Как работает нелинейное повествование в кино
Вместе с редакцией журнала ORNAMENT рассказываем, что это за приём и зачем он нужен.


Иллюстрация: «Малхолланд Драйв» / Asymmetrical Productions / «Криминальное чтиво» / Miramax Films / «Гражданин Кейн» / Mercury Productions / «Расёмон» / Daiei Motion Picture Co. Ltd. / Дима Руденок для Skillbox Media
Жан-Люк Годар говорил, что в фильме должны быть начало, середина и конец, но не обязательно в таком порядке. Нелинейное повествование ломает привычный ход времени: история может развиваться в обратной хронологии, отдельные сцены и эпизоды — перемешиваться или повторяться, демонстрируя разные точки зрения на одни и те же события. Это не просто эффектный приём: флешбэки, флешфорварды и смена перспективы позволяют авторам создавать более сложные и глубокие нарративы.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ????
Эксперименты с хронологией появились уже в немом кино. Американский режиссёр Дэвид Уорк Гриффит в фильме «Нетерпимость» (1916), который идёт больше трёх часов, показал события, разворачивающиеся в четырёх разных местах и эпохах: в Вавилоне, Иудее, Франции 1572 года (Варфоломеевская ночь) и Америке начала XX века.

Гриффит соединил сюжетные линии с помощью параллельного и перекрёстного монтажа — и стал одним из первых режиссёров, использовавших эти приёмы именно в драматических целях.
Позже нелинейное повествование активно использовали режиссёры французской «новой волны». Тот же Годар или, например, Франсуа Трюффо и Ален Рене обращались со временем весьма свободно: сжимали его, резали, растягивали и соединяли разные пласты, создавая уникальный эмоциональный опыт для зрителя. Среди современных авторов тоже есть фанаты нелинейности, одни из главных — Квентин Тарантино и Кристофер Нолан.
Зачем нужно нелинейное повествование:
- чтобы отразить субъективное восприятие или разные точки зрения;
- передать психологическое состояние героев;
- создать дополнительную интригу или запутать зрителя;
- размыть границы между реальным и ирреальным.
Разберёмся, как работает этот приём, на примере культовых фильмов.
«Гражданин Кейн»
(1941), Орсон Уэллс
Как работает приём: история героя рассказана во флешбеках.
Орсон Уэллс использует нелинейное повествование, чтобы создать многослойный портрет газетного магната Чарльза Фостера Кейна. История героя состоит из флешбэков, представленных в виде рассказов знакомых. Каждый из этих людей описывает лишь часть жизни Кейна, причём со своей точки зрения. Образ складывается в мозаику из чужих (довольно ненадёжных) воспоминаний, а сама структура подчёркивает невозможность постичь человека до конца. Зрителю остаётся лишь гадать, каким же на самом деле был гражданин Кейн.


Что ещё посмотреть с похожим приёмом: «Господин Никто» (2009), Жако ван Дормель.
«Расёмон»
(1950), Акира Куросава
Как работает приём: одно событие — разные точки зрения.
Истина существует? Судя по «Расёмону», нет. Персонажи фильма рассказывают вроде бы одну и ту же историю о том, как произошло убийство, но их версии противоречат друг другу. Каждый видит произошедшие события через призму собственных эмоций и интересов, а зритель в итоге так и не получает ответа на вопрос, что случилось на самом деле. Куросава исследует природу правды и лжи, раскрывает сложность человеческой психики и показывает, как субъективное восприятие искажает реальность.


Что ещё посмотреть с похожим приёмом: «Исчезнувшая» (2014), Дэвид Финчер.
«Криминальное чтиво»
(1994), Квентин Тарантино
Как работает приём: перемешанные сюжетные линии связываются в одну историю.
«Криминальное чтиво» — буквальное воплощение тезиса Годара и фильм, который не поддаётся адекватному пересказу. Тарантино разбивает историю о двух гангстерах Винсенте и Джулсе (а ещё о боксёре Бутче) на несколько частей и показывает их в будто бы случайном порядке. Так режиссёр создаёт неожиданные связи и сюжетные повороты (например, когда последствия событий предшествуют причинам), заставляя зрителя переосмысливать случившееся с персонажами. Общая картина становится понятна лишь в конце, когда все детали складываются в единый пазл и обретают смысл.


Что ещё посмотреть с похожим приёмом: «Магнолия» (1999), Пол Томас Андерсон.
«Малхолланд драйв»
(2001), Дэвид Линч
Как работает приём: сон и реальность смешиваются.
Дэвид Линч с помощью нелинейного повествования создаёт напряжённую и гипнотическую атмосферу. Сюжет, который сначала кажется довольно простым, — молодая актриса приезжает покорять Голливуд и встречает девушку, потерявшую память, — постепенно начинает распадаться на фрагменты, не всегда связанные друг с другом. Линч, размывая границы между реальностью и сновидениями, исследует темы идентичности и психологических травм. А зритель так до конца и не понимает, где правда, а где вымысел, и вынужден постоянно искать в фильме ключи, которые помогут разобраться в происходящем.


Что ещё посмотреть с похожим приёмом: «Донни Дарко» (2001), Ричард Келли.

Читайте также:
«Помни»
(2000), Кристофер Нолан
Как работает приём: сюжетные линии развиваются в разной последовательности.
В «Помни» Нолан использует нелинейное повествование, чтобы передать состояние героя. Леонард страдает от потери кратковременной памяти и ищет убийцу жены, оставляя себе напоминания в виде татуировок и полароидных снимков с заметками. В фильме две сюжетные линии: одна — чёрно-белая — развивается в хронологическом порядке, а другая — цветная — в обратном. Постепенно зритель вместе с героем собирает картину случившегося. А Нолан показывает, как память влияет на восприятие реальности и как легко ей манипулировать.


Что ещё посмотреть с похожим приёмом: «Вечное сияние чистого разума» (2004), Мишель Гондри.