«Ночному дозору» — 20 лет: пора наконец выйти из сумрака
Разбираем легендарный проект, без которого не было бы нового российского кино.
Кадр: фильм «Ночной дозор» / «Первый канал» / «Базелевс продакшн»
В этом году шедевру Тимура Бекмамбетова исполняется 20 лет. Разбираемся, как в своё время фильм стал откровением и почему от него в восторге Квентин Тарантино и Джеймс Ганн.
Из этой статьи вы узнаете:
- какой была киноиндустрия России 2000-х;
- что нужно знать о Тимуре Бекмамбетове;
- как с «Ночного дозора» началась российская кинофантастика;
- за что ругали создателей фильма;
- сколько всего «Ночных дозоров» и какой из них смотреть.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что творилось в киноиндустрии в нулевые
«Ночной дозор» вышел летом 2004 года и был отмечен всеобщим вниманием: люди, знакомые с романом-первоисточником, следили за ним уже на этапе подготовки к съёмкам, да и критики с интересом отнеслись к амбициозному проекту. Бюджет фильма составил всего 4,2 млн долларов. Для сравнения, вышедшему тогда же «Папе» Владимира Машкова понадобилось 3,5 млн при очевидно более простом продакшене.
Проект Бекмамбетова и Эрнста обещал стать первым по-голливудски крупным блокбастером, возродить отечественную фантастику в кино и подарить фанатам экранизацию любимого романа. Мнения о том, насколько фильму удалось выполнить свои задачи, разнятся, но очевидно одно: «Ночной дозор» совершил чудо, вернув зрителю веру в отечественное кино.
Собрав 16,2 млн долларов в России и 33,9 млн долларов в мире, «Ночной дозор» стал первым успешным кейсом нового российского кино. Россияне в начале нулевых предпочитали нашим фильмам иностранные — разве что «Брат 2» в 2000 году собрал в российском прокате более 1 млн долларов. Чуть позже «Русский ковчег» Александра Сокурова и «Возвращение» Андрея Звягинцева показали себя коммерчески успешными проектами и собрали 6,7 млн и 4,4 млн долларов соответственно — но то в мировом прокате. Продуктивность отечественного кинопроизводства начала 2000-х можно описать одной фразой: метко, но редко.
В начале нулевых заново открывались бывшие советские кинотеатры. Владельцы нового бизнеса не хотели рисковать и крутили в основном зарубежные фильмы, а российский кинематограф, возрождающийся после крушения советской киноиндустрии, будто и не мог конкурировать с ними.
В итоге на большом экране можно было посмотреть или произведения именитых режиссёров, или проплаченные картины. Ну а российское кино той эпохи снималось в основном не для широкой аудитории, а, скорее, для знатоков и элиты. И пока Звягинцев получал признание на фестивалях, отечественный зритель не особо стремился в кинотеатр увидеть его работу. Но вот, полтора года спустя, Бекмамбетов привёл в залы всю страну.
«Ночной дозор» стал не просто фильмом, а первым в истории отечественного проката бизнес-проектом, да ещё и ориентированным на несколько сегментов зрителей одновременно. Лозунг компании Бекмамбетова, Bazelevs Production, подчёркивает этот подход: «Мы делаем не кино, мы делаем событие».
Кто такой Бекмамбетов
Тимур Бекмамбетов, на момент создания «Ночного дозора» известный работникам сферы кино и ТВ как автор рекламных роликов банка «Империал», простому зрителю был незнаком от слова совсем. И никто не ожидал, что именно он станет трендсеттером массового кино постсоветской России.
Ещё в начале карьеры Бекмамбетов отличался стремлением делать нечто инновационное. Это заметно уже в его дебютной работе 1993 года «Пешаварский вальс» о советских и афганских военнопленных, существование которых не признавала ни одна из сторон конфликта. Картина могла бы наделать много шума, но против неё сработала история: «Вальс» вышел в 1995-м, когда страну лихорадило, и зритель не заметил его.
Разочарованный Бекмамбетов ушёл в рекламу, причём успешно. Вернувшись в кино с «Ночным дозором» спустя 10 лет, он не только показал класс в работе с массовым контентом, но и постарался выработать собственный стиль. Так, модный сегодня динамичный клиповый монтаж с мелкой нарезкой перемежающихся крупных планов был нововведением Бекмамбетова. Этот приём если не возрождает, то очень напоминает «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, управляющий эмоциями зрителя каждую секунду хронометража.
При этом Бекмамбетов не просто делает коммерчески успешный зрелищный продукт. Он всегда рассказывает историю — будь то рекламный ролик банка, фантастический диптих или публичное позиционирование проекта. Так, он захватывал внимание и в 2008 году, выпустив «Особо опасен» со звёздным голливудским составом и яркой интернет-рекламой.
Апогеем бекмамбетовских инноваций стал скринлайф-формат (сейчас режиссёр — его главный популяризатор). В 2014-м Бекмамбетов выпускает десктоп-фильм «Убрать из друзей», в следующем году продюсирует «Хардкор» Найшуллера, а потом и «Поиск» Аниша Чаганти (2018). В 2018-м Бекмамбетов в качестве режиссёра снимает скринлайф-фильм «Профиль».
Но всё это было потом, после «Ночного дозора». А тогда, в 2004-м, Бекмамбетов подарил российскому прокату жанровое кино.
Как с «Ночного дозора» в России началось жанровое кино
Бекмамбетов открещивается от статуса основоположника отечественной кинофантастики, ссылаясь, например, на режиссёра Павла Клушанцева и его «Планету бурь» (1962). Но совершенно точно он первым стал делать фантастику в новом российском кинематографе.
До Бекмамбетова отечественные режиссёры если и снимали жанровые картины, то, скорее, копируя западные. В итоге мы получили серию некачественных и карикатурных работ. Самой успешной из них стал мистический хоррор «Упырь» Сергея Винокурова (1997), который по загадочным причинам по ходу фильма превращается в криминальную драму с предсказуемыми разборками.
В начале нулевых кинематографисты будто бы задались целью охватить все стороны российской действительности — тут у нас «Война» Балабанова (2002), «Возвращение» Звягинцева (2003), «72 метра» Хотиненко (2004). «Ночной дозор» ворвался в этот унылый мир ярко и зрелищно. А ещё позволил сбежать от реальности, искалеченной тремя «б» 1990-х — бандитизмом, безденежьем, безнадёгой.
И если вы думали, что эскапистское кино — поверхностное и даже аморальное, то это не так. «Ночной дозор» можно назвать одним из первых постмодернистских проектов отечественного кинематографа. Одновременно фантастический и реалистичный, нарочито серьёзный и комичный, он фарсово рефлексирует на тему минувшего десятилетия в истории страны.
Продакт-плейсмент в фильме
Промокампанию «Ночного дозора» и хвалили, и ругали. Реклама брендов кофе, пива, мобильных телефонов и прочего была слишком явной и слегка раздражала. Но если подумать — чего ещё ожидать от человека, срежиссировавшего вагон рекламных роликов?
Так или иначе, Эрнст и Бекмамбетов сделали промоушен таким, каким мы его знаем сегодня — с главными актёрами, анонсирующими фильм во всевозможных ТВ-передачах, с новостными репортажами о премьере и рекламными баннерами. Больше 500 поверхностей для наружной рекламы только в Москве, почти 400 рекламных видеороликов на телевидении, репортажи в прайм-тайм и даже рекламная рассылка от МТС. До «Дозора» так никто не делал — а теперь делают все, кому не лень, и с тех пор это колесо Сансары так и крутится.
Целевой аудиторией продукта стал массовый зритель, который, вероятно, и не слышал о Сергее Лукьяненко и его историях про какого-то там Иного и какие-то там Дозоры. Такой зритель с большей вероятностью пойдёт на голливудских звёзд, чем на своих, — если вообще пойдёт, учитывая, что не в каждом среднем городе России той поры был кинотеатр. Бекмамбетов и Эрнст мастерски побороли зрительский скептицизм. Уличная реклама сработала, да и актёры достойно представили фильм на телевидении.
Слабым местом промо стал пресловутый продакт-плейсмент. Но слабое ли? Тут даже не в том дело, что Бекмамбетов привык работать над рекламными роликами. Вероятно, режиссёр уже тогда понимал базовые требования к продвижению современного кинопродукта. Для Голливуда совершенно естественно помещать в кадр не просто «какой-то» предмет, а вещь определённой марки, конкретного бренда. Для отечественного кино на момент выхода «Ночного дозора» это было нонсенсом: фильм — ничего себе! — продавал не себя, а «нокию» в руках героя.
Ну и, само собой, рекламные контракты с партнёрами позволили окупить какие-то затраты на промоматериалы. Помог и «Первый канал»: Эрнст явно рекламировал фильм по собственной инициативе и не трогал бюджет. Кто-то подсчитал, что весь промоушен «Ночного дозора» с учётом стоимости услуг Первого канала и без продакт-плейсмент-контрактов должен стоить порядка 6 млн долларов. Цифры баснословные не только для отечественного кино того времени, но и для всего мира, где привыкли тратить на рекламу от 50 до 100% от производственного бюджета.
Это сегодня само разумеется, что у фильма есть промо, дополнительные материалы вроде фильма о фильме и запоминающаяся рекламная кампания. Но всё это стало возможно именно благодаря «Ночному дозору». Уникальный кейс его продвижения показал, как именно надо работать с кинопроектами. После просмотра тысячи людей ещё долго повторяли финальный речитатив и надевали характерную одежду и аксессуары. Сам Бекмамбетов ещё не раз подтвердит свой статус эксперта по рекламе — например, когда запустит вирусный ролик о герое фильма «Особо опасен» (2008), который некоторые приняли за реальный.
Какой «Ночной дозор» смотреть
Не все знают, что у фильма есть несколько версий: в Сети всюду лежит та, которую крутили в прокате. В действительности их четыре.
Кинотеатральный «Дозор»
Та версия, что получила прокат в России и странах СНГ. Но сперва её презентовали на Московском кинофестивале — и сразу заявили, что у фильма будет две части. Правда, тогда они назывались не «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а «Ночной дозор» и «Ночной дозор 2». Интересно, что ранее картина была показана на конвенте «РосКон-2004» — с вотермарками и фрагментарным отсутствием озвучки, титров и спецэффектов.
Расширенный «Дозор»
Этот «Дозор» возник как следствие первоначальных планов снимать телевизионный сериал. Он состоит из кинотеатральной версии и вырезанных сцен, которые вошли в лицензионное издание на DVD.
Так зрители узнали, что у «Ночного дозора» была альтернативная концовка: в ней главный герой так и не определился с выбором стороны сил. Такой финал усложнял историю и, вероятно, заставил бы закончить проект на одном фильме.
В Сети можно найти смонтированный фанатами вариант с удалёнными сценами, но сложно сказать, существует ли лицензионная режиссёрская версия. Сами Бекмамбетов и Эрнст так и не попытались превратить свой «Дозор» в телевизионный проект. Сегодня же отечественные режиссёры частенько адаптируют киноверсию для ТВ-платформ, чтобы привлечь новых зрителей. Из недавних проектов можно отметить «Союз спасения». Его кинопремьера состоялась в 2019 году, а в 2022-м создатели успешно представили телевизионную версию фильма.
Международный «Дозор»
Через год после премьеры «Ночной дозор» показали на Берлинале, а компания Fox Searchlight купила у Первого канала права на мировой прокат. Бекмамбетову пришлось перемонтировать фильм. Так он стал более понятным для зрителя, который не мог ознакомиться с первоисточником: первые переводы книг Лукьяненко появились как раз в период проката картины.
Международная версия — более упорядоченная и аккуратная, чем наша кинотеатральная, но и более скучная. Она потеряла долю колорита из-за вырезанных сцен — пострадали, например, фрагменты с Гошей Куценко. Исчезла и особенная ритмика фильма — хаотичная, сновидческая, будто «в потоке» или даже «под чем-то», при этом не дробная и не дезориентирующая. Что-то подобное этому сейчас можно найти в работах Романа Михайлова, но это уже совсем другой тип рефлексии.
В международном «Дозоре» Антон Городецкий стал провидцем, куда-то пропали эффектные титры в начале, а общий хронометраж потерял около восьми минут. Всего же было внесено порядка 90 изменений, 10 из которых — в диалоги.
«Ночной базар»
Официальная пародия на «Ночной дозор» от его же создателей вызывает реакции от «что это было» до «лучше оригинала», но всё равно имеет оценку 3,7 на «Кинопоиске». Во времена популярности переводов Дмитрия Пучкова, известного под псевдонимом Гоблин, выпуск подобной версии стал любопытным коммерческим ходом — который, впрочем, не сработал. Тем не менее это был интересный зрительский опыт, за который хочется сказать отдельное спасибо легендарному Леониду Володарскому.
«Дозоры» сегодня
За 20 лет фильм всё ещё на слуху: вот его вспоминает британский Empire в списке 100 лучших неанглоязычных фильмов; мастер супергеройского блокбастера Джеймс Ганн указывает «Ночной дозор» в списке лучших фильмов. В отечественном массмедиа «Дозоры» в целом носят статус культовых, а книги Лукьяненко практически считаются классикой.
Отношение к вампирской дилогии Бекмамбетова стало ещё серьёзнее в последние пять лет. Ностальгия и раньше присутствовала в массмедиа, особенно в развитом производстве, но сегодня кино всё больше углубляется в привычные истории. Перезапускаются одни проекты, получают внезапное продолжение другие, цитируются третьи; в «Майоре Громе» мы видим знакомые хоккейные маски, а весь Петербург собирается на ретроспективу Балабанова после прогулки по популярной выставке. «Дозоры» не стали исключением: осенью 2023 года вышел анонс сериала, который продолжит историю кинокартин.
С момента выхода «Ночного дозора» объёмы производства сериалов увеличились в пять раз. Возможно, зритель наконец получит масштабную и детально проработанную историю Лукьяненко, монтаж которой не будут рвать в угоду хронометражу. Сомнения в успехе, конечно, есть, но не такие сильные, как если бы анонсировали новый фильм саги. Всё-таки сериалы снимать у нас научились.
Насколько профессиональный телевизионный продукт превзойдёт первичный, новаторский и неопытный (и превзойдёт ли) — узнаем в ближайшем будущем. Пока что его история не завершилась, и реальный выход из сумрака впереди.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс