Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

Абсурд бытия, дачные приключения и духи Башкирии: молодое кино фестиваля «Новое движение»

О чём и как сегодня снимают в России.

Кадр: фильм «Привычка нюхать пальцы» / Вячеслав Иванов

С 29 мая по 2 июня в Великом Новгороде проходил второй фестиваль молодого кино «Новое движение». В рамках смотра состоялись национальные премьеры свежих российских кинолент, многие из которых доберутся до проката и онлайн-платформ в кинотеатральном сезоне 2025–2026. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает об устройстве фестиваля и рекомендует четыре важных картины конкурсной программы — о детях на даче, о продавце туалетов, о духах Башкирии и о загадочных подростках.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

Что это за фестиваль

«Новое движение» — фестиваль молодого кино, который впервые прошёл в 2024 году. Генеральные продюсеры смотра — актёр, продюсер и режиссёр Артём Михалков (мелодрама «Ставка на любовь» с Андреем Бурковским и Катериной Шпицей, спортивная драма «Мистер Нокаут» с Виктором Хориняком) и продюсер Максим Королёв (военная драма «Позывной „Пассажир“» с Антоном Шагиным, детектив «Загляни ему в голову» с Кириллом Жандаровым).

В 2010-х Артём Михалков уже делал фестиваль, центром которого было российское авторское кино. С 2013-го по 2018-й в Омске проходил национальный фестиваль российских дебютных фильмов «Движение». Вместе с Михалковым смотр делала Полина Зуева (сейчас — директор фестиваля «Новый сезон»), а программным директором был Стас Тыркин (сейчас — программный директор кинотеатра «Художественный» в Москве).

В разные годы «Движение» становилось точкой старта для многих молодых кинематографистов. Среди лауреатов фестиваля в Омске — Владимир Бек (эротическая драма «Без кожи»), Александр Вартанов (драма о любви «Дачники»), Аня Крайс (полуавтобиографическая история о 1990-х «Нашла коса на камень»), Елизавета Стишова (драма о поиске счастья «Сулейман Гора»).

«Новое движение» второй год подряд собирает Вадим Рутковский — кинокритик, автор блога о кино и театре CoolConnections. Помимо организации фестиваля в Великом Новгороде, он также отбирает короткий метр для других российских фестивалей — ММКФ, «Зеркало» и «Короче» (вместе с Надеждой Королёвой).

Что показывали на фестивале в прошлом году

На первом «Новом движении» в конкурсе было восемь картин. Некоторые из них продолжали фестивальное турне — например, драма Вениамина Илясова «Эра», впервые представленная на фестивале «Маяк» в Геленджике, и экзистенциальное размышление Светланы Филипповой о семье «Лиссабон», показанное сначала в конкурсе фестиваля «Окно в Европу». Но большую часть фильмов местные жители, гости и члены жюри «Нового движения» увидели впервые.

Многих удивила душевная фантасмагория «Мох» — дебют, снятый за 40 тысяч рублей, — о молодом человеке, который дистанцируется от родителей, живущих в городе, уезжая на принадлежащую им дачу. Таким незатейливым образом парень надеется от них сепарироваться, буквально сбегая в лес. Серьёзную дискуссию вызвала драма «Мы жили счастливо» — блестящий дебют выпускника ВГИКа Ильи Леутина (мастерская Сергея Соловьева) о 16-летнем подростке, которого ОМОН кладёт лицом в пол за посты в VK.

Чуть более доступное широкой аудитории кино, показанное на «Новом движении» в 2024-м, — семейная драма «Вы меня видели?». Главные роли в ней исполнили Никита Ефремов и Светлана Иванова. В центре сюжета — маниакальная озабоченность матери в семье, где несколько лет назад без вести пропала младшая дочь, а старшая вынуждена жить под гиперопекой и в постоянном страхе: вдруг и она когда-нибудь исчезнет? Зрительский и красивый арт-мейнстрим — со смыслом, выразительными актёрскими работами и живыми диалогами.

На что обратить внимание в этом году


«Поле чудес»

Режиссёр: Анна Сичинская

Милая история о подростках, для семейного просмотра.

Главные герои — дети, которые бегают и веселятся на даче в солнечные летние месяцы. За ними присматривают взрослые: где-то — родители, где-то — одинокая бабушка. Неожиданно на один из участков приезжают новые жильцы: элегантная дама-блогер (Елена Лядова), состоятельный бизнесмен (Денис Шведов) и их дочь Катя (Ева Данилко).

Кадр: фильм «Поле чудес» / Кинокомпания Пионер

Девочка со столичными замашками мажорки вносит разлад в отношения двух лучших подруг, Сони (Екатерина Червова) и Даши (Полина Айнутдинова). Вдобавок ребята сталкиваются с проблемой: их секретный лагерь рядом с полем за дачными участками хочет снести папа Кати. На его месте он планирует построить строительный рынок. Детвора решительно настроена отстоять и поле, и своё убежище и помешать реализации бизнес-проекта.

Кадр: фильм «Поле чудес» / Кинокомпания Пионер

«Поле чудес» с первых минут цепляет эмоциональные струны в душе зрителя. Дети ведут себя безответственно и хулиганисто, взрослые покрикивают на них за беспорядок в комнате, недостаточно плотный обед и срывание ягод на огороде. Это такие узнаваемые, умилительные эпизоды, благодаря которым практически каждый может вспомнить то ли ребятню на дачах, то ли самого себя в этом возрасте.

Пусть фильм и наполнен штампами, они здесь работают органично — ругать кино для возрастной аудитории 6+ за шаблонные приёмы совсем не хочется. Редкий случай, когда стереотипные проделки (проколоть взрослому шину автомобиля, чтобы он не поехал на роковую для поля сделку; подменить шампунь, чтобы человек в душе окрасился в какой-то цвет; подсунуть слабительное, чтобы затормозить действия антагониста) предсказуемы, но сатирического обаяния не лишены. Это просто весело, пусть и с долей детского злорадства!

«Привычка нюхать пальцы»

Режиссёр: Вячеслав Иванов

Кино-триггер, размывающее границу художественного и документального.

Награда: Лучший фильм фестиваля.

Главный герой Рамаз (Рамаз Кебадзе) — менеджер по продаже унитазов. Ведёт он себя на работе и в обычной жизни, мягко говоря, нетипично: может без причины начать нюхать клей на рабочем месте, развешивает на столбах стикеры с персонажами аниме. Коллеги Рамаза открыто не уважают: обидно шутят над ним и посмеиваются.

Кадр: фильм «Привычка нюхать пальцы» / Вячеслав Иванов

Но один из товарищей проводит с Рамазом много времени. Вместе они экспериментируют с рецептом идеального «Доширака» и играют в видеоигры. Главного героя вряд ли можно назвать счастливым или амбициозным. Кажется, он просто плывёт по течению жизни. Раздражает парня лишь одно — бесконечные звонки анонимного абонента, который требует, чтобы у него вытравили тараканов из квартиры.

«Привычка нюхать пальцы» — кино далеко за рамками логики и здравого смысла. Искать здесь сюжет, равно как и причинно-следственные связи, бесполезно. При этом происходящее на экране удивительным образом вызывает мощнейший выброс эмоций — тот случай, когда всё настолько абсурдно и абстрактно, что хочется погрузиться в эту атмосферу и не искать тайные смыслы между строк.

Кадр: фильм «Привычка нюхать пальцы» / Вячеслав Иванов

Фильм выпускника МШНК Вячеслава Иванова — отличный пример ненарративного кино, где нет привычной трёхактной структуры. Здесь важнее прочувствовать, чем понять головой — хаос ничегонеделания торжествует и даёт прикурить классическому интеллектуальному артхаусу с посылом «Я так вижу». В это время Вячеслав Иванов видит совершенно иначе — тем уникальное и по-своему радикальное кино (своего рода антикино) и цепляет.

«Мой парень, манекен»

Режиссёр: Дмитрий Николенко

Региональное кино, в котором древние мифы переплетены с ромкомом.

Награда: Специальный приз от компании «Атмосфера кино».

В России есть региональное кино, и «Мой парень, манекен» — его выразительный представитель. Не секрет, конечно, что кино в нашей стране делают не только в Москве и Санкт-Петербурге. Наиболее яркий пример — Якутия, где картины на родном языке выходят в региональный прокат. Развивается кинематограф и в других регионах — например, в Татарстане и Башкортостане.

Дмитрий Николенко снял в Башкирии романтическую мелодраму с элементами хоррора, посвящённую местным древним духам и семейным отношениям. В руках у девушки Вики (Анастасия Панова) оказывается древняя маска народа сарматов. По легенде, она исполняет заветные желания, но с формулировками, конечно, нужно быть предельно аккуратным. Однажды Вика ругается с друзьями, которые намекают на ненормальность её одиночества, — так в жизни героини появляется… манекен.

Кадр: фильм «Мой парень, манекен» / «12Кадр»

С наступлением ночи манекен превращается в Радмира (Денис Никитин), сына владельца торгового центра — здесь трудится Вика, а Радмир в стенах этого здания провёл большую часть юности, у папы на работе. Оказывается, парень пропал ровно год назад, и его не смогли найти. Более того, кроме Вики Радмира никто из окружающих не видит: стоит кому-то появиться рядом, и живой человек снова становится манекеном.

Кадр: фильм «Мой парень, манекен» / «12Кадр»

«Мой парень, манекен» — удачный сплав этнической мифологии и уморительного ромкома. Между главными героями промелькнёт искра, но разрушить чары загадочного духа окажется не так просто, как это показывают в сказках. Фольклор башкирского народа удачно замиксован с драматичной жизнью молодых героев, у которых болит всё то же, что и у реальных людей их возраста. С мистикой авторы не переборщили, как и с юмором, поэтому «Мой парень, манекен» — один из самых гармоничных фильмов конкурсной программы.

«Неподвижные звёзды»

Режиссёр: Иван Курбаков

Нелинейная история о рефлексирующих подростках.

Награда: Лучшее визуальное решение.

В картине Ивана Курбакова запутанное, нелинейное повествование сочетается с претенциозным замыслом автора, разгадать который трудновато. Загадками наполнены многие работы выпускников МШНК, «Неподвижные звёзды» — не исключение из этой тенденции.

В центре событий — группа подростков, которые готовятся к прощанию со школьной жизнью. Они разговаривают об экзаменах и выпускном, обсуждают, кто и куда пойдёт учиться дальше. Разобраться в перипетиях их отношений и познать мотивы, из-за которых они говорят и действуют так, как говорят и действуют, нелегко.

Кадр: фильм «Неподвижные звёзды» / «МАЛЬ ДЁ МЕР»

В одном из эпизодов девушка Соня (Марфа Острецова) спрашивает у одноклассника (Ким Илюхин) на спортивной площадке, что в его жизни интересного. Тот парирует, что «интересное» — понятие абстрактное, и просит назвать примеры, из-за чего Соня впадает в странный приступ ярости, начинает колотить одноклассника и шипеть: «Бесишь, прекрати меня злить!» Через некоторое время Соня при загадочных обстоятельствах погибает, а через год подростки снова собираются вместе — кажется, дух Сони где-то рядом с ними.

Визуально «Неподвижные звёзды» местами поражают. Негаданно-нежданно герои могут быть показаны через призму инфракрасного фильтра, в других эпизодах персонажи вторгаются в кадр в расфокусе или в режиме «слоу-мо». Оператор Никита Лычев — явно человек талантливый: кино через призму его неудержимой камеры, неустанно следующей за спинами подростков, выглядит красиво и выразительно. В некоторых эпизодах камера «подсматривает» за героями, которые ведут себя так, будто режиссёр и не ставил им никаких задач.

Кадр: фильм «Неподвижные звёзды» / «МАЛЬ ДЁ МЕР»

Понять фильм Ивана Курбакова непросто. Но, как говорил Александр Сокуров, «труд понимания» для знакомства с авторским кино необходим. Картина граничит с видеоартом и, опять же, документалистикой — настолько естественно ведут себя герои. «Неподвижные звёзды» — кино неторопливое, медитативное, загадочное. Что произошло с одной из девочек? Кто в этом виноват (и виноват ли)? Как попрощаться с детством, в котором остались тёмные тайны? Вопросы, ответы на которые зрителю предстоит искать самостоятельно.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована