Кино
#статьи

Почему стоит смотреть «Поток» — мультфильм про котика, который бежит от наводнения

Рассказали, за что эта латвийская картина получила «Золотой глобус».

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

6 января 2025 года прошла церемония награждения «Золотой глобус». Мультфильм «Поток» завоевал статуэтку, обойдя сильных конкурентов: «Головоломку-2», «Моану-2», «Дикого робота», «Уоллес и Громит: Самая дикая месть». Это первый европейский проект, который победил в номинации «Лучший анимационный фильм», — а с момента создания категории в 2006 году прошло почти 20 лет.

У латвийского «Потока» маленький бюджет — всего 3,7 миллиона долларов, но это не помешало ему собрать 54 награды и восторженные отзывы критиков и зрителей. Как инди-проекту удалось добиться таких результатов и чем «Поток» выделяется среди прочих мультфильмов — расскажем в нашем материале. Вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как авторы рассказывают историю без слов

Главный герой «Потока» — чёрный кот с большими испуганными глазами. В мультфильме нет диалогов, поэтому неизвестно, как зовут его и других персонажей. А ещё куда-то пропали все люди, — но зрителю не объясняют, что произошло и почему повсюду остались их вещи. Судя по некоторым деталям, чёрный кот живёт в доме ремесленника. Хозяин явно любил своего питомца: рисовал его, даже поставил огромную кошачью статую во дворе. Что же случилось и куда все исчезли?

Авторы не дают простых ответов. Первые двадцать минут картины они показывают размеренные кошачьи будни: главный герой бродит по лесу рядом с водоёмом, пытается поймать рыбу и бегает от бродячих собак. Внезапно жителей леса охватывает тревога: приближается потоп. Кот едва успевает добраться до крыши дома. Там он надеется переждать катастрофу, но уровень воды продолжает расти. Котику несказанно везёт — мимо проплывает парусник, в который он прыгает не раздумывая. На борту есть ещё один пассажир — капибара, у которой на любую проблему ответ один: немножко поспать. Так и начинается путешествие животных по постапокалиптическому миру.

По ходу сюжета пассажиров в лодке становится больше. К ним присоединяются «беженцы» с разных континентов и островов: добродушный ретривер, лемур со склонностью к накопительству, грозная, но очень заботливая птица-секретарь. Лодка проносит зверей через бури и заброшенные дома, они встречаются с гигантским китом. Катастрофа становится для животных приключением: они учатся не только управлять судном, но и бороться со своими страхами и заботиться друг о друге.

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

Звучит сентиментально. Казалось бы: зачем убирать из сюжета людей, если животные всё равно наделены человеческими чертами? Но звери в «Потоке» порой ведут себя неожиданно для зрителя, который привык воспринимать события с точки зрения человеческой логики. И хотя герои не комментируют свои поступки, создателям удаётся передать их переживания без единого слова. Потому поведение героев, их способность к росту и сопереживанию смотрятся органично. В этом смысле «Поток» отличается от других мультфильмов про животных вроде «Ледникового периода»: у персонажей преобладают именно животные, а не человеческие черты.

Метафоры, которые отсылают к человеческому опыту, скорее подчёркивают равнодушие и даже жестокость природы к живым существам. Например, в самом начале мы видим лодку, застрявшую на дереве. Она намекает, что такие катастрофы уже происходили, но природа продолжает жить. Этот цикл будет повторяться неоднократно, и в следующий раз главным героем истории может стать вовсе не кот, а любой другой зверь.

Кто участвовал в работе над проектом

«Поток» создала команда всего из пяти человек: у них была масштабная идея и маленький бюджет. Продюсером и соавтором сценария стал 29-летний Матисс Кажа. Он окончил факультет режиссуры в Школе искусств Тиш — одной из пятнадцати школ Нью-Йоркского университета. Также Матисс получил образование в консерватории Американского института киноискусства в Лос-Анджелесе. Свой первый полнометражный документальный фильм «Один билет, пожалуйста!» Матисс создал на втором курсе в Нью-Йорке. С ним же участвовал в нескольких международных фестивалях, где получил номинации и награды.

К работе над «Потоком» Кажа привлёк давнего знакомого — режиссёра и художника Гинтса Зильбалодиса. В отличие от Матисса, он не первый раз работал с анимацией. С 2012 года Гинтс успел создать мультипликационные короткометражки «Вода», «Приоритет», «Последователи», «Неслышный», «Оазис» и полный метр — «Таинственный остров». Образы в последней работе напоминают «Поток»: в начале картины зрителям показывают мальчика с парашютом, повисшего на дереве. Он не помнит, как здесь оказался, но зритель догадывается, что мальчик пережил авиакатастрофу. В ходе сюжета он встречает маленькую птицу и вместе с ней начинает исследовать загадочный остров, чтобы понять, как вернуться домой.

Кадр: анимационный сериал «Таинственный остров» / Bilibaba / Dream Well Studio

Взяв самые яркие черты своего дебютного метра, Гинтс совершенствует их в «Потоке». И хотя раньше режиссёр работал с 2D-анимацией, в новом 3D-мультфильме сохраняется его авторский стиль. Не изменяя себе, Зильбалодис создал весь мультфильм в Blender, открытой программе для компьютерной графики. При этом пейзажи в «Потоке» прорисованы детально, а персонажи нарочито замылены, чтобы избежать эффекта зловещей долины. Поэтому движения животных выглядят плавными и естественными. Таким ощущается и весь мультфильм: размеренное повествование постепенно повышает накал эмоций. Заявленные полтора часа картины заставляют детей и взрослых сопереживать героям на экране так сильно, будто на экране трёхчасовая трагедия про крушение «Титаника».

Команда мультфильма уделила пристальное внимание не только анимации. Композитором «Потока» стал Рихард Зальупе — широко известный в Латвии ударник, музыкант Латвийского национального симфонического оркестра.

Команда хотела, чтобы все звуки, которые издают животные, были аутентичными, и записали их вживую. Для этого Рихард даже приходил в зоопарк и под запись щекотал там капибару. Но, по мнению режиссёров, звук не совсем подходил персонажу. Поэтому они использовали крики, которые издаёт детёныш верблюда. Остальные герои мультфильма получили голоса своих реальных прототипов. Возможно, поэтому некоторые пользователи в Сети писали, что их питомцы сбегались к экрану на жалобное мяуканье главного героя.

Почему за героями интересно наблюдать

В Ноевом ковчеге «Потока» собрались животные из разных уголков света: птица-секретарь из Африки, лемур с Мадагаскара, капибара из Северной Америки. А вот кот и собака у зрителей ассоциируются с собственными питомцами. Что-то подобное зрители могли видеть в «Приключениях Майло и Отиса» или «Невероятном путешествии», но сюжет «Потока» поднимает более глобальные вопросы.

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

Мультфильм лишён флёра детскости, поэтому у зрителей не возникает впечатления, что в конце герои обязательно вернутся домой. Вместе животные переживают приключения, напоминающие события «Одиссеи», и отважно сражаются с капризами стихии. Благодаря этому каждый из героев получает возможность измениться и встретиться лицом к лицу со своими страхами.

Кот боялся всего на свете: плавать, охотиться, общаться с другими животными. Ему нравилось проводить время наедине с собой, а на любое вторжение в своё личное пространство он реагировал испуганным взглядом. Но увидев доброту птицы-секретаря, кот открылся другим героям и отпустил свои страхи: научился плавать, стал добывать еду не только для себя, но и для товарищей.

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

Ретривер всегда отличался от других собак в стае, но пытался подражать им и скрывал свою доброту. Когда псы хотели напасть на кота, только ретривер за него заступился. И даже когда собаки бросили пса, он всё равно пытался вернуться к ним. Постепенно ретривер научился мыслить самостоятельно, не полагаясь на чужое мнение, и добровольно ушёл из стаи.

Капибара казалась флегматичной: её беспокоил только сон, а не то, что происходило на палубе. Но несмотря на свой спокойный и неконфликтный характер, она бросилась на защиту товарищей от псов-обидчиков и встала за штурвал, когда никто этого не сделал.

Лемур пытался понравиться своим собратьям: то и дело предлагал им яркие безделушки, чтобы те наконец-то обратили на него внимание. Но ближе к финалу мультфильма лемур понял: чтобы избавиться от одиночества, нужно быть среди тех, кто любит тебя просто так. И не стремиться купить любовь тех, кому ты не нужен.

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

Птица-секретарь попала в лодку из-за своей доброты. Она проявила сострадание к коту, и за это её выгнали из стаи, сломав крыло. После этого птица очерствела: никого не подпускала к себе, высмеивала накопительство лемура. Она непростой персонаж: одновременно с напускной холодностью птица продолжает заботиться о коте и часто жертвует собой ради товарищей.

Как можно трактовать сюжет мультфильма

Прелесть «Потока» в том, что у финала мультфильма нет однозначной трактовки. Если спросить у зрителей, чем завершилась история персонажей, все ответят по-разному: каждый находит в этой картине что-то своё.

Одни увидят здесь отсылки к всемирному потопу и Ноеву ковчегу. Другие заметят сходство с мифологией индейцев в эпизоде, когда животные бегают по чётко выверенному ритуальному кругу и после этого дождь прекращается. Но в картине нет прямых параллелей с религией. Самая универсальная трактовка «Потока» заключается в том, что его герои сталкиваются со своими страхами и тёмными сторонами.

Кадр: анимационный фильм «Поток» / Dream Well Studio / Sacrebleu Productions

Авторы картины размышляют, насколько циклична жизнь и существуют ли общие ценности, которые одинаковы полезны для всех. В конце мы понимаем: всё относительно. Каждый воспринимает мир по-своему. Пока часть животных в ужасе пыталась спастись от потопа, морские обитатели вроде кита чувствовали себя прекрасно. Но стоило воде сойти, как трагедия для животных закончилась. Кита же выбросило на берег, и он начал постепенно умирать.

Кто-то из критиков увидел в «Потоке» черты видеоигр с открытым миром. На эту мысль наталкивают и ракурс камеры, и то, как зритель взаимодействует с картиной. Режиссёр побуждает нас с любопытством исследователя изучать все детали в кадре и пытаться собрать их воедино. В этом смысле картина полностью соответствует нарративному принципу «Show, don’t tell»: не сообщает информацию напрямую, а подаёт её через детали и образы, позволяя зрителю самому делать выводы.

Такой новаторский подход к повествованию — главная причина смотреть «Поток». Авторы бесстрашно отказываются от инструментов, которые могли бы сделать события более очевидными. Без диалогов, экспозиции и героев-людей зрители остаются один на один с персонажами и миром. Создатели не вмешиваются в наше взаимодействие с картиной, вместо этого они подталкивают нас к собственным умозаключениям. И мы с головой окунаемся в эту историю, словно сами оказались на борту спасительной лодки.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована