«Работать в диалоге с соавтором гораздо проще»: история режиссёра Анастасии Шерстук
В рамках «Видеомастерской» Анастасия сняла эпизод сериала, который уже вышел на стриминг-сервисах. Теперь её мечта о карьере режиссёра стала ближе.
Фото: личный архив Анастасии Шерстук
Анастасия Шерстук
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Нашла соавтора-единомышленника и сняла серию для сериала «Впервые». Серию показали на международном кинофестивале, а сам сериал вышел на стриминговых сервисах.
Анастасия рассказала:
- как устроена работа координатора съёмок;
- чем её привлекает профессия скрипт-супервайзера;
- какие задачи должен выполнять скрипт-супервайзер;
- как родилась идея первой серии сериала «Впервые»;
- о чём она мечтает.
«Спала по два-три часа в сутки»: о работе координатором съёмок телесериала
После школы я не рискнула поступать на режиссёрский факультет ВГИКа, хотя очень этого хотела. Помешал синдром самозванца — мне почему-то казалось, что я недостаточно талантлива для обучения такой творческой профессии.
В итоге окончила продюсерский факультет Института кино и телевидения (ГИТР) и ни разу не пожалела. Во многом именно благодаря этому образованию в моём портфолио сейчас есть много интересных продюсерских проектов.
Сразу после выпуска я устроилась на работу в административную группу, координирующую различные съёмочные проекты.
Пожалуй, за всё время работы тяжелее всего мне дались съёмки мистического сериала «Территория», проходившие в Пермском крае. Все три с половиной месяца съёмок я провела практически без сна — в сутки спала от силы по два-три часа. А выходной и вовсе был только один раз.
В проекте я отвечала за всю логистику и организацию жилья для съёмочной группы. В городе с населением в десять тысяч человек номеров в гостиницах было ожидаемо мало, и поэтому приходилось постоянно думать и искать решения, чтобы все члены команды жили в комфортных условиях.
К тому же оказалось, что под Пермью большие проблемы с мобильной сетью, а мне было просто необходимо постоянно находиться на связи с агентством, предоставляющим билеты на транспорт. Отсюда и постоянный стресс.
Плюс ко всему довольно часто кому-то из съёмочной группы требовалось срочно добраться на площадку, чуть ли не день в день. В таких случаях мне приходилось оперативно выискивать билеты Москва — Пермь и обратно, а потом организовывать трансфер группы до места съёмок — дорога от города до площадки занимала ещё три часа.
Но, несмотря на все сложности, я рада, что такой опыт случился в моей жизни. Это дало мне возможность увидеть невероятно красивую природу Пермского края и побывать в труднодоступных местах, куда редко добираются обычные туристы.
«Мне не хватало причастности к кинопроцессу»: как я стала скрипт-супервайзером
После непростого опыта работы координатором съёмок я поняла, что, хоть администрирование бытовых вопросов и действительно важная часть любого съёмочного процесса, по сути, оно всё же не имеет прямого отношения к кинопроизводству. А это меня сильно удручало.
Тогда я стала обдумывать разные возможности попасть в режиссуру. Рассматривала путь через драматургию, монтаж и даже допускала мысль сразу рискнуть и устроиться в режиссёрский цех. Однако меня вновь что-то останавливало. Мне казалось, что моих знаний недостаточно для работы в этих областях.
Ситуация изменилась, когда однажды мне всё-таки удалось попасть на стажировку в качестве второго режиссёра. А спустя ещё какое-то время на этом же проекте освободилось место скрипт-супервайзера, и мне предложили попробовать себя в этой роли.
Поначалу я сомневалась, соглашаться или нет, так как считала себя недостаточно организованной и внимательной для работы, где перечисленные качества просто необходимы. К тому же думала, что обязанности скрипта мне не понравятся, но на практике всё оказалось ровно наоборот.
Главная задача скрипт-супервайзера — следить за правильным построением повествования и монтажностью. Под монтажностью обычно понимают возможность смонтировать кадры внутри сцены и сами сцены так, чтобы сохранить сценарную логику. Ну и в соответствии с правилами монтажа, конечно.
Самостоятельно режиссёру тяжело уследить за множеством деталей вроде монтажности, ведь он и так управляет десятком других важнейших процессов.
В работе скрипт-супервайзера меня особенно привлекала возможность непосредственного взаимодействия с режиссёром: мы проводили с ним очень много времени, и я осознала всю важность своей роли в процессе. И после этого захотела и дальше развиваться в этом направлении.
«Я слежу, чтобы всё выглядело линейно»: о главных обязанностях скрипт-супервайзера
Скрипт-супервайзер играет ключевую роль на съёмках и обязательно нужен любому проекту, потому что фильмы и сериалы очень редко снимаются линейно, то есть в хронологическом порядке.
Обычно между сценами, которые идут на экране друг за другом, на самом деле проходит несколько месяцев. Например, герой заходит в здание в середине октября, а съёмка внутри здания проводится только в конце февраля.
Безусловно, за точным совпадением состояния героя, его костюмом и реквизитом в руках следят все цеха съёмочной группы, но всё-таки основная ответственность лежит на скрипт-супервайзере.
Если съёмки проходят в помещении с большим количеством баннеров, скрипт-супервайзер должен проверить, нет ли в кадре каких-либо лейблов. Контроль за использованием музыки и изображений в кадре как объектов авторских прав — также его обязанность.
Я отработала скрипт-супервайзером уже на четырёх проектах и неоднократно убеждалась в том, что эта специальность требует предельной внимательности. Сложнее всего было, пожалуй, на съёмках детективного сериала «Загляни ему в голову».
В процессе съёмок я должна была следить за появлением улик в кадре, которые будут важны для развития сюжета и о которых зрители узнают только через несколько серий. Планировала, как их снять и показать, чтобы сохранить интригу и при этом обеспечить монтажную целостность.
«Сценарий подготовили всего за два дня»: о главном результате обучения
Во время участия в «Видеомастерской» я познакомилась со сценаристом Владимиром Лебедевым. Вместе мы решили снять довольно нестандартный жанровый фильм — абсурдную комедию.
Наш поток был посвящён созданию эпизодов сериала. Тематическая рамка звучала так: «Герои делают что-то впервые в жизни». Мы с Владимиром начали с брейншторма, в рамках которого придумали различные ситуации, опираясь на задание. В итоге у нас родилось около 20 идей, из которых мы утвердили только одну — она и легла в основу нашей серии.
Владимир в шутку предложил снять историю о выгоревшем авторе «ванильных» посланий для печенек с предсказаниями, который впервые пишет для тиража жёсткие слова со смертельными угрозами. Дальше его шеф утверждает текст не глядя и отправляет в производство. Выясняется, что партия предназначена для корпоратива ОПГ.
В процессе обсуждения мы с Владимиром поняли, что эта история вполне жизнеспособна. Стали думать, как её развить. Довольно жёсткие сроки на реализацию проекта не позволяли размышлять слишком долго: в итоге мы написали сценарий всего за два дня, а затем так же быстро приступили к съёмкам.
Насколько я знаю, изначально команда «Видеомастерской» планировала создать из всех серий альманах, но потом кураторы заметили, что истории всех участников складываются в сериал с общей темой. По большому счёту, форма сути не изменила. Свою серию мы назвали «Предложение, от которого невозможно отказаться»: она идёт первой в сериале.
Сам сериал «Впервые», кстати, 2 октября вышел на стриминговых платформах. Сериал вертикальный, и каждая новая серия в нём — законченная история.
А недавно нашу серию также показали на крупном международном фестивале кино и театра «Амурская осень». И хоть, на мой взгляд, работа не безупречна, и в ней точно есть слабые места, которые можно доработать, я всё равно очень рада, что мы её сняли.
Ещё я очень рада, что мастерская свела меня с единомышленником и мотивировала наконец приступить к съёмкам. А то, пока не было дедлайнов, я постоянно откладывала работу над проектом и придумывала оправдания: то не было подходящей истории, то мешали какие-то мои внутренние ограничения.
В диалоге с соавтором гораздо проще создавать что-то стоящее, чем в одиночку.
«Хочу, чтобы мой проект поняли зрители»: о целях и стремлениях
Опыт участия в «Видеомастерской» дал толчок к тому, чтобы улучшать свои результаты в будущем. Мне бы очень хотелось снять свой дебютный короткометражный фильм и пройти с ним отбор на ежегодный российский кинофестиваль «Короче».
Если раньше я не испытывала особого интереса к фестивалям, то сейчас он возник. Надеюсь, что, когда я достигну своей цели и мой фильм увидят зрители, они его поймут и оценят. Как и критики, и жюри.
А пока что я продолжаю работать скрипт-супервайзером. Возвращаться к роли продюсера не планирую. Хочу постепенно двигаться к своей главной мечте — стать режиссёром.