Звукорежиссёр — кто такой, чем занимается, сколько зарабатывает
И где научиться профессии.
Иллюстрация: Liam Mcgarry / Unsplash / LightField Studios / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
О своей профессии рассказали:
- Никита Кокшаров — звукорежиссёр, саунд-дизайнер. Работал над саунд-дизайном фильмов «Союз спасения» и «Стрельцов», делал саунд-продакшен для «Тинькофф», Ростелекома, Manizha и других.
- Сергей Субботин— концертный звукореж с начала нулевых, работал с такими группами и исполнителями, как Баста, Artik & Asti, Louna, Tracktor Bowling, «Тараканы!».
- Рустам Абидов — саунд-продюсер в кино и рекламе, менеджер артистов.
Из этой статьи вы узнаете:
- чем занимается звукорежиссёр;
- его главные навыки;
- чем отличаются сферы искусства и медиа, в которых работают звукорежиссёры;
- какие программы используют звукорежиссёры;
- где найти работу;
- сколько зарабатывают звукорежиссёры;
- нужно ли высшее образование для этой работы.
Чем занимается звукорежиссёр
Звукорежиссёр — это специалист, который оформляет звуковое сопровождение для фильмов, компьютерных игр, спектаклей, рекламы и других произведений искусства и медиапродуктов. Он должен понять концепцию, которую предлагает режиссёр и (или) продюсер, и в соответствии с ней подобрать те звуки, которые лучше всего подчеркнут идею или цель контента.
Если это фильм ужасов, то нужно подобрать скрипы и удары, которые напугают зрителя. Если это реклама, то нужны звуки, которые подчеркнут привлекательный образ продукта.
Поэтому можно сказать, что звукорежиссёр — это одновременно и техническая, и творческая профессия.
Такой специалист должен владеть множеством навыков и работать с большим количеством однотипного контента (например, выбрать один звук ветра из множества похожих), но при этом у него должно быть своё видение проекта.
Чем звукорежиссёр отличается от саунд-дизайнера?
Часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. И звукорежиссёр, и саунд-дизайнер создают звуковое сопровождение.
Термин «саунд-дизайнер» чаще применяют к тем, кто занимается звуковым оформлением в кино, играх и так далее. В том числе эти специалисты придумывают несуществующие звуки — например, как озвучить машины будущего или движения фантастического существа.
А звукорежиссёр, как правило, отвечает за качество звука — например, при записи песни в студии, а также на мероприятиях, концертах и в прямом эфире. Но и придумыванием звукового оформления он тоже может заниматься.
Какими навыками должен обладать звукорежиссёр
Хороший вкус. Чтобы его наработать, нужно смотреть качественное кино и слушать классную музыку (включая саундтреки из игр и реклам), учиться у более опытных коллег.
«Главное — слушать качественно записанную музыку через хорошие аудиоустройства. Например, Apple AirPods Pro, Marshall Mode II, Beats Studio 3 — для повседневности, Jerry Harvey JH11 Pro и Beyerdynamic DT 250 — для работы».
Сергей Субботин
Знать физику звука и инструменты, с помощью которых можно манипулировать звуком. Речь про эквализацию, компрессию, сатурацию и прочие базовые вещи, без которых вся работа будет «по наитию». Многие пренебрегают этим в поисках решения «в один клик».
Постоянно совершенствоваться.
Звукореж должен развиваться с той же скоростью, с какой меняются индустрии и техника.
«В этом ремесле нет места „отучился и пошёл работать“: ты каждый день учишься и сталкиваешься с новыми вызовами. А потом ещё технологии развиваются, и то, на что у тебя уходило много времени, может перестать быть актуальным. Важно двигаться в ногу со временем».
рустам абидов
Какие особенности есть у работы звукорежиссёра на концерте, в кино и в играх
Эта профессия присутствует в разных сферах искусства и медиа, и в каждой из них звукорежиссёр должен обладать определёнными умениями и набором инструментов.
Концертный звукорежиссёр — чем занимается
В этой работе главный навык — не владение звукозаписывающим софтом, а умение проводить саундчек, настраивать и подбирать оборудование, быстро решать возникающие проблемы: например, если у гитариста отключился инструмент или на сцене возник фидбэк — ужасный шум из-за неправильного расположения элементов саундсистемы. В такие моменты счёт идёт буквально на секунды: заминка даже в пять минут может оставить у слушателей неприятный осадок.
Большинство навыков концертный звукорежиссёр может получить только на практике. Часто бывает так, что во время саундчека вся команда по звуку вынуждена исправлять технические неполадки.
«Я думаю, что концертная звукорежиссура — самая сложная. При проектировании студийного и концертного помещения учитывается много факторов. Акустические ловушки, материалы, расположение всего и вся. С концертными площадками не всё так просто. Почти все самые известные залы размещены в помещениях, изначально не предназначенных для концертов: цеха заводов, бывшие склады и многое другое. Например, когда много лет назад только-только открылся Adrenaline Stadium, на первых концертах там была естественная реверберация в семь секунд. Это очень много».
Сергей Субботин
Звукорежиссёр в кино и на телевидении — особенности работы
Это самые дорогие и сложные сферы для работы со звуком, поскольку каждый дубль стоит больших денег. Туда берут только самых проверенных людей, чтобы минимизировать вероятность брака. В кино и на телевидении работают с самым дорогим оборудованием: средний рекордер стоит 10 тысяч долларов.
«В кино невозможно работать одному, всегда должна быть команда специалистов по записи звука. Внутри неё должны быть чётко разделены обязанности: каждый должен знать, кто меняет батарейки, кто жмёт кнопку „Запись“. Ты должен постоянно общаться не только с продюсерами и операторским цехом, но и с костюмерами, гримёрами, консультироваться, объяснять свои приоритеты».
рустам абидов
У звукорежиссёра прямого эфира на телевидении должны быть планы B и C на случай, если у человека в кадре вдруг откажет микрофон. А людей на площадке может быть и 20, и 30, если это музыкальный фестиваль или ток-шоу. И под каждого есть своё оборудование, которое нужно вовремя включить и выключить.
Новичок может попасть в теле- или кинокоманду, но надо быть к готовым к тому, что поначалу вы будете отвечать за смену батареек в петличках. Зато получите огромный опыт работы в команде.
Работа звукорежиссёра при создании игр
Звукорежиссёр нужен и в геймдеве, хотя здесь его работа больше саунд-дизайнерская. Ему предстоит не только придумывать звуки, но и заботиться о том, чтобы они соответствовали внутриигровой физике.
Нельзя просто записать звук автомобиля и встроить в игру. Нужно настроить его так, чтобы он трансформировался в зависимости от действий персонажа. И для каждого возможного действия героя нужно прописать отдельный звук или его вариацию.
Игры могут быть сколько угодно нереалистичными, но физика звука в них должна работать по законам реального мира. Приблизившись к звучащему объекту, мы будем слышать больше высоких частот, при отдалении их становится меньше, но появляется больше пространственных эффектов.
Какими программами пользуются звукорежиссёры
Музыканту достаточно играть на одном инструменте, и он может стать успешным. У звукорежиссёра так не получится: он должен владеть большим количеством программ, чтобы выполнять задачи разного плана.
DAW
DAW — это digital audio workstation, то есть цифровая звуковая рабочая станция. С её помощью проводят весь цикл работ по записи и обработке звука. Функционал разных DAW отличается, так что их используют в разных сферах звукорежиссуры:
- Pro Tools: кино, ТВ, музыка. Из минусов — очень дорогая подписка.
- Cubase: музыка.
- Nuendo: кино, ТВ, игры (можно прописывать звук прямо в движок). Nuendo похожа на Cubase, но больше заточена под работу со звуком для видео.
Также есть Ableton, FL Studio, Logic, Studio One, Reaper, но они больше подходят для создания только аудиоконтента. Их преимущественно используют музыканты, подкастеры и те, кто записывает аудиокниги.
Важное замечание: никто не пользуется только одной станцией. Все звукорежиссёры владеют несколькими DAW.
Программы для чистки и реставрации звука
Например, iZotope RX: удаляет шумы, гудки, щелчки, ветер, делает речь более внятной.
Менеджер по работе с библиотеками
Например, Soundly: помогает быстро находить нужные звуки из готового набора, называемого библиотекой.
Плагины
Облегчают работу с программами. Для каждой функции есть свои плагины. Производители выпускают целые группы плагинов с большим набором функций. Назовём примеры самых популярных, но учтите, что это не все функции, а только самые любимые пользователями.
- FabFilter: эквалайзер, лимитер, компрессор.
- iZotope RX: очистка звука от шумов.
- Soundtoys: эффекты вроде дилея, искажателей голоса, реверберации.
Где звукорежиссёру искать работу?
В этой профессии, как правило, всё решают личные связи.
«Я никогда не искал работу на hh.ru, других сайтах или биржах фриланса. Не уверен, что это вообще работает, потому что я сам никогда бы не стал искать специалиста на биржах. Мне кажется, что крутые специалисты всегда находятся по сарафанному радио, о них даже не всегда известно в широких кругах. Молодым специалистам я бы посоветовал пойти на какую-то крутую музыкальную студию и напроситься туда ассистентом: от этого будет больше пользы, чем от поиска работы в интернете».
Никита Кокшаров
Рустам Абидов говорит, что работа в музыкальной студии — идеальный старт, потому что стоимость ошибки там ниже, чем в кино или на концерте. Если звукарь портит дубль в записи музыки, это можно быстро исправить. А вот если он портит дубль в кино, то во-первых, надо об этом как-то сказать команде, а во-вторых, каждый неудачный дубль на площадке стоит дорого. А на концертах и в прямом эфире на ТВ дубль вообще один.
Также можно искать коллаборации с другими молодыми специалистами — например, в телеграм-канале вроде «За еду и ласку».
Вот ещё три канала, на которые стоит подписаться новичку:
Сколько зарабатывают звукорежиссёры разного уровня?
Всё зависит от проекта, статуса звукорежиссёра и умения договариваться.
Крутой звукарь с навыками саунд-дизайна может получать 3–5 тысяч в час, начинающий — 500 рублей или меньше. Концертный звукорежиссёр может получать 7–25 тысяч за мероприятие, в клубах — 3–10 тысяч за смену, у артистов — от 5 тысяч и до бесконечности за концерт. Потолка нет, тут дело личной договорённости. Топовые звукорежи могут получать и 2 тысячи евро за концерт.
Какое нужно образование, чтобы стать звукорежиссёром?
Создание музыки — это интуитивный процесс, поэтому вероятность стать успешным даже при помощи самообразования там весьма высока. А вот звукорежиссура — это профессия, у которой есть стандарты и требования. Поэтому значение хорошего образования в ней очень велико.
«Я учился во ВГИКе пять лет, до этого — в музыкальной школе. Курсами можно ограничиться только в том случае, если ты очень заряженный и на энтузиазме можешь сам многое изучать, находить возможность стажироваться».
Никита Кокшаров
Рустам Абидов был студентом звукорежиссёрского курса Skillbox, но перед тем, как пойти учиться, у него была огромная практика:
«Высшего звукорежиссёрского образования у меня нет. В детстве я учился в музыкалке, потом играл в группах. Более 15 лет занимаюсь продюсированием рекламы и вообще маркетингом, поэтому много времени проводил на съёмочной площадке. Основа моих именно звуковых знаний — самообразование, а курс Skillbox помог разложить их по полочкам».
рустам абидов