«А ты точно продюсер?»: как найти своё призвание вопреки обстоятельствам
Раньше Алина не знала о существовании профессии продюсера и просто помогала парню создавать видео. А теперь снимает рекламу для брендов за крупный гонорар.
Иллюстрация: Kal Visuals / Diego Limenez Unsplash / Annie для Skillbox Media
Алина Юн
Россия, Санкт-Петербург
возраст
30 лет
Пройденные курсы
Достижения
Нашла своё призвание и теперь зарабатывает до 500 тысяч рублей за проект.
Алина рассказала:
- как отсутствие высшего образования сыграло ей на руку;
- как нашла профессию благодаря счастливой случайности;
- кто такой продюсер и чем он занимается;
- как ей удаётся зарабатывать до 500 тысяч рублей за проект.
— Как ты попала в видеоиндустрию? Наверное, всегда мечтала стать продюсером?
— Нет, я вообще не знала, что такая профессия существует! А путь был непростым: я человек творческий, интересов у меня много, поэтому и искала себя долго. Иногда казалось, что все обстоятельства против меня.
Я родилась и выросла в Ташкенте, в Узбекистане. В те времена в стране вместо классической 11-летней системы ввели двухступенчатую — девять классов + колледж и только потом поступление в вуз. Выбора не было, и я пошла получать среднее специальное как звукооператор.
Позже у нас с родителями появилась возможность эмигрировать, и мы перебрались в Рязань. Я перевелась в местный музыкальный колледж, но без базы музыкальной школы делать там было нечего. Старалась изо всех сил, но к концу года поняла — не вывезу. Пришлось бросить. Мечтала о высшем образовании в сфере культуры, но поступить не могла, ведь окончила всего девять классов.
— Семья не давила на тебя с просьбой продолжить образование?
— Нет, в то время всем было не до этого. Эмиграция — сложный процесс: каждый член семьи заново ищет себя и своё место в новом обществе. Так что родители и брат занимались своими делами, а я — своими.
— Но среднее специальное ты всё же получила?
— Да. Ради «бумажки» — документа об образовании — всё же окончила экономический колледж. Переехала в Москву: там работала на управленческих позициях, организовывала бизнес-тренинги. Потом вернулась в Ташкент и продолжила деятельность на родине. Параллельно вела второй небольшой бизнес — импортировала салонные уходовые средства для волос. А в свободное время занималась триатлоном и вела соцсети школы триатлона.
— Ого, сколько проектов одновременно! Как тебе это удавалось?
— Как раз в то время я внезапно поняла, что умение учиться и организовывать своё время — моя суперспособность! Я легко включаюсь в новые процессы, быстро и эффективно осваиваю неизвестные специальности. В психологии таких людей называют мультипотенциалами: они не хотят ограничивать себя, выбирая лишь один карьерный путь, и вместо этого совмещают множество дел и задач, развивая десятки навыков.
Забавно, ведь если бы моя карьерная траектория пошла по классическому пути: школа — универ — работа по специальности, я бы никогда не узнала такого интересного факта о себе. Выходит, в моём случае невозможность получить высшее образование — не ограничение, а дорога к успеху.
«Мы снимали на айфон: было забавно, но всем нравилось»
— Как получилось, что ты начала продюсировать видео?
— Спортивной школе по триатлону в Ташкенте, где я занималась, постоянно был нужен контент для соцсетей. Да и свои бьюти-товары хотелось продвигать. Вот я и обратилась к своему тогдашнему парню за помощью. Распределили обязанности так: я находила локации, всё организовывала, а он снимал ролики на айфон и монтировал их. Было забавно, но всем нравилось. У нас даже появились первые внешние заказчики — например, бренд спортивной одежды 361°.
А потом началась пандемия… Ко мне начали обращаться предприниматели — участники тех самых бизнес-тренингов, что я организовывала, — все хотели хотя бы частично перевести бизнес в онлайн-формат и нуждались в видео. Посыпались заказы.
— В начале беседы ты упомянула, что раньше даже не знала о существовании профессии продюсера. Как так?
— Дело в том, что мои задачи в творческом тандеме с парнем казались мне скорее вспомогательными. Его роль была понятна — оператор, видеограф, монтажёр. А я?.. А я всего лишь организовывала съёмки: общалась с клиентами, предлагала идеи, вела переговоры, считала бюджет, выбирала актёров — задач вроде много, но как назвать их одним словом — не понимала. «Помощь — это просто помощь», — думала я.
— И как в итоге узнала, что на самом деле всё это время работала продюсером?
— Мы расстались с парнем, я вернулась в Россию. Немного поработала в найме, но быстро поняла, что это не моё, что жить не могу без съёмок. И вдруг в какой-то соцсети на меня таргетировалась реклама курса Skillbox для видеопродюсеров. В описании говорилось, что в задачи специалиста входит организация съёмок, общение с клиентами, расчёт бюджета, поиск и взаимодействие с командой. Помню, подумала: «Офигеть, так это же я!» 🙂
Правда, денег на покупку курса не было: все средства я потратила на переезд, а новую работу к тому моменту ещё не нашла. Поиски затягивались из-за того, что у меня не было российского гражданства. Тогда я попросила маму взять кредит и приступила к обучению.
«Главный талант продюсера — всегда держать себя в руках»
— И всё-таки: кто такой продюсер и чем он занимается? Думаю, мало кто вне сферы понимает тонкости этой профессии.
— Продюсер — специалист управленческого звена, на нём зациклены все процессы видеопроизводства.
Специализации продюсеров:
- Линейный (это я). Он контролирует соответствие финального видеопродукта изначальным требованиям креативного брифа, курирует все задачи «от и до»: нанимает команду на продакшен, договаривается о съёмках, отдаёт задачи департаментам.
- Креативный. Чаще всего это шоураннер (автор идеи), особенно часто он есть в сериалах. Он организует сценаристов, следит за общей стилистикой и развитием сюжета.
- Генеральный. Владеет всем продакшеном, ищет инвесторов, является лицом проекта.
— А что вообще такое продакшен?
— Продакшен — это креативное агентство для производства видео. Обычно в его состав входит генеральный продюсер и несколько аккаунт-менеджеров. Для каждого проекта они отдельно нанимают линейного продюсера, который подбирает необходимую команду и реализует задумку. Например, пишут мне и договариваются об условиях. Если всех всё устраивает — отдают бриф. Чем больше таких продакшенов знают меня, тем больше у меня рабочих проектов.
Продюсирование — огромный мир. Можно выбрать то, что ближе тебе. Мне по душе оставаться на фрилансе и работать над разными проектами.
— После передачи брифа ты, как настоящий экономист, рассчитываешь бюджет своей команды уже сама?
— Обычно агентство продаёт клиенту продукт уже с примерной сметой. Дальше они отдают бюджет мне. Моя задача — в него уложиться, при этом не просев в качестве контента. Если от сметы что-то остаётся — это может стать плюсом к моему гонорару.
— А если не секрет, сколько ты зарабатываешь?
— В среднем беру 150–200 тысяч рублей за проект. Недавно с двух проектов заработала почти миллион, и это было прекрасно :) Я и представить не могла, что способна своим трудом получить столько денег!
— Вау! А какие видео нужно делать, чтобы так классно зарабатывать?
— В первую очередь рекламу для брендов. Обожаю брендинг и позиционирование. Мечтаю делать ещё больше дорогой и красивой рекламы. Также часто заказывают обучающие видео для курсов.
Если есть возможность, советую работать с агентствами: они делают всю сложную работу за продюсера — брифуют клиента, получают бюджет. Нам остаётся только прийти и начать. А ещё агентства чаще всего дают большие проекты, в которых можно развернуться и многому научиться.
Видео — это командная работа, поэтому я всегда зову профессионалов. И по возможности не экономлю на зарплатах.
— Какие люди необходимы непосредственно на съёмочной площадке? Хватит ли одного оператора?
— Ха-ха-ха, конечно, нет! Обычно на проекты приглашают специалистов из нескольких департаментов.
- Режиссёрский департамент: основной режиссёр (управляет всем техническим персоналом на площадке и контролирует картинку) и второй режиссёр (следит за таймингом, переработками и обедами).
- Операторский цех: оператор-постановщик (воплощает в кадре режиссёрское видение с помощью ракурсов и светоцветовых решений) и второй оператор или камерамен (ходит и снимает ручной камерой).
- Осветительский цех: гафер (художник по свету) и осветители (помощники гафера).
- Департамент кастинга: подбирает актёров главных ролей и массовых сцен.
- Художественный департамент: художники-постановщики отвечают за весь реквизит в кадре — что как стоит, что нужно повернуть или отполировать.
Любая мелочь важна на площадке, а то такие факапы бывают… Однажды мы сняли ролик и не заклеили логотип косметики на баночках в кадре. В итоге пришлось делать клин-ап в постпродакшене и тратить на это кучу денег!
— А костюмеры, визажисты?
— Они тоже входят в художественный департамент. Их работа очень трудоёмка: нужно снять мерки со всех актёров, подобрать им подходящую одежду и постоянно держать её наготове, следить за лицом и внешним видом актёров.
Однажды мы снимали обучающий ролик для «Сбер Образования» о том, как быть успешным ресепшионистом. Актёр в кадре говорит: «Ресепшионист всегда должен быть гладко выбрит и опрятно одет». И тут мы резко понимаем, что сам-то актёр носит трёхдневную щетину! А съёмки идут уже пять часов… Бриться актёр отказался: «У меня вечером другие съёмки для сериала, и для них обязательно нужна щетина».
— Как разрешилось?
— В итоге я на коленке переписала сценарий: сделала самого актёра не ресепшионистом, а наставником. Повезло, что заказчик этот вариант согласовал.
— И часто такие неувязки случаются на съёмках?
— Да постоянно! К ним невозможно подготовиться, это всегда форс-мажор. Поэтому главный талант продюсера — умение держать себя в руках и при необходимости решить любую проблему без потерь в деньгах.
Однажды, например, мы снимали ролики про гостиничный сервис. Отсняли уже половину, как вдруг управляющий гостиницы заявил: «Съёмки нужно заканчивать, к нам едет министр иностранных дел Китая». А у нас все тайминги расписаны! Каждый съёмочный день стоит сотни тысяч рублей. Если перенести — проект уйдёт в минус. Пришлось звонить генеральному продюсеру и просить возместить потери. К счастью, он был понимающим человеком, и мы договорились.
Читайте также:
«Мне интересно узнавать, как рождаются креативы»
— Откуда черпаешь вдохновение?
— Слежу за классными креативными агентствами, двигающими индустрию вперёд. В России это «Громкие рыбы» — команда Тимура Исаева, они очень крутые. Ещё наблюдаю за Zebra Hero и Setters. Мне интересно узнавать, как рождаются креативы и какие этапы переживает бриф заказа, прежде чем попасть к продюсеру.
— Хотела бы попасть в профессиональное кино, сделать какое-то художественное высказывание?
— Нет. Мне нравится голливудский образ кино как чего-то яркого и глянцевого. Но высказывание — это удел режиссёра, который активно изучает мировую историю, культуру, политические конфликты. Мне ближе другое: бизнес, коммерция. Меня вдохновляют большие бренды и идеология корпораций.
— О чём ты мечтаешь в профессиональном плане?
— Мечтаю снимать рекламу для крупных парфюмерных брендов. Мне очень нравится, как они работают с образами, чувствами. Меня привлекает сложность этой идеи — передать впечатление от аромата через видео. Но для этого нужен опыт и время…
Пока хочу открыть свою креативную студию, чтобы работать с клиентами, которым нужна помощь в маркетинге, но которые по каким-то причинам не могут пойти в агентство. Обычно это небольшие бизнесы, у которых есть маленькая цель на ограниченное время — например, на три месяца. Вот был бы у меня отдел стратегии, отдел маркетинга и продакшен — и мы бы делали рилсы и тиктоки для предпринимателей, которые нуждаются в видеопродукции, но не за миллионы.
Читайте также:
- «На продюсерах в кино вся ответственность, включая уголовную. Лучше моей работы нет!»
- «Не представляю, как бы занимался чем‑то другим»: оператор-постановщик о своей работе
- Как священник совмещает служение Богу, блог на YouTube и диджеинг
- Как журналист стал режиссёром монтажа и нашёл работу в новой стране
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».