«Ленинградская» симфония Шостаковича: как звучит память о войне
Музыкальная летопись блокады.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / ArCon / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
8 сентября 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград — началась блокада города, которая продолжалась 872 дня. Всё это время ленинградцы жили в условиях постоянных бомбёжек, голодали, умирали.
Однако дух их сломить было невозможно, и люди героически сопротивлялись. А ещё их поддерживала… музыка: вселяла надежду, утешала в страдании, дарила веру в любовь.
В этой статье мы расскажем, как создавалось самое узнаваемое музыкальное произведение времён Второй мировой войны — Симфония №7 Дмитрия Шостаковича, известная во всём мире как «Ленинградская».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как Шостакович писал музыку в блокадном Ленинграде
22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович принимал экзамен в консерватории. Кто-то положил ему на стол записку, где было написано одно слово: «война». Композитор сразу решил, что хочет отправиться в армию, и в тот же день подал заявление на фронт, и ещё одно — следом, 2 июля.
Получив отказ, Шостакович вступил в народное ополчение — строил оборонительные укрепления и и противотанковые рвы, ставил доты, дежурил на крыше родной консерватории, чтобы вовремя тушить зажигательные бомбы.
И всё это время композитор продолжал заниматься музыкой.
Первым делом преподаватели и студенты Ленинградской консерватории решили поддержать бойцов на передовой. Однако как это сделать? С роялем в землянку не полезешь. Тогда Шостакович предложил сформировать мобильный ансамбль — из вокалиста, скрипача и виолончелиста — и сделать для него переложения сочинений зарубежных и русских композиторов. Дмитрий Дмитриевич работал очень быстро и сразу начисто, сохраняя концентрацию даже под рёв сигналов воздушной тревоги.
Так бригада консерватории начала выезжать в части и госпитали. Шостакович часто ездил с исполнителями — рассказывал о музыке и, если под рукой было фортепиано, играл. А ещё композитор организовывал концерты в Летнем саду.
После того как Шостаковичу третий раз отказали во вступлении в армию и отправке на фронт, у него осталась только одна возможность выразить своё неприятие войны — с помощью музыки.
Ещё в 1940 композитор начал сочинять новое большое произведение — те немногие, кому он играл отрывки из него, вспоминали ощущения страха и тревоги, которые передавала музыка. С приходом войны Шостакович ускорился: музыка звучала у него в голове, и он торопился записать её даже во время дежурства на крыше. Тем временем трёхсоттысячная немецкая армия взяла город в кольцо, и Ленинград перешёл на осадное положение.
Где и как состоялась премьера «Ленинградской» симфонии
С началом блокады знаменитых художников, поэтов, музыкантов эвакуировали из Ленинграда — это помогло сохранить культуру и поддержать таланты. В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь». Приближение врага вызывало у композитора не страх, а желание сопротивляться. Кстати, современные психологи утверждают, что именно сопротивление помогает человеку справиться с травмой и сохранить ментальное здоровье.
Шостакович продолжил работать над симфонией на одном дыхании. «Я не мог её не писать», — скажет он впоследствии о процессе создания сочинения.
Налёты учащались, и в октябре 1941 года семью Шостаковича по специальному распоряжению правительства перевезли на самолёте в Москву, а затем в Куйбышев. Именно там была закончена Симфония №7. Работа над финальной частью шла медленно — композитор тревожился за сестру, мать, друзей, которые остались в осаждённом городе. Наконец, 27 декабря 1941 года симфония была закончена, а 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Исполнил произведение симфонический оркестр Большого театра, эвакуированный из Москвы в Куйбышев.
А 9 августа того же года симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Из переполненного зала музыка транслировалась через громкоговорители и по радио — рассказывают, что её слушали и фашистские солдаты, окружившие город.
