Цензура в кино: от Кодекса Хейса до борьбы с дипфейками
Как государства и сама индустрия ограничивают кино.
Иллюстрация: Junge Film-Union Rolf Meyer / pngwing / Colowgee для Skillbox Media
Кинематограф появился в конце XIX века. Через некоторое время он стал массовым явлением. С тех пор государства ограничивают содержание картин. Мы решили посмотреть на цензуру в кино — и собрали историческую хронику запретов.
Из нашей статьи вы узнаете:
- какая цензура бывает в кино;
- что ограничивало кино на заре его становления в 1890–1920-е годы;
- чем различалась цензура в США, СССР, Европе и Азии в 1920–1960-х годах;
- как проявлялась цензурная оттепель с начала 1960-х;
- какие элементы цензуры есть в современной России и на Западе;
- как может работать цензура будущего.
Цензура против эротики, насилия и идеологии
Цензура в кино — это запреты и ограничения, которые накладывает государство или сама киноиндустрия. Например, в XX веке в США существовал свод ограничений под названием Кодекс Хейса — его ввели сами голливудские киностудии. А в СССР цензурой занималось государство. Ограничивают чаще всего эротику, насилие и конкурентную идеологию.
Цензура так или иначе свойственна всем политическим системам. Разница в методах и положении ползунка между «свободой» и «запретом». Например, в нацистской Германии киноиндустрия была национализирована, а цензура стала тотальной. Немецкое кино тридцатых прославляло великих деятелей прошлого, а с началом войны призывало к стойкости и обвиняло врагов. В фашистской Италии Бенито Муссолини у кинопроизводителей было больше свободы, а цензура была более мягкой: документальное кино возносило лидера и промышленный прогресс, а художественное — простую фермерскую жизнь и семейные ценности.
Можно выделить два типа цензуры: предварительная цензура и цензура после выхода.
- Предварительной цензурой чаще пользуются тоталитарные и авторитарные режимы. Существует государственное ведомство, которое занимается идеологическим контролем. Съёмка «неправильных» фильмов невозможна или жёстко карается.
- При цензуре после выхода остаётся возможность снимать любое кино, но его могут не допустить или ограничить в прокате из-за принятых ограничений.
В XX веке люди разобрались с тем, как ограничивать в кино эротику и насилие. Но сейчас появляются новые этические вызовы. Например, как регулировать технологии искусственного интеллекта, способные генерировать видео с современной или даже умершей звездой. Такие изображения могут обмануть зрителей, лишить заработка актёров и правообладателей, навредить их репутации. Государствам и киноиндустрии придётся решать эти вопросы.
Становление кино: эксперименты и свобода
1890–1920-е годы
Кинематограф зародился в конце XIX века благодаря нескольким совпавшим по времени изобретениям:
- В 1878 году изобрели желатиносеребряный фотопроцесс с высокой светочувствительностью. Технология позволила фиксировать движущиеся объекты на фотобумаге.
- В 1889-м создали киноплёнку на гибкой и прочной основе. Она давала более устойчивое изображение по сравнению с фотобумагой.
- В 1891-м появился скоростной аппарат хронофотографической съёмки. Он записывал изображения движущихся объектов, фотографируя их через короткие равные промежутки времени.
- В 1891–1895 годах сразу несколько изобретателей представили кинопроекторы. Самым знаменитым стал универсальный аппарат братьев Люмьер: он мог снимать, проецировать и копировать плёнку.
Первыми фильмами были документальные короткометражки длительностью несколько минут. Премьера постановочного кино случилась в 1895-м: братья Люмьер показали «Политого поливальщика». В Российской империи первая киносъёмка состоялась в 1897 году: фотохудожник Альфред Федецкий снял в Харькове 1,5 минуты «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». За нескольких следующих лет длина кинокартин выросла до 15–20 минут.
С первых дней в кино пришли эротика и насилие. В короткометражке «Новобрачная отходит ко сну» 1986 года девушка раздевалась до сорочки, а мужчина подглядывал за ней из-за ширмы. Годом ранее изобретатель Томас Эдисон спродюсировал «Казнь Марии Шотландской» — с имитацией отрубания головы. Возможно, это первый фильм со спецэффектами: стоп-кадром и монтажом с манекеном. А пионер кинофантастики Жорж Мельес в те же годы начал снимать «ужасы» со сверхъестественными существами — например, «Замок дьявола» (1896). Там тоже были примитивные спецэффекты: стоп-кадр, мультиэкспозиция, ускоренная и замедленная съёмка.
Развитие кинотеатров в начале XX века сделало кино массовым явлением в США, Европе, Азии и России. Это была пора экспериментов, закладывались основы киноязыка. При этом вплоть до 1920-х годов содержание фильмов никто не регулировал. Всем правили законы рынка и культурные скрепы: в основном снимали развлекательные и познавательные фильмы, а эротика и порнография оставались нишевым явлением «со дна» кинематографа.
Появление цензуры: традиционные ценности и идеология
1920–1960-е годы
К двадцатым годам XX века немое кино достигло расцвета и оформилось в самостоятельный род искусства. Тогда же во многих странах начали появляться цензурные ограничения.
Кодекс Хейса в США
В начале 1920-х религиозные организации стали критиковать голливудские фильмы за безнравственность. Масла в огонь подливал разгульный образ жизни кинозвёзд. На слуху была история Вирджинии Рапп — молодая актриса умерла через несколько дней после пьяной вечеринки. Одного из самых успешных актёров того времени — комика Роско Арбакла — обвинили в её изнасиловании и непреднамеренном убийстве. Звезду оправдали, но скандал сломал его карьеру.
В 1915 году Верховный суд США постановил, что кинокомпании не относятся к прессе и органам, выражающим общественное мнение. А значит, гарантированная Конституцией свобода слова на фильмы не распространяется. Под напором противников разврата в 1921 году во многих штатах законодательно ограничили прокат более ста фильмов. Например, кассовый хит «Шейк» (1921) запретили в Канзасе — за намёк на изнасилование, оставшееся за кадром. К слову, консервативные жители в провинции часто сами бойкотировали и даже громили кинотеатры.
Студии рисковали столкнуться со множеством отдельных непоследовательных ограничений. К тому же некоторые были весьма странными. Если в Канзасе запрещалось показывать курящих женщин, то в Пенсильвании — даже беременных. Чтобы избежать государственной цензуры и не терять деньги, голливудские боссы выбрали самоограничение. Для составления этического кодекса, который бы определял ограничения и давал рекомендации, наняли Уилла Хейса — бывшего главу республиканской партии со связями в консервативных протестантских кругах.
При этом связывать Хейса только с ограничениями было бы несправедливо. Так, например, он навёл порядок в системе найма массовки — ввёл зарплатные категории.
Первая редакция Кодекса появилась в 1927-м. Она содержала одиннадцать обязательных запретов: среди них запрет на ненормативную лексику, наготу (в том числе силуэты и разговоры о сексе с соблазнительными коннотациями), наркотики, межрасовые и гомосексуальные отношения. Также запрещалось показывать «белое рабство», высмеивать священнослужителей, оскорблять любые нации и религии. Ещё двадцать пять вещей показывать было можно, но не рекомендовалось: среди них поджоги и применение огнестрельного оружия, сцены, вызывающие сочувствие к преступникам, эпизоды соблазнения женщин, долгие поцелуи, особенно с отрицательными персонажами.
За свою работу Уилл Хейс получил огромный по тем временам гонорар: 100 тысяч долларов.
Поначалу запреты не очень работали. Великая депрессия заставила студии выкручиваться: фильмы с ярким и жестоким содержанием приносили больше денег. Люди ездили смотреть кино в другой штат, если дома были запреты. В 1931 году журнал The Hollywood Reporter высмеял Кодекс, цитируя анонимного сценариста: «Моральный кодекс Хейса уже не просто шутка, а воспоминания». Но в 1934 году Киноассоциация создала специальную комиссию, которая стала рассматривать все фильмы перед прокатом. Следующие тридцать лет участникам индустрии пришлось соблюдать ограничения.
Цензуре подверглось множество фильмов. Например, в 1943 году режиссёр Говард Хьюз вырезал из «Вне закона» сцену со слишком глубоким, по мнению цензоров, декольте главной героини. Не помогло: фильм запретили через неделю после премьеры. В ситкоме начала 1950-х «Я люблю Люси» запрещённое слово «беременна» заменили на «ожидает». А знаменитая фраза из «Унесённых ветром» — «Если честно, моя дорогая, мне плевать» («Frankly, my dear, I don’t give a damn») — прошла только потому, что незадолго до выхода фильма разрешили при определённых условиях употреблять слово «damn».
Стоит сказать, что, несмотря на морализаторство, Кодекс Хейса зачастую боролся только с тем, что показывалось на экране, а вот подтекст не трогал. Многие популярные фильмы основывались на бродвейских постановках, где цензуры не было. Поэтому, когда из фильма убирали упоминания о гомосексуальности героев или другие запрещённые вещи, публика обо всём знала. Создателям же приходилось хитрить. Например, «Ребекка» (1940) Хичкока снята по роману Дафны дю Морье. В нём главный герой избегает наказания за убийство жены. Кодекс такого не одобрял, поэтому в фильме Ребекка гибнет случайно.
Идеологическая цензура: опыт СССР
В царской России цензура появилась в 1908 году: запрещать стали набравшие популярность фильмы «парижского жанра» или «пикантного содержания». Со временем вопрос о границах допустимого встал более остро. Но единого мнения у цензоров и искусствоведов не было. Критерии были расплывчатыми: не допускались к показу ленты, «противные нравственности и благопристойности», «кощунственные», провоцирующие «бунтовщическое или иное преступное деяние», а также «признанные неудобными по местным условиям». Размытые правила порождали неразбериху. Историк кино Владимир Михайлов в книге «Рассказы о кинематографе старой Москвы» приводит случай, когда на одной стороне Невского проспекта фильм показывали, а на другой запрещали.
После падения самодержавия большевики взялись за дело основательно — нужно было подчинить искусство нуждам революции. На создание централизованного цензурного аппарата ушло шесть лет. В октябре 1917 года появились Народный комиссариат просвещения РСФСР, Киноподотдел при внешкольном отделе Государственной комиссии по народному просвещению, Московский и Петроградский кинокомитеты. В 1919-м всю фото- и кинематографическую деятельность национализировали: создавать и распространять фильмы можно было только под контролем государственных структур. С февраля 1923-го главным органом цензуры стал Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком) — без его разрешения нельзя было показывать фильмы и спектакли. А все прокатные организации страны объединили в акционерное общество «Совкино». Оно упорядочивало рецензирование фильмов в прессе и цензурирование сценариев, контролировало импорт иностранных картин.
Читайте также:
В первые годы становления советской власти главной задачей цензуры было не допустить антисоветской пропаганды. От создателей кино пока не требовали прославлять коммунизм. Достаточно было критиковать или хотя бы не упоминать «враждебный» империализм.
В 1920-х годов документальные хроники прославляли Ленина и других локомотивов революции. Яркий пример — фильм «История гражданской войны» Дзиги Вертова, в котором Красная армия спасала народ от угнетателей. Иностранные фильмы пересобирали под те же задачи. Например, американский приключенческий фильм «Мужское и женское» (1919) рассказывал о надменной женщине из высшего общества и влюблённом в неё дворецком, которые оказались на необитаемом острове. После перемонтажа он стал историей о пролетарской революции на изолированном кусочке земли. Конечно, перекраивались не только иностранные фильмы, — работы советских режиссёров страдали от этого несколько следующих десятилетий.
В 1925-м юрист и директор кинофабрики «Совкино» Илья Трайнин сформулировал основания для цензуры: пошлость, мещанство, пацифизм, сентиментализм, антихудожественность, порнография, шовинизм, присутствие вредителей, агентов Антанты, бандитов, шпионов.
С 1930-го цензура СССР вступила в эпоху «тотального террора». Запретили не только политическое и нравственное инакомыслие, но и упоминания о голоде, стихийных бедствиях и даже о плохой погоде. А вот насилие на экранах не возбранялось, особенно когда помогало идеологии, — например, в сценах уничтожения противников советской власти или зверства врагов.
У раннего советского кино было немало достижений. В 1925 году на весь мир прогремел «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна. В 1930-е годы сложился особый киноязык, который соединил уже общепринятую систему Станиславского с новейшими техническими приёмами того времени. Тогда же цензура сломала судьбы многих деятелей искусства.
Например, сценарист Алексей Авдеенко поплатился за фильм «Закон жизни». В нём непутёвый комсомолец на вечере выпускников института заявляет, что социализм не против алкоголя и любви, а потом уводит девушку у главного героя. Хотя в конце тот одержал моральную победу над обидчиком, получив должность секретаря комсомола, образ «злодея» вышел более живым и обаятельным. После разгрома от критиков сценариста выселили из дома, исключили из партии и Союза писателей. Мужчине, который до этого считался искренним приверженцем партии, пришлось работать в шахте.
Страдали и мэтры кино. В 1932 году Сергей Эйзенштейн вернулся из трёхлетней командировки в Европу и США. Сталин написал члену политбюро ЦК Кагановичу, что Эйзенштейн старается «пролезть… в главные кинооператоры СССР» и его победа «будет выглядеть как премия всем будущим дезертирам». После этого позиции режиссёра пошатнулись: власти свернули работу над его фильмом «Бежин луг», отлучили от преподавания, а триумфальную картину «Александр Невский» (1938) изъяли из проката, чтобы не обострять отношения с Германией после заключения пакта о ненападении.
С началом Великой отечественной войны главной целью кино стало «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». С конца войны до 1953 года в стране случилось «малокартинье»: расходы на кино уменьшили, производство республиканских студий упало в 2–3 раза. Цензура при этом оставалась такой же жёсткой — до смерти Сталина в 1953 году. После этого начались перемены.
Цензура в Европе
Главным Европейским киноцензором в XX веке была гитлеровская Германия. Даже нравственные запреты там подчинялись идеологии. Например, чтобы не допустить «угрозы общественной безопасности», из «Броненосца „Потёмкина“» вырезали сцены, где матросы бросают офицеров за борт. За «игру на низменных инстинктах» запретили чехословацкий фильм «Экстаз» (1933), героиня которого подаёт на развод и проводит ночь с незнакомцем. «Очарованный день» (1944) не пустили в прокат, потому что в нём слишком эмансипированная героиня уходит от жениха. А фильм «Улица Большая свобода №7» (1944) — за критику флота и мечты персонажа о море и свободе.
После войны немецкая цензура ослабла, но сохранилась. В ФРГ подвергли гонениям фильм «Грешница» (1951), где проститутка из жалости убивает смертельно больного мужчину и кончает с собой. В ГДР ради «чувств немцев» из «Касабланки» (1942) вырезали нацистов, а борца сопротивления Виктора Ласло сделали изобретателем некоего «дельта-излучения» — так антинацистская мелодрама стала приключенческим фильмом.
За исключением киноиндустрии Германии, Италии времён Муссолини и послевоенных стран советского блока, европейское кино было намного свободнее советского и американского. Оно и подстегнуло цензурную революцию в Голливуде — об этом в следующем разделе.
Цензура в Азии
Первую китайскую кинокомпанию, «Азия Фильм», основал в 1909 американский еврей русского происхождения Бенджамин Бродский. Поначалу китайское кино было в основном развлекательным. Но в 1930-х в него пришла социальная проблематика. Тогда же в стране появились первые настоящие кинозвёзды. Японская оккупация во время Второй мировой завершила первый золотой век китайского кино. Зато сразу после войны начался второй: появились новые кинокомпании, разнообразие жанров и будущая классика.
С приходом к власти коммунистов в 1949 году постепенно набрала обороты «великая китайская цензура». Партия запретила старые китайские фильмы, гонконгское и голливудское кино. В 1952 году киноиндустрию национализировали. Идеологические запреты были похожи на советские: киноделы из Поднебесной даже ездили в СССР перенимать опыт.
Цензура в Китае действует до сих пор. Скажем, в 2022 году до кинотеатров добрался «Бойцовский клуб» (1999). В финале вместо привычного нам взрыва показали титр о том, что полицейские сорвали теракт, а Тайлер Дёрден отправился в психиатрическую больницу. Сами китайские кинематографисты работают в условиях жёстких ограничений.
В Японии период активной цензуры пришёлся на военные годы. В 1939-м кинобизнес подчинили государству. Помимо фильмов с политически неугодными темами, в опалу попали фильмы с демонстрацией индивидуального счастья, курящих и пьющих женщин, фильмы с использованием иностранных слов. Когда американские войска в конце войны оккупировали Японию, цензуру отменили. В 1950-х японское кино прорвалось на мировой рынок, стало получать европейские и американские награды.
Цензура на Ближнем Востоке
Кино в регионе начало активно развиваться в 1930-х годах. До сих пор оно остаётся предельно самобытным, а лидерами считаются Иран и Турция. Для ближневосточных фильмов характерны привязанность к исламским традициям, поэтичность, мелодраматичность в изображении чувств. Культура рождает и ограничения — например, в исламе нельзя изображать пророка Мухаммеда. Другие запреты касаются женской наготы и нарушения нравственности. Были отдельные случаи политической цензуры, но полностью развернулась она на Ближнем Востоке уже в 1980-х. Например, в Саудовской Аравии кинотеатры за тлетворное влияние запрещали на 35 лет: их просто не было с 1983 по 2018 год. Поэтому в стране были очень популярны видеомагнитофоны, а потом и спутниковое ТВ.
В Иране после Исламской революции 1979-го независимые кинематографисты попали в опалу. Самый яркий пример — звёздный Джафар Панахи, который снимает фильмы даже под домашним арестом. В «Это не фильм» (2011) запертый у себя дома режиссёр читает сценарий картины, которую ему не дали сделать. Документалку сняли на смартфон, вывезли из Ирана в пирожном и показали на Каннском кинофестивале. Дальше камерой стал видеорегистратор: в комедийном «Такси» (2015) непрофессиональные актёры играют пассажиров, а сам Панахи изображает водителя. Летом 2024-го режиссёру впервые за 15 лет разрешили выехать из страны.
Цензурная оттепель: сексуальная революция и возрастная маркировка
1960–2020-е годы
В 1960-х по обе стороны железного занавеса начались перемены в киноцензуре.
США: возрастной рейтинг вместо Кодекса Хейса
После окончания Второй мировой войны для американского кино вновь открылся европейский рынок. Но киноделы Старого Света тоже хотели экспортировать кино в США. И тут у цензурной машины США появилась проблема: в европейском кино господствовал итальянский неореализм — и дома фильмы никто не ограничивал.
Первопроходцем стал «Рим, открытый город» (1945) Роберто Росселлини о последних днях немецкой оккупации. Поначалу его показывали в независимых артхаусных кинотеатрах. Но спустя два года фильм номинировали на «Оскар». Американские прокатчики увидели возможность заработать на европейском кино.
Началом конца для Кодекса Хейса стал фильм «Похитители велосипедов» (1947) Витторио де Сики — об отце и сыне, которые пытаются разыскать похищенный велосипед, необходимый для работы. Фильм стал хитом в Нью-Йоркском кинотеатре, так что студии нацелились на национальный прокат. Но для этого нужно было разрешение цензурной комиссии, которой управлял видный католик Джозеф Брин.
В «Похитителях велосипедов» были две «сомнительные» сцены: в одной сын главного героя собирался пописать на стену, а во второй герои в поисках велосипеда заходили в бордель. Формально эпизоды не противоречили Кодексу, но Брин упёрся. Он воспринимал попытки протащить фильм в прокат как происки коммунистов. В ответ прокатчики устроили кампанию против главы комиссии: тот не защищает, а тормозит индустрию.
К тому времени настроения американской общественности изменились. Пережившие войну люди хотели видеть в кино правду жизни, а не рафинированную картинку. Страну охватила волна разводов, так что пропаганда семейных скреп народу не была близка.
Вскоре три из пяти кинотеатральных сетей Ассоциации стали показывать фильм Де Сики без одобрения комиссии. Уже к 1954 году кинопроизводители ни во что не ставили Кодекс. К тому времени сам Хейс умер, а Брин уволился.
В 1955-м в прокат вышел «Человек с золотой рукой» Отто Премингера. В нём творилось «немыслимое»: Фрэнк Синатра играл карточного шулера с наркозависимостью. Следом стали выходить всё более откровенные картины: «Печать зла» (1958), «Анатомия убийства» (1959), «Психо» (1960) и «Тьма наверху лестницы» (1961). На волне сексуальной революции в кино вернулись взрослые темы.
В 1968 году Кодекс Хейса отменили, заменив на систему возрастного рейтинга MPAA. Она действует в США до сих пор:
- Рейтинг G — нет возрастных ограничений.
- Рейтинг PG — рекомендуется присутствие родителей.
- Рейтинг PG-13 — детям до 13 лет просмотр нежелателен.
- Рейтинг R — лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого.
- Рейтинг NC-17 — лицам до 18 лет просмотр запрещён. До 1990 года категория называлась X. Но многие люди думали, что этот рейтинг дают только фильмам для взрослых, так что букву заменили.
Рейтинг присваивает комиссия, которую создают под каждый фильм. После обсуждения ему присваивают категорию. Если продюсеры картины не согласны, можно подать апелляцию. Новая комиссия рассматривает доводы продюсеров и отмечает сцены, влияющие на рейтинг. Дальше создатели картины могут выбрать: удалить или переснять (перемонтировать) сцены либо согласиться с решением комиссии.
Читайте также:
СССР: послабление цензуры
В середине 1950-х в стране началась оттепель: можно было ругать покойного вождя и создавать искусство, не связанное с коммунистической идеологией. Власти стали санкционировать производство фильмов, посвящённых личным переживаниям и конфликтам персонажей. Например, «В добрый час» (1956) — о семье профессора, в которой младший сын переживает из-за навязанного родителями поступления в вуз, а старший женится на любимой девушке втайне от матери.
Хотя кинематографисты получили больше свободы, цензоры всё ещё запрещали многие «провокационные» и «вредные» фильмы. Так, «Урок литературы» (1968), где школьный учитель решает говорить только правду, забраковали за якобы намёк на то, что советская власть не всегда является образцом честности.
Бесконечно боролись с цензурой и мэтры. Гайдая заставили сменить фамилию антагониста «Кавказской пленницы» (1966) с Охохова на Саахова, чтобы не обидеть председателя Совета министров Кабардино-Балкарской ССР Асланби Ахохова. Председатель Совета кинематографии сначала назвал картину «возмутительной антисоветчиной», а через несколько дней похвалил — после одобрения Брежнева. У Тарковского тоже были сложные отношения с политиками, так что в итоге он уехал в Италию.
Запреты сохранялись вплоть до падения советской власти. Но с 1991 советская цензура закончилась, а в России огромную популярность обрело кино, которое в СССР считалось бы аморальным, вредным или низкокачественным.
В 2012 году в России пересмотрели систему возрастного рейтинга информационной продукции, которая действовала в СССР и обновлялась в начале 1990-х. Сейчас производители должны маркировать всю информацию, включая кино:
- Для детей, не достигших возраста шести лет (0+).
- Для детей, достигших возраста шести лет (6+).
- Для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+).
- Для людей, достигших возраста шестнадцати лет (16+).
- Запрещённая для распространения среди детей (18+).
Современная цензура: новая этика и негласные запреты
2020-й — настоящее время
Сейчас ни в США, ни в России нет официальной цензуры. Но трудно не замечать противоположные тенденции, которые наметились в двух странах.
За последнее десятилетие в США распространились требования и рекомендации об инклюзивности в кинопроизводстве. Они расширяют права социальных групп, которые веками были угнетены. Но это часто воспринимается как новый виток цензуры, особенности в среде республиканцев.
В 2020 году британская газета Daily Mail выпустила статью об «обратном расизме» в Голливуде. Источники издания жаловались, что на волне движения BLM людям с белой кожей всё сложнее получить работу в индустрии. Например, звёздный режиссёр хорроров Джордан Пил заявил, что ни за что бы не взял на главную роль «белого чувака, потому что уже насмотрелся фильмов с ними». В ответ руководитель одной из студий заявил, что, если бы какой-то белый режиссёр сказал подобное об афроамериканских актёрах, его карьеру вмиг бы разрушили.
В 2024-м американская Киноакадемия ввела новые стандарты для номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Они созданы «с целью поощрения справедливого представительства на экране и за его пределами» и подразделяются на четыре стандарта — лауреат должен соответствовать как минимум двум. Для соответствия достаточно выполнить один из пунктов в составе стандарта.
Стандарт А
- Главную или ведущую роль второго плана должен играть как минимум один «цветной» актёр — азиат, темнокожий, латиноамериканец.
- Не менее 30% исполнителей второстепенных и менее значимых ролей должны быть женщинами, представителями какой-либо расовой или этнической группы, ЛГБТ («Международное общественное движение ЛГБТ» объявлено в России экстремистским), людьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Основная сюжетная линия или тема фильма должна быть сфокусирована на этих же группах.
Стандарт B
- По крайней мере две творческие руководящие должности в съёмочной бригаде и команде постпродакшена должны занимать представители меньшинств.
Стандарт C
- Компания предоставляет возможность прохождения стажировки и обучения для женщин, представителей какой-либо расовой или этнической группы, ЛГБТ («Международное общественное движение ЛГБТ» объявлено в России экстремистским), людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Крупные компании должны предоставлять такую возможность постоянно, не только во время производства конкретного фильма.
Стандарт D
- Репрезентация касается отделов развития, маркетинга, рекламы и дистрибуции: как минимум один человек должен быть «цветным» или относиться к другим угнетённым группам.
Несмотря на то что требования вполне приемлемые, многие люди из киноиндустрии их активно критикуют, хотя и в кулуарах. Например, работающая в США продюсер Лиса Астахова сказала «Коммерсанту», что вряд ли кто-то будет публично обсуждать ограничения, но консервативно настроенные люди воспринимают их так, будто теперь в кино нанимают не за навыки, а за цвет кожи или пол.
В России негласные запреты ужесточились с 2022 года. Одним из инструментов стала выдача прокатного удостоверения, которое поначалу было просто идентификатором. Теперь некоторым фильмам не выдают удостоверение, в частности, на основании туманного пункта «в иных определённых федеральными законами случаях». Так было со «Сказкой» (2022) Александра Сокурова. Якутский триллер «Айта» (2022) убрали из кинотеатров и стримингов за «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». А байопик «Рыжий» сначала получил прокатное удостоверение, но потом оно пропало из реестра, фильм так и не вышел в прокат.
В декабре 2022 года был принят указ о «запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и смены пола в онлайн-кинотеатрах, СМИ, кино и рекламе». Российские стриминги получают штрафы и вырезают из популярных сериалов не только сцены, но целые сюжетные линии и даже слово «гей».
Медиа пишут о «чёрных списков актёров», которые нельзя снимать. Так, Максима Виторгана в сериале «Контакт» заменили на дипфейк. А на Kion так и не вышел сериал «Бар „Один звонок“» с Данилой Козловским. Также, по слухам, редакторы просят сценаристов не изображать в критическом свете силовиков и священнослужителей.
Похоже, эпоха смелых и самобытных проектов на российских платформах закончилась или отложена на неопределённый срок.
Будущее цензуры: борьба с дипфейками
Из-за возможностей искусственного интеллекта по генерации видео на первый план выходят вопросы регулирования этой технологии. Пересматривать придётся этическую, юридическую и финансовую сторону кинопроизводства. Видимо, это дело ближайшего десятилетия.
В 2017 году пользователь Reddit с ником Deepfakes выложил порноролики, в которых с помощью искусственного интеллекта поменял лица порноактёров на лица знаменитостей. За пару лет технология стала популярной, а западные медиа начали обсуждать её юридическое регулирование.
Создатели кино сразу нашли применение дипфейкам. Например, в «Гемини» (2019) омолодили Уилла Смита. В российском сериале «Диверсант» появился герой актёра Владислава Галкина, умершего в 2010 году. А в фильме «Манюня: Приключения в Москве» (2024) использовали образ Юрия Никулина.
В сентябре 2024 года в Калифорнии приняли закон, запрещающий студиям создавать цифровые копии умерших актёров без согласия их наследников. Запрет лоббировала «Американская гильдия киноактёров». Ещё несколько законов направлены на борьбу с дипфейками, которые могут повлиять на результаты выборов.
В том же месяце в Государственную думу РФ внесли законопроект об уголовном наказании за мошенничество с дипфейками. Видимо, со временем регулировать технологию будут и в российском кино.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс