Кино Музыка
#Интервью

«Ноль рублей — столько денег надо, чтобы раскрутиться»: музыкальный продюсер о шоу-бизнесе

Роман Манж рассказал о нужном балансе таланта и денег, о том, почему он не продюсирует чужих детей, и о своём собственном экспериментальном проекте.

Иллюстрация: Noon / Rawpixel / McKinsey / Rawpixel / Pngwing / Annie для Skillbox Media

Читайте в интервью:


Роман Манж

Продюсер, работал с Бхимой, Хаски, лейблом Universal. Снимал клипы для группы Serebro под началом Максима Фадеева и организовывал концерты для Black Star. Ведёт и курирует курсы в Skillbox: «Клипмейкинг», «Профессия Продюсер музыкальных проектов», «Музыкальный менеджер».

«Ничто не мешает войти в индустрию и стать известным»

— Многие думают, что нужно много денег, чтобы войти в музыкальную индустрию и стать известным. Сколько нужно начинающему исполнителю для старта?

— Ноль. Если они есть — отлично, ты можешь себя продвинуть ещё больше. Но если в первый раз этим занимаешься, то вероятность 99%, что ты просто потратишь их не туда. Потому что даже опытный человек этим грешит. Никогда не понятно, какая реклама сработает и привлечёт аудиторию… Ты хочешь дорогой клип, а оказывается, простой лучше бы зашёл…

Деньги, конечно, не совсем обязательны. Ничто не мешает войти в индустрию и стать известным без них. У Элджея и Моргенштерна вообще не было денег изначально, и кем они в итоге стали.

— И в чём же секрет таких исполнителей, которым удалось раскрутиться, сидя дома за компьютером?

— Здесь нужна настойчивость. Мой совет начинающим музыкантам — если выкладываете музыку, делайте это стабильно. Можно выложить классный трек и расстроиться, что тебе, такому гениальному, поставили мало лайков, и больше ничего не делать. Но любая площадка — это бизнес.

Люди хотят прикоснуться к какой-то вселенной, быть к чему-то причастными. Если ты выложил один единственный трек и никак не оформил свою страницу, то слушатель ничего не поймёт и уйдёт, не успев его распробовать.

Поэтому выпускайте контент стабильно, даже если его пока никто не смотрит. Рано или поздно начнут.

«Когда ко мне обращаются люди с деньгами и предлагают спродюсировать их сына, обычно я не берусь»

— Что в продюсировании самое интересное для тебя?

— Наверное, подготовка к чему-то масштабному — выходу альбома, например. Когда мы готовили альбом Бхимы «Смола», в котором поучаствовал и Хаски, было довольно интересно всё это планировать, снимать, продвигать, придумывать ходы. Закупка рекламы, трафика и прочие технические нюансы — это, конечно, муторная тема, но необходимая. А творческая часть мне интересна.

Когда ко мне обращаются люди с деньгами и предлагают спродюсировать их сына, то обычно я не берусь. Мне это неинтересно. Потому что понимаешь, что сын вообще не в контексте и, скорее всего, не особо этим горит.

— Представь, есть гениальный артист и плохой продюсер. И есть плохой артист и гениальный продюсер. Чей дуэт успешнее?

— Это просто разные уровни продюсирования. Иногда продюсер — это человек, который отвечает за эстетическую наполненность. Когда Канье Уэст выпускает альбом, у него может быть 60 треков наготове. Он приходит к Рику Рубину, а тот выбирает, что попадёт в альбом.

Я же не влияю на материал ни в коем случае и никогда не говорю артисту заменить какое-то слово или ноту. Максимум могу подсказать, как должен звучать бит, как сняться в клипе, как запустить рекламу. Но диктовать ему каждое действие не буду.

Например, Рик Рубин продюсировал сентябрьский альбом Imagine Dragons

«Людям необязательно считывать смыслы, они просто хотят развлекаться»

— Как заметить влияние продюсера на чьё-то творчество?

— Когда слушаешь артиста, то сразу понимаешь, веришь ему или нет. Например, Скриптонит явно не продюсерский проект. Он мультиинструменталист и пишет песни, которые откликаются. Он может взять тему и сделать её настолько вычурной, чтобы потом продать. Но может и сложную песню сделать, которая не поддаётся поверхностному анализу.

В продюсерском проекте всё идеально подобрано: короткая песня, быстрое вступление, запоминающиеся слова — и много тиктоков под эту музыку.

Большинство ведь не любит сильно заморачиваться. Им необязательно считывать смыслы, они просто хотят развлекаться.

— А тебе бывает стыдно за коллег, которые делают подобные массовые проекты?

— Я считаю, что если работа выполнена хорошо и люди добились нужных результатов, то стыдиться нечего.

У музыки нет задачи всегда быть искусством.

— Какие сейчас тенденции в российской музыке?

— Есть так называемый массмаркет, который пока только перерабатывает западную культуру. А другие пытаются донести до слушателя своё уникальное творчество. У Скриптонита 50 на 50 получается. Его музыка звучит коммерчески, но при этом всё равно самобытно. Хаски тоже — каким бы он ни казался знаменитым, он не так известен, как представители кальянного рэпа. Но тем не менее он продвигает своё видение.

«Сделайте нам что-нибудь популярное, вот вам 500 тысяч»

— Ты участвуешь в трёх курсах в Skillbox, связанных с продюсированием и созданием музыки. Расскажи, кто обычно приходит учиться?

— Если брать курс по продюсированию, то это обычно начинающие менеджеры и те, кто хотят ими стать, но не знают, с чего начать. Например, если человек мечтает попасть в Black Star и уже быть немного подготовленным: вникнуть, какой сленг там используют, какие задачи ставят, как всё устроено. Это первая часть аудитории.

Ещё приходят те, кто раньше работал менеджером, а потом амбиции выросли — появилось желание продюсировать артиста или создать свой лейбл. И человек пытается понять, как это работает. Это вторая часть аудитории.

Третья — сами начинающие артисты, ноунеймы. Им нужно знать, как продвинуть себя. Они сидят дома, выкладывают треки и думают, как можно сделать это лучше и качественнее.

Сейчас такая эпоха, что можно из дома с компом захватить мир. Как тот же Моргенштерн, например.

— Как начинающему продюсеру подготовить себя к карьере?

— Если ты реально хочешь этим заниматься, то иди туда, где это делается и просто повторяй за другими. Будь добр всем помогать и всё впитывать. А если углубляться в профессию, то нужно уметь считать сметы, понимать, из чего состоит рынок, какие есть артисты, лейблы, продюсерские центры, лейбл-сервисы, пиар-агентства, рекламные агентства…

Ты должен с ними коммуницировать как продюсер и менеджер, правильно ставить творческие задачи. Нельзя быть тем, кто говорит: «Сделайте нам что-нибудь популярное, вот вам 500 тысяч», а потом ругается, что результата нет.

Важно понимать и концепт креатива: что визуально правильно, а что нет. Для этого придётся смотреть много фильмов и читать, чтобы разбираться в том, куда движется мир, быть в контексте, иначе будешь предлагать старческую фигню.

— В том числе, ты курируешь курс по клипмейкингу. Расскажешь, сколько стоит снять достойный клип?

— Раньше мне казалось, что хороший клип начинается с хороших денег. Но на деле это совсем не так. Есть клипы, которые снимаются одним кадром, но от них невозможно оторваться. Я помню один, где чувак сидит в скафандре и поёт. А потом скафандр начинает наполняться водой. И человек захлёбывается в кадре, но продолжает петь. И это всё снято одним кадром. Человек тонет, ему плохо, у него глаза наливаются кровью, а ты смотришь — вау!

Также есть клип Билли Айлиш, где она пьёт чёрную воду, а потом у неё из глаз текут чёрные слезы. Это легко и дёшево сделать, но очень завораживает. Тут есть идея, которая притягивает взгляд, заставляет нас смотреть.

Мы часто боимся сказать что-то типа: «Снимаем так, а потом у неё чёрная хрень из глаз идёт!» — потому что думаем, что это звучит бредово. В голове могут быть безумные идеи, которые стыдно озвучить.

Но если такими мыслями перекидываться и делиться, то получается намного интереснее.

«Тут не Америка, где можно в закусочной встретить Jay-Z, но возможности есть»

— Ты не только продюсер, но и музыкант. Расскажи о своём творчестве, на что оно похоже?

— Это скорее трип-хоп. Если проще, то экспериментальный хип-хоп — нечто не особо прилизанное, более глубокое по басу, с необычными перебивками и приёмами в аранжировках. Что-то в духе Death Grips.

Но стать известным артистом, наравне с собой-продюсером, уже не получится… Я уже, наверное, со всеми компаниями в России поработал. Все знают, чем я занимался, и от этого никуда не деться. Но как артист я известен в довольно узких кругах, ведь я довольно закрытый человек.

Не хочу распространяться о своей биографии, скорее бы сделал акцент на вселенной, которая меня окружает.

— Что это значит?

— У каждого артиста есть вселенная, к которой мы так или иначе прикасаемся. Она состоит из разных аутентичных вещей, свойственных только конкретному исполнителю.

Например, у условной Карди Би вселенная дорогих машин, дерзких шмоток и так далее. Lil Peep похож на эмо, вселенная у него соответствующая. Если тебе это близко, можно одеться, как он, слушать его музыку, переживать таким образом свою боль. У Филиппа Киркорова это феерия и карнавал. Вселенная может быть совершенно любой. Когда тебе нравится вселенная артиста, ты начинаешь с ним взаимодействовать. Именно поэтому одни артисты нам нравятся больше, чем другие.

Если прикоснуться не к чему, то и человек нам неинтересен, даже если он делает классную музыку.

— Как выглядит твоя вселенная?

— У меня гиковская тематика: я и рисую, и снимаю клипы, и музыку пишу. Например, я добавляю дополнительные звуки, которые обычно в музыке не используются — игровые шумы, голоса и всё в таком духе. В гиковском комьюнити меньше работы лицом. Люди, которые рисуют, смотрят аниме и всякие мультики — это мои ребята. Мне нравится то же, что и им.

Роман дебютировал под псевдонимом Манжипур. В клипе он транслирует проекцию своего лица на собственную же спину

— Получается, ты и сам в роли начинающего музыканта. Будучи вне тусовки, где бы ты искал продюсера?

— Всё зависит от твоего уровня коммуникабельности. Тут не Америка, где можно в закусочной встретить Jay-Z, но возможности есть. Все продюсеры и компании открыты, компании ждут многих. Бывает, приходишь к ним с улицы, и они такие: «Вау, наконец-то ты здесь, давай работать».

Не надо думать, что целая очередь из артистов ночует там, у дверей. Я просто приходил туда, где мне интересно, и начинал сотрудничать. Не придумывайте себе препятствий.

Мы в России, где нет ни рынка, ни больших систем. Кадров тоже практически нет. Поэтому люди, которые готовы что-то делать, будут так или иначе востребованы.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована