«Неужели я проведу здесь всю жизнь?»: Игорь бросил работу, чтобы снимать кино
У Игоря была хорошо оплачиваемая работа, но она не приносила удовольствия. Сейчас он снимает фильмы, которые уже показывают на фестивалях.
Иллюстрация: freepik / Freepik / Aditya Wardhana / sharegrid / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Игорь Верман
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Снял два фильма, которые попали на фестивали Beat Film и «Святая Анна».
Игорь рассказал:
- почему ему пришлось урезать сценарий своего фильма;
- как он познакомился с членом команды благодаря искусственной крови;
- зачем режиссёры упрощают фильмы;
- почему он хочет снимать комедии в стиле экшен.
— Игорь, твой фильм «Низкое искусство» попал на фестиваль Beat Film. Какие у тебя впечатления от участия?
— Очень классные впечатления :) Мы с командой радовались как дети, когда наш фильм прошёл отбор из 300 заявок, — мы попали в список из 12 фильмов, которые покажут на фестивале. А когда увидели свою работу на большом экране, чувства переполняли!
А ещё в какой-то момент я нашёл себя на «Кинопоиске» и вот тогда-то осознал: «Вау, теперь я настоящий режиссёр».
— Что даёт участие в фестивалях?
— Ты знакомишься и общаешься с талантливыми людьми, вдохновляешься ими и развиваешься. На Beat Film мне очень понравилась картина «Выход через юрту», она запомнилась сильным визуальным оформлением и звуком. Хочу познакомиться с её режиссёром, чтобы узнать всякие секретики и, может, вместе поработать.
Вообще, моя мечта — попасть на Artdocfest.
— А помнишь, когда ты в первый раз задумался о кино?
— Конечно, помню. В 2010-м я пошёл в кинотеатр на «Начало» Нолана. Тогда я ещё не знал, кто такой Нолан и как он снимает. Мне нужно было просто скоротать время, вот я и решил сходить на первый попавшийся сеанс.
Когда я вышел из зала, у меня взрывался мозг от увиденного. Я не мог понять, как можно так закрутить сюжет, чтобы держать зрителя в напряжении от начала до конца.
После этого я начал интересоваться тем, как придумывают фильмы, как их снимают. Смотрел кино разных режиссёров и обращал внимание на их приёмы. Но сам решился снимать намного позже.
Успехи и фейлы дебютного фильма
— Ты снял свою первую короткометражку «Пульс» в «Видеомастерской» Skillbox. Как это было?
— Сумбурно. Сейчас объясню почему. Идею фильма я разрабатывал со сценаристкой Юлией Рушай. Мы делали комедию с элементами триллера — фильм об офисном клерке, который настолько устаёт от своей работы, что ему начинают чудиться странные вещи. Например, что его коллеги стали зомби.
Юля написала классный сценарий, он вышел на 15 страниц. А на съёмку у нас было два полных дня. Уместить 15 страниц сценария в такой короткий срок нереально. Но тогда я ещё не знал об этом.
И вот, когда мы начали работу, наш оператор, который уже участвовал в других проектах, сказал, что мы не успеем всё отснять. Чтобы успеть, сценарий требовалось сокращать вдвое. Мне было трудно просить об этом Юлю, так как я понимал, каково это — менять идею, которой ты горишь. Но, придя к компромиссу, мы всё же сократили сценарий и успели снять фильм за два дня.
— И как? Ты доволен своей первой работой?
— Мой первый проект научил меня тому, что лучше снять меньше, но качественнее, чем много и тяп-ляп. У нас было ещё несколько мелких фейлов, но всё это можно списать на неопытность. В целом, с учётом нашего небольшого бюджета, я думаю, мы справились. Мы потратили всего 100 тысяч рублей.
Конечно, фильм получился не для Каннского кинофестиваля, но он стал лауреатом фестиваля «Святая Анна», что тоже очень порадовало. Ещё круто, что мы с коллегами — по сути, малознакомыми людьми, — сумели стать настоящей командой!
— Продолжите работу вместе?
— Да. Я участвовал в «Видеомастерской» три раза: в первый раз работал над «Пульсом», во второй — над «Низким искусством». Сейчас сотрудничаем уже в третий раз — снимаем клип. Большинство людей из команды работают со мной ещё с первого фильма. Но с каждым новым проектом количество работающих с нами специалистов растёт, так как я улучшаю качество съёмки и расширяю спектр задач.
Недавно хотел поработать с искусственной кровью. Для этого нужно было изучить, какая она бывает, как её варить и чем она отличается от настоящей крови. Самому разбираться не хватило времени, и я обратился к отличному гримёру, которого буду звать на другие проекты.
После съёмок клипа будем искать коммерческие предложения. Чувствуем, что уже набрались опыта и готовы брать заказы.
— Кстати, как ты выбираешь людей, с которыми будешь работать?
— Режиссёр — это идейный вдохновитель. Чтобы набрать себе команду, он должен вдохновлять своим проектом. Вот и я, воодушевлённый, делюсь с людьми замыслом будущего фильма, а они сами решают, участвовать или нет. Режиссёру главное не стесняться своей идеи, быть открытым и дружелюбным.
«Многие режиссёры думают, что зритель тупой и ничего не поймёт»: об упрощении искусства
— А как ты выбираешь темы для фильмов?
— Так вышло, что два фильма, которые я снял, были обо мне или какой-то моей боли. «Пульс» — про монотонную жизнь офисного сотрудника, а «Низкое искусство» — про людей, которые не пошли в офисное рабство, чтобы заниматься творчеством. Так что, можно сказать, вдохновение я беру из своей жизни.
При этом вовсе не обязательно, чтобы кино отражало жизнь режиссёра. Но если он снимает о том, к чему равнодушен, не думаю, что фильм получится хорошим.
— Член жюри Beat Film Ладо Кватания в своём интервью рассуждает о современном искусстве. Он говорит, что раньше человек стремился дорасти до искусства, чтобы его понимать, а сейчас искусство стремится стать более простым и понятным, не давая людям повода для размышлений о задумке режиссёра. Что думаешь об этом?
— Не могу спорить с Ладо, искусство сейчас и правда стремится к упрощению. Но я надеюсь, что это просто тренд и скоро мы вернёмся к более проблемному и интересному кино. За последние лет двадцать излишняя простота уже успела наскучить, поэтому, когда смотришь что-то более-менее сложное, это как глоток свежего воздуха.
Фильмы во многом упрощают сами режиссёры, думая, что зритель тупой и ничего не поймёт. На самом деле это не так.
Фильмы нужно снимать не так, чтобы было проще, а так, чтобы тебе самому нравилось. И не думать, поймёт зритель твою задумку или нет. Кто-то да поймёт и, возможно, даже найдёт новый смысл.
— А как ты думаешь, будут ли люди смотреть сложные и запутанные фильмы, как у того же Нолана, только от малоизвестных режиссёров?
— Мне кажется, если фильм крутой, то людям всё равно, кто его снял. Но работает и обратная закономерность — если режиссёр снял 20 плохих фильмов, то его 21-ю работу вряд ли кто-то придёт смотреть.
Об офисной работе, судьбоносном сообщении и экшен-фильмах в России
— По образованию ты искусствовед и художественный критик. Почему не пошёл работать по профессии?
— Дело в том, что процентов семьдесят учащихся на «искусствоведении» не идут работать по специальности. Зарплата у таких специалистов не превышает 15 тысяч рублей, да и сами они не востребованны. Я же поступил на искусствоведа, потому что после школы не успел определиться с профессией, а к искусству меня тянуло всегда.
Окончив универ, я пошёл в армию. А по возвращении мне нужна была денежная работа, а не интересная. Устроился менеджером по продажам, дорос до руководителя филиала компании, а позже стал управлять региональными офисами аутсорсинговой организации.
— А почему вернулись мысли о режиссуре?
— Потому что осточертел офис. Работая там последние несколько лет, я задавался вопросом: «Неужели я проведу здесь всю жизнь?» Представлял себя в 45-летнем возрасте примерно на этом же месте и ужасался. Да, я много зарабатывал, как и хотел, и даже мог развивать карьеру дальше. Но монотонная работа в небольшом помещении с одними и теми же коллегами меня не радовала.
И тут я вспомнил про своё увлечение кино. Начал много читать о режиссуре, только теперь уже не из любопытства, а из профессионального интереса. И решил, что сейчас самое время попробовать влиться в индустрию.
— С чего ты начал?
— Прежде всего я решил получить навыки в разных киношных профессиях. Ведь, чтобы руководить съёмочным процессом, надо понимать, кто, что и как делает на площадке. Ну и подумал, что если не получится стать режиссёром, то всё равно смогу задержаться в кино благодаря большому количеству разных навыков. Например, буду монтировать.
Учёбу начал с режиссуры монтажа. Сначала нашёл в интернете преподавателя Александра Макарова, украинского режиссёра, изучил с ним DaVinci. А потом, когда захотел поработать в других программах по монтажу, узнал о Skillbox. На тот момент широкого выбора онлайн-курсов по монтажу не было, и я решил учиться здесь.
Самое классное воспоминание о курсе — это обратная связь от преподавателя Ильи Зернова. Если ему что-то не нравилось, он жёстко критиковал работу. Я в принципе не люблю подход, при котором учителя всегда хвалят учеников. Поэтому такая обратная связь пришлась по душе.
— А как ты попал в «Видеомастерскую»?
— Когда я почти окончил курс, обнаружил, что не знаком с людьми, близкими к кино, вживую. Захотел исправить ситуацию и написал в чат группы своего факультета в Skillbox: «Ребята из Питера, давайте встретимся, познакомимся». Это сообщение решило мою судьбу.
На встречу пришло пять или шесть человек. Я познакомился там с двумя ребятами, которые участвовали в «Видеомастерской». Они пригласили меня на питчинг сценарных идей. Я пришёл туда, вдохновился и тоже захотел попасть в «Видеомастерскую», только как режиссёр. Я попросил, чтобы вместо монтажёров меня определили в режиссёры, сделал тестовое, и меня взяли.
— Какое полнометражное кино ты бы хотел снимать?
— Я хочу привнести что-то новое в экшен-кино. Мне кажется, в России на него незаслуженно забивают. Если у случайных людей спросить, какие экшен-фильмы были сняты за последние 10 лет в нашей стране, они вспомнят максимум работы Ильи Найшуллера или «Майора Грома».
Под «новым» я имею в виду весёлый экшен и фильмы с плохим концом, где зло побеждает добро. Как мне кажется, военно-патриотические фильмы, которые снимают в России из года в год, уже наскучили всем до невозможности. Самое время разбавить их чем-то новым, что перевернёт жанр и восприятие экшена в целом.
Читайте также:
- Экстрим, подводные съёмки, работа над популярным сериалом — это обычная жизнь Александра
- Вероника долго работала в колл-центре, а потом исполнила мечту и стала сценаристкой. Её сериал заинтересовал продюсеров и находится в разработке.
- Как удалённо записать музыку для Голливуда. Интервью композитора Владимира Подгорецкого