Кино и музыка
#статьи

5 причин любить неоклассику

И 5 причин её ненавидеть.

Фото: Angel Manzano / Redferns / Getty Images

Все любят неоклассику. Неоклассика — это музыка, которая вызывает противоречивые чувства у меломанов. Кто-то блаженствует, слыша сладостные скрипки в Experience Людовико Эйнауди, а кто-то бесится от того, что простенькая незамысловатая музыка популярнее выдающихся симфоний Бетховена.

Сам термин «неоклассика» вызывает не меньше споров — кто-то даже предлагает его запретить. Одна из причин — путаница с неоклассицизмом, направлением, которое существовало в академической музыке XX века. Тогда композиторы вроде Стравинского и Прокофьева, уставшие от гиперэмоционального романтизма, обратились к творениям классицизма и позднего барокко, чтобы создавать такую же сдержанную и рациональную музыку.

Неоклассика же — это такая «новая классика», лёгкие гармоничные произведения для классических инструментов. То, что обычно называют неоклассикой, принадлежит к классическому кроссоверу — стилю, сочетающему популярные и академические элементы. Но и тут не всё так просто, потому что к нему можно отнести как сочинения Эйнауди, так и, например, Barcelona Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри.

В этом материале о музыке, у которой нет точного названия, мы будем использовать слово «неоклассика».

Из нашей статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Неоклассика объединяет сразу несколько жанров и направлений

На самом деле «неоклассика» — это некорректное название. На музыку эпохи классицизма она совсем не похожа. Зато вобрала в себя простоту минимализма, атмосферность киномузыки, эмоциональность романтизма, иммерсивность эмбиента — от всего понемногу.

Слово «неоклассика» объединяет разных композиторов. К неоклассикам относят минималиста Филипа Гласса, основоположника «меблировочной музыки» Эрика Сати, кино- (и не только) композитора Людовико Эйнауди и даже амбассадора метамодерна Настасью Хрущеву. Из композиций этих авторов можно собрать разноплановый плейлист, в котором всё будет звучать приятно и точно не разочарует.

Но как мы уже сказали, никто не знает, что такое неоклассика (и мы не знаем). Это слово скорее бренд или маркетинговый ход, чем исчерпывающее название. Музыкантам это на руку — начинающим или не очень популярным артистам тег «неоклассика» помогает быть услышанными. С другой стороны, некоторые композиторы-минималисты и экспериментаторы, например, даже само слово «неоклассика» считают уничижительным (достаточно почитать их комментарии к какому-нибудь посту про неё). А если назвать их самих неоклассиками, могут и обидеться.

Неоклассика проста и понятна каждому

Атрибуты неоклассики — мелодическая стройность, киношная атмосферность, приятные тембры классических инструментов и минималистичность. В основном произведения пишутся для фортепиано в сопровождении нескольких струнных, мелодии просты для восприятия, а гармония погружает в медитативное состояние. В такую музыку легко «провалиться» — она интимная и лиричная.

Слушатели легко понимают месседж такой музыки: она строится на простых повторяющихся гармонических оборотах, только с разными оттенками и динамикой. Сначала мы запоминаем мелодию, а потом проживаем её в разных формах. Как это работает, наглядно видно на примере Life Эйнауди — сначала тема звучит скучно и рутинно, потом атмосферно дополняет трогательную сцену детской игры, а совсем скоро обретает оттенок тревожности — и заканчивается облегчением.

Чтобы написать сочинение в духе Эйнауди, хватит базовых композиторских навыков — если умеете играть на фортепиано, можете сами написать такую музыку по туториалу на YouTube. После просмотра видео попробуйте найти закономерности и в других произведениях неоклассики. Критики находят существенное сходство — поэтому и называют простые формы неоклассики однообразными.

Неоклассика звучит и как академическая, и как поп-музыка

Мы уже выяснили, что неоклассика — это смесь академической и популярной музыки. Привыкая к красивому звучанию фортепиано, скрипки и виолончели, слушатель может захотеть ближе познакомиться с академической музыкой, многообразием её жанров и направлений. Это работает и в обратную сторону — если вы не знаете, как подступиться к Шёнбергу и Вагнеру, начните с творчества Любомира Мельника.

С другой стороны, неоклассика может создать ошибочное представление об академической музыке: огромный пласт концептов, приёмов и художественных средств не применяется в неоклассике.

Сбивает с толку и то, что создатели неакадемической музыки также называются композиторами и на стримингах эта музыка попадает в классические плейлисты. При этом неоклассика продвигается так же, как популярная. Об этом подробно говорили Михаил Мищенко и Никола Мельников на ИМИ.Конференции в 2021 году.

Неоклассика идеально подходит для саундтрека к фильму

Попробуйте поменять местами Merry-Go-Round of Life Дзё Хисаиси из аниме «Ходячий замок» и вальс Яна Тирсена из фильма «Амели». Этим композиторам удалось написать такую музыку, которая вписывается в любой контекст и украшает любой проект. Работает магия неоклассики — зритель больше проникается историей и рефлексирует под эту музыку сам.

Один из самых популярных в мире неоклассиков Людовико Эйнауди создаёт именно такую музыку: любое его произведение звучит как крутой саундтрек для фильма даже тогда, когда Эйнауди пишет не саундтрек. Для «1+1», например, взяли Fly и Writing Poems, когда-то давно написанные композитором, и фильм получил номинацию премии «Сезар» за лучший звук.

Но есть и обратная сторона вопроса: будет ли вырванная из контекста музыка обладать такой же художественной ценностью? Иначе говоря, запомнили бы мы имена Тирсена, Хисаиси, Эйнауди, Йоханнссона, Ньюмана и ряда других, если бы они не работали над саундтреками? И что идёт первым — интерес к композитору или интерес к фильму с его саундтреком?

Неоклассика — это эмоциональная отдушина

Мы, наконец, подобрались к пункту, ради которого затеяли этот материал.

Так за что же любят неоклассику? За экспрессивность, выразительность и мелодичность. Под эту музыку можно проникнуться эстетикой размеренной французской жизни с кофе и круассанами (как в уже упомянутом нами вальсе Яна Тирсена из «Амели»), прожить какую-то проблему (как в Aura Михаила Мищенко) или просто помечтать. Слушая, как тема преображается по ходу произведения, слушатель начинает более тонко различать и оттенки своих переживаний.

Музыковед Анна Виленская приводит другую точку зрения, называя неоклассику «сентиментальным минимализмом». В повторяющемся паттерне сменяются оттенки одного и того же состояния, обращённого внутрь себя, — сентиментальности. А слышали ли вы неоклассику, которая передаёт горе, ярость или праздность?

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована