«Хороший режиссёр внимателен к деталям. Он подмечает каждое движение человека»
Однажды Настя попробовала себя в съёмках рекламы и увлеклась. Настолько, что выучилась на режиссёра и теперь снимает серьёзные короткометражки.
Иллюстрация: freepik / master1305 / rawpixel / Freepik / Frederik Holmgren / Daniel Dobler / Denny Muller / Kate Trysh / Meinie / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Анастасия Сахарова
Россия, Зеленоград
Пройденные курсы
Курс «Профессия Режиссёр», «Видеомастерская»
Достижения
Сняла клип для группы The Sundial, а также два этюда на остросоциальные темы. Выступила экспертом в подборке на тему «Как снять музыкальный клип без бюджета».
Анастасия рассказала:
- эффективно ли изучать режиссуру в онлайн-формате;
- с какими трудностями столкнулась во время съёмок клипа в рамках «Видеомастерской»;
- грамотно пройдя какие этапы подготовки к съёмкам, можно минимизировать стресс на площадке;
- где режиссёру искать идеи и вдохновение;
- какую роль играет кино в жизни людей.
— Настя, до режиссуры ты занималась созданием одежды: придумывала и отшивала целые коллекции. Что разбудило в тебе интерес к кино и заставило сменить профессию?
— Вышло случайно. Дело в том, что рекламу для своих коллекций я всегда снимала самостоятельно: продумывала концепт, писала сценарий, подбирала актёров. В общем, полностью брала на себя задачи режиссёра и даже чуть больше. Так и втянулась!
Режиссура привлекла меня свободой творчества: на съёмках я могла реализовать любую идею, перенести её на экран и выстроить диалог со зрителем.
Решила обучиться новой профессии. Терять мне всё равно было нечего: к тому моменту я и так почти отказалась от идеи создать бренд. Запуск требовал стартового капитала в несколько миллионов, которых у меня не было.
«Куда ни поступи, работать придётся много»: об учёбе и дебютном фильме
— Почему для обучения ты выбрала именно онлайн-курс? Ведь могла поступить во ВГИК или ГИТИС, например.
— Честно признаюсь: в первую очередь ориентировалась на финансовые возможности. Учиться во ВГИКе или других профильных институтах дорого, учёба же в онлайн-школе не так сильно бьёт по карману. К тому же здесь не нужно ходить на очные пары: можно подстроить график под себя — снимать и изучать теорию когда удобно. Да ещё и с работой совмещать.
Подкупило и то, что составители, спикеры и кураторы программы — практикующие специалисты. Многие из них работают в киношколе «Свободное кино», за которой я уже давно слежу и чьи фильмы с удовольствием смотрю.
— И всё же, кто-то скажет: режиссёр — это практическая профессия, изучать её онлайн — неэффективно. Как возразишь?
— Как и в любой профессии, режиссёр, прежде чем перейти к практике, должен освоить теорию: изучить основы драматургии, создания персонажей, научиться базово монтировать. И только потом приступать к съёмкам. В этом смысле онлайн-образование ничем не отличается от вузовского: пары здесь чередуются с практикой.
Куда ни поступи, работать придётся много, ведь только практика развивает режиссёра как специалиста.
Конечно, когда ты окружён другими будущими режиссёрами, операторами, продюсерами, актёрами, собрать команду гораздо проще. Но найти единомышленников легко и на онлайн-платформе. В рамках Skillbox, например, можно поучаствовать в «Видеомастерской» и создать командный фильм или написать о поиске людей в общий студенческий чат.
Единственная трудность, с которой я сталкиваюсь, — дорогая аренда техники. В киновузах, насколько я знаю, есть специальные цеха, где студенты могут взять её бесплатно.
— Каким был твой дебютный фильм во время обучения?
— Нам задали сделать однокадровый этюд без диалогов, где идею необходимо передать исключительно через визуал. Помню, я переживала из-за множества факторов: не получится донести мысль, не соберу команду, забуду взять нужную аппаратуру… Волновалась, что потеряю что-то из кинотехники и сотрудники кинопроката выпишут мне штраф, — в голове уже рисовались такие картинки.
В итоге с организацией я справилась — технику арендовала, оператора нашла через знакомых. А вот творческая составляющая всё же подкачала: вместо стройного повествования получилась «каша», закладываемый посыл с экрана не читался. Но я не опустила руки.
«Съёмки клипа — одно из лучших воспоминаний в моей жизни»: об участии в «Видеомастерской»
— Очень скоро после старта курса ты записалась в «Видеомастерскую». Какую цель перед собой ставила?
— Получить побольше практики, конечно. «Видеомастерская» — это бурлящий котёл видеопроизводства! Работа в ней идёт постоянно. Мне понравилась перспектива не только выполнять домашние задания на курсе, но и делать что-то сверх этого.
Попасть в «Видеомастерскую» пробовала два раза. В первый раз — подала заявку на поток по документальному кино, но не прошла. Наблюдала за успехами других студентов со стороны: в чат они присылали свои картины и бурно обсуждали их. Я всё сильнее убеждалась, что тоже должна оказаться на их месте. Когда анонсировали поток по созданию клипов, откликнулась моментально.
— Каким было тестовое задание для участия в «Видеомастерской»?
— Для каждого потока оно своё. Я, например, разбирала клип Florence and The Machine. Анализировала приёмы, символы и образы. Было невероятно интересно! Позже, когда я уже оказалась на потоке, моим тестовым заинтересовался оператор. Ему так понравился разбор, что он захотел работать в команде именно со мной.
— Как в целом строилась работа? Вас сразу отправили снимать или сперва провели дополнительное обучение?
— Сначала всех нас — режиссёров, операторов, продюсеров — учили делать раскадровку, писать тритмент и работать с ним. Потом предложили из 20 песен молодых исполнителей выбрать одну, для которой мы хотим снять клип, и объединиться в команды. Треки были разножанровыми. К счастью, у нас с оператором и здесь совпали вкусы: мы оба выбрали рок.
Во время дальнейшей подготовки и самого съёмочного процесса кураторы всегда направляли участников мастерской, помогали советом — как и что легче реализовать.
— В клипе ты показала зрителю несколько разных миров. Работа поражает и выглядит очень масштабной…
— А представьте, что она могла быть ещё в несколько раз масштабнее! Сейчас главная героиня лишь рисует миры и смотрит в них через холст, а изначально она должна была в эти миры попадать. Проходить через двери из локации в локацию.
Однако для такого размаха нам не хватило финансирования. На старте мы не обсудили с музыкантами все условия, и, когда пришло время снимать, оказалось, что они не готовы вкладываться в бюджет. В итоге скидывалась только съёмочная команда.
— Ого, обидно! И как выкрутились?
— Пришлось подсуетиться. Второй, он же финальный, сценарий родился буквально за неделю до съёмок! Мы упростили идею, сняли часть расходов. Например, графика, которая есть в клипе, не полностью сделана на компьютере — часть макетов для декораций я создавала сама.
Но клип всё равно обошёлся дорого — мы с командой потратили на него более трёхсот тысяч рублей. Но в сложившейся ситуации я увидела и свои плюсы: зато артисты никак не ограничивали нас в свободе творчества.
— Какие ещё личные вызовы тебе пришлось принять на тех съёмках?
— Я научилась отстаивать своё режиссёрское видение. В этом мне, кстати, сильно помог мой куратор Егор.
Дело было так: я очень хотела снимать в «золотые часы», но команда никак не соглашалась. Всё потому, что этот временной отрезок слишком короток, пришлось бы снимать два дня подряд, а это затратно. А работать летним днём не хотела я, ведь понимала: из-за жёсткого света на картинке возникают пересветы, их почти не убрать даже с помощью цветокоррекции.
Благодаря поддержке Егора я нашла компромисс и составила удобный для всех график съёмки — снимать на закате, ночью отсматривать материал, а на рассвете вновь выходить на площадку.
— Вот это да! Сколько трудностей! Получалось хотя бы изредка получать удовольствие от процесса?
— Конечно, я кайфовала, несмотря ни на что! Кроме трудностей ведь было и много классных моментов: наш оператор каким-то чудом достал профессиональную камеру, свет, кинолинзы, а ещё он же нашёл единомышленников — тех, кто горит кино так же, как мы. Так что у нас был целый микроавтобус помощников и техники.
С момента съёмок прошёл год, а я до сих пор с трудом верю, что участвовала в таком масштабном действе. Вспоминаю те дни с большой любовью. Как одни из лучших в своей жизни 🙂
«Я специально создавала себе препятствия: режиссёр должен набить собственные шишки»: о съёмках этюдов
— Помимо курсовых проектов и съёмок для «Видеомастерской», ты также по своей инициативе сняла ещё два этюда, «Чернота» и «День 181». Как находила силы и мотивацию столько работать?
— Я убеждена: нельзя ограничиваться лишь домашними заданиями, нужно ещё и постоянно творить вне учёбы. Много. Любая работа — это вклад в ваше портфолио. Вот я и стала придумывать себе рамки и препятствия, чтобы быстрее расти как специалист. Например, решила сделать этюд на одного актёра. Без слов, до пяти минут.
Мне было очень интересно, смогу ли я найти команду. Всё-таки подбирать и вдохновлять людей на совместную работу — это целое искусство. В «Видеомастерской» все участники и так были заряжены априори, но ведь личный проект — это совсем другое.
Сперва даже хотела поддаться страхам — никого не искать и снять всё одной, но вовремя себя остановила и взялась за дело. Собрала команду, нашла оператора. В качестве актёра позвала фактурного коллегу с работы — во время курса я устроилась видеографом в один культурный центр, многие сотрудники которого, как оказалось, раньше играли в театре.
Так и родился этюд «Чернота» — история о борьбе маленького человека с глобализацией. В своём блоге я подробнее рассказала о том, как снимала его.
— А короткометражка «День 181» — как родилась её идея?
— Случайно. Однажды я увидела новостной заголовок, посвящённый тому, что один крупный бренд держит своих сотрудников в рабских условиях. Чтобы спастись, те засовывают записки в карманы производимой одежды с текстом: «Я не выходил с работы несколько дней. Помогите!» — в надежде, что им помогут покупатели.
Мне захотелось высказаться на эту тему. Тем более я сама работала в швейной отрасли и проблема эксплуатации чужого труда мне близка.
— Обращалась ли ты за помощью кураторов при создании этих двух этюдов?
— Нет. Во-первых, мне хотелось набить свои собственные шишки и научиться на них. Во-вторых, через эти проекты я хотела обрести уверенность, поверить в себя. Не оглядываясь на чужое мнение. Боялась разочароваться в себе и опустить руки, если вдруг покажу идею, а мне скажут, что я её не докрутила. Даже если бы критика была конструктивной. Думаю, этот этап проходят все новички.
«Грамотная подготовка снимает стресс»: об этапах киносъёмки и приёмах, пробуждающих фантазию
— Режиссёр — центр творческого процесса. Именно он отвечает за всё, что происходит на площадке и за её пределами. Кажется, что жизнь такого человека невозможно без стресса. Как ты с ним справляешься?
— Часть тревоги снимает хорошая подготовка. Когда знаешь, что сделал и предусмотрел всё возможное, становится спокойнее. Остаётся только прийти на площадку и наблюдать, как разворачиваются события дальше.
Если же съёмка неожиданно пошла кувырком и я чувствую себя тревожно, то всегда вспоминаю слова сестры. Она любит говорить: «Не забывай веселиться». То есть фокусируйся не только на негативе, но и на том хорошем, что происходит, наблюдай за процессом с интересом. Эта фраза помогает мне немного расслабиться 🙂
— Расскажи, а как именно ты готовишься к съёмкам? Видимо, этот процесс очень важен, раз он особенно минимизирует стресс на площадке.
— Готовлюсь всегда в несколько этапов.
Первый этап
Прослушивание трека (если это клип). Придумывание и проработка идеи с командой. В идеале в конце этого этапа — выставление бюджета.
Второй этап
Раскадровка и прешуты.
Раскадровками я всегда занимаюсь тщательно: в деталях прописываю каждый кадр, уточняю, где какая должна использоваться оптика. Круто, если получается снять прешуты: на них можно проверить желаемые эффекты и посмотреть, получаются они или нет. А ещё прешуты наглядно показывают, какие кадры не клеятся между собой и какие ракурсы лучше заменить. Свои этюды я раскадровывала сама, но для клипа мы наняли раскадровщика со стороны, поскольку задач было очень много.
Третий этап
Поиск актёров, реквизита, техники.
Четвёртый этап
Календарно-постановочный план. Когда цех собран, назначается дата съёмки и готовится КП. В нём сцены проставляются так, чтобы их было максимально удобно снимать. Там же прописывается время прибытия актёров, декораций и прочее.
Пятый этап
Съёмка и постпродакшен. Самый трудный шаг: здесь часто и ударяет несоответствие ожиданий реальности, когда снятое выглядит не так, как ты предполагал. Приходится выкручиваться и что-то придумывать.
— Расскажи про раскадровку. Заимствуешь ли ты фишки у любимых режиссёров или строишь композицию сама?
— Обычно идеи возникают сами по себе, хотя иногда, конечно, я и прибегаю к приёмам, увиденным в кино. Например, недавно смотрела сериал «Лучше звоните Солу», и там в одном эпизоде камеру закрепили на стене. Эта точка съёмки показалась мне любопытной, и я забрала её себе. Сейчас я использую её в новом этюде, где действие происходит в закрытом помещении. Ракурс отлично передаёт замкнутость пространства.
Если кадр не требует какой-то особенной композиции, то стараюсь всегда подгонять его под золотое сечение. Беспроигрышный визуальный приём.
— У всех твоих работ в основе — сильная идея. Как и где ты их находишь? Чем вдохновляешься?
— Смотрю по сторонам: вокруг много фактурных людей — они вдохновляют на создание таких же фактурных персонажей. Внимательно наблюдаю за тем, как эти люди выглядят, ходят, что носят, даже как чешутся. Я стараюсь записывать всё, что подметила, и потом воплощать на экране.
Иногда использую специальные методы для пробуждения фантазии. Например, представляю, что передо мной три двери и за каждой из них происходит действие. И вот я открываю их поочерёдно и смотрю, что ждёт меня за каждой. Есть даже целая книжка с подобными техниками — «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно» Майкла Микалко.
Но самое приятное и полезное, что может делать режиссёр для вдохновения, — это путешествовать. В самом широком смысле этого слова: не только отправляться в другие страны и города, но и буднично исследовать свой город: выходить из дома и идти по новому маршруту, туда, куда глаза глядят, не планируя.
«Кино лечит душу людей, я правда в это верю»
— Какие качества, на твой взгляд, должен развивать в себе режиссёр?
— Доброту и эмпатию. Каждый, кто работает на площадке, имеет своё прошлое, раны, проблемы. Но все мы на площадке делаем одно хорошее дело. Поэтому мне хочется быть чутким, а не тираничным режиссёром.
— Необычный взгляд! А я думала, ты скажешь что-то про целеустремлённость и дисциплинированность.
— Да, безусловно, дисциплина в профессии тоже важна. Если смотреть с этого ракурса, я бы ещё добавила умение нести ответственность за свои слова. Режиссёр должен выполнять задачи, которые наметил, и держать обещания. А если не сделал работу, аргументированно объяснить почему.
— И напоследок: как думаешь, зачем вообще людям искусство и кино? Ведь, по мнению многих, оно не несёт никакой практической пользы.
— А я считаю, что несёт! Прозвучит высокопарно, но кино лечит душу людей — я и правда в это верю. Бывает, нет настроения и вообще тебе плохо и грустно, а потом прочтёшь книгу, посмотришь фильм, и вдруг становится чуточку лучше 🙂