«Ленинградская» симфония Шостаковича: как звучит память о войне
Музыкальная летопись блокады.
 
 
8 сентября 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград — началась блокада города, которая продолжалась 872 дня. Всё это время ленинградцы жили в условиях постоянных бомбёжек, голодали, умирали.
Однако дух их сломить было невозможно, и люди героически сопротивлялись. А ещё их поддерживала… музыка: вселяла надежду, утешала в страдании, дарила веру в любовь.
В этой статье мы расскажем, как создавалось самое узнаваемое музыкальное произведение времён Второй мировой войны — Симфония №7 Дмитрия Шостаковича, известная во всём мире как «Ленинградская».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ?
Как Шостакович писал музыку в блокадном Ленинграде
22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович принимал экзамен в консерватории. Кто-то положил ему на стол записку, где было написано одно слово: «война». Композитор сразу решил, что хочет отправиться в армию, и в тот же день подал заявление на фронт, и ещё одно — следом, 2 июля.
Получив отказ, Шостакович вступил в народное ополчение — строил оборонительные укрепления и и противотанковые рвы, ставил доты, дежурил на крыше родной консерватории, чтобы вовремя тушить зажигательные бомбы.
 
			Фото: Государственное бюджетное учреждение культуры «Курганская областная универсальная научная библиотека им. А. К. Югова»
И всё это время композитор продолжал заниматься музыкой.
Первым делом преподаватели и студенты Ленинградской консерватории решили поддержать бойцов на передовой. Однако как это сделать? С роялем в землянку не полезешь. Тогда Шостакович предложил сформировать мобильный ансамбль — из вокалиста, скрипача и виолончелиста — и сделать для него переложения сочинений зарубежных и русских композиторов. Дмитрий Дмитриевич работал очень быстро и сразу начисто, сохраняя концентрацию даже под рёв сигналов воздушной тревоги.
Так бригада консерватории начала выезжать в части и госпитали. Шостакович часто ездил с исполнителями — рассказывал о музыке и, если под рукой было фортепиано, играл. А ещё композитор организовывал концерты в Летнем саду.
 
			После того как Шостаковичу третий раз отказали во вступлении в армию и отправке на фронт, у него осталась только одна возможность выразить своё неприятие войны — с помощью музыки.
Ещё в 1940 композитор начал сочинять новое большое произведение — те немногие, кому он играл отрывки из него, вспоминали ощущения страха и тревоги, которые передавала музыка. С приходом войны Шостакович ускорился: музыка звучала у него в голове, и он торопился записать её даже во время дежурства на крыше. Тем временем трёхсоттысячная немецкая армия взяла город в кольцо, и Ленинград перешёл на осадное положение.
Где и как состоялась премьера «Ленинградской» симфонии
С началом блокады знаменитых художников, поэтов, музыкантов эвакуировали из Ленинграда — это помогло сохранить культуру и поддержать таланты. В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь». Приближение врага вызывало у композитора не страх, а желание сопротивляться. Кстати, современные психологи утверждают, что именно сопротивление помогает человеку справиться с травмой и сохранить ментальное здоровье.
Шостакович продолжил работать над симфонией на одном дыхании. «Я не мог её не писать», — скажет он впоследствии о процессе создания сочинения.
Налёты учащались, и в октябре 1941 года семью Шостаковича по специальному распоряжению правительства перевезли на самолёте в Москву, а затем в Куйбышев. Именно там была закончена Симфония №7. Работа над финальной частью шла медленно — композитор тревожился за сестру, мать, друзей, которые остались в осаждённом городе. Наконец, 27 декабря 1941 года симфония была закончена, а 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Исполнил произведение симфонический оркестр Большого театра, эвакуированный из Москвы в Куйбышев.
 
			Фото: «Российское историческое общество»
А 9 августа того же года симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Из переполненного зала музыка транслировалась через громкоговорители и по радио — рассказывают, что её слушали и фашистские солдаты, окружившие город.
Музыкальные части симфонии
Симфония стала седьмой по счёту у Дмитрия Шостаковича — а всего он написал 15. Произведение, основной темой которого стало сопротивление злу, войне и насилию, делится на четыре части. На первой странице композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
 
			Благодаря этому посвящению, а также с лёгкой руки Анны Ахматовой симфонию стали называть «Ленинградской». Свою «Поэму без героя» поэтесса закончила посвящением произведению, которое назвала «ленинградкой» — так можно было бы назвать живого и разумного человека, личность, чья сила духа вдохновляет и поддерживает всех, кто знаком с ней:
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир,
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
Часть первая: Allegretto
Это рассказ о человеке и его любви к Родине. Музыка здесь написана в подвижном темпе Allegretto и в светлой тональности до мажор. Она развивается, нарастает, становится эпичной и жизнеутверждающей.
Начальная тема в первой части — это главная партия, после неё звучит вторая тема — это побочная партия. Она лирична и воплощает образ семьи, любви, спокойного мирного счастья. И вдруг неожиданно в неё врывается дробь барабана.
 
			Сначала тихо и безобидно, затем всё громче и ближе надвигается страшная, непреклонная, ритмичная тема. Так начинается эпизод нашествия — музыкальный образ фашистских захватчиков, гротескного зла.
Теме зла не удаётся утвердиться, начинается сопротивление — снова возвращаются темы, которые мы слышали в начале, но они вернулись к нам окрашенными в минорные тона. Обе темы Родины словно спорят с элементами темы нашествия: угроза сильна, но и дух не сломлен. В конце первой части снова звучит мажор — это проблеск надежды.
Строение этой части у Шостаковича выглядит так:
- Экспозиция. Это первый раздел; здесь представлены темы. У Шостаковича это главная и побочная партии.
- Разработка. В этой части сонатной формы обычно развиваются темы из экспозиции либо звучит новая тема. У Шостаковича — новая тема: нашествие.
- Реприза. Повторение тем экспозиции. У Шостаковича темы сначала повторяются в миноре и в конце — в мажоре.
Часть вторая: Moderato
Вторая часть симфонии звучит в тональности си минор, мягко, камерно. Она написана в умеренном темпе Moderato и жанре скерцо. Вообще, «скерцо» переводится с итальянского как «шутка», но в Ленинградской симфонии специфический юмор — это скорее смех сквозь слезы.
 
			Шутливое звучание постепенно перерастает в героическое и страдающее: так сказочный герой из простачка становится победителем великанов, а обычный человек, которого настигла война, превращается в героя.
Если первая часть — это внешнее сопротивление двух враждующих сил, то вторая переводит действие во внутренний мир человека.
Часть третья: Adagio
Написанная в медленном темпе Adagio, эта часть начинается с мощного выступления аккордов. Они звучат так, как будто целый хор оплакивает погибших героев, — подобные аккорды можно услышать в хоралах и молитвах. Такое гармоническое слияние нескольких голосов даже называют хоральным — или аккордовым.
 
			После хорала вступают скрипки. Они ведут героический монолог, и действие приобретает драматический характер. Противостояние продолжается.
Часть четвёртая: Allegro non troppo
Последнюю часть симфонии принято называть просто финалом. Она подводит итог развитию всех тем; это последний акт драмы.
Начало звучит приглушённо: тихое тремоло литавр, скрипки с сурдинами.
 
			Постепенно музыка становится динамичнее — она словно призывает собраться с силами перед великой битвой. Звучит тема с просто сокрушительной энергией, которая развивается и становится всё масштабнее, — кажется, звук заполняет собой весь мир. Это тема борьбы, сопротивления, народного гнева.
Но не только гнев звучит в финале симфонии: в ней есть печаль и горе. Мы слышим эти эмоции в эпизоде, написанном в духе старинной сарабанды. Этот старинный испанский танец в эпоху барокко исполнялся на похоронах и напоминал траурное шествие. Шостакович, дополняя финальную героическую часть сарабандой, вспоминает всех погибших в борьбе с фашизмом.
В заключении финальной части — рост героической темы, восхождение к торжеству и победе, которое композитор воплотил в музыке через мощное звучание труб и тромбонов. Это гимн силе духа народа, который ничто не сломит.
Послушать симфонию целикомКак начать карьеру в IT в 2025 году?
Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.
Пройти курс 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
 
                                     
                                     
                                     
                                    