стал ещё и оператором вашего фильма?
— Вторым оператором. Я раз сто предупредил команду, что далеко не профессионал в этом деле. И до старта съёмок очень переживал, боялся подвести. Но режиссёр фильма относился ко мне с пониманием, а оператор-постановщик помогал на всех этапах, подстраховывал, не давал накосячить. Мы работали рука об руку.
— Какие именно задачи на съёмках у тебя были?
— Сперва, на препродакшене, я прочёл сценарий и режиссёр дал мне референсы по картинке. Затем мы долго выбирали локацию, так как локейшен-менеджеров у нас не было. Потом сделали раскадровку, сняли прешуты. На этапе продакшена я давал корректировки по камере, вносил правки в раскадровку, чтобы в итоге, на монтаже, кадры верно склеивались. Все знания, которые я получил на курсе, оказались очень полезны и не раз меня выручали.
В процессе съёмок я окончательно понял: сфера кино — это моё. Этим я и хочу заниматься.
— На постпродакшене ты сам монтировал фильм?
— Да, я наконец смонтировал серьёзный материал, как когда-то и мечтал! И всё равно так до конца не смог в это поверить. Помню, в голове постоянно крутилось: «Я что, действительно сам снял и смонтировал кино?»
Позже фильм был презентован в закрытом комьюнити Skillbox в Москве, куда приглашали всех участников. А сейчас тизер нашего фильма «Последний урок» можно посмотреть на сайте 🙂
«Первые четыре месяца мы не ощущали ничего, кроме стресса»: об эмиграции на другой континент
— Поделись: как ты получил работу в американском продакшене?
— Дело было так: я продолжал учиться на режиссёра монтажа в Skillbox, но пока ещё параллельно с основной работой. О своём хобби многим рассказывал. Однажды мой знакомый, работавший на студию корпоративной рекламы в США, сам написал мне и попросил прислать ролики.
Я тогда как раз был занят выполнением итоговой курсовой работы — её и отправил. Положительного фидбэка не ждал. Знакомый показал ролик своему начальству, им неожиданно понравилось, и мне предложили работу монтажёра! Несколько месяцев я работал удалённо. А когда меня спросили, не хочу ли я переехать в Америку, согласился не сразу. Думал месяца два и дал положительный ответ, только взвесив все за и против.
— А почему не принял предложение сразу?
— У меня жена и ребёнок. Резко менять жизнь было страшно. Но друзья убеждали: если хочу развиваться в сфере — надо соглашаться. Получу опыт, посмотрю на американский рынок. Хотя на тот момент я и о российском рынке не очень-то много знал 🙂 Но наконец интерес, азарт и желание нового взяли верх.
— Эмиграция — непростой процесс. Как вы с семьёй адаптировались к жизни в другой стране?
— Первые четыре месяца мы не ощущали ничего, кроме стресса. Потом стало лучше. Работодатели помогли найти жильё и устроить ребёнка в школу. Американцы вообще всегда относились ко мне с пониманием, они очень терпеливые люди. Увидев в тебе потенциал, они закроют глаза на языковой барьер, опоздания и другие косяки.
— А у тебя они были?
— Первое время я постоянно опаздывал. Студия находилась в Майами, а я жил за сто километров от неё. Каждое утро приходилось преодолевать сумасшедшие расстояния!
О сюрпризах американского менталитета и о том, как устроен рынок в США
— Ты проработал в студии всего полгода. Почему решил уйти?
— Штаты серьёзно готовятся к новой волне пандемии. Сокращают производство, переводят людей на удалёнку. Вот и студия стала получать меньше заказов.
Я решил, что раз так, то пришла пора начать своё дело. В студии я как раз поднабрался необходимых знаний: понял, как устроен американский рынок, где брать заказы, чего именно хотят американцы от видеопродакшена. Вместе с моим коллегой мы уволились и втроём (он, я и моя жена) зарегистрировали компанию.
— Где и как нашли первые заказы?
— На одной из съёмок, ещё во время работы в студии, мы познакомились с ребятами из крупной компании по производству оборудования для фермеров. Фермеры в США, кстати, самые богатые люди. Ко мне, как к оператору, подошёл операционный директор и спросил, сможем ли мы сделать для них проморолик. Студия по какой-то причине взять их заказ не смогла, и мы предложили свои услуги — они и стали первыми клиентами нашей компании PreProPost Production.
А ещё через две недели мне позвонил представитель компании, изготавливающей аэрозоли для электроники, и тоже заказал проморолик. С ними мы облетели всю Америку и сняли шесть видео. И так, с помощью сарафанного радио, клиенты и приходили к нам. Без покупки рекламы я умудрился найти 15 заказов крупных компаний!
— Ты сказал, что понял, как устроен рынок видеопроизводства в США. Неужели он держится на сарафанном радио?
— Удивительно, но да! Больше скажу: если тебя никто не порекомендовал, работу ты вряд ли найдёшь. Так что нужно везде всем и всегда сообщать, чем ты занимаешься. Рекламировать свои услуги.
— Какие ещё особенности американского рынка тебя удивили?
— В России, когда заказчик платит деньги, он ожидает, что ему «заглянут в голову», поймут его фантазии и выдадут идеальный результат. Обычно клиент отправляет огромное техническое задание, бриф, пожелания от маркетологов. А после съёмок присылает множество правок. В США заказчик, наоборот, не выдвигает особых требований. Максимум — обозначит, что он хочет видеть в ролике и какие задачи тот должен решать. Конкретного брифа нет, маркетологи не вмешиваются в процесс. Продакшены сами придумывают идею, концепцию, пишут сценарий. Свобода в работе — простор для фантазии. Причём я сейчас говорю о серьёзных компаниях вроде Ford и Walmart.
— Погоди. А если конечный результат окажется абсолютно не таким, каким его представлял заказчик? Потом же будет сложно всё переделать…
— В 99% случаев клиенты здесь принимают ролики без оговорок. Говорят: «It’s okay» — и всё. Мне кажется, американцы не так серьёзно относятся к мелочам, как русские. Тут главное, чтобы ролик был сделан качественно, — на этом всё. Возможно, это как-то связано с менталитетом, не знаю.
С одной стороны, прикольно: делаешь что хочешь. С другой — к этому и правда тяжело привыкнуть. Мы всегда основательно готовимся к съёмкам, стараемся предусмотреть все возможные претензии, расписываем подробный план. А в итоге оказывается, что половину работы можно было и не делать, ведь заказчики даже не обращают на неё внимания.
— А в плане дедлайнов и графика работы американцы такие же расслабленные?
— Нет, продолжительность рабочего дня здесь строго соблюдается. Съёмка расписана поминутно, у любой сцены есть конкретное время. Каждый человек серьёзно готовится: актёры тщательно читают сценарий и заучивают свои реплики, операторы обязательно несколько раз смотрят раскадровку. Организация на уровне.
Если же вы не справляетесь — не успеваете что-то доснять или кто-то косячит, а рабочий день уже окончен, будьте уверены: съёмки перенесут. Никто не заставит вас перерабатывать. При этом подход в дальнейшем прост: если не уложились в общий дедлайн — в следующий раз вас просто не наймут.
— Ты же говорил, что к опозданиям снисходительны…
— Это только если у человека есть веские на то причины и если со своими основными задачами, несмотря на это, он справляется на отлично.
— Сейчас, когда ты открыл свой продакшен, какие дальнейшие планы строишь?
— Мы активно запускаем студию. Уже есть 12 готовых роликов, ещё несколько в процессе. Вот-вот закончим создание сайта, арендовали помещение, скоро будем нанимать монтажёра. Набираем темп.
— Какой совет ты бы дал студентам? Тем, кто, как и ты однажды, открывает для себя мир кино.
— Будьте смелее. Пробуйте и делайте, даже если не понимаете как. Я, например, до сих пор не знаю половину профессиональной терминологии. Правда! И ничего: это не мешает мне получать заказы и работать. Надо идти напролом и ничего не бояться: тогда всё точно получится.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс