Чем занимается менеджер музыкального артиста и как им стать
Рассказывают менеджеры Black Star, Therr Maitz, Риты Дакоты и natta.
Иллюстрация: Альберто Блинчиков для Skillbox Media
Невозможно писать хиты и качать толпу на концерте, а в перерывах договариваться о выступлениях и изучать документы. Для административной работы музыканту нужен менеджер.
В этой статье действующие музыкальные менеджеры, а также преподаватели курса «Музыкальный менеджер» рассказали:
- как попасть в индустрию;
- сколько зарабатывают музыкальные менеджеры;
- какие навыки понадобятся, чтобы начать карьеру.
Чем занимается музыкальный менеджер?
Музыкальный менеджер снимает с артиста все административные вопросы и превращает творческий хаос в работающую систему:
- организует запись песен и съёмку клипов, концерты и туры;
- руководит запусками рекламных кампаний для релизов и выступлений, анализирует результаты;
- развивает бренд артиста, помогает придумать образ, вести соцсети;
- общается со СМИ, PR-агентствами, организует коллаборации с другими артистами;
- ищет инвесторов и рекламодателей;
- пробует разные способы монетизации — например, краудфандинг или Patreon;
- договаривается о гонорарах, заключает договоры и следит за финансами.
Читайте также:
У начинающих артистов всю работу обычно делает один человек. А на успешных музыкантов часто трудится команда, где у каждого своя роль. Например, у них есть концертный директор, SMM-специалист, на аутсорсе юрист и бухгалтер. Если музыкант работает с лейблом, его личный менеджер может делить задачи с сотрудниками лейбла.
«Мне нравится зарубежный подход: все процессы налажены и каждый понимает, за что отвечает. Рок-н-ролльный образ жизни — это, конечно, круто. Но не в работе. Чтобы люди не выгорели за один релиз, нужно систематизировать всё: создание контента, продвижение релизов, организацию концертов. Тогда больше времени будет на рок-н-ролл и творчество. По сути, это такой же бизнес, как и любой другой: нужно сделать продукт и доставить его потребителю. И чтобы все были счастливы».
Как попасть в индустрию?
Есть две точки входа в профессию музыкального менеджера: помощь начинающим музыкантам или работа в лейбле.
В обоих вариантах можно стартовать без опыта. Но будет проще найти работу, если вы владеете навыками организации процессов и ведения соцсетей и имеете опыт переговоров.
Виктория Лабыгина, директор певицы natta, начала развиваться как менеджер артиста параллельно с основной работой. У неё и сейчас ещё три проекта параллельно. Но, по её словам, все они дополняют друг друга.
- Работа в крупной консалтинговой и оценочной компании научила Викторию действовать в условиях неопределённости, соблюдать сроки, планировать своё время и управлять командой.
- Менеджерская помощь подруге, которая развивается как модель и диджей, помогла понять, как устроена российская околотворческая среда.
- А ещё Виктория графический дизайнер — у неё есть полезные навыки для работы с визуалом.
Виктория Лабыгина
«Моя задача как директора артиста организовать всё так, чтобы музыка записывалась, выпускалась и продвигалась. Существует много примеров, когда у музыкантов получилось заявить о себе одной композицией. А что делать дальше — они не знают.
Я организую студийную запись, съёмку клипов. Сама фотографирую, снимаю видео и создаю контент для соцсетей — это позволяет при отсутствии больших средств и команды спокойно двигаться вперёд.
Также я организую все процессы, связанные с концертами. Вовлечённость здесь должна быть максимальной: люди, которые пришли послушать артиста, не будут разбираться, кто прав и кто виноват, если на концерте что-то пошло не так. Им неважно, что площадка не выполнила техрайдер или что звук отрубился из-за отвалившегося роутера: у зрителей будет ощущение, что это артист плохо подготовился.
Хорошо помню, как мы с Наттой на один концерт сами тащили две коробки с оборудованием по 20 килограммов каждая и были уверены, что оно того стоит, ведь нельзя разочаровывать слушателя».
Алёна Рошаль, концертный директор Therr Maitz, Антона Лаврентьева, Тима Аминова и Риты Дакоты, до музыкального менеджмента работала PR-агентом в кино и личным ассистентом модельера Маши Цигаль. Поскольку у Алёны было много связей, иногда она помогала знакомым музыкантам с концертами и постепенно полностью перешла в музыку. Кроме организации концертов она ведёт своё шоу на радио Maximum.
Алёна Рошаль
концертный директор Therr Maitz, Антона Лаврентьева, Тима Аминова и Риты Дакоты
Фото: официальная страница в Instagram*
«Я работала в офисе, и мне это дико не нравилось. Вставать в определённое время, ехать в переполненном общественном транспорте в час пик. Когда стало совсем невозможно это терпеть, я ушла. И подумала: „Вот было бы классно вставать когда хочешь, ездить в классные места — и чтобы работа приносила удовольствие“. Через какое-то время всё так и получилось, потому что я начала работать с музыкой».
Основатель маркетингового агентства Choize Music Антон Выборнов перед тем, как стал продвигать музыкантов, работал в интернет-рекламе. Начинал копирайтером во Владивостоке, потом переехал в Москву, где вёл проекты в рекламных агентствах и создавал маркетинговые стратегии для крупных брендов.
На досуге Антон играл в рок-группе и много общался с музыкантами. Некоторым из них помогал вести соцсети и давал советы по продвижению в целом. Когда спрос на его услуги вырос, он решил полностью переключиться на музыкальный маркетинг. Антон два с половиной года руководил отделом маркетинга в Respect Production, занимался продвижением релизов Макса Коржа, «Касты», ALON и Макса Гирко, а позже основал своё маркетинговое агентство.
По словам Антона, ещё лет пять назад социальные сети даже у крупных артистов часто вёл директор или пиарщик, который параллельно решал ещё огромное количество других задач. Сейчас у больших артистов контентом и запуском регулярных рекламных кампаний обычно занимается штатный SMM-специалист.
Роман Манж — музыкальный менеджер и режиссёр клипов. Семь лет назад Роман переехал в Москву: хотел работать в индустрии шоу и развлечений. За несколько месяцев он вырос из продавца в магазине Black Star до концертного директора.
Роман Манж
музыкальный менеджер и режиссёр клипов
Фото: личный аккаунт в Telegram
«В то время рынок только формировался и вакансий было немного. Я пошёл работать в магазин Black Star. Каждую неделю к нам приезжала руководительница из главного офиса. Однажды я открыто сказал ей, что хочу заниматься креативом, чем-то связанным с артистами и концертами. Она договорилась о моей встрече с Пашу. Я рассказал ему о своей идее тура Тимати и L’One. Идею одобрили, и я начал работу в лейбле».
По словам Романа, российский музыкальный рынок сейчас сильно нуждается в новых людях. И эта потребность будет только расти: появляется всё больше молодых артистов, которым нужны менеджеры. Свои офисы открывают зарубежные лейблы, стриминги и дистрибьюторы. Попасть к ним не так сложно, как кажется, вакансии они размещают на официальных сайтах или сайтах по поиску работы.
Сколько зарабатывают музыкальные менеджеры?
В лейблах артистов делят на категории в зависимости от их популярности. Менеджеру без опыта дадут в работу начинающего артиста, у которого пока немного активностей. Это хорошая возможность набраться опыта: понять, как работает индустрия и коммуницируют между собой разные отделы в лейбле.
Роман Манж
«В лейбле начинающему менеджеру платят 60–80 тысяч рублей. Тем, кто показывает хороший результат, дадут ещё нескольких артистов или разрешат поработать с более известным музыкантом. В этом случае можно получать уже 120–130 тысяч рублей. Менеджерам крупных артистов с миллионами просмотров в соцсетях и частыми концертами платят 300–400 тысяч рублей».
Набравшись опыта в лейбле, можно уже самому заняться поиском перспективных артистов и продюсированием. Для этого нужны не только чутьё и вкус, но и хорошее понимание рынка и аудитории.
Какие навыки понадобятся?
Музыкальному менеджеру надо уметь вникать в самые разные вопросы: в организацию творческого процесса и концертов, в маркетинг и рекламу, в юридические темы, контроль финансов и новые инструменты монетизации.
Алёна Рошаль советует всем, кто хочет работать музыкальным менеджером, сначала найти ту музыку, которая вдохновляет. И искренне захотеть помочь этому артисту.
Алёна Рошаль
«Все свои навыки я приобрела в процессе работы. Но можно начать карьеру и по-другому: пройти специализированный курс, чтобы понять механику среды, потом пойти волонтёрить на фестивали — увидеть своими глазами, как выглядит процесс работы с артистами и организаторами».
Виктория Лабыгина считает, что все хорошие тандемы в музыке основаны на дружбе и вере друг в друга. Нужна искренняя любовь к тому, что делает артист. Когда тебе в кайф слушать его материал, вы сможете долго и качественно работать вместе.
Но если музыка бесит — даже не начинайте сотрудничество. Будет сложно, например, помогать артисту с клипом: во время съёмок ненавистная песня будет играть сто раз подряд. Также у вас не получится «топить» за артиста перед инвесторами или организаторами концертов — они вам просто не поверят.
Виктория Лабыгина
«Мне было сложно привыкнуть к стилю организации процессов в индустрии — люди хотят побыстрее запуститься, заработать и побежать дальше. Ты выкладываешься на максимум, но отдачу получаешь не сразу. Руки опускаются иногда. Но Натта своим отношением к музыке убедила меня, что можно сделать индустрию в России лучше. И я помогаю ей что есть сил, хочу вывести её музыку на уровень массового слушателя. Мы мечтаем сделать дуэты с Джесси Уэр и Рошин Мёрфи. И верим, что выйдем на тот уровень, когда сможем работать с лучшими танцорами, режиссёрами, операторами, сможем давать им интересные и масштабные задачи. Эта идея мотивирует и вдохновляет».