Кто создаёт электронную музыку и как на этом можно зарабатывать
Чем продюсер электронной музыки отличается от битмейкера и как им стать.
Иллюстрация: Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- кто такой продюсер электронной музыки;
- чем он отличается от битмейкера;
- чем занимается продюсер;
- какими программами ему нужно владеть;
- сколько зарабатывают продюсеры;
- истории о том, как стать продюсером;
- где выучиться на продюсера.
Кто такой продюсер электронной музыки
Продюсер электронной музыки — это специалист, который может создавать музыкальные композиции в одиночку при помощи специальных компьютерных программ, а также тот, кто может организовывать команду для создания трека.
Навыки такого специалиста будут полезны не только тем, кто хочет стартовать в карьере сольного артиста. Продюсеры часто творят «за сценой»: пишут песни для кино и игр, по заказу лейблов и артистов, для брендов и аудиостоков.
Для работы продюсеру достаточно домашней студии, хотя и её можно заменить обычным компьютером. Уметь играть на музыкальных инструментах тоже необязательно, ведь нужные звуки можно синтезировать или купить.
Читайте также:
Чем продюсер электронной музыки отличается от битмейкера
Битмейкеры занимаются более узкими задачами и не так сильно влияют на на конечный результат. Они пишут инструментальную основу трека, выступают как композиторы и аранжировщики — и на этом, пожалуй, всё.
Продюсеры же контролируют все элементы создания песни. Они дают советы исполнителю по поводу вокала, текста, концепции.
Вот как разграничил эти две профессии Metro Boomin — продюсер, работавший с Канье Уэстом, Трэвисом Скоттом, Дрейком, Фьючером, Янг Тагом, 21 Savage:
«Продюсеры сами не так часто делают биты. Они контролируют процесс записи всего трека — от начала и до конца. Их задача заключается в том, чтобы сделать трек как можно круче. Продюсер будто тренер: мотивирует артиста, направляет его, подбирает ему правильный бит. Как только трек записан, продюсер вновь его анализирует и может изменить мелкие детали».
Продюсеру необязательно по ходу создания песни заниматься тем, что может взять на себя битмейкер: записать ударные, выбрать семпл, наложить эффекты. Однако он должен уметь подключиться в любой момент и показать, как он сам видит результат. Так что продюсеру лучше владеть теми же программами, что и битмейкеру.
Чем занимается продюсер электронной музыки
- Авторская музыка. Она насчитывает сотни жанров и может звучать по-разному — от танцевальных треков для клубов до экспериментальных шумов.
- Музыка для других артистов. Продюсер электронной музыки может написать бит для рэпера, инструментальную основу, под которую споёт артист, или трек для другого исполнителя целиком.
- Саундтреки. Продюсеры электронной музыки пишут треки для видеоигр, рекламных роликов и фильмов.
При создании музыки и для себя, и для коммерческих целей нужно помнить, что музыка — это прежде всего творчество. Какой-то идеальной формулы для её создания нет.
«Чтобы писать популярную музыку, нужно следовать правилам и успевать за трендами. Те, кто в андеграунде, пишут треки без этих рамок — но и прослушиваний у них гораздо меньше, чем у известных музыкантов. Это две крайности — есть множество промежуточных вариантов. Мне, например, нравится писать треки по правилам популярной музыки, но и не меньше я люблю от них отклоняться».
Дмитрий Гарманов,
музыкальный продюсер, звукорежиссёр, спикер бесплатного профориентационного курса «Кем стать»
Какими программами нужно уметь пользоваться
- Ableton Live, FL Studio, Logic Pro — это программы, в которых можно выполнить полный цикл работ по созданию трека, от первичной записи до конечной обработки. Они позволяют программировать ударные, выстраивать дорожки с разными звуками, нарезать семплы. Ещё эти программы называют DAW-станциями — от digital audio workstation, то есть цифровая звуковая рабочая станция.
- Auto-Tune. Плагин для DAW-станций, позволяющий обрабатывать голос. Также для работы с вокалом можно использовать Melodyne.
Этих инструментов достаточно для стартового уровня. При наличии денег и желания можно докупить более продвинутые девайсы: дополнительные мониторы, микрофоны, MIDI-клавиатуру (фортепианную клавиатуру, которая помогает управлять звучанием по ходу игры трека).
