Кино и музыка
#истории

«Не представляю, как бы занимался чем‑то другим»: оператор-постановщик о своей работе

Дмитрий Соловьёв — о том, как снял свой первый полный метр, сколько можно заработать на проекте и что должен знать каждый оператор.

Фото: Светлана Козлова для Skillbox Media

Дмитрий Соловьёв

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения за последний год

Снял приквел криминальной киносаги.


ссылки


Дмитрий рассказал:


— Почему ты решил стать оператором?

— Мой отец работал водителем на съёмочной площадке и однажды привёл меня посмотреть, как снимают кино. Мне было 15 лет, когда я впервые попал в съёмочный павильон.

Там снимался фильм «Параграф 78», и я увидел оператора Сергея Козлова, который гордо сидел на тележке и что-то вещал. Это произвело на меня огромное впечатление, и я понял, что очень хочу снимать кино.

За годы работы на съёмочной площадке Дмитрий перепробовал более пяти профессий. Фото со съёмок картины «По ту сторону виноградника»
Фото: личный архив Дмитрия Соловьёва

— Как тебе удалось получить работу на площадке?

— Я был настроен решительно, предлагал свою помощь всем подряд на площадке, чтобы в итоге оказаться одним из них. Кто-то соглашался, и тогда я выкладывался на полную.

Так я попал в операторскую группу. Сначала я занимался плейбэком (записывал дубли), потом — перезаряжал плёночные кассеты, был фокус-пуллером (это ассистент оператора, который следит за тем, чтобы резкость камеры была на нужной части кадра).

Я работал в командах фильмов «Чёрная молния» (2009), «Дом солнца» (2010).

— Твоё образование, должно быть, тоже связано с кино?

— Совсем нет. Я учился на юриспруденции и менеджменте, как это тогда было модно. Чего не сделаешь ради отсрочки от армии.

Но я не переставал работать на площадках, нарабатывал опыт. Потом я решил всё же поучиться искусству кино и поступил на подготовительные курсы Московской школы кино. Дальше курсов идти не стал, потому что была возможность работать и её нельзя было упускать.

Дмитрий и Александр Фролов — исполнитель главной роли в картине «Решала: Брат»
Фото: личный архив Дмитрия Соловьёва

К тому времени я уже многое знал. Например, успел поработать с Маратом Адельшиным. Мы снимали достойные рекламы, которые занимали первые места на конкурсах. Постепенно я понял, что пора воплощать в жизнь мечту — стать оператором-постановщиком.

Тестовое задание, скаутинг, пробы — что делает оператор до начала съёмок

— Как найти работу оператором в большом кино?

— Могу объяснить, как это обычно происходит. Режиссёр ищет оператора, который более или менее подходит по ряду параметров: творческой линии, выносливости и стилю. Оценить первое можно по шоурилу — ролику, в котором склеены отрывки из лучших работ оператора. Можно сказать, это выжимка из его портфолио.

Режиссёр отсматривает шоурилы, а потом приглашает на встречу тех, кто зацепил его своей работой. Это очень похоже на собеседование. Если вкусы оператора и режиссёра сходятся, можно обсудить с продюсером гонорар за разные процессы: за подготовку, цветокоррекцию, съёмочный период.

Всегда приятно увидеть своё имя в титрах
Фото: личный архив Дмитрия Соловьёва

Если все договорились, оператор читает сценарий и пишет введение к тому, как он видит эту картину. Он визуализирует всю техническую часть производства этой картины, представляет, что бы снял и какие бы приёмы использовал.

Это своего рода тестовое задание. По нему режиссёр может определить, насколько их представления совпадают. Всё же оператор — это глаза режиссёра.

— И вот режиссёр и оператор договорились! Сразу начинаются съёмки?

— Нет! До этого ещё далеко!

Если звёзды сошлись, начинается следующий этап. Оператор ездит с режиссёром по объектам для съёмочных локаций. Они смотрят, как выглядит будущее место съёмки днём, ночью, в дождь — в зависимости от того, какую сцену снимают. Каждую локацию оператор должен сфотографировать.

Например, готовясь к съёмкам фильма «Решала: Брат», мы отправились в поездку по Бурятии. Прилетели в Улан-Удэ и две недели фотографировали локации. В основном мы снимали в Курумкане, там происходило действие. Это примерно в 300 км от Улан-Удэ, на северо-востоке.

Фото со съёмок
Фото: личный архив Дмитрия Соловьёва

Этот процесс привязки объектов к точкам называется скаутинг. Бывает, что во время съёмок объект оказывается недоступен, и нужно иметь ещё несколько запасных.

Следующий этап — это техническое освоение. Специалист делает пробы камеры и оптики, а потом собирает свою операторскую группу, которая будет работать как единый механизм.

В это время режиссёр работает с художниками по костюмам и проводит пробы с актёрами. Оператор тоже нужен на этих мероприятиях: он снимает кандидатов на роли с разных сторон. Потому как бывает, что вживую человек выглядит прекрасно, а на камере — совсем иначе.

— Почему так получается?

— Человеческий глаз воспринимает намного больше информации, чем объектив. Камере порой нужно дополнительное освещение и грим, чтобы изображение актёра было привлекательнее. Наверняка вы замечали, что некоторые знаменитости в жизни выглядят совсем не так, как на экране. Ты видишь его в фильмах и представляешь тот же образ в реальности. А на деле — пройдёшь мимо на улице и не узнаешь даже.

— С декорациями тоже может возникнуть такая проблема?

— Да, декорации начинают делать задолго до старта съёмок. Но и во время запуска проекта реквизиторы могут что-то поменять — перекрасить стены, подыскать другую мебель и так далее.

Правило третей, цветовые акценты, линейные перспективы — что должен знать оператор

— Расскажи побольше о фильме, над которым ты работал. Как ты попал в команду?

Бурятский кинематограф сейчас активно развивается и выдаёт хорошие картины. «Решала: Брат» — четвёртый фильм из криминальной киносаги, которая снималась несколько лет назад. Мой знакомый продюсер начал работать над этой картиной и пригласил меня. Сценарий писали режиссёр и сценаристы из Бурятии.

Фото с премьеры
Фото: личный архив Дмитрия Соловьёва

Изначально из фильма планировали сделать фестивальное кино. Предварительная версия сценария выглядела спокойной и даже грустной, но потом обросла погонями и перестрелками.

— Какая у тебя была цель как у оператора в этом фильме?

— Я старался создавать реалистичную картинку, близкую к тому, как видит мир человек. Мне такое нравится: я любитель естественного освещения и натуральности картинки.

Во время съёмок я как раз обучался в Skillbox и многие знания, полученные на курсе, применял сразу на практике.

— Что было особенно полезным?

— Правило третей, золотое сечение, линейные перспективы… В принципе я об этом слышал, но теоретических знаний не хватало.

Юлия Галочкина, спикер курса, говорила о разных приёмах, как картинкой повлиять на подсознание зрителя, и это тоже было полезно.

Оператор управляет фокусом внимания, расставляя цветовые акценты. Снимая общую панораму так, чтобы зритель заметил какую-то маленькую деталь. Делая портрет таким, чтобы зритель смотрел, например, не на глаза, а на губы героя.

Ещё есть разные приёмы, которые помогают подчеркнуть настроение персонажа в моменте. Если герой злой, то у него провалены в темноту глаза, более контрастный рисунок на лице. Актёр в кадре выглядит более брутально и остро, чем положительный персонаж.

Герой Кристиана Бейла в «Американском психопате» — яркий пример, когда освещение намекает на истинные намерения персонажа
Кадр: фильм «Американский психопат»

Если в сцене происходит конфликт, то можно имитировать дождь, использовать дрожащую камеру и другие приёмы. Мозг автоматически реагирует на сигналы, которые ему подаёт операторская картинка. Из таких крупиц собирается восприятие фильма.

Курс дал действительно много полезного.

Фестивали, тусовки, Vimeo — как оператору найти работу

— Расскажи, над чем работаешь сейчас?

— Недавно закончились съёмки четвёртой части «О чём говорят мужчины». Съёмки проходили в Москве, я работал полтора месяца с одним выходным в неделю.

Сейчас с другом-продюсером собираемся на фестиваль «Емеля Fest». Наш короткий метр попал в шорт-лист. Если вдруг выиграем, то уже готов сценарий для полного метра.

Трейлер «По ту сторону виноградника»

Ещё я снял короткометражку «По ту сторону виноградника» с Михалковой и Козловским, она лежит на платформе «Старт». Да и сейчас я ещё занимаюсь двумя короткими метрами.

— Нужно ли оператору иметь знакомства и связи, чтобы найти работу?

— Да, это наиболее эффективный метод. Например, один режиссёр ищет оператора и просит второго посоветовать кого-нибудь проверенного. Возможно, это будешь ты.

Но если пока связей нет, то есть и другие способы. Бывают встречи операторов и режиссёров, показы, корпоративы продакшенов. Там можно знакомиться, общаться и рекомендовать себя. Можно показать что-то из своих работ — многие операторы выкладывают их на свою страничку в Vimeo.

Если твоя картина получает какую-то номинацию, это подкрепляет твой статус и привлекает внимание. Сразу много кто захочет пообщаться насчёт сотрудничества. Можно, как я, много времени проводить на съёмочной площадке и предлагать свою помощь.

— Слышала, часто бывает такое, что оператор работает преимущественно с одним режиссёром. Это распространено?

— Бывает по-разному. Даже в СССР были операторы, которые снимали только с одним режиссёром. Но если у того сейчас нет заказа на кино, то можно и с другими проектами поработать. Например, на рекламах всегда будут разные режиссёры.

— Сколько получают операторы за проект?

— Всё зависит от человека, но есть определённые рамки. Обычно на проекте оператор зарабатывает около 2–2,5 млн рублей. Топовые операторы получают явно больше, но точных цифр я уже не знаю.

Блиц

— Назови три фильма с лучшей операторской работой.

— «Тайная жизнь» (2019), «Кафе де Флор» (2011), «Древо жизни» (2011).

— Какие режиссёры тебе нравятся?

Предпочитаю Линча. Когда смотрел «Твин Пикс», влюбился в заявочные планы и портретные съёмки. Настолько привыкаешь к картинке, что можно даже не заметить какой-то киноляп. Всё гармонично сработано и сделано. Всё-таки Линч — очень интересный режиссёр. На очереди его картины «Голова-ластик» и «Человек-слон».

— Какую технику лучше купить новичку?

— Для профессиональной съёмки лучше брать профессиональную технику в аренду, а для своих проектов я бы порекомендовал Canon, так как под него много разной оптики.

Ещё мне нравится Sony, у них лучше светочувствительность, лучше снимать в местах, где света недостаточно.

Из бюджетных — Sony A6500 и A6300. Эти модельки очень хорошо справляются в любительской съёмке. Также лучше купить штатив, стабилизатор и что-то для освещения.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована