Кино
#статьи

Как отправить фильм на кинофестиваль и победить

Советы для тех, кто хочет увидеть своё кино на экране, но не знает, с чего начать.

Кадр: фильм «Однажды в Голливуде» / Columbia Pictures / Bona Film Group

Режиссёр Ладо Кватания получил премию Clio Awards за девятиминутный фильм «Вальс». Его предыдущая работа — триллер «Казнь» — выиграла у других полнометражных дебютов на фестивале в Сиджесе. Начинающие режиссёры могут думать: чтобы попасть на кинофорум, нужны связи. Победить и вовсе нереально, если ты не гений кинематографа.

На самом деле пройти на кинофестиваль — выполнимая задача. Вы можете разобраться с ней сами, даже если ничего об этом не знаете. В этой статье мы расскажем, что делать независимым режиссёрам, которые хотят послать свои работы на фестивали.

Содержание:

Зачем отправлять кино на фестивали

Дистрибуция. Фестивали помогают распространить фильмы на стриминговых платформах и донести их до зрителя. Некоторые сервисы — например, «Пилигрим» или Highball.TV — специально созданы для артхауса и фестивального кино.

Кинопоказы. Вы сможете увидеть свой фильм на большом экране, а после просмотра послушать мнения зрителей. На показы приходят и профессионалы индустрии, так что у вас есть возможность зарекомендовать себя.

Полезные знакомства. Нетворкинг поможет найти интересные коллаборации — например, сценаристов или актёров для будущих работ. Ещё связи открывают двери на другие фестивали: люди, на которых вы произвели хорошее впечатление, смогут замолвить за вас словечко во время отбора фильмов.

Освещение в СМИ. Обзоры и рецензии на фильм и публикации с упоминанием вашего проекта укрепят вашу репутацию в индустрии. О вас начнут узнавать люди, с которыми вы не встречались лично. Это может принести новые предложения и проекты.

Призы. Иногда на фестивалях разыгрывают подарки и гранты. Для некоторых режиссёров это становится полноценным источником заработка, особенно если выиграть гран-при. Деньги могут пойти на съёмки следующего фильма, покрыть расходы на жизнь или хотя бы компенсировать поездку на фестиваль.

Обмен опытом. На киномероприятия часто приглашают экспертов индустрии, которые дают лекции и мастер-классы. Вы научитесь новым фишкам, узнаете от коллег разные хитрости, сможете применить эти знания в вашей дальнейшей работе.

Путешествия. Фестивали часто проходят в других городах и странах, поэтому вы поездите по миру и побываете в новых местах. Некоторые организаторы выделяют участникам деньги на дорожные расходы, устраивают бесплатные экскурсии, вечеринки и другой интересный досуг.

Как найти фестиваль и подать заявку

Интернет и современные технологии позволяют даже неопытным режиссёрам попасть на кинофорум. Для этого не нужны связи — подать заявку можно напрямую, без посредников. Если работа качественная, её с большой вероятностью возьмут в шорт-лист.

Есть три способа подобрать фестивали для показа вашего фильма. Какой подойдёт больше — зависит от того, сколько у вас денег и свободного времени.

Вариант 1


Самостоятельно разобраться в платформах

Работники киноиндустрии рекомендуют платформу FilmFreeway. Здесь можно отфильтровать мероприятия по категории фильмов, стране, размеру оплаты, дедлайну и другим параметрам. Платформа позволяет разослать заявки в пару кликов и оплатить их, если условия фестиваля этого требуют.

Скриншот: FilmFreeway / Skillbox Media

Чтобы записаться на участие, нужно загрузить фильм на сайт и заполнить его карточку. Например, указать имена актёров и съёмочной группы, добавить краткое описание сюжета и постер. Каждый фильм оформляется как отдельный проект, поэтому одну и ту же работу можно послать на разные фестивали.

На что стоит обратить внимание:

  • Платформа англоязычная, но встроенный в браузер переводчик легко справится с русификацией. Альтернативный сервис на русском языке — Festhome. Он пользуется в индустрии меньшей популярностью, но в целом работает так же, как FilmFreeway.
  • Комиссия невозвратная. Вы платите за обработку заявки — в случае отказа деньги не вернут. Поэтому, если вы не уверены в качестве материала, лучше попрактиковаться и снять ещё несколько фильмов, пока у вас не появится более солидная работа.
  • Вы сами занимаетесь логистикой и билетами. Иногда фестивали оплачивают дорожные расходы участников, но будьте готовы добраться до фестиваля самостоятельно.

Вариант 2


Заплатить агентству, которое всё сделает за вас

Если у вас мало свободного времени, обратитесь в агентства, которые занимаются фестивальной раскруткой независимого кино. Они помогают режиссёрам подготовить заявки и представляют их интересы в общении с организаторами.

Несколько советов по общению с агентами:

  • Выбирайте организации, у которых есть опыт работы с кинофестивалями. Тщательно изучите их предыдущие кейсы и отзывы клиентов.
  • Расскажите, что именно вы хотите получить от участия. Например, это могут быть деньги, связи или просто интересный новый опыт. Агентство поможет разработать подходящую стратегию и учесть все нюансы.
  • Уточните, что нужно подготовить для фестиваля. Это могут быть постеры, трейлеры, пресс-релизы, промоматериалы и субтитры. Агентство предложит вам полный пакет, но для участия может понадобиться только часть услуг — если вы заранее изучите вопрос, вам не придётся переплачивать.

Агентства возьмут на себя весь процесс регистрации и подачи фильма на фестивали. Если вы пройдёте в шорт-лист, агенты также займутся логистикой — не нужно будет самостоятельно разбираться с билетами и отелями.

Вариант 3


Подать заявку напрямую через сайт фестиваля

Некоторые мелкие фестивали не попадают в общие базы. Это особенно актуально для региональных российских мероприятий. В таком случае полезно разыскать сайт фестиваля и связаться с организаторами напрямую. Список фестивалей, которые проводятся в России, можно найти здесь.

Ещё вы как режиссёр можете нацелиться только на один-два конкретных кинофорума в своём городе или крае. Тогда разбираться в тысячах фестивалей ни к чему, а заявку можно подать без посредников.

Как выбрать фестивали для своего фильма

В зарубежном пространстве можно ориентироваться на FIAPF, или Международную федерацию ассоциаций кинопродюсеров. Кинофестивали, которые получили аккредитацию FIAPF, считаются самыми престижными в мире. Однако список Федерации не исчерпывающий — например, в нём нет российских фестивалей или американского Sundance Film Festival, куда мечтают попасть многие режиссёры.

В России самые известные кинофорумы — «Кинотавр», ММКФ и «Движение». Но ограничиваться только крупными мероприятиями — серьёзное упущение. Режиссёрам-новичкам лучше начинать с локальных фестивалей. Кинопоказы в Сибири принесут намного больше пользы, чем непопадание в шорт-лист Каннов.

В книге о фестивальном продвижении кинокритик Кристофер Холланд рекомендует выписать интересные вам мероприятия и самостоятельно распределить их на четыре категории.

Фестивали первой очереди

Поместите в эту категорию мероприятия, на которые хотите попасть сильнее всего. Обычно это международные престижные фестивали вроде Каннского, а также форумы с узкой тематикой, где у вас высоки шансы на победу. Например:

Чаще всего режиссёры начинают заполнять список с мероприятий, которые получили аккредитацию FIAPF в категории «Конкурсные фестивали полнометражных (игровых) фильмов». По-другому их называют «кинофестивали класса А». На момент публикации таких фестивалей четырнадцать:

НазваниеМестоВремя проведенияГод создания
БерлиналеБерлин, Германия13–23 февраля1951
Каирский кинофестивальКаир, Египет20–29 ноября1976
ФаджрТегеран, Иран1–11 февраля1983
Каннский кинофестивальКанны, Франция14–25 мая1946
Индийский кинофестивальГоа, Индия20–28 ноября1952
Кинофестиваль в Карловых ВарахКарловы Вары, Чехия28 июня — 6 июля1946
Кинофестиваль в ЛокарноЛокарно, Швейцария7–17 августа1946
Кинофестиваль в Мар-дель-ПлатаМар-дель-Плата, Аргентина2–12 ноября1954
Сан-Себастьянский кинофестивальСан-Себастьян, Испания20–28 сентября1953
Шанхайский кинофестивальШанхай, Китай13–22 июня1933
Тёмные ночиТаллинн, Эстония8–24 ноября1987
Токийский кинофестивальТокио, Япония28 октября — 6 ноября1985
Венецианский кинофестивальВенеция, Италия28 августа — 7 сентября1932
Варшавский кинофестивальВаршава, Польша11–20 октября1985

Фестивали второй очереди

На этой ступени — региональные фестивали, а также второстепенные международные. Они менее престижны, чем мероприятия первой очереди, но победа в них тоже помогает режиссёрам заработать очки репутации и повысить статус.

Примером фестиваля второй очереди может быть российское «Движение» или американский кинофорум в Атланте. Холланд также называет Ann Arbor и Sidewalk — фестивали с богатой историей.

Распределение на очереди субъективное и зависит от ваших приоритетов, поэтому любой из этих фестивалей может оказаться в первой группе. А вот передвинуть Канны во вторую группу не получится: некоторые престижные кинофорумы требуют, чтобы именно у них прошёл первый показ фильма.

Фестивали третьей очереди

Сюда входят малоизвестные фестивали-долгожители с хорошей репутацией. Выиграть здесь проще, но число участников может быть ограничено, поэтому главная задача — попасть в шорт-лист.

Такие фестивали обычно относятся к режиссёрам с уважением и заботой, которых не хватает на более крупных мероприятиях. Благодаря уютной и спокойной обстановке вы сможете вдумчиво пообщаться с коллегами по индустрии, познакомиться с организаторами лично.

Примеры фестивалей третьей очереди — «Горький Fest» или «Фестиваль уличного кино».

Фестивали четвёртой очереди

На последней ступени — фестивали с плохой репутацией или новые мероприятия, про которые ещё ничего непонятно. Фестивали часто переходят из третьей группы в четвёртую и обратно — например, потому что сменились спонсоры или организаторы учли прошлые ошибки.

Если вы чувствуете, что фильм не исчерпал свой потенциал, рассмотрите участие на мероприятиях четвёртой очереди. Даже из них можно извлечь пользу — например, познакомиться с интересными людьми, выиграть призы или просто развеяться.

Подавайте заявки на фестивали, до которых легко добраться. Так вы уменьшите дорожные затраты: если от вас требуется только приехать на другую станцию метро — вы ничего не потеряете и будет не жалко проиграть.

Кампания для вашего фильма может длиться до трёх лет, и только вы решаете, когда её закончить. Когда вы дойдёте до фестивалей третьей и четвёртой очереди, работу будут показывать на нескольких кинофорумах одновременно.

Кристофер Холланд рекомендует составлять календарь фестивалей таким образом:

Разошлите заявки на фестивали первой очередиФильмы берут в программу первого фестиваляСостоится мировая премьераФильм берут в программу другого фестиваля первой очередиРазошлите заявки на фестивали второй очередиПока фильм показывают на фестивалях второй очереди, разошлите заявки на более мелкие фестивалиФильм берут на фестивали третьей и четвёртой очереди
2–3 месяца3–4 месяца3–4 месяца4–8 месяцев6–12 месяцев12–24 месяца

На что обратить внимание при подаче заявки

Следите, чтобы саундтрек фильма не нарушал авторские права. Некоторые фестивали не фиксируют это как обязательное требование, но лучше перестраховаться и сразу использовать музыку со свободной лицензией.

Лучший хронометраж для фестивалей короткого метра — 10 минут. В индустрии негласно считается, что за меньшее время не выйдет раскрыть историю и вовлечь зрителя. А если короткометражка длиннее, чем 10 минут, её можно сократить без потери смысла.

Бывает, что фестиваль благоволит тому или иному жанру. Например, если вы сняли комедию, то у вас больше шансов на фестивале, где часто побеждают комедии. Изучите прошлогодние программы кинофорумов и посмотрите работы победителей, чтобы сориентироваться в предпочтениях жюри.

В фестивальной среде встречается мошенничество. Недобросовестные организаторы могут требовать от участников значительных взносов. У них громкие, престижные названия, которые вызывают доверие, но нет своего сайта. Всегда ищите в Сети отзывы и пресс-релизы о предыдущих награждениях — это поможет вам не нарваться на обман.

Главное — не спешить: фестивали проходят круглый год

Велик соблазн поторопиться и отправить незаконченный фильм, особенно если вы хотите успеть к конкретному фестивалю. Но это верная дорога к провалу: никто не возьмёт в программу недоснятое кино.

Поэтому важно сперва закончить работу, а уж фестиваль для неё найдётся: FIAPF насчитывает в мире более трёх тысяч кинофорумов, а в базах некоторых агентств числится до шести тысяч. Каждый день открыт набор в десятки грядущих мероприятий.

В конечном счёте пробиться на фестивали совсем не сложно. Особенно если вы сняли хороший фильм. Начните рассылать заявки, и вот увидите: скоро ваше кино будут крутить в самых разных уголках планеты. Желаем успехов!

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована