Кино
#статьи

Колядки: кто и о чём поёт в Рождество

Вместе с музыкантом Дмитрием Кречетом разбираем обрядовые песни о Христе, козе, пирогах и не только.

Фото: VIKTOR DRACHEV / AFP / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:

Дмитрий Кречет

Музыкант-мультиинструменталист. Руководитель фолк-проекта «Гать».

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Что такое колядки и когда они появились

Колядки — это обрядовые песни славянских народов. Их исполняли во время колядования — ритуального обхода домов на Зимние Святки. Обычно колядовщики пели а капелла, но в некоторых случаях играли на инструментах.

Сложно сказать, когда могли появиться колядки. Подобные традиции есть и у других индоевропейских народов — можно предположить, что колядки появились как жанр ещё до того, как выделилась славянская группа народов.

Само слово «колядки» отсылает к празднику Коляда. Считается, что название происходит от латинского слова «календы» — в Древнем Риме так назывались первые дни любого месяца. Январские календы завершали цикл праздников в честь римских богов.

Когда христианство стало главной религией Римской империи, под календами стали понимать двенадцатидневный цикл праздников от Рождества до Крещения. Из Рима либо из Восточной Римской империи — Византии — слово «календы» проникло в славянские языки и трансформировалось в более привычное нам слово «коляда». «Колядой» в различных регионах России называют или само Рождество, или его канун — сочельник. В белорусском языке «Каляды» означает весь святочный период, а в болгарском «Коледа» — название Рождества.

Какие бывают колядки

Многие современные исполнители колядок воспринимают их как песни, посвящённые исключительно Святкам и Рождеству. На самом деле языческая и христианская культура сосуществовали бок о бок много веков, поэтому колядки могут быть как религиозными, так и бытовыми:

  • Христославия — песни исключительно религиозного содержания. В них воспевают Рождество и Крещение, младенца Христа, Богородицу, библейские события. У текстов зачастую нет автора, и они могут быть литературно неогранёнными.
  • Аграрно-магические песни — нерелигиозные песни, в которых колядовщики величают хозяев обходимых домов. В этих песнях также могут упоминаться Христос, Богородица и святые, но уже в качестве подателей различных благ, а не центральных персонажей.

Аграрно-магические песни делятся ещё на несколько категорий — в зависимости от праздника и региона исполнения.

Колядки

Колядки в узком смысле известны в южных регионах России и у соседних славянских народов. Эти песни приурочены к Рождеству. Для колядок характерно упоминание Коляды в начале каждой строки песни или в рефрене: «Ой, Калёда», «Гэй, Коляда».

Ой, Калёда, Калёда, у нас нынче беда.
Маленький мальчик упал у стаканчик,
А стаканчик на бочок, давай баба пятачок,
А дед гроши, Калёды хороши.

Ой, Калёда, Калёда, у нас нынче холода
За нос кусают, уши отрывают.
Слезай, бабушка, с печи, пеки детям калачи,
Наливай чай, Калёду встречай!

Щедровки

Щедровки — те же колядки, но приуроченные к Новому году (он же Васильев вечер, Щедрый вечер, Щедрец). В щедровках обычно величают хозяев дома и их детей, желают богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл.

А. Бучкури, «Рождественский базар». 1906 год
Изображение: Одесский художественный музей

Их можно опознать по рефренам «святой вечер, добрый вечер», «святой вечер, щедрый вечер», «святой вечер добрым людям».

Щедровочка щедровала,
На оконце припадала.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на здоровье!

До окошка и до хаты
Нам велели щедроваты.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на здоровье!

Виноградье

Виноградье — те же колядки, но, как правило, на Русском Севере. Отличительная черта — рефрен вида «виноградье, красно-зелено». Образ винограда символизирует плодородие, благополучие и любовь.

Уж мы ходим, не ходим с-по нову-городу.
Да виноградиё да красно-зелёноё!
Уж мы ищём, не ищём господинов двор.
Да виноградиё да красно-зелёноё!
Господинов двор да высоко на горе.
Да виноградиё да красно-зелёноё!
Высоко на горе, да далеко в стороне.
Да виноградиё да красно-зелёноё!

Овсеньки

Овсеньки — колядки центральных и частично южных регионов России. Овсень — ещё одно название Нового года. Одна из особенностей исполнения песен-овсенек — форсированный звук, громкий крик. Для песен характерен рефрен «ой, овсень», «авсень, авсень», «таусень, таусень», «баусень, баусень».

Авсень-коляда
Накануне Рождества.
Растворяй ворота —
Подавай пирога!
Не дадут пирога —
Разобьём ворота!
Не дадут лепёшки —
Разобьём окошки!

Посевания

Посевания могли петь как на Рождество, так и в первый день Нового года. Обычно это делали дети — по утрам они ходили с песнями по домам, входили в горницу, имитировали сев семян или просто обсыпали хозяев, комнату и красный угол зерном. Этот обряд должен был принести урожай и благополучие в предстоящем году. Для таких песен характерны слова «сею, вею, посеваю».

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С пашеничкой, овощом.
Уроди вам Господи
Жито, пшеничку,
Горох, чечевицу,
Ни сесть, ни сместь,
Ни метёлочкой подместь.
Вставай, мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок.
Нам на орешки,
Нам на потешки.

Кто и как колядовал

Западные славяне могли обходить дома ещё до Рождества, но основной период обходных обрядов приходился на Святки. Колядовать можно было несколькими способами.

Хождение со звездой

Этот обряд можно было совершать в любое время суток. Участники ходили по домам с макетом звезды, и их называли звездарями или христославами. Звезда, она же коляда, делалась из того, что было в хозяйстве, — чаще всего из старого сита и досок. Число лучей такой звезды могло быть любым. Иногда вместо звезды на палку надевали выдолбленную тыкву с горящей внутри свечой — её тоже называли звездой.

Н. К. Пимоненко, «Колядки». Конец XIX века
Изображение: Херсонский областной художественный музей им. О. О. Шовкуненко

Звездари исполняли исключительно христославия. Это могли быть как народные песни, так и церковные — тропарь Рождества, фрагменты из рождественской литургии. Петь христославия могли дети, неженатая и незамужняя молодёжь, иногда служители церкви. А хозяева одаривали звездарей угощениями.

Колядование ряженых

Ряженые ходили по домам в тёмное время суток — считалось, что восход не должен застать колядовщиков в пути. Рядились, как правило, взрослые, и каждый из них играл свою роль: деда, бабы, цыгана, цыганки, солдата, чёрта, доктора, журавля, волка, тура. Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно.

Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога».

Иногда участники водили медведя, настоящего или ряженого, и разыгрывали с ним сценки. Часто водили козу, которая символизировала плодородие и богатство, — в этом случае исполнялись особые песни про козу. Коза при этом танцевала и в какой-то момент падала, притворяясь больной или мёртвой, а чтобы поставить её на ноги, колядовщики выпрашивали у хозяев колбасу, сало и другие лакомства. Когда хозяева выносили угощение, коза вскакивала и продолжала плясать, а колядовщики допевали песню и желали процветания отзывчивому хозяину.

Где коза ходит — там жито родит,
Где коза хвостом — там жито кустом,
Где коза ногою — там жито копною,
Где коза рогом — там жито стогом.

Колядовщики могли собрать столько угощений, что их приходилось возить на телеге, — так сильно каждый хозяин хотел улучшить свой достаток в наступившем году.

Посевание

Как уже говорили раньше, обряд посевания проводили по утрам дети, которые обсыпали дома и их хозяев зерном и желали благополучия, а хозяева угощали посевальников.

Фото: Serrgey75 / Shutterstock

Колядуют ли сейчас

Традиция колядовать сохранилась в отдельных деревнях, однако в основном святочные колядки сегодня — это реконструкция, которую устраивают фольклорные и этнокультурные объединения.

Молодое поколение интересуется аутентичной культурой. Например, в нашем фолк-проекте «Гать» трое из пяти участников моложе 25 лет. Много молодёжи в московских ансамблях, в Санкт-Петербурге есть молодёжный центр «Палата ремёсел» — он открыт для всех петербуржцев в возрасте от 14 до 35 лет, желающих заниматься традиционной культурой. В других городах-миллионниках — Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре — тоже немало фольклорных коллективов, средний возраст участников которых меньше 25 лет.

Впрочем, интерес к традиционной культуре проявляют не только члены фольклорных ансамблей и их близкие: на этномероприятия приходят люди всех возрастов и с разным культурным багажом.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована