Кино
#статьи

«Все совпадения неслучайны»: драма Альфонсо Куарона о тайном прошлом

Разбираем экранизацию одноимённого романа Рени Найт.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

В стриминг-сервисе Apple TV+ вышел мини-сериал оскароносного Альфонсо Куарона — режиссёра не было слышно с выхода «Ромы» в 2018 году. «Disclaimer» (оригинальное название) — это экранизация книги Рени Найт о журналистке, которой в руки попадает текст с подробным описанием её давнего отдыха в Италии. Описанием, которое героиня предпочла бы никогда не читать.

Оператором сериала выступил не менее именитый Эммануэль Любецки («Выживший», «Бёрдмэн»), а в главных ролях, помимо Бланшетт, — Саша Барон Коэн, Коди Смит-Макфи и Кевин Клайн.

В этом материале поговорим о плюсах и минусах сериала, остановившись:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

О чём сериал

Кэтрин Рейвенскрофт (Кейт Бланшетт) — известная документалистка, получившая множество наград за свои расследования. Муж Кэтрин, предприниматель Роберт (Саша Барон Коэн), искренне любит супругу, всегда и во всём её поддерживает. Однако с сыном у Кэтрин сложные отношения. 25-летний Николас (Коди Смит-Макфи) реагирует на любые слова матери с раздражением, а ещё недоволен тем, что родители попросили его начать самостоятельную жизнь и снять, наконец, собственную квартиру.

Однажды Кэтрин получает книгу под названием «Незнакомка», в предисловии которой сказано, что «всякое сходство с живыми и мёртвыми людьми неслучайно».

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

Книга описывает события отпуска в Италии двадцатилетней давности, когда молодая Рейвенскрофт (Лейла Джордж) закрутила роман с юношей Джонатаном (Луис Патридж). Трагедия в том, что отношения тогда закончились вместе с жизнью любовника.

Автором книги оказалась мать Джонатана, Нэнси (Лесли Мэнвилл). Она описала эту историю много лет назад, но не успела опубликовать текст при жизни. Дело Нэнси решил закончить её муж, Стивен Бригсток (Кевин Клайн). Стивен не только выпускает «Незнакомку», но и настраивает всё окружение Кэтрин против неё. Происходит кэнселлинг.

Чем цепляют протагонисты шоу

Роль Кэтрин, главной героини сериала, блистательно исполнила Кейт Бланшетт. Персонаж у актрисы получился неоднозначным. С одной стороны, Кэтрин — гениальная журналистка, примерная жена и заботливая мать, с другой же — всё это касается только Рейвенскрофт из настоящего. Молодая Кэтрин ничем из вышеперечисленного похвастать не могла: работать она только начинала, мужу изменяла, а сын из-за её халатности чуть не утонул в море. Благо неподалёку оказался Джонатан, ценой своей жизни спасший малыша. За это родители юноши на Рейвенскрофт и разозлились.

Героиня Бланшетт во многом напоминает персонажа Николаса Кейджа из картины «Герой наших снов». Посудите сами: оба протагониста — миролюбивые семейные люди, которые пытаются разобраться с проблемным прошлым. Оба сначала обретают популярность, а затем мгновенно её теряют. Оба сталкиваются с отменой и травлей. Пытаются доказать свою невиновность, но слушать их не хотят даже близкие. Только у Куарона конфликт работает в иной плоскости — протагонист его сериала действительно совершил нечто ужасное, а не страдает от немотивированной агрессии, как у Кристоффера Боргли.

Но если мужчина, которого играл Кейдж, внешне и своим поведением действительно отталкивал, то героиня Кейт Бланшетт вызывает чувства более смешанные. Глядя на Кэтрин из настоящего, невозможно поверить, что она когда-то совершила непреднамеренное убийство. Сейчас же она вон какая — за каждого близкого беспокоится, по ночам не спит и изо всех сил старается хоть с кем-то из окружающих объясниться. Такой контраст — в том числе заслуга актрисы, исполняющей роль Кэтрин в молодости. Экранного времени у Лейлы Джордж намного меньше, чем у Бланшетт, однако это не помешало девушке воплотить во флешбэках яркий образ роковой обольстительницы, практически femme fatale из американских нуарных фильмов.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

Кевин Клайн перед камерой проводит времени не меньше, чем Бланшетт. Его герой тоже не так прост, как кажется. Да, он явно пострадавшая сторона: сначала сын погиб далеко в Италии, а через много лет почила жена, последние годы жизни просидевшая над злосчастной рукописью. Но как быстро овечка стала волком Стивен Бригсток почувствовал вкус к жизни, вступив на тропу мести. Из полумёртвого старика-затворника он превратился в социопата-живчика, который ходит в розовом кардигане своей жены и от имени сына пишет отпрыску Кэтрин. Куарон вновь вводит зрителя в заблуждение, заставляя испытывать противоречивые чувства и к Бригстоку.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

Саша Барон Коэн играет заботливого отца и любящего мужа, но на поверку оказывается, что Роберт тоже своего рода актёр: мужчина только притворяется образцовым семьянином, но сам не в состоянии помочь никому из родственников. Максимум, на что способен Роберт, — с грустным лицом ехать в автобусе и рассуждать о классовом неравенстве. Иронично, конечно, что занимается этим исполнитель роли Бората, но на подобных сценах хочется скорее зевнуть, а не улыбнуться.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

Схожая ситуация и у другого яркого актёра, Коди Смита-Макфи. Помните, как здорово он сыграл хитрого парня в фильме «Власть пса» Джейн Кэмпион? Вот и в «Совпадениях» ждёшь от него чего-то особенного, а он играет простого избалованного юношу, который сам ничего не решает. Обидно.

Как сняты «Совпадения»

Операторы Эммануэль Любецки и Брюно Дельбоннель безукоризненно проделали свою работу. Очевидно, что мастерам нужно было вписаться в характерный визуальный стиль сериалов Apple TV+ с их отточенной — часто холодной — картинкой (серьёзно, складывается впечатление, что существует некая методичка, по которой все эти сериалы снимают).

Однако Любецки и Дельбоннель не просто следуют шаблонам, а идут дальше, привнося в сериал собственное видение. Особенно радуют нестандартные ракурсы, пронзительные крупные планы и тщательно выверенная композиция кадра. Благодаря искусной операторской работе мы буквально считываем эмоции и переживания героев без слов, погружаясь в атмосферу происходящего на экране.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

Альфонсо Куарон всегда с особым вниманием относился к драматургии, и в сериале «Все совпадения неслучайны» он не изменяет себе. Результат получился, мягко говоря, неординарным. Сериал удивляет сложной, многослойной структурой: к параллельным сюжетным линиям Рейвенскрофтов и Бригстоков добавляется третья — экранизация книги.

Куарон использует флешбэки и закадровые голоса, среди которых выделяется тембр Индиры Вармы, — она на экране ни разу не появляется, но за кадром незримо присутствует почти всегда. Столкновение разных рассказчиков призвано подчеркнуть субъективность восприятия: сколько людей, столько и версий, и лишь одна из них истинная.

Что могло бы быть лучше?

Первое, что вызывает недоумение при просмотре сериала, — обилие флешбэков и второстепенных персонажей. Складывается впечатление, что режиссёр не чувствует себя уверенно в рамках одной временной линии, поэтому каждые пару минут перебрасывает зрителя то в прошлое, то к другому герою.

Кадр: сериал «Все совпадения неслучайны» / Anonymous Content / Esperanto Filmoj

При просмотре подобных эпизодов (их, кстати, гораздо больше в первых сериях, чем в заключительных) невольно возникает вопрос: почему бы не сделать повествование более линейным, а флешбэки — более редкими, но продолжительными? Рваный ритм и обилие сюжетных ответвлений местами создают ощущение сумбура, будто перед нами черновой монтаж, который не успели отшлифовать. Невольно закрадывается мысль: не пытался ли Куарон таким образом удержать у экранов зумеров, привыкших к коротким динамичным роликам?

Несмотря на это, «Все совпадения неслучайны» умеет заинтриговать. Сериал затягивает атмосферой и радует актёрской игрой, пусть некоторые роли и вызывают вопросы: ну почему растрачивается впустую талант Барона Коэна и Смита-Макфи?..

Несмотря на некоторые шероховатости в повествовании, от просмотра сложно оторваться. Возможно, дело в имени режиссёра: Альфонсо Куарон уже давно заслужил доверие зрителей, ему прощаешь многое. Этот человек подарил миру лучший фильм о Гарри Поттере (не бейте автора) и одну из самых пронзительных драм современности — «Рому». Хочется верить, что и на телевидении со временем он сможет добиться не меньшего успеха.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована