5 жанров психоделической музыки: джаз, мэдчестер, хип-хоп, рок, транс
Рассказываем, как психоделика менялась сама и влияла на другие музыкальные направления.
Фото: Barney Britton / Redferns / Getty Images
Золотой век психоделической музыки пришёлся на конец шестидесятых, эпоху хиппи и лета любви, но жанр развивается до сих пор. Мы уже рассказывали о главных группах современного психоделического рока. Но одним роком всё не ограничивается: свои психоделические ответвления со временем появились в джазе, метале, хип-хопе и на рейвах.
Спиритуал-джаз (Spiritual jazz)
Сразу в шестидесятые у трансцендентных поисков исполнителей психоделического рока появился джазовый аналог — спиритуал-джаз. Для него характерны заимствования из духовной музыки Африки и Азии, особенно Индии (Элис Колтрейн, Тони Скотт, Лонни Листон Смит). Живой классик Майлз Дэвис, вооружившись набором рок-инструментов, ушёл в пространные психоделические импровизации, выступал перед толпами хиппи и выпустил альбом Bitches Brew.
Тогда же появились композиции, в которых элементы психоделического и прогрессивного рока и джаза переплетаются между собой. Одной из самых джазовых рок-групп была The Mahavishnu Orchestra.
На современной сцене можно отметить венгерскую группу Decolonize Your Mind Society, поляков Jutra и итальянский квартет Crispino, Gallo, Pighi & Zorzi, который играет даже без саксофона и фортепиано, не делает длительные соло-импровизации, однако их музыка всё равно явно состоит из джазовых структур.
Никуда не делась и любовь к традиционной музыке, но она часто поворачивается тёмной стороной, рисуя картины мрачных языческих ритуалов и заимствуя кое-что из метала (Neptunian Maximalism, Mombu).
Есть и другие подходы к неизведанным глубинам психики — Satan is my Brother собирает песни из вечно пропадающих инструментов, загадочных пауз и потустороннего гула.
Наконец, современные джазмены не боятся соединять жанры в диких сочетаниях. Ульф Иварссон и Билл Лассуэлл в совместной работе смешали джаз, космическую электронику и басовые вибрации в ямайском стиле.
Мэдчестер (Madchester)
В начале восьмидесятых в США появились первые рейв-жанры (техно и хаус). В середине десятилетия они проникли в Великобританию, но поначалу это не было чем-то оригинальным. Первым самобытным стилем, который зазвучал на британских рейвах, стал мэдчестер, который имел больше отношения к року, нежели к электронной музыке.
Группы из Манчестера взяли ритмы хауса и добавили к ним звучание из инди-рока и психоделии, особенно в плане гитарных эффектов. Уникальное звучание групп обычно определялось тем, как они соотносили рокерские и электронные элементы. Главными звёздами стали The Stone Roses и Happy Mondays: первые — более утончённые, вторые — более дикие. Пресса даже называла «Happy Mondays» первой группой рабочего класса со времён Sex Pistols.
Мэдчестер, будучи роком, стал музыкой для рейвов, футбольных фанатов и пролетариев, ищущих отдыха после рабочей недели. Другими значимыми группами были The Charlatans, Inspiral Carpets и The Shamen.
В США громче всех выстрелили EMF: их хит Unbelieveable взобрался на 1-е место в Billboard Hot 100 благодаря максимально простой мелодии и мегапробивному припеву.
Пик популярности жанра прошёл в 1989–1991 годах, сейчас мэдчестер почти никто не играет.
Хип-хоп (Hip-Hop)
Основателями психоделического хип-хопа часто называют группу De La Soul за их альбом 1989 года 3 Feet High and Rising.
Хип-хоп тех лет в принципе изобиловал семплами, но De La Soul сразу задала тон звуку, который потом будут определять как психоделический: предельная эклектичность, заимствования из всех жанров подряд и их скрещивание, в песнях могло быть по 6–9 семплов (Buddy, Eye Know, Me Myself & I). Есть даже йодль — традиционное пение пастухов (Potholes in My Lawn).
Из-за этого психоделией в хип-хопе часто называют не только музыку, расширяющую сознание. Речь также о психоделии как методе преобразования семплов и конструирования из них новой реальности — сложная работа с небольшими кусочками звука и создание мозаичных полотен. К такому направлению относят обычно творчество битмейкеров Madlib (особенно под ником Quasimoto), J Dilla, Flying Lotus.
В конце девяностых DJ Screw практически в одиночку создал жанр chopped & screwed — это по сути жанр ремиксов, где в очень кислотной манере перерабатывались другие хип-хоп песни. DJ Screw сделал фирменным приёмом питч — регулятор на диджейской установке, которым можно замедлить трек и понизить тон голоса, отчего рэпер звучит потусторонне. Результат получался очень мрачным и гнетущим — Short Texas, Wreckless, No Way Out. Элементы техники chopped & screwed расползлись по многим современным жанрам.
Жанр почти не заходил на вершины популярности, однако есть и исключения. Рэпер A$AP Rocky всегда выбирал весьма загадочные и туманные биты (Bass, Peso), а затем выпустил альбомы At.Long.Last.A$AP и Testing, которые почти целиком звучали очень психоделично (Fine Whine, Wavybone, Kids Turned Out Fine).
Стоунер-рок / стоунер-метал (Stoner rock / Stoner metal)
Пока в Великобритании развивался мэдчестер, в США расцветала новая вариация психоделического рока, также вобравшая множество мрачных влияний. Группы стоунер-рока и стоунер-метала вдохновлялись тёмной стороной психоделии шестидесятых — вязкими, тяжёлыми группами с шумными гитарами вроде Blue Cheer и Sir Lord Baltimore.
Другой составляющей стал дум-метал — возникший из хеви-метала жанр, который отличают предельно медленные и мрачные риффы, вдохновлённые Black Sabbath. Также звучание стоунера стало очень американским благодаря экспериментам на основе тяжёлого блюза.
Первопроходцами в начале девяностых стали калифорнийцы Kyuss и Sleep из города Палм-Дезерт, из-за чего жанр также иногда называют дезерт-роком. Их звучание и правда больше вызывает ассоциации с пустынями, чем с пляжами: оно сухое, агрессивное и тревожное, а глубокий бас пожирает слушателя.
За ними последовали Electric Wizard, Fu Manchu, Monster Magnet. Когда Kyuss распалась, то на руинах образовалось много других групп, из которых самой успешной стала Queens of the Stone Age.
Современные стоунеры часто даже не нуждаются в вокале: их куда больше интересуют пространные гитарные партии, а сам жанр перестал быть чисто американским. Примеры: шведы Domkraft и малайзийцы Ibliss.
Пситранс
Транс появился на рейвах в начале девяностых и сразу был близок к хиппи-культуре, а пситранс только усилил это тяготение. Его слушатели интересовались эзотерикой, мистическими теориями и космосом, разрисовывали тела люминесцентной краской и носили яркую одежду. В погоне за яркими впечатлениями рейверы, как и хиппи шестидесятых, ехали на Восток, а главным местом притяжения для них стал индийский штат Гоа.
Музыкально у жанров тоже есть общие черты. Транс — одно из немногих направлений рейва, где мелодия важнее ритма, который представлен прямой бочкой (простое «туц-туц-туц»). Синтезаторные мелодии обычно длинные и прогрессивные, продюсеры будто нарезают бесконечные соло. Первыми диджеями в жанре считаются Shamanix и Man With No Name.
Глобально пситранс можно разделить на две ветки: мрачную (даркпси / dark psytranc) и расслабляющую (псайбиент / psybient). Для даркпси характерны тяжёлые басовые партии, мрачные семплы (часто из хорроров и научной фантастики), гнетущие соло — диджеи вроде Mechanical Species, Baphomet Engine, Blisargon Demogorgon. Иногда авторы используют живые инструменты: например, знаковый дуэт из Израиля Infected Mushroom.
Псайбиент добавляет в транс элементы спокойных и минималистичных жанров, в первую очередь эмбиента, состоящего из фоновых синтезаторных текстур. Тон жанру задал проект Shpongle.
Также пситранс — один из самых интернациональных жанров. Ведущие артисты работают в Израиле, Австралии, Греции, Дании, значимая сцена есть и в России.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс