Клипмейкер: чем он занимается и как им стать
Что должен уметь режиссёр музыкальных клипов, где на него выучиться и как найти работу.
Иллюстрация: mighty8 / freepik / Kyle Loftus / Pexels / Adobe / Colowgee для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- кто такой клипмейкер;
- чем его работа отличается от работы режиссёра;
- чем занимается клипмейкер;
- какими навыками он должен обладать;
- сколько зарабатывает клипмейкер;
- где новичку искать проекты;
- где учиться на клипмейкера.
Полина Варфоломеева
Режиссёр рекламы и клипов, ведёт телеграм-канал о клипах и пути режиссёра dazed and amazed.
Кто такой клипмейкер
Клипмейкер, или режиссёр клипов, — это специалист, который создаёт рекламные и музыкальные видеоклипы. Так называют и просто режиссёра, и многофункционального создателя клипа, который всю работу делает сам — подбирает исполнителей, снимает, монтирует и так далее. В этой статье мы сосредоточимся на работе режиссёра музыкальных клипов.
Чем клипмейкер отличается от режиссёра
Конечный продукт клипмейкера — клип, который продвигает артиста. С этим связаны особенности работы клипмейкера.
Он не только разрабатывает идею клипа — вместе с продюсером клипмейкер подбирает команду, которая реализует его задумку. В отличие от тех, кто работает с кино и сериалами, клипмейкер изначально ограничен длительностью песни и должен уложить маркетинговое послание в несколько минут хронометража.
Читайте также:
Чем занимается клипмейкер
Если задача режиссёра рекламы — снять продающее видео, задача режиссёра музыкальных клипов — снять видео, которое отлично ложится на музыку и рассказывает, почему этот исполнитель такой классный.
Работа клипмейкера состоит из нескольких этапов:
- Предварительная подготовка: клипмейкер подбирает и согласовывает всё, что потребуется для съёмок, — от локаций и актёров до декораций и оборудования.
- Съёмочный процесс: клипмейкер взаимодействует со специалистами разных департаментов и чётко ставит задачи.
- Постпродакшен: клипмейкер руководит монтажом, микшированием, говорит, какие звуковые эффекты добавить.
Полина Варфоломеева:
«Самое интересное в работе режиссёра клипов — это возможность создать абсолютно новый, уникальный мир, не ограничивать себя в средствах повествования и визуальном креативе».
Какими навыками должен обладать клипмейкер
Хороший клипмейкер умеет:
- Оформлять идеи в виде текста и презентаций, чтобы эффективно доносить свой замысел до заказчика и находить с ним общий язык.
- Собирать команду исходя из задач проекта. Брифовать команду и чётко ставить задачу каждому — от оператора до гримёра. Если в клипе заняты актёры, режиссёр объясняет свой замысел и им.
- Самостоятельно монтировать материал, держать в голове будущую структуру и темп видео и заранее понимать, что хочет видеть на монтаже. Немного разбирается в графике и саунд-дизайне — так он может корректно брифовать команду и принимать её работу.
Если коротко — клипмейкер организует работу всех департаментов и ставит им понятные и выполнимые задачи.
Сколько зарабатывает клипмейкер
Начинающие клипмейкеры работают за небольшие деньги — это не приносит им богатства, зато помогает собрать хорошее портфолио и реализовать свой креативный потенциал. Постепенно и количество проектов растёт, и бюджет на них увеличивается соразмерно уровню профессионализма и востребованности клипмейкера.
Заработок также зависит от того, для какого музыкального направления снимает клипмейкер. В поп-музыке платят, как правило, больше, чем за клипы инди-исполнителей.
Успешный клипмейкер зарабатывает от 95 тысяч рублей в месяц, при этом гонорар за отдельный проект может составлять от 20 тысяч до 700 тысяч рублей.
Полина Варфоломеева:
«Самое сложное — это те ограничения, которые диктует образ артиста, то, как он себя воспринимает. Порой бывает сложно найти финансирование, потому что у нас в стране не очень хорошо развита индустрия съёмки клипов и у многих артистов нет бюджета на тот объём работы, который запланирован. Поэтому многие классные клипы, которые мы видим, снимаются на так называемых творческих началах, когда многие работают за сниженный гонорар или вообще без него, а весь бюджет уходит на производство — освещение, технику, аренду локаций, реквизит и так далее. Соответственно, чем сложнее задумка, тем сложнее найти бюджет под неё».
Где искать проекты клипмейкеру
Опытные клипмейкеры рекомендуют искать первых заказчиков среди знакомых. Они доверятся вам, даже если у вас нет личного бренда, а вы получите реальный проект и научитесь работать с заказчиком. Альтернатива — поискать заказы в тематических сообществах и пабликах музыкантов. Только не пишите сразу популярным артистам — предложите свои услуги начинающим исполнителям, чья музыка вам близка и симпатична.
А ещё полезно провести анализ рынка музыкальных клипов — это позволит вам выявить тренды и лучше ориентироваться в спросе и предложениях.
Полина Варфоломеева:
«Например, вы придумываете дарковые, готические проекты. Посмотрите топ-100 клипов на YouTube и проанализируйте, скольким артистам эта эстетика близка. Скорее всего, вы обнаружите, что их очень мало, но, может быть, они есть.
- Поищите клипы в эстетике, в которой хотите работать.
- Оцените бюджет такого клипа и гонорары членов съёмочной команды. Для этого можно напрямую обратиться к тем, кто снимал эти клипы.
- Возможно, вы обнаружите, что выбранный вами музыкальный жанр не очень популярен. Это значит, что потенциальных проектов для вас не так много. В таком случае имеет смысл расширить свои музыкальные и визуальные предпочтения».
Читайте также:
Как стать клипмейкером
Первый шаг начинающего клипмейкера — снять что-то простое. Например, сниппет или лайв, которые не требуют участия актёров, сложного освещения или съёмок на нескольких локациях.
Если на начальном этапе у вас получится качественный ролик, можно постепенно улучшать свои проекты — усложнять концепцию, углублять сюжетную линию, добавлять визуальные эффекты и экспериментировать с творческими решениями. Если же после съёмки пробного проекта вы обнаружите недостаток фундаментальных знаний и навыков и поймёте, что это мешает работать, обратите внимание на специализированные курсы и образовательные программы для клипмейкеров.
Полина Варфоломеева:
«Работая в диджитал-агентстве, я постепенно всё больше занималась тем, что мне на самом деле нравится, — фотографией, видео, продюсированием. Когда училась на режиссуре короткой формы, познакомилась с музыкантами и начала снимать лайвы и первые простенькие клипы. Затем полностью ушла во фриланс и сперва снимала все ролики сама. Постепенно я выросла из видеографа в режиссёра, начала выигрывать тендеры. Когда собрала первое портфолио, смогла предлагать музыкантам и продакшенам свои проекты».
Где обучают клипмейкеров
Сегодня в вузах не обучают этой специальности — у многих клипмейкеров профильное режиссёрское образование.
Зато есть специализированные курсы в различных киношколах и на образовательных интернет-платформах. Можно начать с бесплатных интенсивов и курсов — такие есть, например, у Skillbox и ArtMasters. Когда вы убедитесь, что профессия клипмейкера вам подходит, можно обратиться к курсам ведущих киношкол. Так, в Московской школе кино есть годичный курс «Режиссура короткой формы», а в школе «Индустрия» проходит аналогичная программа «Режиссура рекламы и клипов».
Полина Варфоломеева:
«Если вы планируете связать свою карьеру с режиссурой клипов, то нет смысла учиться на режиссёра полного метра в вузе. Лучше поищите обучение, связанное с режиссурой короткой формы. Конечно, можно сразу пойти работать на съёмочную площадку и набираться опыта там. Хотя таким путём непросто освоить именно режиссёрские навыки. Тем не менее самоучка может попробовать самостоятельно что-то снять, выявить свои слабые стороны и добрать недостающие знания».