Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Кино
#истории

«Хороший монтаж — незаметный монтаж»: история Александра Ешану

Александр монтирует короткометражки, клипы, рекламу, ролики для ютуб-канала с аудиторией почти в 500 000 подписчиков. В истории — о его пути.

Фото: личный архив Александра Ешану

Александр Ешану

Россия, Нижневартовск


Пройденные курсы


Достижения

Систематизировал знания и научился смотреть на кино аналитически. Усилил портфолио сотрудничеством с ютуб-каналом с аудиторией почти в 500 000 подписчиков.


ссылки


Александр рассказал:

  • почему пошёл на курс лишь после десяти лет самообучения;
  • какое задание запомнилось ему больше всего и почему;
  • как, по его мнению, плохой монтаж может испортить фильм даже крутого режиссёра;
  • что раздражает и что нравится в профессии режиссёра монтажа;
  • какие дальнейшие планы строит.

Из IT в режиссуру монтажа: как и почему Александр решился на этот шаг

— Александр, до смены профессии ты работал айтишником. Впервые разговариваю с человеком, который стремился уйти из этой сферы. Обычно всё наоборот 🙂

— А я не совсем тот айтишник, которого ты представляешь. На специальность я отучился в небольшом вузе своего города, где обучение было, мягко говоря, сомнительным. И уже на втором на курсе понял, что не хочу работать в этой сфере — что всё-таки в большей степени я творческий человек, чем технарь. Правда, какое-то время айтишником в местной компании всё же проработал. Но зарплата там была совсем скромной. И уж точно далека от тех миллионов, о которых мы часто слышим.

— Насколько я знаю, монтажом ты занимаешься уже давно и причём вполне успешно: в твоём портфолио десятки работ, в том числе в сотрудничестве с популярным ютуб-каналом про кино. Зачем же пошёл на курс?

— Хотел улучшить свои навыки и повысить уровень. Я ведь самоучка. Да, монтажом действительно увлекаюсь давно, с 14 лет, периодически подрабатывал на фрилансе, но… сколько бы туториалов на YouTube ты ни пересмотрел, они всё равно никогда не дадут тебе тех системных знаний, что необходимы для профессиональной работы.

Фото: личный архив Александра Ешану

Я, например, был полным нулём в теории монтажа: почти не понимал, что такое драматургия, как её выстраивать. Да, с такими знаниями я бы мог оставаться любителем, но не больше. Мне же хотелось дорасти до уровня профи.

«Теперь на все фильмы я смотрю аналитически»: о навыках, полученных на курсе

— Что нового ты узнал на курсе?

— Несмотря на то что мне всегда больше нравилась практика, тут я впервые действительно увлёкся теорией — теорией видеомонтажа. Было интересно разбираться в его видах, монтажных переходах, склейках, изучать, какие плагины существуют и что с помощью них можно сделать.

Информация на курсе подана чётко и без воды, которую так часто можно встретить на открытых интернет-ресурсах.

А ещё нам давали классные домашние задания на анализ фильмов, сериалов и клипов — это тоже вроде как просто теоретическое наблюдение, но на самом деле здорово прокачивает твои хард-скиллы.

— Расскажешь подробнее? Что именно нужно было сделать?

— Например, в одном из заданий требовалось посмотреть фильм и разобрать его монтаж: прямо по хронометражу записывать, где и какие склейки использовал специалист, почему он выбрал именно их. Это научило меня смотреть на кино совсем с другой, аналитической точки зрения.

Да и к тому же оказалось, что выбрать фильм для анализа далеко не простая задача. В большинстве картин монтаж довольно незаметен, а цель склеек, как правило, очень проста и закономерна: соединить кадры, чтобы не нарушить ритм повествования.

Пример домашнего задания по анализу монтажа фильма
Изображение: личный архив Александра Ешану

— Но есть и исключения, верно?

— Да, например, «Всё везде и сразу» и «Скотт Пилигрим против всех». В последнем, например, шорткаты (короткие склейки) используются, чтобы подчеркнуть комиксный стиль. А во «Всё везде и сразу» монтаж как бы играет с концепцией времени и пространства.

Короче говоря, только пока я выбирал фильм для анализа, уже много чего узнал и чему научился. Например, прежде никогда не задумывался, что один лишь плохой монтаж способен испортить весь фильм.

— Приведёшь пример?

— «Довод» Кристофера Нолана. Насколько я знаю, изначально фильм длился около пяти часов, но потом его пришлось сильно урезать. И вот это чувствуется в монтаже: многие эпизоды смотрятся несвязно, чего-то не хватает.

Хороший монтаж — это незаметный монтаж. Когда всё сделано идеально, ты не думаешь о том, как склеены кадры, ты просто смотришь и погружаешься в историю.

— Интересно! И всё-таки домашки на курсе — это ещё полдела, насколько я знаю, в конце обучения всех студентов также ждёт большая итоговая работа, верно?

— Да, а в моём случае — несколько итоговых. Всё дело в том, что курс по режиссуре монтажа состоит из нескольких больших блоков, и объёмное финальное задание нужно выполнить в конце каждого из них. Мне больше всего понравилась итоговая работа по программе After Effects — требовалось смонтировать экшен-сцену из короткометражного фильма.

Обычно я монтировал и монтирую очень быстро: могу собрать одно видео примерно за неделю — спасибо бэкграунду самоучки, да и, если честно, начинаю скучать, если долго занимаюсь одним и тем же. Но этот итоговый проект я делал целый месяц — немыслимый для меня срок! Хотя, признаюсь, я не сильно заметил, как пролетело это время — настолько увлёкся.

Монтаж короткого метра, сделанный Александром

Было и сложно, и интересно одновременно. Причём особенно занимательно было даже не создавать эффекты, а именно монтировать: совмещать кадры, пролёты камеры, работать со звуком. Я впервые занимался такой по-настоящему «киношной» работой.

У меня давно была мечта — стать режиссёром монтажа для кино. И итоговая работа на курсе напомнила мне об этом.

«Я разбираюсь в кино, астрологии, китайской медицине, и всё благодаря своей работе»: о проектах и тонкостях профессии

— За всё время работы ты собрал уже внушительное портфолио: там и короткометражные фильмы, и клипы, и реклама, часовые ролики для больших ютуб-каналов. А какой проект запомнился больше всего именно тебе?

— У меня есть два любимых проекта. И оба они — очень спонтанные и при этом очень творческие. Первый — это музыкальный клип, который мы сняли с друзьями под утро на одной из домашних тусовок, услышав одну странную песню. Все в кадре — в полусонном состоянии, и это задаёт определённый стиль всему видео.

А второй любимый проект — небольшое роуд-муви. Мы с друзьями поехали в Сочи и в течение всей поездки снимали видео на память. В итоге получился очень душевный и атмосферный ролик, который приятно пересматривать.

— Круто! Но ты рассказал скорее о личных видео — тех, что для души. А что насчёт коммерческих?

— Я обожаю все видеоэссе для канала «Кино Огонь», которые монтирую. На канале много рубрик, но мне нравятся именно большие форматы, на 2–3 часа, где спикер рассказывает про режиссёра, даёт его ретроспективу или разбирает конкретный фильм.

Самое запоминающееся видео, над которым я работал, — это ролик о трилогии «Безумный Макс». Там вся загвоздка состояла в том, что первые 20 минут видео спикер вообще ничего не говорит о фильме — только рассказывает биографию режиссёра Джорджа Миллера и рассуждает об австралийском кино в целом.

То самое видео о трилогии «Безумный Макс», которое монтировал Александр. Пример большого ролика с моушн-дизайном

Двадцать минут не упоминать фильм, которому, вообще-то, посвящён ролик, — это долго! Помню, я прямо ломал голову, как же сделать так, чтобы зритель не заскучал — как поддержать динамику повествования при помощи монтажа. Включил креатив: подобрал подходящие картинки, поработал с инфографикой, подыскал подходящие мемы. В общем, использовал свою фантазию на все 150 процентов! 🙂

— Ты сказал, что не любишь подолгу делать одно и то же, но разве работа монтажёра сама по себе не состоит из постоянного повторения рутинных действий? Просмотр исходников, черновые склейки, правки — и так по кругу?

— Да, действительно, в работе монтажёра много повторений, но зато я всегда работаю с разными темами. И слушаю информацию по ним столько раз подряд, что буквально заучиваю её — взять те же киноэссе. Зритель посмотрит один раз и пойдёт дальше, со мной же этот материал останется навсегда.

Пока монтирую, запоминаю интересные факты — получается, развиваюсь как личность 🙂

Что мне не нравится монтировать — так это примитивный развлекательный контент. От него я действительно устаю и прямо чувствую, как глупею.

— А есть ли что-то, что раздражает тебя в профессии?

— Хм, есть нюансы, от которых я не в восторге. Но ведь такое встречается в любой сфере. Например, то, что не все заказчики понимают, как устроен процесс монтажа, и из-за этого заваливают тебя мелкими и бессмысленными правками.

Но мне пока преимущественно везёт: в основном мне попадаются хорошие клиенты. Даже мой самый первый коммерческий проект оказался в этом смысле очень удачным: ко мне обратилась команда ютуб-канала, который я сам смотрел. Мы сразу нашли общий язык и поняли друг друга.

Проморолик для тура, созданный Александром

— Рада слышать. И наоборот: поделись, что тебе больше всего нравится в профессии режиссёра монтажа?

— Возможность узнавать новое и постоянно развиваться в разных сферах. Сейчас вот я работаю в продакшене и монтирую видео про астрологию и китайскую медицину. И уже могу сказать, что практически стал экспертом в этих темах! Как это ни забавно прозвучит, но я знаю, что такое Раху, Кету, лунные узлы и так далее…

Я никогда не увлекался эзотерикой, поэтому время от времени мои познания меня самого пугают 😀 И всё это — благодаря работе. Вот она, жизнь.

Шоурил. Работа Александра Ешану

— Александр, а какие дальнейшие планы по развитию в профессии строишь? Как я поняла, ты хочешь уйти в кино?

— Да, но сперва, думаю переехать из своего маленького города в большую Москву. Там больше работы, проектов, а значит, и возможностей прийти к мечте. Всё-таки я уже достаточно поработал удалённо и на небольших проектах, теперь хочу расти дальше. Говорят, к Москве нужно быть готовым — так вот, я готов!

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Научитесь: Профессия
Режиссёр монтажа Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована