Саунд-дизайн — что это такое, как его делают и как попасть в профессию
Чем он отличается от звукорежиссуры, где учиться, в каких программах работать.
Иллюстрация: Colowgee / Stable Diffusion / Lachlan Dempsey / Unsplash / freepik / Colowgee для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое саунд-дизайн;
- чем он отличается от звукорежиссуры;
- с каким материалом работает саунд-дизайнер;
- где собирать звуки;
- в каких программах работать;
- по каким законам звук подчёркивает картинку;
- где учиться на саунд-дизайнера.
Что такое саунд-дизайн?
Саунд-дизайн — это создание звуковых эффектов для кино, рекламы, приложений, игр, спектаклей, общественных пространств и так далее.
Одна из ключевых особенностей саунд-дизайна — он приукрашивает то, что происходит на видео: обычно звуки, которые записывает камера, не такие яркие и эпичные, как того требуют законы драматургии, поэтому саунд-дизайнер озвучивает нужные моменты так, чтобы зритель был заворожён.
Саунд-дизайн делает видеоконтент более объёмным и заставляет поверить в происходящее на экране.
В чём разница между саунд-дизайном и звукорежиссурой?
В широком смысле эти понятия почти одинаковы. Что саунд-дизайнер, что звукорежиссёр должны заполнить пространство фильма или спектакля нужными звуками.
В узком смысле саунд-дизайнер занимается в том числе созданием несуществующих звуков. Как взлетает космический корабль 23-го века? Что говорит монстр с другой планеты? Этого мы не знаем, поэтому саунд-дизайнеру нужно придумать и сделать новый звук.
Над чем конкретно работает саунд-дизайнер?
Есть понятие «звуковые слои», которое описывает разные категории звуков.
1. Атмосферы. Это фоновые шумы: например, звуки леса, города, ветер, воздух.
2. Синхронные шумы. Звуки одежды, рук, предметов обихода, шагов. Обычно их записывают в студии, затем монтируют и сводят с остальными элементами фонограммы.
3. Речь. Бывает трёх видов:
- Внутрикадровая — это реплики персонажей. Их записывают либо на озвучке в студии, либо на съёмочной площадке.
- Закадровая — речь диктора.
4. Интершум, или «гур-гур», — нечто среднее между атмосферами и речью: множество разговоров в одном помещении, которые сливаются в один поток.
5. Эффекты — все звуки окружения, которые не являются синхронными шумами:
- Sfx придумывает саунд-дизайнер. Те самые звуки космических кораблей или фантастических существ.
- Hfx берутся из реального мира. Например, это могут быть звуки выстрелов, автомобилей или дверей.
6. Музыка, которая бывает:
- Внутрикадровая — играет в самой сцене фильма или спектакля, например с винилового проигрывателя, из радиоприёмника или другого источника.
- Закадровая — её слышат только зрители, она существует вне действия героев. Закадровую музыку может написать композитор фильма, или её подбирают из уже существующих песен.
Где собирать звуки?
- «Полевая» запись. Это когда саунд-дизайнер записывает звук реального мира. Он может делать это как в процессе создания фильма, так и отдельно от него. В зависимости от масштаба видео записывающая команда работает с карманными рекордерами или с целыми съёмочными комплектами, в которые входят несколько рекордеров, радиосистемы с петличными микрофонами и «микрофоны-пушки» на «удочках» — вытянутые микрофоны на длинной ручке, которые держат операторы. Также в комплект могут входить контактные микрофоны, гидрофоны (для приёма звука и ультразвука под водой), геофоны (устройство, которое улавливает звуковые волны в верхних слоях земной коры) и даже электромагнитные приёмники.
- Синтез, то есть создание звуков с помощью специальных программ. Для него используют виртуальные инструменты записи и синтезаторы. Есть бесплатный сайт VCV Rack, представляющий собой эмулятор модульного синтезатора — инструмента, разделённого на отдельные блоки. Каждый модуль имеет свою функцию: одни генерируют звук, другие выступают в роли секвенсора, третьи создают эффекты.
Синтез чаще всего используют в фантастике и игровой индустрии, поскольку он не так перегружает систему, как множество тяжёлых семплов. - Библиотеки звуков. Набор готовых звуков, который составляет основу работы саунд-дизайнера. Там можно найти звуки природы и рукотворных объектов. Для работ с библиотеками лучше владеть английским языком, поскольку в открытом доступе нелегко найти хранилище на русском.
В каких программах работает саунд-дизайнер?
Pro Tools — цифровая звуковая рабочая станция, предназначена для записи, мастеринга и микширования звуков. Вообще существует несколько DAW, самые популярные у музыкантов — FL Studio и Ableton. Однако эти две программы не дают такого широкого инструментария для работы со звуками в видео. Сейчас опыт работы в Pro Tools — стандартное требование в крупных проектах.
Кстати, у Skillbox есть целый курс по работе в Pro Tools.
Если хотите попробовать новое, то поэкспериментируйте с Nuendo или Cockos Reaper. Вторую часто используют в игровом саунд-дизайне, поскольку она хорошо согласуется с игровыми движками.
Программы для чистки звуков от шумов. Самый распространённый выбор — iZotope RX.
Что умеет такой софт:
- изменять баланс частот и вырезать некоторые частоты;
- убирать лишний гул, щелчки;
- ослаблять свист ветра;
- реставрировать запись;
- убирать реверберацию;
- избавляться от клиппинга, искажения и перегруза.
Soundly — это менеджер для работы с библиотекой звуков. Он каталогизирует все сохранённые шумы и помогает быстро найти нужный, поскольку не у всех DAW есть встроенные менеджеры.
Как звук взаимодействует с картинкой?
Есть несколько базовых правил.
Звук должен подчёркивать происходящее на экране и эмоционально соответствовать действию. Во время сражений играет эпичная или напряжённая музыка, во время юмористических сценок — что-то лёгкое и игривое. Вспомним фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», посвящённый эвакуации войск после битвы с вермахтом. Весь сюжет разворачивается в надежде поскорее убраться из опасного места, и эту спешку композитор Ханс Циммер подчёркивает музыкой, напоминающей тиканье часов.
Саунд-дизайнер следит за звуковым единством. Странно, если в экшен-игре почти весь саундтрек будет состоять из энергичных песен, но в паре моментов заиграет что-то расслабляющее. Вспомним культовые саундтреки из серии NFS, которые были убойными ровно настолько, чтобы под них было интересно управлять машинами.
Конечно, из этого правила бывают исключения, и единую стилистику можно нарушать, если это осмысленный ход создателя, как в фильме «Забавные игры». Семейная пара с маленьким сыном едет в свой богатый дом на озере, где их всех берут в заложники. Во вступительной сцене создаётся ощущение идиллии, люди мило болтают, играет классическая музыка. Внезапно включается страшный и очень агрессивный метал, диссонансное звучание которого моментально выбивает зрителя из зоны комфорта и даёт понять, что дальше будет что-то жуткое.
Важны не только сами звуки, но и правильная настройка их громкости относительно друг друга. Звуки должны существовать в иерархии. Представьте сцену в вертолёте, где шум от техники заглушает голоса людей, поэтому тем приходится говорить громче обычного. Если записывать звук в настоящем вертолёте, то актёрам автоматически придётся повышать голос, а вот при озвучке соотношение громкостей зависит только от саунд-дизайнера. Его задача в этом случае — не подобрать настройки так, что транспорт окажется абсолютно бесшумным, а герои будут спокойно беседовать.
Читайте также:
Где учиться на саунд-дизайнера?
Рекомендуем курсы:
- Zwook: «Как зарабатывать на саунд-дизайне» — полезно для старта карьеры.
- Tramplin.Pro: «Синтез и саунд-дизайн» — чтобы разобраться в природе звука и научиться создавать его самому в разном софте.
- OnSkills: «Онлайн-курс звукооператора» — поможет правильно подобрать и настроить оборудование.
- «Нетология»: «Саунд-дизайнер» — даёт разнообразную практику (создание треков и оформления для мобильного приложения, игры и рекламы).
- Четырёхмесячный курс «Sound Design с нуля до PRO» от Skillbox, по результатам которого у вас в портфолио будет озвученный ролик.
- Большой курс «Профессия Sound designer», во время которого вы научитесь обрабатывать речь, синхронные шумы и разбираться в слоях звука, работать в программах FMOD Studio и Ableton Live, а также сделаете три проекта для портфолио.