Принцесса Диана в кино и в жизни
Пытаемся понять, как образ реальной принцессы отличается от её экранных воплощений.
Иллюстрация: Tim Graham Photo Library / Getty Image / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
Принцесса Диана — всеобщая любимица, звезда британской королевской семьи и одна из самых влиятельных женщин своей эпохи. История её жизни трагична: несчастливый брак с принцем Чарльзом, нападки со стороны Виндзоров, депрессия, булимия. Однако всё это не помешало Диане до самого конца оставаться «королевой людских сердец». Она посвятила свою жизнь помощи бездомным и людям с психическими заболеваниями, ВИЧ и СПИДом, выступала против использования противопехотных мин. 27 лет назад, 31 августа 1997 года, жизнь леди Ди унесла автокатастрофа.
Первые картины о Диане появились сразу после замужества девушки в 1981 году. С тех пор этот поток не иссякает. Каждые несколько лет выходит новый байопик или документальная лента о жизни, любви и смерти леди Ди. Большинство этих фильмов пытаются точно перенести образ «королевы людских сердец» на экраны, однако реальность была гораздо сложнее — и даже в чём-то поэтичнее — многих теле- и киноинтерпретаций.
В этой статье мы сравним, как разные фильмы и сериалы рассказывают о принцессе Диане:
Принцесса
В жизни
Брак принцессы Дианы до определённого момента казался нерушимым. Грандиозная свадьба с принцем Чарльзом, два медовых месяца, триумфальный королевский тур по Австралии и очаровательные принцы Уильям и Гарри — всё это создавало впечатление идеальной пары, которая однажды непременно взойдёт на престол.
Реальное положение дел вскрылось в 1992 году, когда вышла книга Эндрю Мортона Diana: Her True Story. А в 1995 году на канале BBC появилось шокирующее интервью Дианы о жизни в королевской семье. После этого стало понятно, что медийный образ английских монархов и самой принцессы сильно приукрашен — а порой и вовсе не соответствует действительности.
Диана была очарована принцем с первой встречи, однако сердце будущего короля принадлежало другой — Камилле Паркер-Боулз. Королева, как поведала Диана, тоже была не в восторге от брака: в 1980 году, когда только начались отношения молодых, Елизавета II посчитала, что Диана слишком молода и неопытна для жизни во дворце, — девушка даже не знала, кому кланяться первому, если в комнате несколько королевских особ. Однако, учитывая благородное происхождение и хорошее воспитание Дианы, урождённой Спенсер, Елизавета всё же дала согласие на брак.
Вскоре после «свадьбы века» принц Чарльз возобновил отношения с Камиллой, причём практически не скрывал этого от супруги, утверждая, что они просто очень близкие друзья. Из-за холодности нового мужа и его семьи у Дианы начались депрессивные эпизоды, развилась булимия, а в СМИ распространился слух о её неуравновешенном характере. Биограф Пенни Джунор так описывала этот период: «Ей было ужасно и одиноко. Как только она переехала в Букингемский дворец, она стала совсем другой девушкой, не той, что в Балморале, — стала плаксивой и ревновала Чарльза ко всем, куда бы он ни пошёл и с кем бы ни встретился. Её настроение то поднималось, то опускалось… Тем временем Чарльз… не знал, как с этим справиться; он не понимал, что происходит».
О расстройстве пищевого поведения Дианы подробно рассказывается в книге Мортона: «Булимия началась через неделю после нашей помолвки, и, чтобы её преодолеть, понадобилось почти десять лет, — признавалась тогда принцесса. — Мой муж положил руку мне на талию и сказал: „О, мы немного пухленькие, не так ли?“ — и это запустило что-то во мне». Элизабет Эмануэль, дизайнер свадебного платья Дианы, позже рассказывала, что, когда они начали примерку платья, талия Дианы составляла 66–68 сантиметров, но к июлю 1981 года уменьшилась до 58.
В 1992 году супруги перестали жить вместе, лишь появлялись рука об руку на официальных мероприятиях. В 1993 году газеты опубликовали расшифровку телефонного разговора между Чарльзом и Камиллой, в котором они весьма раскрепощённо обсуждали совместную интимную жизнь, — хотя оба на тот момент состояли в браке с другими людьми. В декабре 1995 года, когда стало невозможно игнорировать происходящее, Елизавета II всё же одобрила развод — добиться его было трудно, поскольку у членов королевской семьи разводиться не принято. Диану лишили права считаться одной из Виндзоров, но сохранили за ней титул принцессы Уэльской. Она также получила 17 миллионов фунтов единовременно, 400 тысяч фунтов в качестве ежегодной выплаты, возможность жить в Кенсингтонском дворце и видеться с сыновьями.
В 1995 году Диана начала встречаться с пакистанским кардиохирургом Хаснатом Ханом, но врач не хотел, чтобы его личная жизнь оказалась в центре внимания прессы. После расставания с Ханом, в июле 1997 года, у Дианы закрутился роман с продюсером Доди, сыном египетского миллиардера Мохаммеда аль-Файеда. Некоторые СМИ сообщали о возможной свадьбе Дианы и Доди, но официально об этом ни одна из сторон не заявляла.
В кино
Все без исключения фильмы о Диане затрагивали её личную жизнь — по-другому и быть не могло. Первые картины — «Чарльз и Диана: Королевская история любви» Джеймса Голдстоуна и «Королевский роман принца Чарльза и Дианы» Питера Левина (обе сняты в 1982 году) — рассказывали о грандиозной свадьбе, покорившей весь мир годом ранее. Сегодня эти ленты кажутся скорее печальным напоминанием о романтизации несчастливых отношений, но справедливости ради стоит заметить, что в начале восьмидесятых создатели фильмов и не подозревали о том, как трагична жизнь принцессы на самом деле.
За рефлексией стоит обращаться к чему-то более современному и серьёзному. Сериал «Корона» и фильм «Спенсер» Пабло Ларраина совершенно иначе показывают судьбу принцессы. Четвёртый, пятый и шестой сезоны «Короны» с документальной точностью воспроизводят ключевые события жизни Дианы — словно предлагая взглянуть на трагедию холодно и отстранённо.
В четвёртом сезоне леди Ди играет молодая актриса Эмма Коррин, которая идеально воплощает миловидность и хрупкость юной Дианы.
При этом чувствуется, что за внешней хрупкостью прячется огромная сила — дух, который вырвется на свободу чуть позже, когда принцесса наконец решится столкнуться со своими страхами лицом к лицу. Коррин ясно даёт понять, что остальным персонажам, равно как и зрителям, только предстоит увидеть истинную силу характера «королевы людских сердец».
Читайте также:
В пятом и шестом сезонах на смену Эмме Коррин приходит не менее обворожительная Элизабет Дебики. Актриса идеально попадает в образ: она точно передаёт учтивый, но хитрый взгляд принцессы, её манеру общения с людьми, эмпатию, неравнодушие даже к мелочам. Создаётся впечатление, что перед нами документальная лента, уникальные архивные кадры, которые наконец-то раскрывают всё то, о чём молчали монархи, но чем так яро хотела поделиться сама Диана, — всю её боль и беспомощность перед закостенелыми традициями королевской семьи.
Пабло Ларраин не стал рассказывать историю принцессы полностью и уж тем более не пытался балансировать на грани игрового и неигрового кино. Его «Спенсер» — это попытка проникнуть в воспалённое сознание загнанной в угол девушки. Ларраин путает зрителя соотношением сторон 5:3, контрастной цветокоррекцией и симметрией. Постановщик заставляет думать, что мы смотрим незамысловатую историю о неудавшихся рождественских праздниках в духе Уэса Андерсона, но на самом деле пропускает сквозь призму тех злополучных дней весь жизненный путь Дианы.
С первого взгляда может показаться, что перед нами сказка о принцессе, но, если приглядеться, выясняется, что это настоящий фильм ужасов в духе «Сияния» Кубрика. Кристен Стюарт, следуя этой стилистике, играет Спенсер крайне эклектично: она то замкнута и меланхолична, то заряжена эмоциями — прямо как человек с биполярным расстройством личности, которого перманентно кидает из маниакального эпизода в депрессивный и обратно. Пока Диана в кругу королевской семьи — она будто натянутая струна. Как только выбирается из логова — счастливая свободная девушка.
Менее выразительно и куда более приторно сыграла принцессу Наоми Уоттс в фильме «Диана: История любви». Авторы хотели рассказать о главном (как им показалось) романе Дианы — с хирургом Ханом. Но вместо того чтобы показать принцессу как обычного живого человека, режиссёр Оливер Хиршбигель снял клишированную мелодраму. В ней Наоми Уоттс играет не «королеву людских сердец», а хозяйку одного слабо бьющегося сердечка — Хан, к сожалению, не то чтобы без ума от принцессы. Фильм даже не пытается раскрыть многогранную фигуру Дианы, а лишь паразитирует на громком имени и эксплуатирует реальную трагедию принцессы.
Читайте также:
Мать
В жизни
У Дианы и Чарльза было двое сыновей: принц Уильям, родившийся 21 июня 1982 года, и принц Генри (он же Гарри), который родился 15 сентября 1984 года. В январе 1982 года, на 12-й неделе беременности Уильямом, Диана намеренно бросилась с лестницы королевской резиденции Сандрингем-хаус в Норфолке, потому что «чувствовала себя подавленной и неполноценной в браке с Чарльзом». Ребёнок не пострадал, но желание навредить себе никуда не делось. При этом принцесса никогда не желала зла своим детям. Весь гнев она вымещала либо на себе самой, либо в конфликтах с Чарльзом.
После рождения Уильяма Диана перенесла тяжёлую постродовую депрессию, ей было трудно свыкнуться с повышенным вниманием СМИ к своему материнству. В 1983 году, когда Уильяму было девять месяцев, семейной паре пришлось отправиться в шестинедельную поездку по Австралии и Новой Зеландии. Диана не могла вынести расставания с сыном и взяла ребёнка с собой, нарушив королевские традиции. Семейство Виндзоров не одобрило такое решение, но публика была в восторге.
Кроме того, появление в туре с первенцем спасло имидж пары: отношения Дианы с Чарльзом прямо перед поездкой обострились до такой степени, что обоим супругам хотелось держаться друг от друга как можно дальше. И пресса наверняка бы это заметила. Однако рядом с Уильямом Диана казалась идеальной женой и матерью: чуткой, ласковой, доброй. И это была не спланированная акция в духе «смотрите, какая я прекрасная мать», а настоящая любовь.
Чарльз надеялся, что их вторым ребёнком будет дочь. Поэтому когда Диана узнала, что снова ждёт мальчика, она решила не говорить об этом Чарльзу, чтобы сохранить новообретённую близость. Когда же Гарри появился на свет, Чарльз, по словам Дианы, воскликнул: «О Боже, это мальчик. Да ещё и рыжий». Слова мужа больно ранили Диану. Именно тогда она окончательно поняла, что их браку суждено распасться.
Однако вышло так, что окончание этого брака стало одновременно и началом счастливого материнства Дианы. Уильям и Гарри всю жизнь будут вспоминать беззаботное детство, которое им подарила мама, — вдали от дворцов, ближе к нормальной человеческой жизни со всеми вытекающими плюсами и минусами.
Благодаря леди Ди Уильям и Гарри тоже стали «народными» членами королевской семьи, которых любой подданный Великобритании может смело ассоциировать с собой.
В кино
Больше всего внимания материнству Дианы уделяет сериал «Корона». Уже в середине четвёртого сезона у героини Эммы Коррин рождается принц Уильям. Особенно выпукло здесь показана та самая поездка в Австралию, призванная усилить монархические настроения подданных. Уильям, хоть его и взяли в тур, какое-то время должен был провести на отдалённом ранчо посреди пустыни, пока его родители разъезжали по крупным городам страны.
Мы видим, как по-разному относятся к ребёнку Диана и Чарльз: отец хочет спокойно завершить тур вдали от плача младенца, а у матери разрывается сердце, когда она видит сына в чужих руках. Естественно, она не смогла его бросить и снова ринулась через полстраны, поставив под угрозу чёткий план поездки. Удивительно, но этот порыв никак не сказался на мероприятиях тура — более того, он помог супругам помириться.
В пятом сезоне сериала воспитанию детей уделяется не слишком много внимания, но в шестом Диана привязана к ним как никогда: братья стали взрослее и могут поддержать маму — даже в конфликте с отцом. В заключительных эпизодах с принцессой симбиоз родителя и детей настолько прочен, что становится даже неловко, если в кадре рядом с Дебики не оказывается её экранных сыновей.
В картине «Спенсер» дети Дианы поначалу играют роль отдушины для персонажа: ночные игры с Уильямом и Гарри помогают принцессе хотя бы ненадолго ненадолго сбежать от сюрреализма дневной жизни. Но самая важная сцена — финальная. Когда Спенсер не просто убегает от членов августейшей семьи, а спасается вместе с детьми и наконец-то может вдохнуть полной грудью. Братья, конечно же, нисколько не жалеют о том, что уезжают подальше от титулов, этикета и охоты на фазанов, ведь рядом с ними единственный человек, который не заставляет их притворяться и следовать бессмысленным правилам.
Схожим образом постановщица Гэбриэлль Бомонт показывает отношения с сыновьями в фильме «Диана — королева сердец». Пока Диана (на этот раз в исполнении Эми Секкомб) разрывается между возлюбленными — Хаснатом и Доди, — её дети становятся напоминанием о важности сиюминутного счастья и о том, что материнская любовь — самое сильное и светлое чувство на свете.
Золотое сердце
В жизни
Принцесса Диана начала заниматься благотворительной деятельностью в 1989 году. Первым её проектом стал центр Landmark Aids, оказывающий поддержку больным ВИЧ и СПИДом. В 1997 году Диана встретилась с президентом ЮАР Нельсоном Манделой, который предложил ей войти в попечительский совет нескольких фондов, чтобы помочь жертвам СПИДа.
Диана также активно выступала против использования наземных мин. После прогулки по минному полю в Анголе в 1997 году принцесса начала тесно сотрудничать с организацией HALO Trust, которая занимается обезвреживанием наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов. В том же году в Королевском географическом обществе в Вашингтоне Диана выступила с речью в поддержку кампании Американского Красного Креста по борьбе с наземными минами. Вскоре после этого был подписан Международный договор о запрете противопехотных мин — Оттавская конвенция по удалению наземных мин во всём мире.
Принцесса Диана привлекла внимание мировой общественности к бедственному положению людей, страдающих проказой. Леди Ди посещала больных, пожимала им руки и обнимала их, так же как и заболевших СПИДом. Своими действиями Диана развеяла миф о том, что проказой можно заразиться через прикосновение. Принцесса была активным членом Миссии по борьбе с проказой и посетила несколько благотворительных акций по всему миру — в Нигерии, Непале, Индии и Зимбабве.
Сотрудничая с Royal Marsden NHS Foundation, Диана стала президентом больницы в 1989 году. В 1993 году она открыла в больнице детское онкологическое отделение Wolfson, а в 1996 году организовала сбор средств на исследования рака, который принёс больше миллиона фунтов стерлингов.
В кино
Сколько бы ни трудилась Диана на благо общества, ни в одном фильме или сериале авторы не сделали на этом акцент. Упоминания встречаются — например, в «Истории любви» Наоми Уоттс недолго гуляет по минному полю, — однако эта часть жизни принцессы подаётся как нечто само собой разумеющееся.
«Да, она занималась благотворительностью. Ну и что? Разве это интереснее любовных перипетий и душевных метаний?» — как бы спрашивает нас любой режиссёр или сценарист экранизаций жизни Дианы. Продолжая надуманный диалог, можно ответить: «Да, важно. На этом ведь тоже можно построить крепкую драматическую историю. Она отдаёт миру всю себя, а он в ответ только вспышками камер слепит», — на этом голоса в голове автора утихли (простите).
В авторском «Спенсере» никакой благотворительности нет и подавно — там Диане самой бы спастись. В «Короне» дела обстоят лучше — в пятом и шестом сезонах Диана заскакивает проведать больных и прогуливается по минному полю в защите. Смонтировано это часто как музыкальный клип — принцесса совершает добрые дела под гнетущую композицию. Филантропия также используется в качестве удобного сюжетного мостика: Диана знакомится с Хаснатом именно в день, когда приходит без лишней огласки проведать больных его клиники.
И это лишь малая доля того, что в действительности совершала Диана. Показать полную картину её благотворительной деятельности удалось разве что нескольким документалкам. Видимо, такой формат больше подходит для демонстрации добрых дел — зачем снимать натужные улыбки маленьких актёров, если можно показать настоящие эмоции настоящих больных детей.
Икона стиля
В жизни
Принцесса Диана однажды призналась, что, когда она вышла замуж за принца Чарльза в 20 лет, её гардероб состоял из «одного длинного платья, одной шёлковой рубашки, одной пары нарядных туфель, и всё». Поэтому в преддверии королевской свадьбы она побежала покупать «всего по шесть». До замужества девушка одевалась довольно скромно: минимум платьев и максимум удобной одежды вроде свитеров и джинсов.
В отличие от более смелых и ярких нарядов, которые она стала носить позже, молодая леди Ди предпочитала нежные пастельные тона и цветочные принты. Косметикой Диана тогда почти не пользовалась — предпочитала лёгкие румяна и бледную помаду.
Стиль принцессы постоянно менялся. Если одежда «дворцового» периода полностью соответствовала установленным короной правилам, то развод, несомненно, преобразил Диану. С помощью стилиста и подруги Анны Харви она полностью пересмотрела свой гардероб, заменив пастельные джемперы и пышные рукава блейзерами, прямыми джинсами и лоферами; даже сделала новую стрижку.
Освободившись от строгих рамок королевского дресс-кода, принцесса стала выглядеть как будто бы даже элегантнее и женственнее, чем прежде. Леди Ди начала дружить с Джанни Версаче и Жаком Азагури — и одеваться у них же. В июне 1994 года, в тот самый день, когда Чарльз публично признал свою измену, Диана появилась на вечеринке Vanity Fair в потрясающем чёрном вечернем платье от греческого дизайнера Кристины Стамболян, которое пресса окрестила «платьем мести».
Позже Азагури создал для неё ещё одно похожее платье — наряд из кружева шантильи с низким вырезом. «Это был её способ сказать: „Теперь я могу носить чёрное, я могу делать всё, что захочу“», — рассказывал позже Азагури.
Читайте также:
Оставив позади строгие правила королевской семьи относительно того, сколько тела можно показывать, Диана стала выглядеть совершенно иначе. Во многом даже по-американски: начиная с платья-пеньюара из шёлка и заканчивая кэжуал-нарядом после тренировки — толстовка, леггинсы, беговые кроссовки.
В своё последнее лето Диана путешествовала по Средиземному морю с Доди аль-Файедом, а фотографы следовали за ними по пятам. На фотографиях той поездки хорошо видна эволюция стиля леди Ди. Тёмно-синие шорты и элегантные платья подчёркивали её простоту и изящество, а купальники с животным принтом и радугой от израильского бренда Gottex, которые она сочетала с длинными саронгами, демонстрировали врождённую силу.
Словом, Диана смело раздвигала привычные рамки и свободно выбирала наряд на день. Не важно, простой или дорогой, элегантный или вычурный, — главное, чтобы одеяние подчёркивало новообретённую независимость.
В кино
В каждом проекте Диана одета безукоризненно — художники по костюмам выкладывались на максимум всякий раз, когда им выпадала возможность воплотить её образы на экране. Особо стоит отметить сериал «Корона» — как пример не просто впечатляющей работы, а настоящего искусства. Здесь художники по костюмам стремились не столько повторить оригинальные наряды, сколько создать нечто уникальное на основе проверенной классики.
Об успехе команды «Короны» говорят многочисленные награды, почти треть которых — за выдающиеся костюмы. В процессе создания нарядов для семьи Виндзоров и Дианы в частности создатели не только обращались к архивным фото- и видеоматериалам, но и вдохновлялись самыми разными источниками — от картин Люсьена Фрейда до рекламных кампаний Miu Miu.
Особенно любопытно наблюдать за стилем Дианы в шестом сезоне «Короны». На протяжении трёх первых серий мы видим самые известные её наряды 1990-х годов, в том числе ярко-красное платье Catherine Walker, в котором принцесса вышла в свет за несколько недель до смерти.
В сериале Дебики надевает его, когда принцесса отправляется в первый отпуск на яхте с семьёй аль-Файедов в сопровождении принцев Уильяма и Гарри. «Ей нужно было ощущать себя очень ясной и чистой среди немного более хаотичной или расслабленной природы Файедов, которые одеты в леопардовый принт и вычурные узоры от Версаче, и поэтому… ей нужно было почувствовать себя смелее, прежде чем она отправится в путешествие», — размышляет художник по костюмам Сидони Робертс.
Также для шоу воссоздали несколько купальников, в которых Диану запечатлели папарацци, преследовавшие её во время отпуска с Доди. Для этих съёмочных дней Сидони Робертс не планировала гардероб заранее. «Мы с Элизабет разговаривали почти с самого утра: „С кем я сегодня встречаюсь? Что я делаю? С кем я? В каком я настроении?“… Так что это был совсем другой процесс, я думаю», — хотя основные купальники были воспроизведены с высокой точностью. Робертс всегда оставляла себе пространство для творчества, для, как она выразилась, «настроения здесь и сейчас».
Помимо гардероба, творческая команда сериала также работала над воссозданием знаменитой белокурой причёски Дианы и её макияжа. Важно было сохранить оригинальный стиль леди Ди, но при этом помочь Дебики не затеряться в нём. Поэтому при просмотре часто ловишь себя на мысли, что актриса то почти неотличима от реальной Дианы, то совсем на неё не похожа.
Трагическая фигура
В жизни
Рано утром 31 августа 1997 года Диана и Доди попали в автокатастрофу на парижском шоссе — предположительно, пытаясь скрыться от папарацци. Аль-Файед и водитель погибли на месте. Диана скончалась от полученных травм через несколько часов в местной больнице.
После расследования французские правоохранители опубликовали отчёт, из которого стало ясно, что водитель ехал на высокой скорости, находясь под воздействием алкоголя и антидепрессантов. С нескольких фотографов, которых первоначально подозревали в том, что они спровоцировали аварию, сняли все обвинения. Несмотря на это, в течение многих лет не утихали слухи об альтернативных причинах ДТП. Но факт остаётся фактом. Принцессе Уэльской было всего 36 лет.
Новость о внезапной смерти потрясла мир и повергла Англию в продолжительную скорбь. Многие критиковали Елизавету II за то, что она не отреагировала на смерть Дианы публично. Однако 5 сентября королева выступила из Букингемского дворца с телеобращением: «Никто из тех, кто знал Диану, никогда её не забудет.
Миллионы других людей, которые никогда не встречались с ней, но чувствовали, что знают её, будут помнить о ней. Я, например, считаю, что из её жизни и из необычной и трогательной реакции на её смерть можно извлечь определённые уроки. Я разделяю вашу решимость бережно хранить память о ней».
Утром 6 сентября 1997 года похоронная процессия вышла из Кенсингтонского дворца: гроб Дианы лежал на лафете, запряжённом шестёркой чёрных лошадей. Тысячи скорбящих собрались на улице, чтобы лично увидеть процессию и проститься с «королевой людских сердец». 15-летний Уильям и 12-летний Гарри присоединились к последней части четырёхмильной процессии вместе с отцом. По телевизору церемонию посмотрели 2,5 миллиарда человек.
Надгробную речь читал брат Дианы, граф Чарльз Спенсер. За ним выступил Элтон Джон, который переписал слова своей песни Candle in the Wind в честь покойной. Тело Дианы похоронили на небольшом острове в семейном поместье Элторп.
В кино
Создаётся ощущение, что любой режиссёр или сценарист, когда-либо бравшийся за этот материал, понимает: переплюнуть реальность ему едва ли удастся — слишком велика и страшна трагедия Дианы. Поэтому смерть принцессы либо не показана в большинстве фильмов вовсе, либо происходит где-то за кадром — невозможно позволить себе убить Диану ещё раз, пусть и понарошку. В «Короне» мы лишь видим стремительно мчащийся автомобиль, а в «Истории любви» получаем известие о смерти принцессы одновременно с Хаснатом — он выходит на улицу, видит рыдающих потерянных людей и всё понимает.
Активнее игрового кино действовало документальное: порой оно совмещало в себе хронику и съёмки («Диана: Последние дни принцессы»), а порой в строгом, почти отчётном виде повествовало о неделе после кончины («Принцесса Диана: 7 дней после»). И всё же лишний раз напоминать о смерти мало кому хочется — да и смотреть без слёз такие работы сложно. Что нам ваш «Хатико»?
Но история принцессы не должна фрустрировать. Наоборот, её пример — это напоминание о том, что нельзя сдаваться, нельзя предавать себя. Человек волен ошибаться и быть несовершенным. Имеет право любить и быть любимым. Пожалуй, сегодня нам особенно не хватает того, кто мог бы напомнить об этих простых истинах.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс