«Создать сценарий — всё равно что решить математическую задачу»: опыт Алексея Гусева
Алексей — опытный журналист, увлечённый созданием историй. Сейчас он осваивает сценаристику и недавно завершил пилот сериала для крупного продакшена.


Иллюстрация: Markus Spiske / Pexels / Mark Turnauckas / Vyacheslav Kirillin / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media

Алексей Гусев
Россия, Улан-Удэ
Пройденные курсы
Достижения
Написал пилот сериала для большого кинопродакшена и сейчас ждёт решений по финансированию. А также работает над сценариями рекламных роликов.
✅ Помощь
Алексей рассказал:
- какое открытие о сценарных приёмах поразило его;
- как выбрать тему для первого сценария;
- какие ошибки допускал, работая над итоговым проектом на курсе;
- какие ближайшие цели по развитию в киноиндустрии перед собой ставит;
- как справляется с синдромом самозванца.
От журналистики к сценарному мастерству: путь Алексея
— Алексей, начну с предсказуемого вопроса: почему вы решили стать сценаристом?
— Всё просто: моя деятельность всегда была так или иначе связана со словом. По образованию я учитель русского и литературы. В школе, правда, так и не поработал, поскольку окончил институт в конце девяностых, а в те годы учителя буквально бедствовали. Я знал многих, кому не платили зарплату месяцами, — надо было очень сильно любить профессию, чтобы осознанно в ней оставаться. К сожалению или к счастью, я оказался не из числа таких людей.
Но работать с текстами умел, а ещё всегда любил читать. Поэтому ушёл в журналистику и долгое время трудился на радио. Конец 1990-х и начало 2000‑х — как раз время расцвета FM-радиостанций, работы хватало. Особенно была востребованна радиореклама — ей я и занимался. А параллельно готовил эфирные радиопрограммы, новости, юмористические радиошоу.
Затем перешёл в чистую журналистику: сперва готовил новости для телевидения, а потом работал в печатном издании. Привязки к конкретному жанру у меня не было, я отвечал за самые разнообразные рубрики: и за репортажи с мест событий, и за спецпроекты, и за рядовые статьи.

Фото: личный архив Алексея Гусева
— Какой у вас насыщенный карьерный путь!
— Да, а ещё я успел поработать с текстами и в другой сфере — в маркетинге. Даже так: почти всю сознательную жизнь я писал и редактировал тексты для рекламных роликов, продвигающих бренды.
А полтора года назад совершенно случайно наткнулся на рекламу сценарных курсов от Skillbox и заинтересовался. Ознакомился с программой и в тот же вечер решился приобрести курс.
«Оказывается, все фильмы строятся по одинаковой схеме»: о первых впечатлениях от новой профессии
— Работая в маркетинге, вы косвенно сталкивались со сценариями, когда писали тексты для рекламных роликов. Получается, уже до обучения понимали, что собой представляет профессия сценариста?
— О, я бы так не сказал. Я был уверен, что писать сценарии — это чистое творчество. Представлял сценаристов как гениев, работающих исключительно в потоке вдохновения — будто у них в голове всегда живёт готовая история и нужно просто вовремя перенести её на бумагу.
Я думал, что талант писать сценарии даётся откуда-то свыше и нужно лишь понять — наделён ты им или нет, можешь быть причастен к этой магии или нет.
Но когда я начал учиться, то осознал, насколько ошибался: понял, что писать сценарии — очень тяжело и, чтобы овладеть этой профессией, одного лишь таланта недостаточно. Есть хорошая расхожая фраза: «Успех — это на 90 процентов твой труд и лишь на 10 — талант». Во время обучения я как раз убедился, что сценарное мастерство — это в большей степени ремесло, чем творчество.
— Вас не расстроило это открытие? Что, оказывается, в профессии сценариста почти нет той самой магии, а есть только самый обычный труд.
— Напротив! Меня это обрадовало. Я сам по себе человек логичный, системный, последовательный, не склонен действовать на эмоциях. Так что история про работу под вдохновением — далеко не про меня 🙂
Я был рад осознать, что создание сценария похоже на решение математической задачи или написание кода для компьютерной программы: есть элементы, которые нужно правильно расставить, и тогда история заработает.
— Интересный взгляд.
— Возможно, для некоторых творцов он прозвучит обидно, но мне, наоборот, эта мысль помогла глубже понять профессию и продуктивнее учиться.

Читайте также:
— Как в целом проходило ваше обучение?
— Замечательно: учиться было комфортно, и я очень быстро прошёл курс. Кураторы, конечно, советовали не торопиться, да и в рекомендациях к урокам писали, что после каждой лекции нужно дать себе время на осмысление информации, но… мне уж очень не хотелось останавливаться. Я смотрел одну лекцию, делал домашку и тут же приступал к следующему видеоуроку. Даже не дожидаясь ответа от куратора.
— Такому энтузиазму можно позавидовать!
— Спасибо, но моей продуктивной учёбе к тому же благоволили обстоятельства: у меня в тот момент не было постоянной работы с фиксированным графиком, поэтому сил и времени хватало на всё и в избытке 🙂
— Алексей, а что из курса запомнилось вам больше всего?
— Какую-то одну тему или инструмент выделить тяжело — мне интересным показалось абсолютно всё. Но, пожалуй, если надо выбирать, особенно я проникся одним домашним заданием, в котором нас попросили проанализировать свои любимые фильмы: определить акты, поворотные точки, кульминацию.
Я тогда впервые посмотрел кино не как простой обыватель, а как профессионал. И если раньше мог оценить фильм только на уровне «клёво» и «не клёво», то после этой домашки научился раскладывать всё по полочкам и объяснять, почему именно этот фильм «клёвый», а этот нет.
А ещё наконец-то разобрался, как работает трёхактная структура. Я говорю «наконец-то», потому что знал о ней и раньше: вскользь проходил эту тему в универе, но тогда она показалась мне не слишком интересной. И вот прошло много лет, и я убедился, что был неправ: это универсальный рабочий подход. Не зря он был придуман ещё в античности.
— Удаётся ли вам теперь спокойно смотреть фильмы и не анализировать их?
— Сейчас уже более-менее, а вот первое время после того задания у меня это и правда не получалось. Я обращал внимание на построение истории и с удивлением подмечал, что все фильмы действительно строятся по одной схеме.
Центральная поворотная точка всегда приходится на середину хронометража.
Можете засечь: если от полуторачасового фильма прошло сорок минут, значит, вот-вот случится какое-то важное событие. Более того: это событие даже можно предсказать. Например, если фильм повествует об условном студенте-хлюпике, то, вероятно, в середине ему, допустим, придётся отправиться в логово бандитов. Ничего не поделать — того требует драматургия!

Фото: личный архив Алексея Гусева
Мои друзья даже какое-то время отказывались смотреть со мной кино. Я был тем самым бесящим человеком в компании, который комментирует весь фильм: «О, ребята, готовьтесь, через три минуты произойдёт вот это», «Ну а сейчас герой должен разочароваться, чтобы потом действовать по-другому» — и всё в таком духе. Друзья говорили, что я невыносим 🙂
«Написал сценарий, а потом заметил, что все персонажи говорят не своими голосами, а моим»: об ошибках новичка
— Алексей, а какие темы или задания в рамках обучения вызывали у вас сложности?
— Мне было трудно выбрать историю для написания итоговой работы. Сперва я долго размышлял над одной идеей, очень интересной, но потом понял, что с имевшимися на тот момент навыками не смогу реализовать её по-настоящему качественно. Поэтому после консультации с куратором остановился на более простой истории — и, как убедился потом, правильно сделал.
— Поделитесь, от какой идеи вы отказались? И что именно вас в ней смутило?
— Я хотел написать драмеди в стиле «Дня сурка», где главный герой каждую ночь умирает и возвращается в прошлое, чтобы исправить свои ошибки. Но мне было сложно передать и грамотно донести такую глубокую концепцию.
Всё-таки сценарий — не литературное произведение, а технический документ. Он должен дать режиссёру понимание того, как и что показать на экране.
И вот я не понимал, как же соединить на бумаге все ниточки этой истории так, чтобы режиссёр, а потом и зритель поняли, что я хочу донести.
— Уверена, однажды у вас это обязательно получится! А какую идею вы в итоге выбрали для финальной работы?
— Подготовил сценарий лёгкой романтической комедии, действие которой происходит в деревне у Байкала. Девушка случайно попадает в дом к главному герою, и начинается… Что-то в стиле «Иронии судьбы». Изначально я думал, что эта история уж слишком простая, но в процессе понял, что для отработки навыков и первой «пробы пера» она как раз очень удобна, поскольку линейна.
Хотя, признаюсь честно, и в этой простой истории я допустил много ошибок.
— Каких же?
— Недостаточно чётко прописал мотивацию героев. Я вроде попытался объяснить, почему персонажи поступают так, как поступают, но не везде это получилось убедительно.
В хорошем кино важно, чтобы у каждого героя был понятен мотив — то, ради чего он действует именно так и не иначе.
Также я заметил, что персонажи моей финальной работы часто говорили не своими голосами, а моим. А это тоже очень важный момент: каждый герой должен звучать уникально, под стать своему набору характеристик. Именно это делает его по-настоящему живым.

Фото: личный архив Алексея Гусева
— Как же добиться того, чтобы каждый герой звучал как живой человек?
— Нужно много представлять вашего персонажа: фантазировать, как бы он повёл себя в разных ситуациях, какие фразы часто использует, что отличает его манеру речи. Рисовать этакий воображаемый портрет. И только тогда ненастоящий герой оживёт и будет вести себя естественно.
«Приоткрылась дверь в киноиндустрию»: о коммерческих проектах после обучения
— Удалось ли вам найти работу по новой профессии после завершения курса?
— Да. Сейчас мы с другом развиваем собственный видеопродакшен: снимаем рекламные видеоролики кинематографического качества. Стараемся делать это максимально творчески: не просто показывать товар с ценой, а рассказывать интересную историю, которая увлечёт зрителя.
А ещё не так давно я познакомился с опытным сценаристом, который работает в одном из крупных федеральных кинопродакшенов. Он предложил мне посотрудничать и написать сценарий для пилота сериала. С задачей я успешно справился и даже получил оплату, и вот теперь жду, когда решится судьба моего текста: если его купит какой-то канал или стриминг, у меня появится полноценная работа.
— Здорово! А каким в целом видите свой дальнейший карьерный путь?
— Благодаря упомянутому проекту передо мной приоткрылась дверца в киноиндустрию, и я точно не позволю ей захлопнуться. Хочу на все сто процентов воспользоваться представившимся шансом. С нетерпением жду результатов и очень надеюсь, что мой пилот запустят, и тогда за год придётся написать 16 серий. Это объёмная задача, но мне бы очень хотелось себя ей испытать.
И всё же я не слишком обнадёживаюсь, ведь понимаю, что этого может и не случиться. Поэтому пока не теряю времени: готовлю много сценарных заявок и отправляю знакомым продюсерам. Затем получаю обратную связь — что именно в синопсисе не зацепило — и беру эти замечания на вооружение.
Пока мы с продюсерами просто ведём переговоры. Я стараюсь брать регулярностью и обычно выдаю хотя бы по одной хорошей заявке в неделю.
— Бич многих творческих людей, и в особенности начинающих, — синдром самозванца. У вас он есть?
— О да! Всегда был, есть и, наверное, будет… Иногда я кажусь себе абсолютно бездарным. Нет-нет и думаю, сколько же в мире талантливых людей, которые пишут намного лучше и быстрее меня, и что я среди них — белая ворона. Но стараюсь не придавать этим мыслям слишком много значения и относиться к ним так, будто они существуют отдельно от меня.

Фото: личный архив Алексея Гусева
— Получается?
— Когда как 🙂 Бывает, скатываюсь в прокрастинацию: всё-таки самокопание изматывает и ему на смену быстро приходит физическая усталость и желание ничего не делать.
Но в такие моменты помогает рациональный подход: я проговариваю, что все проблемы «диктует» мой мозг, который на самом деле — просто большой трусишка. Он боится всего нового и сложного, ему не хочется трудиться, и поэтому он пытается меня обмануть. Ну а я? Я раскусил этот механизм и могу намеренно его игнорировать.
— Говорят, раз на работе мы проводим большую часть своей жизни, то она обязательно должна приносить нам что-то, кроме денег. Что даёт вам ваша новая профессия?
— Я люблю рассказывать истории. Причём больше всего всегда обожал передавать самую суть, в каком бы жанре ни писал. Так вот сценарий — идеальная для этого форма. В нём, в отличие от книги, история складывается из действий и событий и не требует детального описания внутренних переживаний героя — ведь всё это не передашь на экране.
Я безумно рад, что нашёл для себя эту форму.
Сейчас, работая над проектами, я чувствую свою реализованность: моё внутреннее «я» находится в гармонии с моими рабочими задачами. Верю и надеюсь, что однажды смогу назвать себя по-настоящему профессиональным сценаристом.