Лунная соната: музыка, легенда и настоящая история произведения
Какие мифы окружают знаменитое творение Бетховена и что мы знаем о нём на самом деле.
Иллюстрация: Wikimedia commons / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
Лунная дорожка, лунный камень, Лунная соната… Красота в образах и звуках. Многие из нас слышали сочинение Людвига ван Бетховена, а кто-то даже умеет играть. Но немногие знают, что сам композитор так своё произведение никогда не называл.
В этой статье мы разберём:
- когда и почему Бетховен написал Лунную сонату;
- как на самом деле он её назвал;
- о чём первая, самая популярная часть сонаты;
- как звучат вторая и третья части;
- какие фильмы про Бетховена и сонату посмотреть, а книги — почитать.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Как Бетховен написал Лунную сонату
1801 год. Известному композитору и пианисту Людвигу ван Бетховену исполнилось 30 лет. Он пишет сразу две сонаты, которые назовёт Sonata quasi una Fantasia — «Соната в духе фантазии». В общем списке его сонат они получат номера 13 и 14 — всего же их будет 32. Четырнадцатая впоследствии получит название «Лунная» и станет, возможно, самым популярным произведением автора.
На создание сочинения Бетховена вдохновили отношения с графиней Джульеттой Гвиччарди. В 1800 году она переехала из Италии в Вену к родственникам матери, графам Брунсвик, — Бетховен давал уроки игры на фортепиано их дочерям Терезе и Жозефине. Композитор познакомился с семнадцатилетней Джульеттой и решил учить её бесплатно: девушка была музыкально одарена.
Бетховен влюбился в Джульетту, и она ответила взаимностью. В письме своему другу Францу Герхарду Вегелеру Бетховен написал: «Она меня любит, и я её люблю». Пока композитор мечтал о женитьбе и строил планы на будущее, симпатии Джульетты переменились: она предпочла другого известного композитора — австрийского графа Венцеля Роберта фон Галленберга. Они поженились в 1803 году.
Это стало настоящим ударом для Бетховена, мрачное настроение которого усугубляла прогрессирующая глухота. В 1802 году он опубликовал новую сонату до-диез минор — печальную и атмосферную Лунную сонату. В этом же году, 6 октября, он написал «Гейлигенштадтское завещание» — в этом письме своим братьям Бетховен попрощался с ними и рассказал о том, что «радостно спешит навстречу смерти». Однако сильный духом композитор смог преодолеть отчаяние и уныние и создать ещё много произведений — смерть пришла за ним лишь четверть века спустя.
Как на самом деле называется произведение
Итак, Бетховен назвал своё произведение «Соната в духе фантазии» и присвоил ей номер 14, а также посвятил графине Юлии / Джульетте Гвиччарди. Почему же он назвал сонату фантазией?
Дело в том, что в тот период развития музыкального искусства было принято писать сонаты определённым образом:
- первая часть — быстрая;
- вторая часть — медленная;
- третья — снова быстрая.
Бетховен изменил порядок частей и дал свою трактовку:
- первая часть — медленная;
- вторая часть написана в среднем темпе;
- третья часть — в очень быстром.
Это было желанием — или фантазией — композитора: написать сонату не по привычной схеме, а по-своему. Поэтому она и была названа как-бы-фантазией, когда вышла в печать.
Красивое название «Лунная» эта музыка получила благодаря Людвигу Рельштабу, знаменитому поэту того времени. Он сравнил музыку первой части с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Идея связать уникальное озеро, атмосферу ночи и замечательную музыку Бетховена понравилась современникам, и название закрепилось за сонатой. Бетховен не смог бы возразить, даже если бы захотел, — ассоциация Рельштаба «завирусилась» в 1832 году, уже после смерти композитора.
Современные музыканты возражают против того, чтобы называть сонату Бетховена №14 «Лунной». Во-первых, как мы уже знаем, история её создания связана с несчастной любовью композитора и с его мыслями о смерти. Кроме того, такое название совсем уж не подходит ни для второй, ни для третьей части. Почему — сейчас разберёмся.
Первая часть сонаты №14
Самая известная из трёх частей сонаты — первая. Она — вполне самостоятельное произведение, одно из самых узнаваемых в мире; она звучит в фильмах и присутствует во множестве обработок на YouTube. (Не путать с Лунной сонатой Виктора Екимовского, написанной в 1993 году.)
Медленная музыка первой части совершенно необычна для своего времени. Над первыми нотами сочинения композитор написал Adagio sostenuto, что значит в переводе с итальянского языка «Спокойно, медленно и сдержанно».
Первые звуки сонаты — сочетание разложенных аккордов, напоминающих ноктюрн, и низкого глубокого баса. В нотах этого баса зашифровано послание: нисходящая басовая линия, которая называется catabasis, символизирует спуск в ад. Словом catabasis древние греки описывали путешествие Орфея в загробный мир за женой Эвридикой и другие походы мифических героев в Аид. Использование этой фигуры превращает первую часть сонаты в трагическую историю, которая в звуках рассказывает о глубине переживаний и о близости к смерти.
На фоне гармоний и баса звучит мелодия, в которой сначала обречённо повторяется один лишь звук — соль-диез, как знак безысходности и обречённости. Постепенно чувства прорываются наружу, и композитор оставляет нам новое послание:
Эти две разнонаправленные секунды (одна — вверх, другая — вниз) как бы пересекаются и отсылают к распятию — символу высшего страдания. Так Бетховен обозначает своё глубокое чувство тоски от неразделённой любви, трагедии потери слуха и краха всех надежд.
Мелодия спускается всё ниже и становится печальней и мрачней. И наконец звучат три очень тихих и низких аккорда. Так заканчивается первая часть сонаты №14 — искренняя и откровенная.
Вторая часть
Вторая часть звучит абсолютным контрастом к первой. Это светлая, оживлённая, жизнерадостная музыка — композитор Ференц Лист назвал её «цветком между двумя пропастями». Парящая и грациозная, она напоминает о том, что жизнь продолжается.
Простые аккорды и в то же время прихотливые ритмы, тональность ре-бемоль мажор, подвижный темп Allegretto — эти музыкальные средства создают лёгкий, изящный и земной образ. Когда слушаешь эту музыку, кажется, что от своих переживаний композитор уводит нас к событиям внешнего мира и светской жизни. Но только на время.
Третья часть
Третья часть вновь возвращается в тональность, с которой начиналась соната, — до-диез минор. Она звучит в очень быстром темпе — Presto.
Лавина стремительных пассажей обрушивается на слушателя, гнев, неистовая ярость и возмущение прорываются наружу. При жизни Бетховен был очень пылким человеком, и зачастую не мог сдерживать эмоции. Здесь же, переживая трагедию несбывшейся любви, он проявляет их невероятно сильно.
Финал произведения написан в сложной форме, она так и называется — «сонатная». Кроме стремительной темы, звучащей в начале, в неё вплетаются другие: одна из них — энергичная и целеустремлённая.
Мы фактически слышим, как с нами говорит композитор, обладающий несокрушимой волей. Как это обычно бывает у таких людей, ему сложно принять и отпустить ситуацию. Борясь со своими чувствами, он пытается обуздать страсть и гнев, преодолеть боль потери. Вся третья часть словно схватка эмоции и воли, страсти и разума.
Какие фильмы посмотреть
Бессмертная возлюбленная
Рейтинг Imdb: 7,4
Дата выхода: 16 декабря 1994
Режиссёр: Бернард Роуз
В главных ролях: Гари Олдман, Изабелла Росселлини, Валерия Голино
Секретарь Бетховена пытается выяснить, кто был самой большой любовью великого композитора. В одном из эпизодов Бетховен (его играет Гари Олдман) исполняет Лунную сонату, не подозревая, что его подслушивает Джульетта Гвиччарди (Валерия Голино).
Людвиг ван Бетховен
Рейтинг Imdb: 6,3
Дата выхода: 27 октября 2020
Режиссёр: Ники Штайн
В главных ролях: Тобиас Моретти, Ансельм Бресготт, Колин Пютц, Силке Боденбендер
Глухой и немолодой Бетховен приезжает в дом своего брата Йоганна. Сын Йоганна, Карл, пытается совершить самоубийство. Попытка заканчивается неудачей, а для Бетховена инцидент становится поводом вспомнить молодость, любовные неудачи и желание умереть, а также — успехи на музыкальном поприще.
В поисках Бетховена
Рейтинг Imdb: 7,5
Дата выхода: 17 апреля 2009
Режиссёр: Фил Грабски
В главных ролях: Эмануэль Акс, Джонатан Бисс, Риккардо Шайи, Элбан Герхард
Документальный фильм разбирается с мифами и реальной биографией композитора, ставшего символом эпохи романтизма и автором самых цитируемых музыкальных работ в истории культуры.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс