Кино
#статьи

«Последний ронин»: зрелищный постапокалипсис от российского клипмейкера

Отправляемся вслед за Юрием Колокольниковым по пустыне, чтобы выяснить, так ли этот фильм похож на «Безумного Макса» и стоит ли его смотреть.

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

26 декабря 2024 года, прямо к новогодним каникулам, вышел первый полный метр режиссёра Макса Шишкина. Международная премьера фильма состоялась на Red Sea International Film Festival в Саудовской Аравии, в России же его впервые показали на московском фестивале «Хомякон». Разбираемся, оправданны ли восторги критиков и стоит ли идти на этот фильм в кино.

Мы расскажем:

«Джон Уик», а не «Безумный Макс»: что происходит в фильме

Мир будущего, переживший глобальную ядерную войну. Цивилизация практически уничтожена: нет крупных поселений, техники, а единственная ценная валюта — это патроны. Одинокий Ронин (Юрий Колокольников) скитается по пустыне в поисках убийцы своего отца, попутно расправляясь с бандитами и охотниками за головами. Но однажды герой встречает Марию — девушку, которая просит помочь ей добраться до дома.

В центре лора — идея о пуле как о валюте. Макс Шишкин рассказывает, что этот концепт вырос из рассуждений о мире, в котором все предпочитают использовать холодное оружие. А ещё зрителям мельком скажут про катастрофу, попытки немногочисленных выживших объединиться, некий Закон и… всё. Больше в фильме нет никаких других вводных — и это одновременно и плюс, и минус. Зрителя просто вбрасывают в повествование без какой-либо экспозиции: вроде как нет ничего лишнего, но и вопросы возникают. Хочешь понять, что происходит, — будь внимателен.

Ронин сопровождает Марию до «стены», из-за которой ту в своё время выгнали вместе с матерью. Она хочет отомстить тому, кто вынудил их жить в чудовищных условиях, и жажда мести роднит её с главным героем.

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

В истории нет нагромождений, которые могли бы отвлечь от главного сюжетного твиста и эпичного экшена. Все усложнения здесь чисто стилистические. Но такая простота как будто не позволяет персонажам развиваться: они практически не меняются, а их связь ни на чём не основана. Сложно поверить, что одинокий Ронин за пару дней скитаний с Марией начал бы относиться к ней по-отечески. Экспозиции, которая позволила бы опираться на предшествующий опыт героев, тоже нет. При этом финал вызывает искреннее сочувствие и желание узнать, что же будет дальше.

«Последний ронин» — это фильм-настроение, и его не стоит сравнивать с похожими по сеттингу лентами типа «Безумного Макса». Это зрелищный экшен, причём снятый действительно хорошо. Благодаря дуэту Макса Шишкина и оператора Василия Григолюнаса каждый кадр здесь выверен до миллиметра. Нетривиальные ракурсы, дроблёные длинные планы и, наконец, тёмные сцены, в которых — о чудо — видно происходящее на экране. За последнее можно отдельно похвалить команду, ведь мы уже привыкли, что в современном кино ночные сцены часто тёмные настолько, что смотреть их сложно даже в кинотеатре — ничего не видно, как ни вглядывайся. В целом же кадр формирует привычная для жанра палитра: коричневые и бежевые оттенки с вкраплениями чёрного и красного.

Особенно радует обилие отсылок в каждом кадре. Тут и приёмы Серджо Корбуччи, и скульптуры из частей тел, как в «Ганнибале», и мизансцены, как в «Игре престолов», и драка в коридоре, как в «Джоне Уике». Конечно же, это не полный список — весь фильм наполнен синефильством и любовью к кино. И не только к кино — на протяжении всего фильма мы слышим закадровую музыку, которая удивительно точно вторит монтажу и пластике героев. Вероятно, сказался опыт Шишкина как клипмейкера, — такая музыкальность визуала редко встречается в кино.

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

Создатели по полной используют рейтинг фильма: в кадре литры крови, эпичные драки, отрезанные конечности и расстрелянные тела. Поначалу это даже удивляет: в фильмах российского производства редко можно увидеть такой уровень жестокости — да и качества постановки экшен-сцен. Это точно больше похоже на эпичного «Джона Уика» с летящими в стороны руками и ногами, чем на экзистенциальные страдания по уничтоженному миру, которые предлагает зрителю буквально каждый первый постапокалипсис.

«Макс Шишкин шутит, что у меня перезапуск карьеры. Потому что это мой первый боевик на серьёзных щах. Когда мы озвучивали, я смотрел и думал: „Ну просто вау, какой чувак!“ Но зрители точно будут над этим смеяться, потому что у нас нет культуры боевиков — таких, какие раньше были с Чаком Норрисом, когда герой со сверхспособностями может один всех положить, но не потому, что он супермен, а просто он — у-у-ух! — всех побеждает. По сути, это… Шекспир. Но когда на русском всерьёз произносишь фразы типа „У ронина нет цели, только путь“, это чисто фонетически звучит смешно»

Юрий Колокольников для «Кинопоиска»

При этом в фильме много диалогов — к сожалению, часто они прописаны не слишком качественно. Слов в фильме реально будто бы слишком много: в диалогах Ронина и Марии создатели пытаются дать зрителям хоть какое-то объяснение окружающего мира. Остальные же диалоги… они просто есть, и этого достаточно.

В сочетании с визуальным рядом и музыкой такая структура — красивая картинка, эпичный экшен, очевидный сюжет и тривиальные диалоги — делает «Последний ронин» абсолютно кэмповой картиной. Это авторское кино фаната для фанатов, которое каким-то случайным образом попало на большой экран. В нём больше общего, например, с «Легендой о Каспаре Хаузере» Давиде Манули, чем с мейнстримными боевиками: это тоже, по сути, музыкальный вестерн-роуд-муви. Просто поймайте этот вайб — и просмотр доставит вам удовольствие.

Клипмейкер и звёзды кино: команда «Последнего ронина»

Для режиссёра Макса Шишкина «Последний ронин» стал дебютным полным метром. Многим он известен как клипмейкер: он снимал клипы для Ивана Дорна, Элджея, Лолиты.

Шишкин рассказывает, что идея сделать такой фильм возникла у продюсера Владимира Маслова («Топи», «Преступление и наказание») — он и предложил режиссёру воплотить на экране пугающий постапокалипсис. Сам же Маслов стал генпродюсером проекта. К нему присоединились Вадим Верещагин («Пророк. История Александра Пушкина», «Прометей», «Первый Оскар»), Сергей Шишкин («Лихие», «Трасса») и Эльвира Дмитриевская («Лихие», «Трасса»).

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

Остальная команда — тоже не новички в индустрии. За камеру встал Василий Григолюнас («Топи», «Внутри убийцы», «Либерея: Охотники за сокровищами»). За продакшен ответственны одновременно «Централ Партнершип», Zoom Production и онлайн-кинотеатр Okko.

Руководствуясь референсами из популярных фильмов, известных своим мрачным настроением, — например, «Бегущего по лезвию» и «Неонового демона» Рёфна, — команда отправилась в Казахстан. Снимали близ Алматы и Дербисека.

Музыка в фильме звучит постоянно, так что выбор композитора, который сможет понять тон, был очень важен. Им стал Дмитрий Конов (Mimiko) — электронный музыкант, известный по группе «невиди́мка».

Шишкин собрал каст из главных звёзд и молодых популярных артистов: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьёв, Тихон Жизневский, Александр Мизёв.

Юрий Колокольников («Амура», «Мастер и Маргарита») исполнил главную роль — одинокого путника, скитающегося по пустыне и мечтающего отомстить за смерть отца. Он исследует земли в поисках убийцы, но в какой-то момент, устав от бессмысленных перемещений, начинает задумываться о спокойной жизни. К главной задаче его возвращает знакомство с Марией.

«Юра согласился на съёмки после нашего первого знакомства и созвона в зуме. Это был, наверное, один из самых волнительных разговоров в моей карьере. По сути, он тогда просто доверился дебютанту выйти в амбициозный эксперимент и ни разу не ставил мои идеи или видение под сомнение».

Макс Шишкин

Колокольников для Шишкина — идеальный Ронин. Изначально у режиссёра не было предположений, кто мог бы воплотить на экране образ сурового мечника, но всё поменялось после первого же расширенного черновика сценария. Сразу стало понятно, кто должен сыграть главную роль в этом фильме.

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

Спутницу Ронина Марию сыграла Диана Енакаева («Внутри убийцы»). Её кандидатуру предложил продюсер Владимир Маслов. В первом драфте героиню звали Матильдой, с отсылкой к фильму «Леон», потом она стала уже Марией — как Кровавая Мария.

Даниил Воробьёв («Гром: Трудное детство», «Чёрная весна») также попал в проект благодаря Маслову — они уже работали вместе раньше. Воробьёв сыграл в этой истории главного злодея, история которого так и остаётся за кадром. Всё, что покажут зрителям, — эксцентричность, жестокость, стиль и немного навыков французского. Сложно даже представить, кто бы мог исполнить эту роль, кроме Воробьёва.

Даже эпизодические роли получились эффектными. Тихон Жизневский стал головорезом, который не боится угрожать самому Ронину. А ещё в фильме эффектно появляется Александр Мизёв: он воплотил на экране роль предводителя религиозной общины людоедов, угрожающих Ронину и Марии расправой.

Добро пожаловать в Казахстан: продакшен и переносы премьеры

Команда явно подходила к производству на всех этапах очень тщательно: несколько раз дату премьеры переносили, но при этом было видно, что работа идёт. Первый официальный анонс появился в сентябре 2023 года: стало известно название фильма, синопсис и основной актёрский состав. Вскоре зрители увидели первые кадры. Информация о дате релиза фильма появилась в конце 2023 года — обещали, что фильм выйдет осенью 2024 года. В апреле вышел первый официальный постер с новой датой премьеры — 19 декабря. Но летом выпустили первый трейлер, опять с новой датой — 26 декабря.

Режиссёр Макс Шишкин сам жил в Казахстане с 2013 года, поэтому точно знал, где искать подходящие для изображения постапокалипсиса локации. Но несмотря на это, съёмки оказались сложными для всей команды: резкие перепады температуры, отсутствие привычных условий для жизни и признаков цивилизации. Вышло красиво и атмосферно: из итогового материала практически ничего не вырезали, так что страдания окупились. Следующие же съёмки, к счастью для команды, проходили в Москве.

«17 сентября 2023 года.

Мы просыпаемся в 3 утра и выезжаем из нашего лагеря в селе Байсеит (что-то среднее между чьей-то дачей и деревенским санаторием в 150 км от Алматы). Мы едем в кромешной тьме по ночной дороге, окружённой скалами. Наша цель — Лунный каньон (230 км от Алматы).

Спустя час сворачиваем с дороги и едем по кочкам. Мы едем в кромешную тьму, будто мы в пустом пространстве, в нигде. В какой-то момент уже стало непонятно — будет ли у нас финальная точка. Где мы вообще? Что мы тут делаем?»

Макс Шишкин

«Волшебник Изумрудного города» для одичалых: реакция критиков и зрителей

Первые положительные отзывы «Последний ронин» получил после премьеры на Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии. Тогда же его купили для зарубежного проката: фильм покажут в Северной Америке (Well Go USA Entertainment), Латинской Америке (Encripta), Европе (Stars Media) и странах Ближнего Востока и Африки (Empire).

«В остальном зал смотрел очень вдумчиво и реагировал так, как мне бы хотелось, чтобы зритель реагировал. А на титрах взорвался бурными аплодисментами. И после показа все остались на Q& A, задавали очень интересные вопросы. Особенно запомнился один мужчина, который много вдумчивых вопросов задал, а на следующий день мы снова случайно пересеклись и ещё час болтали. Оказалось, что он режиссёр из Кувейта.

Так что показ в Саудовской Аравии мне кажется таким максимально чистым фидбэком от аудитории. Они меня не знают, у них нет в этом какого-то личного отношения».

Макс Шишкин для «КиноТВ»

Российская премьера на фестивале «Хомякон» прошла вполне успешно: создатели решили отойти от традиции проводить сначала светские премьеры, а потом уже показывать кино массам, так что фильм смогли увидеть не только эксперты индустрии и критики, но и обычные зрители. Сразу после фестиваля появились рецензии, в которых фильм оценивали как эффектный и яркий экшен. При этом зрители отмечали, что лента не соответствует ожиданиям: люди ждали чего-то вроде «Безумного Макса», экшен-версию «Сталкера», а получили артхаус.

Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko

Сам режиссёр говорит, что «Последний ронин» — своего рода кинокомикс. Это картина, в которой герои ходят по выжженной пустыне в нарядах, больше подходящих для подиума, а главный злодей сидит на пафосном троне из оружия.

«Это не „Безумный Макс“ для бедных, а в сто раз смешнее — „ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА“ для одичалых».

Телеграм-канал «Русское кино в топе»

«Насколько же точно автор прочувствовал киносеанс и в конце выдал итог, который я бы не смог сформулировать лучше».

Макс Шишкин

На день премьеры фильм уже заработал в прокате 5 миллионов рублей: начало неплохое, но приходится конкурировать с сильными соперниками. Согласно оценкам экспертов по кинорынку, фильм должен стабильно собирать кассу, но ему будет сложно обойти очередную часть «Ёлок» и новый мультфильм про Ивана Царевича — именно они сейчас лидируют в прокате.

«Последний ронин» — хороший выбор для просмотра в кинотеатре: красивая картинка, захватывающий экшен. Кроме того, редко встретишь фильм отечественного производства с рейтингом 18+, который этот рейтинг полностью оправдывает. А истинные синефилы во время сеанса смогут развлечься подсчётом отсылок к культовым картинам.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована