5 главных жанров латиноамериканской музыки
Реггетон, кумбия, сальса, калипсо и болеро стали популярны во всём мире.
Фото: Rick Diamond / One Voice: Somos Live! / Getty Images
Мир латиноамериканской музыки намного больше, чем его представляет непосвящённый слушатель. В Южной и Центральной Америке создали столько жанров, что в их классификации чёрт ногу сломит, особенно с учётом того, как часто жанры переплетаются друг с другом. Обо всех не расскажешь в одной статье, поэтому мы ввели несколько ограничений.
Здесь не будет ничего о поп-звёздах вроде Шакиры или Питбуля — они связаны скорее с американской поп-музыкой, чем с традициями родных стран. Также мы лишь частично затронем Ямайку — её наследие настолько сильно повлияло вообще на всю мировую музыку, что это предмет для отдельного разговора.
Читайте также:
Учитывая, что в каждой стране есть свои жанры, мы определили два важных критерия отбора:
- жанр популярен в Южной и Центральной Америке за пределами отдельной страны;
- жанр получил интерпретации иностранных исполнителей.
Поэтому, например, здесь не будет ничего про самбу — безумно популярный в Бразилии жанр, оставшийся внутри страны. Танго очень известно по всему миру, но это в основном аргентинский и уругвайский феномен.
Зато реггетон, кумбия, сальса, калипсо и болеро стали общими жанрами для всей Латинской Америки, а также прославились в США и Европе.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Реггетон
Реггетон появился в девяностые в Пуэрто-Рико. Причиной его появления стала популярность ямайского дэнсхолл-трека Dem Bow от Shabba Ranks. Он был очень известен и на родине, и в США и подарил уникальный рисунок ударных, уходящий корнями в народную музыку Африки.
Когда этот риддим попал в Пуэрто-Рико, он стал невероятно популярен на местных вечеринках, где под него зачитывали рэперы. Термина «реггетон» ещё не было, поэтому зарождающийся жанр называли просто dembow или dembo.
Продюсеры DJ Negro и DJ Playero нарезали ямайские риддимы и с помощью хип-хоперской техники семплирования собирали из кусочков ударных, баса и гитарных риффов новые песни.
Первоначально реггетон был чисто уличным жанром, популярным среди жителей баррио (бедных районов). Правительство обвиняло на рэперов в непристойности контента, полиция изымала микстейпы, газеты критиковали, а Сенат пытался запретить реггетон и связанные с ним танцы.
Всё поменялось в середине 2000-х, когда реггетон начал потихоньку попадать в чарты. Это был уже другой жанр, не такой грязный и уличный, хотя песни в нём и сохранили сексуальные мотивы.
Локомотивом жанра был Daddy Yankee, его песня Gasolina стала хитом. Также в США и Европе были популярны Don Omar, Ivy Queen, Zion & Lennox.
Чем прочнее реггетон входил в поп-музыку, тем сильнее менялась его эстетика. Это уже не была музыка простых пацанов с улицы, это была музыка богачей с дорогими авто, которые проводят вечеринки у бассейна с кучей моделей.
Звук реггетона смешивался с более привычными для массового слушателя жанрами, чему способствовал межгалактический успех Despacito, очень лёгкой трактовки жанра.
Кумбия
Этот жанр появился в Колумбии примерно в конце XVIII или начале XIX века. В кумбии слились европейская, индейская и африканская музыка. Со временем жанр распространился по всей Южной и Центральной Америке, во многих странах появились свои разновидности.
Традиционные инструменты кумбии — набор барабанов, маракасы, флейта и аккордеон, играющие в размере 2/4. Ритм кумбии очень прост, поэтому её легко переняли в других странах. Есть теория, что этот ритм стал таким, поскольку жанр родился в среде рабов, которые носили кандалы на ногах.
Аккордеон наиболее важен для кумбии, его мелодии и создают большую часть танцевального эффекта. Для Колумбии же аккордеон и вовсе чуть ли не символ национального менталитета. В стране распространены пикерии — батлы мастерства среди аккордеонистов. Есть даже легенда про аккордеониста эль-Омбре, которому дьявол проиграл дуэль исполнительского мастерства.
В середине XX века жанр выбрался за пределы Колумбии и начал приживаться в других странах. Тогда уже появились электрогитары и бас-гитары, а вскоре подоспели и синтезаторы, так что звучание кумбии стало меняться на более современное и городское.
Эквадорец Полибио Майорга создал андскую кумбию, разрушив существовавшее в Эквадоре презрение к фолку. Из родной деревни он принёс много народных мотивов, которые смешал с кумбией. При этом он одним из первых начал использовать электрический орган и синтезатор Moog, что придавало его работам некую футуристичность.
В Перу шестидесятых кумбия срослась с психоделическим роком и сёрф-роком, там играли на синтезаторах и гитарах как плотные риффы с большим количеством эффектов, так и быстрые соло в духе сёрф-рока, причём в группе могло быть сразу три гитары, ведущие одну мелодию. При этом ритмическая структура много заимствовала из креольской адаптации европейского вальса.
Аргентина на рубеже веков пережила сильный экономический кризис, в связи с чем стала популярна кумбия вильера, то есть кумбия из трущоб. Она опирается в основном на гитары и синтезаторы, её эстетика ближе вообще к гангста-рэпу. Аргентинцы передавали болезненный опыт самых бедных слоёв населения: использовали маргинальный сленг и пели про нищету, наркотики, проституцию и уличный бандитизм.
Сальса
Сальса — очень спорный музыкальный термин. Кто-то считает, что сальса — квинтэссенция жанров Латинской Америки. Кубинские музыканты и вовсе говорят, что нет никакой сальсы, а это всё старые кубинские жанры (мамбо, ча-ча-ча, румба) под одним названием. Но факт остаётся фактом: маркетинговый потенциал названия оказался столь велик, что теперь это слово — по крайней мере, как название танца — знают практически все.
Сальсу играют на валторне, альте, виолончели, скрипке, тромбоне. Настоящее украшение — большой набор перкуссионных инструментов:
- Бонго — парные барабаны, на которых играют, зажав их между коленями. На бонго в сальсе импровизируют, внося разнообразие в основной марш.
- Конга — высокий и узкий барабан. На нём играют вспомогательную партию.
- Тимбал — односторонний барабан с металлическим корпусом.
- Разнообразная ручная перкуссия (маракасы, клаве — деревянные палочки, гуиро — инструмент с засечками, по которым водят скребком).
В семидесятые сальсу играли преимущественно латиноамериканские музыканты из США, но в восьмидесятых жанр начал возвращаться туда, где возник. В Колумбии, Венесуэле, Панаме появились свои звёзды: Oscar D’León, Joe Arroyo, Grupo Niche. В девяностые же сальсу скрестили с поп-музыкой такие певцы, как Марк Энтони, который стал самым коммерчески успешным артистом жанра.
Хотя сальса изначально была гибридным жанром, со временем в неё начали подмешивать ещё что-то. Инновации были в основном двух типов: в мелодии основной группы инструментов и в ударных ритмах. В первом случае сальса обогащалась джазом (как у группы Cabijazz), во втором — реггетоном и хип-хопом (Gente de Zona).
Калипсо
Этот жанр возник в Тринидаде и Тобаго, но повлиял практически на всю музыку Карибского бассейна и породил многочисленные ответвления. Калипсо для европейского уха может звучать как стереотипная латиноамериканская музыка: «пляжный ритм», немного вальяжные мелодии гитары и духовых. На деле же калипсо очень социально и политично, а это не вполне сочетается с лёгкостью вайба.
Рабов на Тринидад и Тобаго завозили из Северо-Западной Африки, где существовали гриоты — класс профессиональных странствующих музыкантов. В иерархии племён они были немногим ниже вождя, поскольку песни гриотов передавали из поколения в поколение. Так что гриоты видели себя своеобразными защитниками племени. Современная гриотская музыка звучит так:
Калипсо начало формироваться в Тринидаде и Тобаго ещё в XVII веке на плантациях, где работали рабы. Гриотские традиции помогали им хотя бы морально защитить себя, так что социальный посыл в калипсо был изначально. Он сохранился до XX века, когда речь шла уже о безопасности страны в условиях мировой политики. На тринидадском карнавале в 1941-м лучшей песней выбрали посвящение Гитлеру, прогнозировавшее его скорое поражение.
Среди других больших хитов тех лет — множество политических песен: Run You Run Hitler, Chamberlain Says Peace, Selassie is Held By The Police. Последняя подчёркивает важную для исполнителей калипсо тему Африки как их подлинной родины. Песня посвящена Хайле Селассие, императору Эфиопии, в которую вторглись войска Италии.
Среди самых популярных музыкантов Тринидада и Тобаго можно вспомнить Mighty Sparrow, Black Stalin, Chalkdust — последний рекордные девять раз получал титул «Монарх калипсо», которым награждают на ежегодном карнавале. Также важным исполнителем был Lord Kitchener: он с 1963-го по 1976-й 10 раз получал титул «Король дорожного марша», то есть на карнавалах в этих годы его песни чаще всего играли на улицах. С 1948-го по 1962-й Китч жил в Британии и популяризовал калипсо там.
Вдохновлённые калипсо жанры возникли на многих островах Карибского моря: менто — на Ямайке, каденс — на Гаити, каденс-липсо — в Доминике и Гваделупе, спуж — на Барбадосе, бенна — на Антигуа и Барбуда. Само калипсо породило соку, гибридный жанр, в рамках которого калипсо смешивали с чем придётся. Его создатель Lord Shorty любил индийскую музыку, но позже появились и вдохновлённые Африкой гибриды.
Болеро
Болеро — жанр романтической песни, появившийся на Кубе. Хотя в городах Кубы были популярны итальянские баллады и европейская опера, болеро появилось независимо от них. Первой песней в жанре считается Tristezas, написанная Пепе Санчесом в 1883 году.
Изначально болеро исполнял один музыкант, который сам же аккомпанировал себе на гитаре. Таких исполнителей даже называли трубадурами по аналогии со средневековыми певцами-поэтами. Со временем латиноамериканские трубадуры начали играть дуэтами, трио, квартетами. Благодаря размеру 4/4 и гибкости аранжировок болеро легко совмещалось с другими жанрами кубинской музыки, обычно более танцевальными.
В начале XX века болеро распространилось в Пуэрто-Рико и Мексике, а уже затем во всей Латинской Америке, в США и Испании.
Одними из главных популяризаторов стали группы Trio Matamoros и Trio Los Panchos.
На Кубе болеро стало максимально популярным между 1940-ми и 1970-ми годами. В мире интерес к жанру появился благодаря мексиканскому певцу Луису Мигелю, который выпустил в этом направлении целый альбом Romance. Мигель перезаписал классические песни в современном и весьма гламурном стиле: с электрическими гитарами и басом, саксофонами, трубами, тромбонами и валторнами.
Одним из самых популярных подвидов болеро является филин, от английского feeling. Филин появился в середине XX века: на кубинских исполнителей оказала влияние американская поп-музыка и эстрадный джаз — например, Элла Фитцджеральд и Нэт Кинг Коул. Основные авторы: Сезар Портильо де ла Луз, Хосе Антонио Мендес, Марта Вальдес.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс