Кино
#новости

Леониду Гайдаю — 100!

Как и почему Иркутск стал столицей празднования юбилея режиссёра.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

30 января 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Его по праву считают одним из величайших режиссёров СССР и даже современной России. Однако столицей празднования его юбилея стала вовсе не Москва, а Иркутск — город в Восточной Сибири, где Гайдай провёл своё детство и откуда уехал покорять ту самую Москву только в 26 лет.

К юбилею режиссёра в Иркутске открывают интерактивную выставку о том, как он создавал свои фильмы. А ещё иркутские кинематографисты создали онлайн-музей (первый и пока единственный музей Гайдая в стране), где можно в формате квиза познакомиться с иркутским периодом жизни Леонида Иовича. А ведь именно этот период, уверены создатели онлайн-музея, больше всего повлиял на личность и работу Гайдая.

Оксана Цепилова, креативный продюсер «ГайдайЦентра», рассказала:


Оксана Цепилова

Сценаристка, режиссёрка и вообще бандит. Ведёт телеграм-канал про кино за пределами МКАДа.

Почему 100-летие Леонида Гайдая отмечают в Иркутске?

Иркутяне, конечно, считают Гайдая своим земляком. Он родился в Амурской области, в городе Свободный. Но его семья прожила там всего год, потом они переехали в Забайкалье, а оттуда — в Иркутск. И именно здесь Леонид Иович вырос и захотел связать свою жизнь со сценой, а затем с кино.

Из Иркутска в 19 лет Гайдай ушёл на фронт; сюда же, раненый, вернулся спустя три года. Он окончил Иркутское театральное училище, играл в драматическом театре. И только в 26 лет отправился в Москву, чтобы поступить во ВГИК.

Режиссёров, родившихся в Иркутской области, много — Михаил Ромм, Александр Сокуров, — но они рано отсюда уехали. А Гайдай здесь сформировался как художник, поэтому он самый настоящий иркутянин.

И я сама, как сценаристка, понимаю, что некоторые идеи можно вынашивать годами, поэтому какие-то его знаковые фильмы и герои абсолютно точно родом из иркутского периода жизни.

Кстати, мы точно знаем, что фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонид Иович придумал в Иркутске, и вот как это было. Когда Гайдай ещё учился во ВГИКе, он обратил на себя внимание именитых режиссёров — Ивана Пырьева, Михаила Ромма, Андрея Гончарова. Именно по совету Ромма он снял «Жениха с того света» (1957), который, однако, нещадно порезали цензоры, что расстроило начинающего режиссёра. Ещё одна неудача постигла его в 1959 году с фильмом «Трижды воскресший», который раскритиковали коллеги и зрители.

Гайдай уже подумывал о том, что режиссура — это не его, и собирался уходить из профессии. Он уехал в Иркутск к родителям и на чердаке их дома нашёл подшивки старых газет, а среди них — фельетон Сергея Олейника, который так и назывался — «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай посчитал, что это очень смешная история, которую точно надо экранизировать. А с этого фильма и началась его успешная режиссёрская карьера!

Поэтому где ещё, как не в Иркутске, отмечать его столетие? 🙂

«Его называли Лёнька-артист»

Вообще, я думаю, что секрет успеха Гайдая — в его семье. Она была действительно уникальной. Его родители были людьми, которые сделали себя сами, они понимали ценность образования, много читали и всячески поддерживали стремление к творчеству во всех троих детях. Брат Леонида Александр, для своих Шурик, стал журналистом и поэтом. Сестра Августина пошла в науку.

Леонид с детства занимался музыкой, играл на балалайке в оркестре, потом увлёкся занятиями в школьном театральном кружке. Все называли его Лёнька-артист, потому что у него был подражательный талант, он передразнивал учителей, но делал это необидно.

С фронта Гайдай вернулся более замкнутым, уже эдаким молодым стариком. К тому же он получил тяжёлое ранение в ногу, последствия которого мучили его всю жизнь. Тем не менее мне кажется, что всё своё веселье и чувство юмора он вложил в то, что делал, — в фильмы. Когда Гайдай уже стал известным режиссёром, его спрашивали, почему он снимает комедии, и ответ был примерно такой:

«Может быть, мне и хотелось бы сделать какое-то глубокое кино, но как можно отказаться от комедии, если люди вокруг так тяжело живут».

«ГайдайЦентр»

Иркутск всегда помнил и любил Гайдая. В 2012 году у нас открыли памятник, посвящённый самому режиссёру и персонажам, которых он придумал здесь, — Трусу, Балбесу и Бывалому.

Чего пока не удалось добиться, так это открытия полноценного музея. Хочется, чтобы он расположился в маленьком домике семьи Гайдаев, но договориться об этом с родственниками Леонида Иовича пока не получается.

Поэтому иркутский режиссёр и продюсер Юрий Яшников и его команда в том же 2012 году придумали «ГайдайЦентр», который стал не только всячески прославлять режиссёра, но и развивать индустрию кино в Сибири — проводить фестивали, обучать молодых специалистов, снимать свои фильмы.

В 2021 году презентовали онлайн-музей, где можно сыграть в квиз по биографии режиссёра и посмотреть «Гайдай-сериал». Получился очень крутой проект, сделанный в Иркутске полностью — от идеи до запуска. Мы заняли с ним второе место в международном фестивале «Музей для людей».

«Вон из профессии!»

А к столетию Леонида Иовича мы подготовили интерактивную выставку «Режиссёр Гайдай. Как он это делал», которую поддержал Президентский фонд культурных инициатив.

Фишка выставки в том, что, создавая её, мы опирались на творческий метод Гайдая — эксцентрику, которая помогла сделать выставку весёлой, яркой и интересной. Можно будет увидеть, как режиссёр работал над производством своих фильмов — готовил сценарий, выбирал актёров, записывал музыку. В общем, все-все этапы. И даже то, как они проходили через цензуру.

Все фильмы Гайдая жёстко критиковали на худсоветах. Потому что он использовал дорогую цветную плёнку и при этом снимал, по мнению цензоров, какое-то непонятное немое кино: «Что происходит? Почему у вас три человека просто бегают вокруг дома?»

Леонид Иович был поклонником Чарли Чаплина. Ещё живя в Иркутске, он ходил в кинотеатр на фильмы Чаплина и после сеанса прятался между рядами кресел, чтобы ещё раз посмотреть фильм. Он считал комедию американского актёра и режиссёра жанром на века! А его обвиняли в том, что он нерационально расходует ресурсы киностудий и не понимает запроса аудитории. При этом все его фильмы зрители всегда ждали и встречали с восторгом.

От цензоров он отбивался в своём стиле, с юмором. Есть история о том, как он вмонтировал в «Бриллиантовую руку» кадр с ядерным взрывом, потому что худсовет хотел вырезать около десятка сцен. Им не нравилась пассивная роль милиции, сексуальные танцы Светланы Светличной и сюжет песни «Остров невезения», который странным образом напомнил кинокритикам жизнь советских граждан.

Это был 1969 год, разгар холодной войны, все ещё помнили про Карибский кризис и угрозу третьей мировой. А Гайдай нагнетал: убирайте что хотите, но взрыв мы оставим! В итоге цензоры согласились оставить всё, лишь бы режиссёр убрал ядерный гриб.

Да, борьба с цензурой, к сожалению, была неотъемлемой частью жизни любого режиссёра тех времён. И нам показалось важным познакомить иркутян со всей изнанкой режиссёрской работы. Потому что перед тем, как зритель получал возможность увидеть долгожданный фильм, его создатель проходил через многое, среди прочего через профессиональные унижения, когда ему говорили: «Вон из профессии!»

Очень жаль, что у всех поклонников Леонида Гайдая нет возможности посетить нашу иркутскую выставку. Но, думаю, для него было бы настоящим подарком и то, что каждый из вас в его день рождения посмотрит свою самую любимую комедию, созданную им 🙂

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована