«Последний ронин»: зрелищный постапокалипсис от российского клипмейкера
Отправляемся вслед за Юрием Колокольниковым по пустыне, чтобы выяснить, так ли этот фильм похож на «Безумного Макса» и стоит ли его смотреть.
Кадр: фильм «Последний ронин» / Централ Партнершип / Okko
26 декабря 2024 года, прямо к новогодним каникулам, вышел первый полный метр режиссёра Макса Шишкина. Международная премьера фильма состоялась на Red Sea International Film Festival в Саудовской Аравии, в России же его впервые показали на московском фестивале «Хомякон». Разбираемся, оправданны ли восторги критиков и стоит ли идти на этот фильм в кино.
Мы расскажем:
«Джон Уик», а не «Безумный Макс»: что происходит в фильме
Мир будущего, переживший глобальную ядерную войну. Цивилизация практически уничтожена: нет крупных поселений, техники, а единственная ценная валюта — это патроны. Одинокий Ронин (Юрий Колокольников) скитается по пустыне в поисках убийцы своего отца, попутно расправляясь с бандитами и охотниками за головами. Но однажды герой встречает Марию — девушку, которая просит помочь ей добраться до дома.
В центре лора — идея о пуле как о валюте. Макс Шишкин рассказывает, что этот концепт вырос из рассуждений о мире, в котором все предпочитают использовать холодное оружие. А ещё зрителям мельком скажут про катастрофу, попытки немногочисленных выживших объединиться, некий Закон и… всё. Больше в фильме нет никаких других вводных — и это одновременно и плюс, и минус. Зрителя просто вбрасывают в повествование без какой-либо экспозиции: вроде как нет ничего лишнего, но и вопросы возникают. Хочешь понять, что происходит, — будь внимателен.
Ронин сопровождает Марию до «стены», из-за которой ту в своё время выгнали вместе с матерью. Она хочет отомстить тому, кто вынудил их жить в чудовищных условиях, и жажда мести роднит её с главным героем.
В истории нет нагромождений, которые могли бы отвлечь от главного сюжетного твиста и эпичного экшена. Все усложнения здесь чисто стилистические. Но такая простота как будто не позволяет персонажам развиваться: они практически не меняются, а их связь ни на чём не основана. Сложно поверить, что одинокий Ронин за пару дней скитаний с Марией начал бы относиться к ней по-отечески. Экспозиции, которая позволила бы опираться на предшествующий опыт героев, тоже нет. При этом финал вызывает искреннее сочувствие и желание узнать, что же будет дальше.
«Последний ронин» — это фильм-настроение, и его не стоит сравнивать с похожими по сеттингу лентами типа «Безумного Макса». Это зрелищный экшен, причём снятый действительно хорошо. Благодаря дуэту Макса Шишкина и оператора Василия Григолюнаса каждый кадр здесь выверен до миллиметра. Нетривиальные ракурсы, дроблёные длинные планы и, наконец, тёмные сцены, в которых — о чудо — видно происходящее на экране. За последнее можно отдельно похвалить команду, ведь мы уже привыкли, что в современном кино ночные сцены часто тёмные настолько, что смотреть их сложно даже в кинотеатре — ничего не видно, как ни вглядывайся. В целом же кадр формирует привычная для жанра палитра: коричневые и бежевые оттенки с вкраплениями чёрного и красного.
Особенно радует обилие отсылок в каждом кадре. Тут и приёмы Серджо Корбуччи, и скульптуры из частей тел, как в «Ганнибале», и мизансцены, как в «Игре престолов», и драка в коридоре, как в «Джоне Уике». Конечно же, это не полный список — весь фильм наполнен синефильством и любовью к кино. И не только к кино — на протяжении всего фильма мы слышим закадровую музыку, которая удивительно точно вторит монтажу и пластике героев. Вероятно, сказался опыт Шишкина как клипмейкера, — такая музыкальность визуала редко встречается в кино.
Создатели по полной используют рейтинг фильма: в кадре литры крови, эпичные драки, отрезанные конечности и расстрелянные тела. Поначалу это даже удивляет: в фильмах российского производства редко можно увидеть такой уровень жестокости — да и качества постановки экшен-сцен. Это точно больше похоже на эпичного «Джона Уика» с летящими в стороны руками и ногами, чем на экзистенциальные страдания по уничтоженному миру, которые предлагает зрителю буквально каждый первый постапокалипсис.
«Макс Шишкин шутит, что у меня перезапуск карьеры. Потому что это мой первый боевик на серьёзных щах. Когда мы озвучивали, я смотрел и думал: „Ну просто вау, какой чувак!“ Но зрители точно будут над этим смеяться, потому что у нас нет культуры боевиков — таких, какие раньше были с Чаком Норрисом, когда герой со сверхспособностями может один всех положить, но не потому, что он супермен, а просто он — у-у-ух! — всех побеждает. По сути, это… Шекспир. Но когда на русском всерьёз произносишь фразы типа „У ронина нет цели, только путь“, это чисто фонетически звучит смешно»
При этом в фильме много диалогов — к сожалению, часто они прописаны не слишком качественно. Слов в фильме реально будто бы слишком много: в диалогах Ронина и Марии создатели пытаются дать зрителям хоть какое-то объяснение окружающего мира. Остальные же диалоги… они просто есть, и этого достаточно.
В сочетании с визуальным рядом и музыкой такая структура — красивая картинка, эпичный экшен, очевидный сюжет и тривиальные диалоги — делает «Последний ронин» абсолютно кэмповой картиной. Это авторское кино фаната для фанатов, которое каким-то случайным образом попало на большой экран. В нём больше общего, например, с «Легендой о Каспаре Хаузере» Давиде Манули, чем с мейнстримными боевиками: это тоже, по сути, музыкальный вестерн-роуд-муви. Просто поймайте этот вайб — и просмотр доставит вам удовольствие.
Клипмейкер и звёзды кино: команда «Последнего ронина»
Для режиссёра Макса Шишкина «Последний ронин» стал дебютным полным метром. Многим он известен как клипмейкер: он снимал клипы для Ивана Дорна, Элджея, Лолиты.
Шишкин рассказывает, что идея сделать такой фильм возникла у продюсера Владимира Маслова («Топи», «Преступление и наказание») — он и предложил режиссёру воплотить на экране пугающий постапокалипсис. Сам же Маслов стал генпродюсером проекта. К нему присоединились Вадим Верещагин («Пророк. История Александра Пушкина», «Прометей», «Первый Оскар»), Сергей Шишкин («Лихие», «Трасса») и Эльвира Дмитриевская («Лихие», «Трасса»).
Остальная команда — тоже не новички в индустрии. За камеру встал Василий Григолюнас («Топи», «Внутри убийцы», «Либерея: Охотники за сокровищами»). За продакшен ответственны одновременно «Централ Партнершип», Zoom Production и онлайн-кинотеатр Okko.
Руководствуясь референсами из популярных фильмов, известных своим мрачным настроением, — например, «Бегущего по лезвию» и «Неонового демона» Рёфна, — команда отправилась в Казахстан. Снимали близ Алматы и Дербисека.
Музыка в фильме звучит постоянно, так что выбор композитора, который сможет понять тон, был очень важен. Им стал Дмитрий Конов (Mimiko) — электронный музыкант, известный по группе «невиди́мка».
Шишкин собрал каст из главных звёзд и молодых популярных артистов: Юрий Колокольников, Диана Енакаева, Даниил Воробьёв, Тихон Жизневский, Александр Мизёв.
Юрий Колокольников («Амура», «Мастер и Маргарита») исполнил главную роль — одинокого путника, скитающегося по пустыне и мечтающего отомстить за смерть отца. Он исследует земли в поисках убийцы, но в какой-то момент, устав от бессмысленных перемещений, начинает задумываться о спокойной жизни. К главной задаче его возвращает знакомство с Марией.
«Юра согласился на съёмки после нашего первого знакомства и созвона в зуме. Это был, наверное, один из самых волнительных разговоров в моей карьере. По сути, он тогда просто доверился дебютанту выйти в амбициозный эксперимент и ни разу не ставил мои идеи или видение под сомнение».
Колокольников для Шишкина — идеальный Ронин. Изначально у режиссёра не было предположений, кто мог бы воплотить на экране образ сурового мечника, но всё поменялось после первого же расширенного черновика сценария. Сразу стало понятно, кто должен сыграть главную роль в этом фильме.
Спутницу Ронина Марию сыграла Диана Енакаева («Внутри убийцы»). Её кандидатуру предложил продюсер Владимир Маслов. В первом драфте героиню звали Матильдой, с отсылкой к фильму «Леон», потом она стала уже Марией — как Кровавая Мария.
Даниил Воробьёв («Гром: Трудное детство», «Чёрная весна») также попал в проект благодаря Маслову — они уже работали вместе раньше. Воробьёв сыграл в этой истории главного злодея, история которого так и остаётся за кадром. Всё, что покажут зрителям, — эксцентричность, жестокость, стиль и немного навыков французского. Сложно даже представить, кто бы мог исполнить эту роль, кроме Воробьёва.
Даже эпизодические роли получились эффектными. Тихон Жизневский стал головорезом, который не боится угрожать самому Ронину. А ещё в фильме эффектно появляется Александр Мизёв: он воплотил на экране роль предводителя религиозной общины людоедов, угрожающих Ронину и Марии расправой.
Добро пожаловать в Казахстан: продакшен и переносы премьеры
Команда явно подходила к производству на всех этапах очень тщательно: несколько раз дату премьеры переносили, но при этом было видно, что работа идёт. Первый официальный анонс появился в сентябре 2023 года: стало известно название фильма, синопсис и основной актёрский состав. Вскоре зрители увидели первые кадры. Информация о дате релиза фильма появилась в конце 2023 года — обещали, что фильм выйдет осенью 2024 года. В апреле вышел первый официальный постер с новой датой премьеры — 19 декабря. Но летом выпустили первый трейлер, опять с новой датой — 26 декабря.
Режиссёр Макс Шишкин сам жил в Казахстане с 2013 года, поэтому точно знал, где искать подходящие для изображения постапокалипсиса локации. Но несмотря на это, съёмки оказались сложными для всей команды: резкие перепады температуры, отсутствие привычных условий для жизни и признаков цивилизации. Вышло красиво и атмосферно: из итогового материала практически ничего не вырезали, так что страдания окупились. Следующие же съёмки, к счастью для команды, проходили в Москве.
«17 сентября 2023 года.
Мы просыпаемся в 3 утра и выезжаем из нашего лагеря в селе Байсеит (что-то среднее между чьей-то дачей и деревенским санаторием в 150 км от Алматы). Мы едем в кромешной тьме по ночной дороге, окружённой скалами. Наша цель — Лунный каньон (230 км от Алматы).
Спустя час сворачиваем с дороги и едем по кочкам. Мы едем в кромешную тьму, будто мы в пустом пространстве, в нигде. В какой-то момент уже стало непонятно — будет ли у нас финальная точка. Где мы вообще? Что мы тут делаем?»
«Волшебник Изумрудного города» для одичалых: реакция критиков и зрителей
Первые положительные отзывы «Последний ронин» получил после премьеры на Red Sea Film Festival в Саудовской Аравии. Тогда же его купили для зарубежного проката: фильм покажут в Северной Америке (Well Go USA Entertainment), Латинской Америке (Encripta), Европе (Stars Media) и странах Ближнего Востока и Африки (Empire).
«В остальном зал смотрел очень вдумчиво и реагировал так, как мне бы хотелось, чтобы зритель реагировал. А на титрах взорвался бурными аплодисментами. И после показа все остались на Q& A, задавали очень интересные вопросы. Особенно запомнился один мужчина, который много вдумчивых вопросов задал, а на следующий день мы снова случайно пересеклись и ещё час болтали. Оказалось, что он режиссёр из Кувейта.
Так что показ в Саудовской Аравии мне кажется таким максимально чистым фидбэком от аудитории. Они меня не знают, у них нет в этом какого-то личного отношения».
Российская премьера на фестивале «Хомякон» прошла вполне успешно: создатели решили отойти от традиции проводить сначала светские премьеры, а потом уже показывать кино массам, так что фильм смогли увидеть не только эксперты индустрии и критики, но и обычные зрители. Сразу после фестиваля появились рецензии, в которых фильм оценивали как эффектный и яркий экшен. При этом зрители отмечали, что лента не соответствует ожиданиям: люди ждали чего-то вроде «Безумного Макса», экшен-версию «Сталкера», а получили артхаус.
Сам режиссёр говорит, что «Последний ронин» — своего рода кинокомикс. Это картина, в которой герои ходят по выжженной пустыне в нарядах, больше подходящих для подиума, а главный злодей сидит на пафосном троне из оружия.
«Это не „Безумный Макс“ для бедных, а в сто раз смешнее — „ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА“ для одичалых».
«Насколько же точно автор прочувствовал киносеанс и в конце выдал итог, который я бы не смог сформулировать лучше».
На день премьеры фильм уже заработал в прокате 5 миллионов рублей: начало неплохое, но приходится конкурировать с сильными соперниками. Согласно оценкам экспертов по кинорынку, фильм должен стабильно собирать кассу, но ему будет сложно обойти очередную часть «Ёлок» и новый мультфильм про Ивана Царевича — именно они сейчас лидируют в прокате.
«Последний ронин» — хороший выбор для просмотра в кинотеатре: красивая картинка, захватывающий экшен. Кроме того, редко встретишь фильм отечественного производства с рейтингом 18+, который этот рейтинг полностью оправдывает. А истинные синефилы во время сеанса смогут развлечься подсчётом отсылок к культовым картинам.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс