Кино Музыка
#статьи

Мастеринг: что это такое, чем отличается от сведения, в какой программе делать

И почему он не спасёт плохую песню.

Иллюстрация: Tom Pottiger / Unsplash / Julia Volk / Pexels / Annie для Skillbox Media

Из статьи вы узнаете:

Андрей Tyowa Тукаев

Саунд-продюсер, гост-продюсер

Что такое мастеринг

Раньше под мастерингом понимали перенос записи со студийной плёнки на винил, кассеты, СD. Поскольку каждый носитель имел свои особенности, для них выполняли особые операции: подрезали частоты, регулировали громкость, добавляли фрагменты с тишиной для отделения песен друг от друга.

Сейчас под мастерингом подразумевают приведение трека к соответствию техническим стандартам стриминговых сервисов. Например, если ваша песня будет звучать тише или громче, чем композиции других исполнителей, то это может оттолкнуть слушателя.

Чем мастеринг отличается от сведения

Первый этап создания песни — её написание и запись, второй — сведение, и только потом идёт мастеринг.

Цель сведения — заставить несколько дорожек разных инструментов идеально взаимодействовать друг с другом, превратить их в единую песню. На этом этапе музыку не только приводят к техническому совершенству, но и могут изменить за счёт эффектов.

При сведении работа идёт со множеством звуковых дорожек — барабаны (причём у ударных часто несколько дорожек), бас, мелодия, вокал. Инженер обрабатывает их или по отдельности, или группирует: современные DAW позволяют объединять несколько дорожек и накинуть эффекты разом на всю группу.

Специалист по мастерингу работает с тем, что получилось после сведения, и дорожка у него всего одна — с почти готовой версией песни. Её называют миксдаун (или анмастер) — трек до мастер-эффектов.

Если инженеру поставили задачу сделать только мастеринг, то у него нет возможности как-то повлиять на косяки в сведении или записи песни. В такой ситуации мастеринг ничего не исправит. Плохо звучащий трек станет ещё хуже.

Как сделать мастеринг

В мастеринг входят следующие процедуры:

  • восстановление звука (удаление лишних звуков);
  • выравнивание (удаление ненужных частот);
  • улучшение стереоэффектов (придание объёма);
  • сжатие (настройка баланса громкости в соответствии с отраслевыми стандартами);
  • установка плавных переходов, затуханий и тихих пространств;
  • приведение в нужный формат для различных платформ.

Это базовые процедуры, порядок которых можно менять по своему усмотрению.

Фото: guys_who_shoot / Shutterstock

Андрей Тукаев

— Я закидываю эквалайзер на дорожку с треком и подрезаю нижние частоты до 30 Гц. Раньше подрезал мягенько, с не очень крутым срезом (6 или 12 дБ на октаву), но сейчас делаю от 24 и выше. Это позволяет сильнее разогнать громкость песни, поскольку нижние частоты особо не влияют на трек. Их даже называют «мусорными», они лишь забивают песню.

В iZotope Ozone делю пространство трека на три части: низы, середина и верха. Низы идут до 200–250 Гц, середина — до 700, дальше верхи. Мне нравятся такие настройки, но у каждого инженера есть свои привычки. При помощи эксайтера уплотняю и насыщаю звучание: добавляю средних частот, довожу до того, чтобы немного начинались искажения (дисторшен).

Иногда могу расширить стереопанораму — это когда кажется, что звук играет справа, слева или вокруг. Ощущение пространства возникает из-за разницы между левым и правым каналом наушников в задержке сигнала, высоте тона, громкости.

На низах до 80 Гц делаю меньше стереоэффектов, потому что с саббасом лучше, чтобы он звучал узко. С помощью эквалайзера FabFilter Pro-Q редактирую слишком сильные частоты. Дальше использую лимитер — эффект, который поднимает громкость и не даёт аудиосигналу вырываться за пределы заданных значений.

Можно ли опубликовать трек без мастеринга

Минимальный мастеринг в любом случае нужен, хотя бы при помощи лимитера. Если аудиосигнал выходит за установленные пределы, то возникает клиппинг. В музыке можно всё, но если широкий динамический диапазон не является фишкой трека, то лучше хотя бы поджать его лимитером, чтобы он приблизился по громкости к тому материалу, на который вы ориентируетесь.

Визуально это выглядит так: на осциллографе звуковая волна выходит за ограничительные линии, но там она проигрываться не может, поэтому принимает форму квадрата. Из-за этого возникают звуковые искажения, песня начинает неприятно скрипеть, шипеть и щёлкать.

Скрин 1: синусоида без клиппинга. Звучит мягко.

Изображение: Андрей Tyowa Тукаев

Скрин 2: та же синусоида, но с избыточной громкостью. В верних областях появляются резкие срезы, в этом месте звук искажается.

Изображение: Андрей Tyowa Тукаев

Скрин 3: волны после лимитера. Форма поменялась, но не появились углы, поэтому помех не будет.

Изображение: Андрей Tyowa Тукаев

Сделать самому или отдать другому?

Есть три основных подхода к мастерингу:

  • Полная автономность: сам написал музыку, свёл и отмастерил. Скорее всего, музыкант не так хорошо сумеет сделать мастеринг, как специалист. Зато у него будет полная свобода действий, и он сможет изменять трек только по своему желанию.
  • Отдать микс-инженеру: тот делает сведение и мастеринг.
  • Отдать мастеринг-инженеру: тот получает миксдаун — версию песни, которую уже свели, но пока не отмастерили.

Первый подход лучше тем, что не требует денег, однако по мере развития музыкантам в любом случае приходится платить за качество. Цены за мастеринг не имеют верхнего предела, а действительно хорошие услуги начинаются от 5 тысяч рублей за песню.

Андрей Тукаев

— Всё зависит от того, какой коммерческий успех может принести песня. Если вы начинающий независимый артист и ваша песня вряд ли принесёт миллионы, а вы сами можете что-то сделать неплохо, то и нет особого смысла обращаться к специалистам. Не настолько мастеринг повлияет на конечный результат.


На лейблах за сведение и мастеринг отвечают отдельные специалисты, которые дадут результат качественне, чем мог бы сделать сам артист.

Автоматический мастеринг: плюсы и минусы

И в DAW, и во внешних плагинах есть инструменты, которые делают мастеринг в один клик: например, в iZotope Ozone это Master Assistant. Но идеальный результат вряд ли получится, а некоторые не считают этот инструмент хотя бы просто хорошим.

Андрей Тукаев

— Мне не нравятся все элементы мастеринга от Master Assistant. Где-то звук получается перегруженным, где-то — недораскачанный, то мало громкости, то много, настройка частот не очень. Но кому-то, может, и зайдёт, потому что у всех свои представления об идеальном звучании.


Автомастеринг как средство помощи для начинающего артиста — штука не самая полезная. Если музыкант не умеет делать мастеринг, то он и не поймёт, какие недостатки нужно убрать. Новичок может подумать, что после Master Assistant трек зазвучал как надо, но это ощущение будет ложным.

Фото: Krakenimages.com / Shutterstock

Андрей Тукаев

— Я считаю, что хорошая песня может хорошо звучать и без мастеринга. Я занимаюсь гостпродакшеном, и часто бывало так, что на мастеринге мне хватало одного лимитера, потому что трек был качественно записан.

Но я бы рекомендовал не пользоваться автомастерингом, а пробовать делать самому. Начните хотя бы с регулирования громкости. А когда почувствуете, что выросли как артист, а поэтому одного лимитера недостаточно, то переходите к другим инструментам или отдавайте песни на профессиональный мастеринг. Это намного лучше, чем обманывать себя насчёт качества работы.

Распространённые ошибки

Можно назвать четыре основных.

Верить в целебную силу мастеринга

Залог хорошей песни — интересная мелодия, крутой хук, качественная аранжировка и профессиональное сведение, которое приводит все идеи автора в гармонию. Мастеринг не исправит ошибки, допущенные на предыдущих этапах, только немного улучшит то, что уже есть.

Андрей Тукаев

— Если у вас алмаз, то мастеринг сделает из него бриллиант. Но если у вас лишь кусок угля, то бриллиант из него не получится.


Гнаться за громкостью

Громкость всегда привлекает слушателей. Чем громче песня, тем больше к ней внимания. Но некоторые в погоне за громкостью слишком налегают на компрессор и лимитер, из-за чего звук искажается. Поэтому всегда работает правило «лучше недожать, чем пережать».

Кстати, подобное явление — это не просто ошибка новичков, а бич всей индустрии в целом. С восьмидесятых звукозаписывающие компании запустили так называемую войну громкостей, пытаясь сделать свои песни как можно более громкими. Из-за этого страдали динамические качества: не было переходов от тихих моментов к громким, мелкие детали потерялись в сплошном потоке крика.

Апофеозом войны громкостей стал альбом Death Magnetic группы Metallica, печально известный как запись с одним из худших сведений в истории. Спектрограмма, на которой графически отображён уровень громкости, выглядит вот так.

Спектрограммы альбома Death Magnetic: CD-версия (синие дорожки) и саундтрек из игры Guitar Hero (зелёные дорожки)
Изображение: Ian Shepherd / Mastering Media

Фанаты требовали выпустить версию альбома без излишней компрессии. Так что, как видите, в эту ловушку попадаются и самые известные музыканты.

Накидывать эффекты без разбора

Эффекты — это хорошо и красиво, они разукрашивают звучание песен, но только если понимать, для чего они нужны в конкретной ситуации. Трек станет неразборчивой кашей, если соединить без авторской идеи несколько эффектов или использовать те, которые принято вешать на инструменты в такой музыке.

Слепо копировать чужой стиль

Это нормально — применять чужие практики, но их нужно интегрировать в свои привычки и понимать, как фишки других работают на том материале, который есть у вас.

Какую программу выбрать для мастеринга

Обычно все делают мастеринг в той же программе, в которой работают над другими задачами — пишут музыку, создают саунд-дизайн и так далее.

Андрей Тукаев

— Замечаю, что микс-инженеры любят работать в Cubase. Это очень звукорежиссёрская программа, её часто выбирают люди с профильным образованием. В Cubase очень хорошо настроены горячие клавиши и есть возможность поработать с 200–300 дорожками за счёт высокой оптимизации программы. Но в любом случае это дело привычки. Профессионал при необходимости сделает хороший материал в любой программе.


Каждая DAW имеет набор базовых инструментов, которые позволяют отмастерить песню и получить звук высокого качества. Но чаще всего инженеры качают внешние плагины. Несколько рекомендаций от Андрея:

  • iZotope — для обработки голоса. Программа убирает шумы, щелчки, слюни, свист, гул и другие помехи.
  • A.O.M. Invisible Limiter — выравнивает уровень громкости до определённого лимита, предовтращает неприятные искажения и перегрузки сигнала, делает звук чище, плотнее и однороднее.
  • IK Multimedia T-RackS — эмуляции ретро-инструментов или оборудования (например, может создать эффект звучания кассетного магнитофона).


Научитесь: Профессия Звукорежиссёр Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована