«Некоторых классных музыкантов признали уже после их смерти. А мне хочется кушать сейчас»
Александр с детства занимался музыкой, но оказался в творческом кризисе. Начав заниматься саунд-дизайном, он смог снова поверить в себя.
Иллюстрация: John Lindberg / Pexels / Arturia / Ableton / Colowgee для Skillbox Media
Александр Юхновец
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
Ещё не пройдя курс до конца, он получил заказ на музыку и шумы к игре «Мафия», а один из студентов купил у него трек.
Александр рассказал:
- зачем он занялся саунд-дизайном;
- как вышел из творческого кризиса;
- как он был до этого уличным музыкантом;
- про свой постхор и про панк-вечеринки;
- о своих лайфхаках для успешной учёбы.
«Однажды я уже бросал музыку, но надолго меня не хватило»
— Почему ты решил заняться саунд-дизайном?
— Учёба стала моим ключом к выходу из творческого кризиса. Я же всю жизнь занимаюсь музыкой и чего уже только не делал! Окончил дирижёрско-хоровое отделение (народный хор) в колледже искусств, работал и артистом хора в театре, и преподавателем музыки в школе, и на улицах выступал, и аранжировки подбирал.
Но к тому времени, как пошёл на курс, я уже три года не писал музыку серьёзно, как композитор. Я занимался техническими вещами, учил музыке детей, пробовал монтировать, но как творец — ничего не создавал. У меня не получалось, и меня это расстраивало. И мне надоело жить с мыслью, что я ничего не могу придумать — решил заняться новым и интересным. И записался на курсы по саунд-дизайну.
— Обычно, чтобы выйти из кризиса, люди пробуют что-то кардинально новое. Почему ты выбрал смежную сферу?
— Однажды я уже бросал музыку, но меня хватило ненадолго. Когда ты занимаешься одним делом всю жизнь, оно становится твоей привычкой, без которой ты уже не можешь. Так что решил развиваться в том, где у меня уже есть опыт.
Мне очень нравится создавать музыку, баловаться с гармониями, темпами, ритмами. А вот чего не хватало: знаний, как и где создаётся звук и какие есть программы для этого.
— А почему решил именно пойти на курс? Есть же много обучающих видео на YouTube.
— Я просматривал мануалы в интернете, и меня раздражало, что не могу собрать всё это в единое целое и систематизировать материал. Я хотел, чтобы мне разложили всё по полочкам, а мне бы оставалось только получать знания.
— Знания в итоге получил?
— Да. Я изучил программы для саунд-дизайна, много открыл для себя в плане обработки звука и понял, как работают разные звуковые формы.
В конце первого блока на курсе мы писали музыкальное произведение и сводили трек. Я сделал оркестровку, которая мне самому понравилась. Но когда я послушал, какую классную электронную музыку сделали другие ребята, начал им завидовать, психанул и написал в чат: «Почему у вас получается круто, а я могу только так?» И отправил им свой отрывок. Через два часа один студент предложил мне продать ему этот трек.
До курса я боялся продавать свои работы, хотя считал их классными. Мне казалось, если я это сделаю, то больше никогда не смогу написать что-то лучшее.
Сейчас я легко расстаюсь со своими работами. Я смог отстать от себя — и это главное, что нужно было сделать.
— То есть из творческого кризиса тоже удалось выйти?
— Да, потому что я сразу мог применить новые навыки. Недавно мне поступил первый небольшой заказ по саунд-дизайну. Есть парень, который организует в помещении сеансы ролевой игры «Мафия». Он попросил меня сделать некий саундтрек, чтобы люди смогли лучше погрузиться в атмосферу игры: музыку и шумы. Четырнадцать треков по 20–30 секунд. Я посмотрел российский фильм, посвящённый этой игре, он так и называется — «Мафия», вдохновился и взял музыку к нему за референс. Было интересно! Клиенту понравилось, сейчас я продолжаю работать над этим заказом.
Может ли уличный музыкант зарабатывать миллионы?
— Как вообще понять, что ты делаешь или слушаешь именно хорошую музыку?
— Я осознал, что музыка, как и любое творчество, не делится на хорошую и плохую. Это вкусовщина. Как с девушками: одна тебе понравится, другая нет. Так же и с песнями. Ты можешь влюбиться в трек, который записан в отвратительном качестве, но тебя цепляет его текст и вайб. Главное — чтобы в музыке было искреннее высказывание, чтобы туда был вложен внутренний посыл, даже если это мелодия без слов. Ты, как композитор, должен высказаться. Слушатель не дурак, он понимает, когда ты просто играешь ноты, а когда вкладываешь душу.
А если говорить о музыкантах, то я уверен, что хороший музыкант — это тот, кто смог стать востребованным.
— Но сейчас востребованы довольно спорные вещи. Например, культура кринжа…
— Да, это так. Но музыка и должна быть разной. Если артист популярен, значит, он интересен и проделал огромную работу. Очень романтично и красиво звучат истории про композиторов, которые всю жизнь писали, но только через пятьдесят лет после смерти стали признанными и их полюбили. Но кушать хочется при жизни ;)
Поэтому хороший музыкант — и тот, кого любит слушать публика, и тот, кто научился зарабатывать. И это, кстати, касается всех профессий, не только музыки.
— Кстати, про умение зарабатывать. Ты ведь раньше был уличным музыкантом. Как ты им стал?
— Это произошло случайно. Я работал в хоровом театре в Питере, но его неожиданно расформировали. Со мной в квартире тогда жили два музыканта, один из которых уже играл на улице. Он предложил нам пойти поиграть с ним. У меня было много свободного времени, так что я взял мелодику, и с тех пор мы стали вместе играть каверы.
Кто-то может сказать, что играть на улицах, когда у тебя есть музыкальное образование и опыт работы, — это непрестижно. Но мне нравилась наша тусовка. Я вообще с детства мечтал попасть в какой-нибудь бродячий цирк и выступать на улице, так что я чувствовал себя на своём месте.
— Можно ли заработать нормальные деньги, будучи уличным артистом?
— Да, мой приятель, с которым мы выступали, заработал таким образом себе на комнату в центре Питера. Я тоже не жаловался.
— Если это хороший заработок и тебе так нравилось, почему перестал играть?
— Я ушёл, потому что у меня должен был родиться ребёнок и мне нужна была стабильная работа, на которой платят фиксированную зарплату.
«Я расслабляюсь, когда выступаю на панк-вечеринках»
— Сейчас ты работаешь учителем музыки в школе. Тебе так нравится?
— Это очень благодарная профессия. Учителей уважают и ценят, это чувствуется. Благодаря мне дети могут заинтересоваться музыкой и полюбить её на более глубоком уровне.
Хотя эта работа связана с большой нагрузкой. Я не просто учу детей пению, как многие могут подумать. Мы ещё и разбираем, анализируем музыкальные произведения вместе с ними, и у них есть домашние задания, которые нужно проверять.
— Получается, ты учишь, а потом учишься сам на курсах и при этом успеваешь брать заказы. Как отдыхаешь?
— От музыки я не устаю! Но мне нравится чередовать её разные формы. Больше всего я расслабляюсь, и морально, и физически, в любительском постхоре Attaque de panique, в котором пою. Мы сами придумали этот жанр — постхор, по аналогии с постмодерном, постпанком и прочими новыми «постжанрами». Мы делаем каверы на песни современных известных и необычных исполнителей, и это очень весело. Нас даже репостят в своих аккаунтах в Instagram* артисты!
Иногда помогаю друзьям-музыкантам, например недавно приятель попросил меня поиграть вместе с его группой на панк-вечеринке, и я с радостью согласился. Ещё я пишу для себя, слушаю, анализирую и таким образом тоже учусь.
В общем, я так люблю музыку, что мне не нужно от неё отдыхать в привычном смысле. Я даже сам себе завидую, что живу настолько разнообразно.
— Звучит просто шикарно! Чем планируешь заняться, когда окончишь курс?
— Пока у меня не очень много опыта саунд-дизайнера, поэтому я просто продвигаюсь в учёбе и не думаю о будущем. Но когда я буду уверен в том, что у меня уже достаточно знаний и практики, я попробую поработать с зарубежными проектами. А вообще, мне многие сферы интересно попробовать, например я бы хотел заняться саунд-дизайном в кино. Если мне предложат стать автором саундтрека для фильма, то мне вообще будет плевать на его жанр.
Я буду плясать от счастья! Потом, думаю, придёт страх. Страх от того, что ничего не знаю. Поэтому нужно учиться постоянно.
БЛИЦ
— Чем ты вдохновляешься?
— Мне нравится Woodkid, Shortparis. Из композиторов — Чайковский, Прокофьев, Григ, Шопен. Ещё меня впечатлил саундтрек к фильму «Лекарство от здоровья», я его брал за референс, когда делал диплом для первого блока на курсе.
— Если бы была возможность встретиться с великим музыкантом, кого бы выбрал?
— А можно со всеми? У меня нет одного кумира! Я всегда рад поговорить с профессионалами. Кстати, мне было бы интересно встретиться вживую и с преподавателями Skillbox, чтобы учиться у них разным фишкам не только в интернете.
— Какой бы совет ты дал всем, кто связан с созданием музыки?
— Не надо выпендриваться в нотах! Лучше сделать попроще, но с душой, чем сложно, но совсем неискренне.
Лайфхаки для успешной учёбы от Александра:
- Понять (информацию, которую тебе дают).
- Осознать (переварить эту информацию).
- Сделать (воплотить в жизнь полученные знания).
Не думаю, что стоит бояться прокрастинации. Это просто накопленная усталость, и нужно давать себе отдохнуть. От того, что ты отложил учёбу на денёк, мир не рухнет. Самая главная ошибка — это винить себя за такие простои.
Но если ты понимаешь, что откладываешь учёбу постоянно и вовлекаешься в какие-то «более важные» дела, то это повод задуматься, нужна ли она тебе вообще. Может, стоит заняться чем-нибудь другим.