Сколько зарабатывают создатели электронной музыки
На старте, когда многие ищут коллаборации по знакомству, ценник будет низкий — по 500–1000 рублей за бит. Доход варьируется от производительности, но за месяц можно зарабатывать около 15 тысяч рублей, а большой проект принесёт до 20 тысяч рублей.
Важно помнить, что часть усилий в начале карьеры, скорее всего, уйдёт «в молоко» и найти клиентов будет сложно. Однако даже работы этого периода лучше не выбрасывать, а делиться ими в соцсетях и рекламировать через друзей. Так вы наработаете портфолио.
Стоит понимать, что, как и в любой творческой профессии, вам будет необходимо инвестировать деньги в своё развитие, оборудование и, может, даже в рекламу. А своё время — в налаживание знакомств и связей.
Читайте также:
Продюсеры среднего уровня зарабатывают 80–100 тысяч рублей в месяц, а вот у опытных профи с наработанной базой клиентов потолка нет: всё зависит от имени продюсера и успешности трека.
За один трек можно получить как 50 тысяч, так и больше миллиона. По словам продюсера Slava Marlow, в 2021 году за один бит ему платили 35 тысяч долларов, что по тогдашнему курсу было больше 2,5 млн рублей.
Также продюсеры получают роялти — выплаты за каждое прослушивание песни на стриминговых сервисах. Например, на Apple Music роялти составляет 0,01 доллара за трек.
Где искать работу электронному продюсеру
Для начинающих продюсеров лучшие способы раскрутки — это общение с артистами и сарафанное радио. Можно писать музыкантам в соцсетях, присылать своё портфолио или демоверсии песен и договариваться о совместных работах.
Также есть ряд сайтов, помогающих в распространении музыки:
- стоки — AudioJungle, Epidemic Sound или Pond5;
- биржи фриланса — Upwork;
- сайты для обмена творчеством продюсеров и исполнителей — BeatStars.
Как стать продюсером — реальные истории
Михаил Рыбка — создаёт музыку для своих проектов и продюсирует чужие:
«Я пишу танцевальную музыку, её можно найти по нескольким названиям: Elasteek, Dazu, The Duzz — это музыка для разной аудитории. Продюсирую рэп-проект знакомого, называется Adamnin. До своих проектов я со многими коллабил, до сих пор помогаю многим артистам доделать их музыку. А пришёл к этому, потому что была большая тяга разобраться, как работает музыка.
10 лет работал преподавателем, а это очень сильно помогает понять разные жанры, так как к тебе приходят разные люди. Начинал с битов, продавал их, но всегда интересовала электронная музыка. Первые проекты были просто на компьютере, из музыкальных инструментов была только мышка. Я до сих пор убеждён: чтобы начать писать, тебе не нужно суперкрутое оборудование».
Дмитрий Гарманов — учит людей писать музыку, в том числе и в Skillbox:
«Уже больше 10 лет преподаю создание музыки, помогаю дорабатывать треки и подтягивать знания тем, кто уже что-то умеет. Ещё занимаюсь гост-продакшеном и немного развиваю свой канал cnstruct.
Всегда нравилась музыка, причём именно музыка, а не песни, поэтому думал, как делать её самому. Началось всё с простых программ, которые продавались на дисках вместе с игровыми журналами. Например, eJay. Освоив простые навыки, понял, что профессионально музыка пишется в каких-то других программах, нашёл FruityLoops (сейчас она называется FL Studio), потом перешёл на Logic, а потом — на Ableton.
Информации было очень мало, окружения не было, YouTube тоже не было 🙂 Постепенно появлялось понимание и обучающие материалы — так плавно и набирался знаний и опыта».
Где учиться на продюсера
Конечно, знаменитым продюсером можно стать и без обучения, просто скачивая программы, набивая руку и взаимодействуя с другими артистами. Но если вы хотите ускорить процесс и учиться на чужих ошибках, а не на своих, то есть немало школ и курсов.
Рекомендуем курс Skillbox «Создание электронной музыки». Он подойдёт для новичков, которые хотят разобраться в музыкальной теории и получить навыки по работе с программами. Также он будет интересен и опытным продюсерам или диджеям. Ваши работы будут оценивать другие люди из индустрии — это не только опыт по саморазвитию, но и новые знакомства, которые помогут продвинуть ваши песни.
Также обратите внимание на такие школы: