Китайское аниме: что такое дунхуа и чем оно отличается от японской анимации
Рассказали, что общего у «Благословения небожителей», Карла Маркса и китайской пропаганды.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a5c/a5cdb8b87331081861d4e343126cf890/86d12c27de51ccaff105f2e98404e0f6.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a5c/a5cdb8b87331081861d4e343126cf890/86d12c27de51ccaff105f2e98404e0f6.jpg)
Кадр: фильм «Благословение небожителей» / Haoliners Animation League
Японское аниме известно на весь мир, но и у китайского — дунхуа — целая армия поклонников. Кажется, что это относительно новый феномен, повторяющий за японским жанром. Однако история китайской анимации началась ещё в 1920-е годы и продолжает развиваться отдельно от привычного для зрителей аниме.
За последние пять лет дунхуа достигло пика известности. Стриминговые сервисы Crunchyroll и Netflix заказывают у китайских студий новые тайтлы, а для культовой китайской анимации вроде «Благословения небожителей» делают официальный дубляж на русском языке.
В статье подробно рассказываем:
- что такое дунхуа и как оно связано с маньхуа;
- как история и колорит Китая отражаются в анимации;
- чем китайское аниме отличается от японского;
- какие тайтлы посмотреть, чтобы познакомиться с дунхуа.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое дунхуа
В китайском языке словом «дунхуа» называют не только тайтлы с характерным «анимешным» стилем. Термин переводится как «движущиеся картинки», им в Китае обозначают всю анимацию: 2D, 3D, стоп-моушен. Чтобы подчеркнуть национальную принадлежность мультфильма, к слову «дунхуа» китайцы добавляют название страны производства. Японские аниме они называют «жибэнь дунхуа», а свои — «чжунго дунхуа».
Немногие понимают культурный контекст Китая, поэтому, чтобы избежать путаницы, платформы чаще продвигают тайтлы как «китайское аниме», а не «дунхуа». Но поклонникам анимации, которые хорошо знакомы с историей Китая, ближе второй термин. Поэтому единого правильного варианта нет — и «китайское аниме», и «дунхуа» по отношению к тайтлам Китая употреблять верно.
Китайское аниме часто снимают по мотивам маньхуа. Это комиксы из Китая, Тайваня и Гонконга. Они появились в XIX веке, а популярность обрели во время Японо-китайской войны, когда власти использовали искусство как средство пропаганды. Во время «культурной революции» Мао Цзэдуна в 1966–1976 годах китайские комиксы пришли в упадок: власти считали их продуктом капитализма, поэтому не вкладывали деньги в развитие индустрии. Китайские авторы продолжали создавать маньхуа, однако законы почти не защищали интеллектуальную собственность, поэтому в стране процветало пиратство.
В 1920-е власти Китая запустили проект «5155», чтобы бороться с пиратством. Журналов с комиксами и художников маньхуа становилось всё больше. Самым популярным иллюстратором того времени была Хань Лу — женщина из провинции Цзилинь, которая рисовала в готическом стиле.
![](/upload/setka_images/08460306022025_394e18b95e37a91fcc03ae9edfeb1034fe7e5126.jpg)
![](/upload/setka_images/08455806022025_a74927b4fe37c3a5ff072f6b027b3648a70504b3.jpg)
Сейчас по популярности маньхуа ничем не уступает манге. В художественном исполнении они похожи, но различия всё же есть. Если страницы манги остаются чёрно-белыми на физических копиях и цифровых носителях, то веб-версии маньхуа художники чаще всего рисуют в цвете. В китайских комиксах также более детально изображают фоны и костюмы персонажей. Из общего у манги и маньхуа — читать их нужно справа налево.
Когда появилась китайская анимация
Появление дунхуа связывают с американским мультфильмом «Из чернильницы» 1920-х годов. Это первая анимационная короткометражка, которую показали по китайскому телевидению. После в Китае появилась первая собственная анимационная студия. Её основали четверо братьев Вань: Лаймин, Гучань, Чаочэнь, Дихуань. Изначально они рисовали иллюстрации для журналов о кино и руководили фотоателье. Но позже обратили внимание на новый вид кино, который появился на Западе, — на мультипликацию.
![](/upload/setka_images/08460606022025_d8165a40bb160045f266dc8c3247b9a10a8e2153.jpg)
Тогда братья привезли из Америки оборудование и начали создавать рекламные ролики и короткометражные мультфильмы. Первым таким фильмом в 1922 году стала анимационная чёрно-белая реклама пишущей машинки для Шанхайской коммерческой прессы от мультипликаторов братьев Вань — к сожалению, она утеряна. Аниматоры хотели показать, что китайская анимация может не только развлекать аудиторию, но и ставить важные моральные вопросы. Во время войны Китая с Японией в их работах появилось много пропаганды и патриотических сюжетов.
В 1923 году китайский художник Ян Цзовэй создал ещё две рекламные анимационные короткометражки — «Пауза» и «Новый год» для британо-китайской табачной компании. Обе ленты не сохранились. Позже Цзовэй переехал в США, повышал мастерство на художественных курсах, и в 1931 году его пригласили в студию Уолта Диснея. Там вместе с культовым мультипликатором он работал над анимациями «Дамбо», «Бэмби», «Белоснежка и семь гномов». Вдохновившись последней, братья Вань в 1941 году создали первый полнометражный китайский мультик — «Принцесса Железный Веер» о путешествии монаха Сюаньцзана и его учеников на Запад.
![](/upload/setka_images/08500006022025_475f0ed99249619a616887efac2a78d4c6a022f5.jpg)
В 1950-е аниматоры в Китае работали на детскую аудиторию. За основу мультфильмов они брали фольклорные сюжеты и сказки детских писателей. Чаще всего художники использовали кукольную анимацию в сочетании с живыми съёмками. Анимация в такой технике нравилась не только китайцам, но и зарубежным зрителям — например, картина «Ма Лян и его волшебная кисть» получила пять наград на международных кинофестивалях. Популярность мультипликации в стране росла, открылась Shanghai Film Animation Studio — главная анимационная студия Китая, которая в 1955 году перешла под управление Китайской народной республики.
Но во время «культурной революции» в 1960–1970-х годах китайская анимация пришла в упадок. Мультипликаторы покидали коммунистический Китай, а оставшиеся художники, подчиняясь новому режиму, творили в государственных анимационных студиях. Из-за политических волнений пострадали короткометражки в уникальном стиле живописи гохуа. Их создавали с помощью растительных водяных красок и туши на бумаге. Каждый кадр был отдельной картиной. В Shanghai Film Animation Studio под руководством аниматора Тэ Вэя таких мультфильмов создали всего четыре: «Головастики ищут маму», «Песенка пастушка», «Олений колокольчик», «Ощущение от гор и рек».
![](/upload/setka_images/08455706022025_f08bce8e3614e7f5ea92d6224c2bf3c5c2c5cd88.jpg)
Правительство не оценило работы по достоинству: их назвали буржуазным искусством. Студию закрыли, а Тэ Вэю пришлось публично извиниться и отказаться от своего творчества. Аниматора отправили на принудительные сельскохозяйственные работы. Процесс создания картин Тэ Вэя нигде не зафиксирован, поэтому другим художникам до сих пор не удалось полностью воссоздать стиль его работ.
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в китайской индустрии развлечений наступила оттепель. Государственная Shanghai Film Animation Studio вновь открылась и выпустила полнометражный мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» о юном воине из китайской мифологии. А в конце 1980-х в страну попали произведения массовой культуры из Японии и Америки. Первым полюбившимся аниме-жанром для китайцев стал сёнэн, а самым популярным тайтлом — «Драконий жемчуг», история о молодом мастере боевых искусств Сон Гоку. Под влиянием аниме китайские аниматоры создают первый китайский мультсериал той эпохи — «Детектив Чёрный Кот». В нём доблестная «котополиция» борется с преступностью на улицах. Подражая специфике японских сёнэнов, создатели «Детектива» добавили в дунхуа много погонь, перестрелок и крови.
![](/upload/setka_images/08455906022025_8da414cc561e262d4c3b29b6f3f5f48ca4c42f20.png)
Читайте также:
В конце восьмидесятых в Китае появились частные анимационные студии. Они не просто работали над собственными проектами, но и рисовали по заказу для компаний из других стран. Самой известной коммерческой студией стала Jade Animation Studio. Её художники создали несколько эпизодов для мультсериала по мотивам «101 далматинца». Государственные студии тоже начали активно развиваться. В 1990-х случился ренессанс китайской анимации, а когда в Китае появились рыночные институты и интернет, спрос на мультипликацию вырос. Уже в начале нулевых Shanghai Film Animation Studio выпустила Music UP — тайтл о начинающей музыкальной группе, который позже стал культовым.
На китайскую анимацию повлияло не только японское аниме. Местные художники черпали вдохновение из работ Pixar и DreamWorks. Успех «Кунг-фу Панды» заставил всю китайскую индустрию пересмотреть отношение к производству: оказалось, что истории с китайским колоритом интересны не только внутри страны, но и на международном рынке. В 2010-х начала развиваться система национальных стриминговых сервисов, а китайские студии стали взаимодействовать с платформами Netflix и Crunchyroll, чтобы распространять дунхуа за рубежом.
Чем дунхуа отличается от аниме
В дунхуа меньше жанров. Китайская анимация делится на два вида: традиционная и веб-мультфильмы. За традиционные тайтлы отвечают крупные государственные корпорации. Такие мультфильмы рассчитаны на широкую аудиторию, в них много компьютерной графики, а выверенная система производства напоминает процессы студии Disney. Веб-мультфильмы в Китае относятся к инди-проектам, потому не так известны, как традиционные. Зато создающие их студии не ограничены государственными заказами и дают аниматорам больше свободы творчества.
В китайской анимации чаще обращаются к фольклору. Во многих дунхуа переосмысляют национальные мифы и легенды. Но от этого китайские мультсериалы не становятся скучными. Дунхуа могут похвастаться не только яркими персонажами, но и увлекательным фэнтези-сеттингом, в котором авторы часто обращаются к фольклорным мотивам.
Визуальный стиль в дунхуа отличается реализмом. Глаза героев всегда уже, чем у персонажей аниме. Также аниматоры стремятся к тщательной проработке фонов. В дунхуа больше детализации и изящества, которые отсылают к традиционной китайской живописи и каллиграфии.
![](/upload/setka_images/08455706022025_bb5baae6949499b4efdf9f01a0bdf882f3f55178.jpg)
В дунхуа больше цензуры. Это связано с консервативностью китайского общества. Правительство фильтрует не только кинопроекты, но и весь контент в интернете. Привычные нам поисковые системы и сайты не работают, вместо них у китайцев есть собственные. В 1998 году правительство запустило проект «Золотой щит», который не позволял политически чувствительной информации просочиться в страну. Неофициально его называют Великий Китайский файрвол — по аналогии с Великой Китайской стеной. Он контролирует поток онлайн-информации и ограничивает доступ к иностранным сайтам. Это самая сложная и продвинутая система цензуры в мире.
Для китайской мультипликации характерен более формальный язык. В японских аниме создатели часто используют сленг и разные диалекты. А вот дунхуа обращаются к более формальному, классическому китайскому языку. Из-за этого молодому поколению бывает сложно понять, о чём говорят в тайтлах. Переводить на другой язык китайскую анимацию по этой причине тоже сложнее: в ней много сложных метафор и отсылок к мифологии.
Например, в Китае с давних времён существовал культ Неба. Жители Китая воспринимали Небо как высшее начало: символ мудрости, справедливости и нравственности. Оно определяло судьбы людей, могло наказывать за проступки или одаривать милостью за добрые дела. К Небу часто обращаются в мифологии, а его образ продолжают использовать в кинематографе. Потому ключевой темой многих дунхуа становится конфликт главного героя с Небом, как в случае с «Благословением небожителей». В названии таких тайтлов часто используют слово 逆天 — «против воли Неба». Поджанр настолько закрепился в культуре, что в современном интернет-сленге слово приобрело значение «круто», «потрясающе».
С чего начать знакомство с китайской анимацией
Собрали самые знаковые и интригующие тайтлы для тех, кто ещё незнаком с дунхуа. История об изгнанном принце, самурайский боевик, байопик о Карле Марксе и другие громкие проекты студий Китая.
Благословение небожителей
16+
Рейтинг IMDb: 8,2
Дата выхода: 31 октября 2020 года
Режиссёр: Ли Хаолин
Жанр: фэнтези, боевик
Студия: Haoliners Animation League
Люди давно пытаются противостоять небожителям — древним могущественным существам, которые веками управляли жизнью человечества. Главный герой — Се Лянь — оказывается в центре этой борьбы. Его предназначение — стать божеством, способным защитить свой народ от тирании небожителей.
Действие происходит в альтернативном мире, где существуют люди, боги и демоны. Автор первоисточника — Мосян Тунсю — с подросткового возраста увлекается родной китайской культурой, фанфиками и зарубежной литературой. Мосян умело совмещает традиционные мотивы с европейскими, потому на фоне китайской мифологии персонажи её произведения выглядят современно. Её псевдоним переводится как «запах чернил и меди», потому что мать девушки видела её экономистом, а та мечтала попасть на филфак. С помощью псевдонима автор хотела передать двойственность своего жизненного пути. Своих персонажей девушка тоже делает многогранными и неоднозначными: у каждого своя история, мотивы и внутренние переживания. Потому «Благословение небожителей» зацепило не только жителей Китая, но и зрителей по всему миру.
![](/upload/setka_images/08460106022025_a625bbeedbe2078255413e8052defa2fa62346db.png)
Читайте также:
Агент времени
18+
Рейтинг IMDb: 8,5
Дата выхода: 30 апреля 2021 года
Режиссёр: Ли Хаолин
Жанр: фэнтези, драма
Студии: LAN, Haoliners Animation League
Чэн Сяоши и Лу Гуан живут в шумном мегаполисе и работают в неприметном фотоателье. У ребят есть необычная способность — проникать в фотографии и переживать события, которые происходили в тот момент. Хозяйка фотоателье Сяо Лин просит их разгадать тайны, запечатлённые на фото. Вот только загадки снимков переплетаются с судьбами главных героев и кардинально меняют их жизни.
У «Агентов времени» есть все шансы стать таким же популярным дунхуа, как «Благословение небожителей». На платформе My Anime List тайтл попал в топ-50 величайших аниме с оценкой 8,73. Сериал понравится поклонникам научной фантастики вроде «Врат Штейна»: здесь целая арка посвящена эффекту бабочки и тому, как он может влиять на цивилизацию.
Клинки хранителей
18+
Рейтинг IMDb: 7,7
Дата выхода: 1 июня 2023 года
Режиссёр: Ши Цзюаньшэн
Жанр: боевик, исторический
Студия: Colored Pencil
607 год, империя Суй. У власти жестокий император, а народ бедствует и готов на всё, лишь бы заработать. Дао Ма — великий мечник и опытный наёмник. Дао погряз в долгах и ради заработка выполняет любые заказы. Наконец ему улыбнулась удача: если он поработает телохранителем одного странного путника, то сможет полностью расплатиться. Но обычное задание затягивает героя в водоворот дворцовых интриг: путник оказывается разыскиваемым мятежником, а Дао Ма теперь предстоит сразиться с демонами-людоедами.
Первые эпизоды дунхуа похожи на роуд-муви, где у зрителей есть возможность познакомиться с персонажами. Постепенно градус напряжения в сюжете растёт — в тайтле появляются политические интриги, моральные дилеммы и драматичные моменты. Боевые сцены часто сопровождает традиционная китайская музыка, поэтому «Клинки хранителей» выглядят как стильный самурайский боевик.
Лидер
16+
Рейтинг IMDb: 7,3
Дата выхода: 28 января 2019 года
Режиссёр: Чжун Цзюнь
Жанр: исторический, драма
Студия: Wawayu
Байопик о немецком философе Карле Марксе, который создали по поручению Коммунистической партии Китая в 2016 году, чтобы познакомить молодёжь с марксизмом. Над тайтлом работали государственные отделы пропаганды, исследователи марксизма и Китайская академия социальных наук.
В сериале рассказывается о личной жизни Карла Маркса. Зрители увидят, как развивались его отношения с будущей женой Женни фон Вестфален, а также дружба с единомышленником Фридрихом Энгельсом — позже он станет соавтором многих трудов Маркса. Дунхуа раскрывает подробности работы над первым Интернационалом, «Манифестом Коммунистической партии» и «Капиталом».
В «Лидере» Карл Маркс не просто заметная политическая фигура, но ещё и живой человек. Он может ошибаться, опускать руки, злиться и проигрывать. Такие эпизоды не только двигают сюжет, но и добавляют граней в образ философа. Но авторы дунхуа не замыкаются только на личности Маркса. За семь серий зрителям успевают показать контекст жизни в Европе той эпохи, а также обозначить вехи рабочего движения. Это хороший аналог документального кино для тех, кто интересуется историей и политикой.
Легенда о Белом коте
16+
Рейтинг IMDb: 7,9
Дата выхода: 10 апреля 2020 года
Режиссёр: Хуай Цзяцзя
Жанр: экшен, комедия
Студии: Nice Boat, Ai Si Animation
Во времена династии Тан в столицу Лоян прибывает парень по имени Чэнь Ши. Он покидает родную деревню в поисках брата. Чэнь устраивается на работу в отдел Далиса, где расследуют преступления по всей империи. Отделом заведует антропоморфный кот Ли Бин. Чэнь Ши становится его личным помощником. Вместе с новыми друзьями они попадают в опасные приключения, разбираются в загадочных происшествиях во дворце и разгадывают тайны, нависающие над великой столицей.
Несмотря на серьёзность темы и мрачные исторические события, в тайтле много юмора, а персонажи попадают в забавные ситуации. Особенность этого дунхуа — необычный визуальный стиль. Создатели сочетают классическую 2D-анимацию с кукольными героями и пиксельными вставками.