Музыкальные части симфонии
Симфония стала седьмой по счёту у Дмитрия Шостаковича — а всего он написал 15. Произведение, основной темой которого стало сопротивление злу, войне и насилию, делится на четыре части. На первой странице композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
Благодаря этому посвящению, а также с лёгкой руки Анны Ахматовой симфонию стали называть «Ленинградской». Свою «Поэму без героя» поэтесса закончила посвящением произведению, которое назвала «ленинградкой» — так можно было бы назвать живого и разумного человека, личность, чья сила духа вдохновляет и поддерживает всех, кто знаком с ней:
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир,
Притворившись нотной тетрадкой,
Знаменитая ленинградка
Возвращалась в родной эфир.
Часть первая: Allegretto
Это рассказ о человеке и его любви к Родине. Музыка здесь написана в подвижном темпе Allegretto и в светлой тональности до мажор. Она развивается, нарастает, становится эпичной и жизнеутверждающей.
Начальная тема в первой части — это главная партия, после неё звучит вторая тема — это побочная партия. Она лирична и воплощает образ семьи, любви, спокойного мирного счастья. И вдруг неожиданно в неё врывается дробь барабана.
Сначала тихо и безобидно, затем всё громче и ближе надвигается страшная, непреклонная, ритмичная тема. Так начинается эпизод нашествия — музыкальный образ фашистских захватчиков, гротескного зла.
Теме зла не удаётся утвердиться, начинается сопротивление — снова возвращаются темы, которые мы слышали в начале, но они вернулись к нам окрашенными в минорные тона. Обе темы Родины словно спорят с элементами темы нашествия: угроза сильна, но и дух не сломлен. В конце первой части снова звучит мажор — это проблеск надежды.
Строение этой части у Шостаковича выглядит так:
- Экспозиция. Это первый раздел; здесь представлены темы. У Шостаковича это главная и побочная партии.
- Разработка. В этой части сонатной формы обычно развиваются темы из экспозиции либо звучит новая тема. У Шостаковича — новая тема: нашествие.
- Реприза. Повторение тем экспозиции. У Шостаковича темы сначала повторяются в миноре и в конце — в мажоре.
Часть вторая: Moderato
Вторая часть симфонии звучит в тональности си минор, мягко, камерно. Она написана в умеренном темпе Moderato и жанре скерцо. Вообще, «скерцо» переводится с итальянского как «шутка», но в Ленинградской симфонии специфический юмор — это скорее смех сквозь слезы.
Шутливое звучание постепенно перерастает в героическое и страдающее: так сказочный герой из простачка становится победителем великанов, а обычный человек, которого настигла война, превращается в героя.
Если первая часть — это внешнее сопротивление двух враждующих сил, то вторая переводит действие во внутренний мир человека.
Часть третья: Adagio
Написанная в медленном темпе Adagio, эта часть начинается с мощного выступления аккордов. Они звучат так, как будто целый хор оплакивает погибших героев, — подобные аккорды можно услышать в хоралах и молитвах. Такое гармоническое слияние нескольких голосов даже называют хоральным — или аккордовым.
После хорала вступают скрипки. Они ведут героический монолог, и действие приобретает драматический характер. Противостояние продолжается.
Часть четвёртая: Allegro non troppo
Последнюю часть симфонии принято называть просто финалом. Она подводит итог развитию всех тем; это последний акт драмы.
Начало звучит приглушённо: тихое тремоло литавр, скрипки с сурдинами.
Постепенно музыка становится динамичнее — она словно призывает собраться с силами перед великой битвой. Звучит тема с просто сокрушительной энергией, которая развивается и становится всё масштабнее, — кажется, звук заполняет собой весь мир. Это тема борьбы, сопротивления, народного гнева.
Но не только гнев звучит в финале симфонии: в ней есть печаль и горе. Мы слышим эти эмоции в эпизоде, написанном в духе старинной сарабанды. Этот старинный испанский танец в эпоху барокко исполнялся на похоронах и напоминал траурное шествие. Шостакович, дополняя финальную героическую часть сарабандой, вспоминает всех погибших в борьбе с фашизмом.
В заключении финальной части — рост героической темы, восхождение к торжеству и победе, которое композитор воплотил в музыке через мощное звучание труб и тромбонов. Это гимн силе духа народа, который ничто не сломит.
Послушать симфонию целикомУчитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс