Зачем опытному руководителю продакшена учиться продюсированию: история Дмитрия Буткевича
Дмитрий уже шесть лет успешно руководит рекламным продакшеном. Новые знания помогли ему поднять качество контента на более высокий уровень.


Фото: личный архив Дмитрия Буткевича

Дмитрий Буткевич
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Систематизировал знания по продюсированию и улучшил качество роликов своего продакшена.
Дмитрий рассказал:
- как, будучи студентом юрфака, рос внутри продакшена;
- почему первая команда любого проекта почти всегда обречена на провал;
- как обучение помогло ему проще относиться к профессиональным рискам;
- почему главное в продюсировании — соблюдать баланс;
- зачем продюсерам образование, если всему можно научиться на практике.
«Хотел закрепиться в сфере любой ценой»: как студент юрфака стал продюсером
Я начал работать в продакшене, ещё будучи студентом. И хоть учился я на юридическом, тянуло меня всегда совсем к другим сферам — управлению и творчеству.
Менеджмент привлекал возможностью по максимуму использовать коммуникативные навыки, которые у меня были хорошо развиты от природы, а творчество просто всегда занимало особое место в моей жизни. Однако я понимал, что не готов полностью погружаться в профессии с ярко выраженным художественным компонентом — например, становиться оператором или режиссёром.
В итоге я пришёл к продюсированию — сфере, которая объединила в себе две мои главные склонности.
Конечно, начинал я в продакшене с малого — должности координатора производственного отдела. Выполнял обязанности линейного продюсера, но со слегка меньшим объёмом обязанностей. Меня взяли, потому что на момент трудоустройства у меня за плечами уже были небольшие фриланс-проекты студенческого формата.
Несмотря на ограниченный набор задач, я с самого начала имел доступ ко всем процессам продакшена и благодаря этому довольно быстро набрался полезного опыта и завёл ценные знакомства с людьми из индустрии. Мной двигало огромное упорство и желание закрепиться в сфере любой ценой.

В итоге постепенно я вырос в профессии и встал перед выбором: уйти в крупную международную компанию или создать своё дело.
«Набил много шишек»: как запустить свой продакшен без предпринимательского опыта
Я выбрал второе и приступил к запуску своего продакшена. Поначалу было сложно, поскольку я совсем не имел предпринимательского опыта. Я не понимал, как работать с документацией и бухгалтерией, как предоставлять качественный клиентский сервис, как правильно выстраивать взаимодействие с командой, — в общем, набил на своём пути немало шишек.
Например, на собственном опыте убедился, что «дебютная» команда любого нового стартапа почти неизбежно развалится. Всё из-за того, что она, как правило, состоит из людей-энтузиастов, с которыми вы познакомились на других проектах и которых вдохновили своей задумкой. Вот этот эмоциональный компонент с большой вероятностью и обречёт команду на провал, ведь вести её вперёд будет не сильный менеджер, а идея.
Первый состав — это скорее форма для проверки управленческих и бизнесовых гипотез, чем по-настоящему структурированная организация.
А вот работать со вторым составом команды уже намного легче. Во-первых, к этому моменту вы, как предприниматель, уже знаете, что ваша идея жизнеспособна и доказала себя на практике. Во-вторых, вы накопили опыт взаимодействия с сотрудниками и всё, что вам остаётся, — это придумать качественную систему мотивации.
Но и это на самом деле не так просто, как звучит. Загвоздка в том, что команда зачастую состоит из людей, которые хотели бы быть вами, то есть руководить процессами, но пока не могут себе этого позволить из-за недостатка компетенций. Так вот, важно научиться вдохновлять сотрудников на выполнение их рутинных задач, подсвечивая, что именно через это они смогут дорасти до желаемого уровня.
Люди — самый важный ресурс при создании любого цифрового контента. Так что если вы сумеете найти грамотный подход к своей команде, то, считайте, полдела для успеха уже сделано.
«Упёрся в потолок»: зачем опытному руководителю продакшена учиться продюсированию
Мой продакшен Philinmedia специализируется в первую очередь на корпоративном контенте для компаний из самых разных сфер. Это может быть «внешний» контент, который бизнес делает для партнёров и потенциальных клиентов: имиджевые ролики, презентации, шоурилы для выставок. А может быть и HR-история: обучающие ролики для персонала, инструкции.
За шесть лет работы мы с командой реализовали проекты, в которых использовали самые разные технологии: от 2D-анимаций до статичных 3D-визуализаций. Но в какой-то момент я понял, что упёрся в потолок. У меня за плечами было много практического опыта, но он не был систематизирован. Мне захотелось это исправить, и я решил, что профессиональный онлайн-курс — самый подходящий для этого формат.
Слышал, что многие специалисты с большим опытом брезгуют проходить обучение с нуля, но я такой взгляд не разделяю. Считаю, что для профессионального развития важно избавляться от зашоренности, особенно в такой гибкой сфере, как продюсирование, где новая информация появляется каждый день.
Ещё один неоспоримый плюс обучения для человека, уже работающего в сфере, — это возможность сразу же применить полученные знания на практике. Одной из моих целей как раз было улучшить процессы в моём продакшене, и я смог этого достичь.
Например, я пересмотрел подход к ведению проектов. Прежде я выстраивал их по-своему, опираясь на наработанный опыт, отчасти действовал по наитию. Я не считаю, что это плохо, — самобытность и уникальный подход полезны для продюсера.
Но курс дал мне ту необходимую базу, которая позволила структурировать все этапы и организовать работу проекта от предпродакшена до выпуска финального продукта. При этом я и сейчас оставляю в проектах некоторые свои «фишки».
Обучение также придало мне уверенности в любых моих профессиональных действиях.
Раньше, например, я считал, что поступаю недальновидно, когда вкладывал личные средства в проект на старте. Но потом на одном из домашних заданий курса нас прямо просили составить смету для перечня работ с учётом того, что их полностью финансирует продакшен.
Я тогда удивился и уточнил у куратора, разумен ли такой подход. На что получил ответ, что да, это стандартная практика в индустрии, когда продакшен берёт все риски на себя. Было приятно осознать, что так работают все и это не ошибка.
Также в ходе обучения я улучшил свои навыки публичных выступлений — это важный скилл для любого продюсера. Когда концепция разработана и остаётся только реализация, необходимо грамотно и умело защитить свою идею перед клиентом и объяснить ему, почему требуется именно такая команда и такой бюджет.
Прокачался я и в других аспектах коммуникации. Например, в студенческом телеграм-чате познакомился с десятками интересных специалистов из сферы, что для любого продюсера — настоящая удача.
Наша работа на все 100% связана с общением, знакомствами и налаживанием контактов.
А если в процессе учёбы мне что-то было непонятно, я не стеснялся задавать вопросы в чате более опытным коллегам и, в свою очередь, тоже сам отвечал на чужие, если знал ответ. В будущем я ещё точно воспользуюсь чатом, если буду искать команду под запуск нового проекта.
«Наша профессия — про многогранность»: зачем продюсерам непрерывно учиться
Недавно я сравнил два ролика моего продакшена для одной и той же компании, сделанные с разницей в шесть лет, и увидел серьёзные качественные изменения.
Во второй раз нам удалось сделать уникальный для России по уровню корпоративный ролик о производстве станков. Что-то похожее по визуалу мы видели только в США: правда, там хоть и была отличная имиджевая нарезка, но не хватало информативной части о компании и продукте. Мы же смогли совместить в промо два этих важных компонента — имидж и пользу, — и это сработало.
Несмотря на все достижения, я всё ещё остаюсь очень самокритичным, и всё же значительно меньше, чем раньше. В 2023 году я вообще отказался от интервью для Skillbox Media, объяснив это тем, что не сделал ничего выдающегося, о чём могу рассказать. Сейчас этот психологический барьер постепенно ослабевает, хотя я по-прежнему считаю, что доля дотошности и придирчивости к себе полезна в любом деле.
Обучение также помогло мне более полно сформулировать для себя, что же такое продюсирование. В одном из модулей преподаватель сделал акцент на том, что продюсирование — это профессия, где нужно договариваться, где почти всё обсуждаемо.
Я расширил эту историю и вывел для себя формулу: продюсирование — это система соблюдения балансов. Это не только про управление людьми или бюджетом, это про управление в широком смысле, а вот насколько в широком — зависит от восприятия конкретного человека.
Если вам близка суть продюсирования, то с большой вероятностью вы сможете не только стать мастером в этой области, но и получить удовольствие от самой игры. Как получают его все профессионалы, достигшие высот в этой сфере.
Но важно понимать, что «игра» — это не только про выгоды, но и про колоссальную ответственность: перед собой, командой, клиентами. В этом и заключается интерес: сможете ли вы балансировать между ограничениями индустрии и своими амбициями.
Профессия продюсера — это про многогранность, которая сочетает в себе художественный кругозор с управленческими качествами, подкованность в юриспруденции и бухгалтерском деле с сильными коммуникативными навыками.
Успех в сфере продюсирования во многом определяется личными склонностями человека, но тем не менее образование тоже очень важно, даже если оно не профильное — всё-таки хороший продюсер должен обладать широким кругозором и эрудированностью. А вот обогатить эту глубину новыми красками, знаниями, профессиональными теориями, гипотезами и инструментами всегда можно при помощи дополнительного обучения.