Большая политика для самых маленьких: какими получились «Главы государств» Ильи Найшуллера
Джон Сина и Идрис Эльба дерутся, стреляют и спасают НАТО.


Кадр: фильм «Главы государств» / Amazon MGM Studios / Big Indie Pictures
2 июля на платформе Amazon Prime Video вышел новый фильм российского режиссёра Ильи Найшуллера, известного по боевикам «Хардкор» и «Никто». Новая картина Найшуллера — ещё один боевик с элементами комедии и уже второй проект режиссёра, снятый в Голливуде.
По сравнению с первой голливудской картиной «Никто», в «Главах государств» боевые сцены сняты масштабнее, а звёзд в кадре больше. Сценарист Никита Калашник выяснил, пошло ли это фильму на пользу, и рассказал:
- что происходит в фильме;
- кто снимается в главных ролях;
- какие минусы есть у ленты;
- чем запоминается картина.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки ????
О чём фильм «Главы государств»
В центре сюжета — два мировых лидера: новоизбранный президент США Уилл Дерринджер и премьер-министр Великобритании Сэм Кларк. Дерринджер — бывшая звезда боевиков и мировая знаменитость. Он раздаёт громкие обещания направо и налево, чем откровенно бесит более опытного премьер-министра Кларка. Так что в разгар первой совместной пресс-конференции между двумя лидерами происходит перепалка.
Чтобы сгладить медийный ущерб, пиарщики предлагают политикам вместе лететь на саммит НАТО на борту президентского лайнера. Обмен «любезностями» продолжился бы и во время полёта, но на самолёт нападает группа террористов. Из-за обстрела воздушное судно терпит крушение, а Сэм и Уилл чудом спасаются и оказываются посреди белорусской глубинки, со всех сторон окружённой горами.
Да-да, глаза вас не обманывают: Беларусь, самая высокая точка которой — 345 метров над уровнем моря, в фильме напоминает скорее одну из балканских стран. Возможно, это оммаж комедийному боевику «Телохранитель киллера», где Беларусь тоже была сплошь покрыта заснеженными горами.

Теперь двум политикам, которые едва могут находиться в одной комнате, предстоит не просто выжить. Они должны объединиться, пересечь границу, раскрыть заговор мирового масштаба — и успеть вернуться до того, как мир окончательно скатится в бездну из-за развала НАТО. Помогать им в этом нелёгком деле будет бывшая девушка Кларка, спецагент МИ-6 Ноэль Биссет (Приянка Чопра Джонас).

Читайте также:
Кто снимается в фильме
Найшуллеру удалось привлечь к съёмкам звёзд первой величины. В центре этого своеобразного бадди-муви — актёры Джон Сина и Идрис Эльба.

Герой Сины, президент Дерринджер, несмотря на брутальность его образа, понятия не имеет, как обращаться с оружием, и постоянно разряжает обстановку комичными вставками. А персонаж Эльбы, премьер-министр Кларк, служил в вооружённых силах, где набрался боевого опыта. Там же он встретил свою возлюбленную Ноэль, с которой расстался, когда занял пост премьер-министра. Ноэль в ленте отвечает за целомудренную любовную линию и банальные каламбуры.
На второстепенных ролях тоже заметные актёры: Пэдди Консидайн («Дом дракона», «Гангстерленд») играет злобного русского торговца оружием с несвязной предысторией, Карла Гуджино («Ночь в музее», «Падение дома Ашеров») — расчётливого вице-президента США, а Джек Куйэд («Пацаны», «Новокаин») — невротичного агента спецслужб.

Эпизодически на экране появляются Ингеборга Дапкунайте в роли белорусской фермерши, звезда «Хардкора» Шарлто Копли и жена режиссёра Даша Чаруша. Отдельного упоминания заслуживает Александр Кузнецов в роли безжалостного русского киллера, который в титрах указан как «киллер Саша». Герой Кузнецова в фильме ругается отборным русским матом, мастерски обращается с оружием и беспощадно избивает главных героев.
Крепкий актёрский состав — один из главных козырей и несомненная удача для создателей фильма. Чувствуется химия между персонажами и комедийный талант главных звёзд. А вот с остальными составляющими у ленты не всё так гладко.

Читайте также:
Чем разочаровывает фильм
Конечно, никто не ожидал от «Глав государств» глубины и резких поворотов сюжета. Однако у персонажей нет ни мотивации, ни предыстории. Герои будто движутся по рельсам, на которых в нужный момент неожиданно возникают новые действующие лица, чтобы так же неожиданно уйти в небытие. И если поначалу эти рельсы ещё напоминают американские горки, то ближе к середине происходящее приедается и начинает походить на унылый плацкартный вагон, за окном которого проносятся безликие пейзажи.
Политика в фильме — отдельная беда. Там, где можно было хотя бы схематично показать изнанку дипломатии и моральные дилеммы, с которыми каждый день сталкиваются мировые лидеры, в «Главах государств» всё сводится к двухмерным «хорошим парням». Вместо глубины и противоречий — нарочито гротескные злодеи и примитивная картина мира.
Вся политика и шпионские заговоры остались где-то на периферии. Темы фильма раскрываются на уровне детской фантазии: они максимально упрощены и обезличены — и этим напоминают серию «Дети шпионов». Злодеи в них плохи, герои безупречны, а спасение всегда приходит в нужный момент.

В «Главах государств» добро обязательно должно быть с кулаками, а злодеев непременно надо линчевать, не дожидаясь справедливого суда. В этом лента Найшуллера наследует культовым боевикам девяностых, герои которых не задавали сложных вопросов и не слишком утруждали себя поиском разумных ответов.
Вот только за последние десятилетия мир сильно изменился, и даже от прямолинейного экшена теперь ждёшь хотя бы минимальной рефлексии. В этом плане герой предыдущего фильма Найшуллера, наёмный убийца Хатч, гораздо интереснее всех персонажей «Глав государств» вместе взятых. Однако любителям ретробоевиков фильм может понравиться как раз свой минималистичностью: сплошное ультранасилие и мускулистая демократия.

Читайте также:
Что удалось создателям фильма
При всех минусах у картины есть и сильные стороны. Это всё ещё фирменный зубодробительный экшен Найшуллера с перестрелками, погонями и акробатическими трюками. Некоторые сцены получились на редкость изобретательными — чего только стоит эпизод с персонажем Джека Куйэда. Эффектные ракурсы динамично сменяют друг друга под бодрые гитарные запилы Beastie Boys — именно за такие моменты мы и любим фильмы режиссёра.
Выстроить кадры и сложную хореографию камеры помог британский оператор Бен Дэвис. В его послужном списке больше трёх десятков проектов — от камерных трагикомедий режиссёра Мартина Макдонаха до марвеловских блокбастеров вроде «Доктора Стрэнджа» и «Стражей Галактики».

В итоге, несмотря на интересную задумку и звёздный актёрский ансамбль, сложно рекомендовать фильм кому-то кроме любителей боевиков и поклонников Ильи Найшуллера. И если «Никто» был достойным идейным наследником «Джона Уика», переросшим в полноценную франшизу (правда, уже без Найшуллера), то «Главы государств», вероятно, так и останутся крепким, но заурядным боевиком на один вечер.