Почему стоит смотреть сериал «Сёгун»: 4 причины за
И одна причина против.
Кадр: сериал «Сёгун» / Gate 34 / Michael De Luca Productions
27 февраля на канале FX и стриминг-сервисе HULU стартовал новый мини-сериал по роману Джеймса Клавелла «Сёгун». Это история английского штурмана Джона Блэкторна, который попадает в Японию XVII века, впутывается в конфликт враждующих кланов и становится настоящим самураем. До выхода нового сезона «Дома Дракона» ещё несколько месяцев — так что это настоящий подарок для тех, кто соскучился по историческим и не очень шоу с массой интриг, кровопролития и красивых костюмов. Разбираемся, почему стоит его посмотреть.
Из нашего материала вы узнаете:
- кто такой сёгун;
- что происходит в сериале;
- почему это актуальный проект;
- что общего у «Сёгуна» и «Дома Дракона»;
- что не так с «Сёгуном».
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Достоверность
Роман основан на реальных событиях. В 1600 году корабль британского штурмана Уильяма Адамса после тяжёлого плавания бросил якорь у берегов Японии. Адамса и команду заключили в тюрьму как пиратов. Благодаря своей дипломатичности герой вышел на свободу и стал приближённым самого Токугавы Иэясу — сёгуна, то есть военного диктатора страны. Адамс преподавал ему астрономию и арифметику, рассказывал о Европе, служил переводчиком и даже построил для сёгуна парусник в европейском стиле.
В благодарность Токугава пожаловал Адамсу почетное самурайское звание хатамото и большое поместье с крестьянами — но запретил покидать Японию. Британец так и прожил там двадцать лет до самой смерти, женился на японке, завёл детей (в Англии у него оставалась жена, которой он отправлял деньги). А ещё в его честь назвали целый квартал в Токио.
У автора романа, Джеймса Клавелла, биография была не менее бурной и в чём-то похожей на судьбу Адамса. Потомственный морской офицер, он попал в плен к японцам на Тихоокеанском фронте во время Второй мировой и три года провёл в заключении. Травмирующий опыт не помешал ему позже увлечься японской историей и культурой. В 1976 году Клавелл написал роман «Сёгун» по мотивам похождений Адамса и, конечно, собственных представлений о Японии. Все имена в романе изменены — Уильям Адамс стал Джоном Блэкторном, а Токугава Иэясу — Ёси Торанагой. Книга тут же стала бестселлером.
Свежесть
В 1980 «Сёгуна» уже экранизировали — мини-сериал стал культовым. В России его показывали в девяностых, и все любовались голубыми глазами Ричарда Чемберлена, исполнившего роль английского моряка. А ещё там сыграли Джон Рис-Дэвис (Гимли из «Властелина колец») и сам великий Тосиро Мифунэ, любимый актёр Акиры Куросавы, — он выступил в роли Торанаги. Зрелище оценили по достоинству: три «Золотых глобуса» и две «Эмми».
Сегодня тот старый «Сёгун» уже не так впечатляет. Не то чтобы он был плох — дело, скорее, в изменившейся аудитории. Для нашего времени это слишком медленное, слишком камерное и слишком мелодраматическое зрелище. На первый план там был выведен Блэкторн и его чувства к японке Марико, а сам будущий сёгун Торанага и его интриги остались в тени.
Над новым сериалом поработали шоураннеры Джастин Маркс и его супруга, американка японского происхождения Рэйчел Кондо. Проект одобрила дочь покойного Клавелла Микаэла, а продюсером стал замечательный японский актёр Хироюки Санада. Он же сыграл в сериале Ёси Торанагу.
Санада до обидного недооценён режиссёрами и зрителями. В последнее время ему доставались второстепенные роли стереотипного загадочного азиата — как в «Джоне Уике», «Последнем самурае», «Мстителях» и уйме других картин. А вообще-то стоит лишь вспомнить превосходного «Сумрачного самурая» с номинацией на «Оскар», чтоб понять потенциал актёра и глубину, которую он может выдать. Его Торанага одновременно мудр и жесток, благороден и коварен, верен своей стране — и немыслимо властолюбив.
Сериал называется «Сёгун», и это в первую очередь история восхождения Торанаги к абсолютной власти. Но пока он в крайне уязвимой позиции. Торанаге противостоят целых четыре соправителя-даймё, и ему, чтоб уцелеть, предстоит мастерски играть на религиозных и политических противоречиях между ними. Будут обманные манёвры, тайные переговоры, неожиданные нападения и покушения на убийство — масштабом помельче, чем на Вестеросе (всё-таки в сериале лишь десять эпизодов), но в том же духе.
Будет и романтическая история, но не так сильно акцентированная, как в старом сериале. Англичанин влюбится в подчинённую Торанаги, Марико (Анна Саваи), дочь самурая-предателя и к тому же христианку, попавшую на распутье между японской и европейской культурами.
Читайте также:
Актуальность
Хаоса в мир «Сёгуна» добавляет присутствие Блэкторна — человека с другими ценностями и пониманием жизни.
В новом «Сёгуне» англичанина сыграл Космо Джарвис, малоизвестный британский актёр, внешне похожий на Тома Харди. Джон Блэкторн тут — наш проводник в мир самураев, но не центральное действующее лицо. Он менее чопорен, чем герой в исполнении Ричарда Чемберлена: это варвар, грубоватый, эмоциональный и по меркам японцев простодушный, но отважный и искренний.
Он неглуп, но понять японские нравы Джону нелегко: что-то ему кажется двуличием и коварством, а что-то вообще непостижимым. И речь не о привычке мыться чаще раза в неделю. Максимальная закрытость японцев, умение держать лицо, отгораживаться «восьмислойным забором», как это называется в сериале, — качества, которыми не принято гордиться в цивилизации европейца.
Для Торанаги капитан Блэкторн сперва — пират-чужеземец, затем — союзник и даже друг, но в первую очередь — полезная карта вроде джокера, вовремя оказавшаяся на руках и способная смешать планы противника. Блэкторн владеет европейскими технологиями, знает мореходство и артиллерийское дело, а ещё может стать связующей нитью с протестантской Англией и помешать засилью португальцев-католиков.
Впрочем, как мы знаем из истории, очень скоро Япония сделает выводы из общения с европейцами: страна погрузится в изоляцию на долгие двести лет. Можно спорить, к добру или к худу.
Отношения сёгуна и Блэкторна осмыслены в духе постколониальной теории: это столкновение абсолютно разных вселенных, которое может привести к катастрофе. Об этой хрупкости напоминает и заставка сериала: идеально выровненный песок японского сада камней вдруг превращается в бурные волны, по которым к берегам Японии идёт европейский парусник, неся с собой хаос.
Красота
Экранный мир, который рискует разрушиться в результате войн и интриг, невероятно красив, а также достоверен: Хироюки Санада следил за аутентичностью художественного оформления. Огромный город Осака, интерьеры дворцов, изящные и аскетичные; скалы, леса, морские просторы (которые снимали не в Японии, а на тихоокеанском побережье Америки) — от этой красоты перехватывает дух. Детали одежды, бытовые предметы, оружие — всё сделано так, что глаз не оторвать. Раздражает лишь эффект рыбьего глаза, который зачем-то используется к месту и не к месту.
При всём этом мы видим море крови и жестокости. Может, даже больше, чем в «Доме дракона», — здесь и битвы, и кровавые покушения, и сэппуку. Воины изысканны, но безжалостны — им ничего не стоит зарубить крестьянина просто потому, что тот не успел уступить дорогу феодалу. Союзник Торанаги Ябусигэ любит пытать людей — самурая интересует момент смерти. При этом он один из самых обаятельных персонажей и отважный воин. Сам Торонага тоже не ангел, а его оппоненты не монстры. Все они — люди, вовлечённые в большую политическую игру, не властные над логикой истории.
Хаос
Всё прекрасно, но небольшой хронометраж сериала даёт о себе знать. «Сёгун» — книга огромная (больше тысячи страниц) и дотошная до занудства, со множеством персонажей, сюжетных линий и ответвлений. Всё это создатели сериала уместили в десять серий — и чем-то неизбежно пришлось пожертвовать. Некоторые сюжетные линии просто рвутся и комкаются на самом интересном месте. Как герои уцелели в бою? Бог его знает, некогда на этом задерживаться, движемся дальше. Почему Блэкторну помогли малознакомые люди? Долго объяснять.
И тут же какая-нибудь отдельная серия целиком лишена развития: персонажи только и делают, что разговаривают. Из-за этого страдает развитие сюжета. А ведь именно в жанре исторической политической драмы вся логика должна быть налицо. Нам именно это интересно: следить за тем, как герои пробираются через переплетения судьбы, что они теряют и что понимают на этом пути. «Сёгун» местами путается в собственном рассказе, но всё равно это история, от которой трудно оторваться.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс