Кино
#статьи

Как создавать ярких персонажей: 5 полезных инструментов для сценариста

Больше не нужно ждать, пока озарит вдохновение. С помощью этих инструментов можно создать убедительного героя за пару простых шагов.

Иллюстрация: pvproductions / Freepik / фильм «Бедные-несчастные» / Fox Searchlight Pictures / Deiadameian / Birkho / Royal Worcester Corset Company / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media

Даже начинающие авторы обычно знают, как создавать историю, — для этого есть классическая трёхактная структура и круг Дэна Хармона. А вот единой модели, по которой можно создать персонажа, до сих пор не существует.

Разные сценаристы придумывают свои способы упростить творческий процесс. Мы собрали некоторые из них, чтобы вооружить вас полезными инструментами.

В этой статье расскажем:

Сончи Уточкина

Писательница, креативный консультант, нарративный дизайнер, читает лекции. Рассказывает о сторителлинге, креативных практиках и поп-культуре.

Инструмент 1


Архетипы

Голливудский продюсер и сценарист Кристофер Воглер в книге «Путешествие писателя» выделил восемь архетипов. Это универсальные шаблоны характеров, которые постоянно повторяются в произведениях.

Они полезны, потому что легко узнаваемы. Человеку достаточно немного понаблюдать за героем, чтобы понять его архетип — а значит, и функцию в повествовании.

Вот архетипы по Воглеру:

  • Герой — это протагонист произведения или центральный персонаж. Его отличительная черта — проактивность: от его поступков и решений зависит, как будет развиваться история. В его характере много универсальных черт, поэтому зрителю легко себя с ним ассоциировать. Примеры героев в кино: Гарри Поттер, Энакин Скайуокер, Баффи Саммерс.
  • Наставник — положительный персонаж, который обучает героя. Наставник часто преподносит подарки (например, волшебную метлу) и даёт советы, которые помогают герою преодолеть сомнения и страх. Примеры наставников в кино: Альбус Дамблдор, Минерва Макгонагалл, Оби-Ван Кеноби.
  • Привратник — персонаж — препятствие на пути героя, но не главная угроза: например, подчинённый злодея. Может быть нейтральной силой или тайным помощником. Задача привратника — проверить силы героя, подтолкнуть его к решению задачи. Примеры привратников в кино: Северус Снейп, Беллатриса Лестрейндж, Дарт Мол.
  • Вестник — тот, кто указывает герою путь к приключению, бросает вызов. Может быть изображён не только как человек, но и как событие или сообщение — например, письмо, звонок, телеграмма. Известные вестники в популярной культуре — Хагрид, похищение принцессы Леи, звонок «Ты умрёшь через семь дней».
  • Оборотень — это персонаж, который чередует помощь с обманом, вводя в заблуждение героя и зрителей. Оборотни заставляют осмысливать свои желания и идеалы. Могут представлять собой роковых женщин или мужчин, которые играют на чувствах протагониста. Примеры: Эдвард Каллен, Джейкоб Блэк, Ирэн Адлер из сериала «Шерлок» от BBC.
  • Тень — символ подавленных аспектов человеческой природы, которые мы пытаемся игнорировать или отвергать. Тень бросает вызов герою: создаёт конфликты, но в процессе их разрешения подчёркивает его лучшие стороны. Тень может быть злодеем, а может — внутренним конфликтом персонажа, обнажающим его уязвимости и сомнения. Примеры теней в кино: лорд Волдеморт, Дарт Вейдер, Серсея Ланнистер.
  • Союзник — персонаж, который поддерживает главного героя в его путешествии. Помогает раскрыть более глубокие аспекты его личности, даёт экспозицию, рассказывает о мире, служит посредником между героем и зрителем. Примеры союзников в кино: Гермиона Грейнджер, Сэм из «Властелина Колец», Хан Соло.
  • Плут — озорной и хитроумный персонаж, который олицетворяет жажду перемен. Обуздывает эго героя, даёт зрителям разрядку смехом. Изобличает лицемерие и абсурдность. Плуты могут быть близки к протагонисту или выступать как независимые персонажи. Примеры плутов в кино: Рон Уизли, Джа-Джа Бинкс, Осёл из «Шрека».
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Перед началом работы с персонажем можно определить его архетип. Причём он не обязательно должен быть единственным: в некоторых образах совмещается сразу несколько архетипов. Например, Питер Квилл из «Стражей Галактики» — одновременно и герой, и плут.

«Всё, что связано с архетипами и типологиями, — это хороший старт в случаях, когда у тебя пустота в голове и надо от чего-то оттолкнуться. Подходит, когда нужно создать что-то простое. Но мне больше нравится использовать архетипы для анализа, чем для создания».

Сончи Уточкина

Инструмент 2


Драматургические атрибуты

Гештальт-терапевт и автор курса «Психология для сценаристов» Татьяна Салахиева-Талал в своей книге «Психология в кино» собрала список атрибутов, которые нужно учитывать при создании персонажа. Она взяла их из трудов других авторов: уже знакомого нам Кристофера Воглера, а также Джона Труби, Майкла Хейга, Линды Сегер, Роберта Макки. Вместе эти атрибуты составляют характер героя. Всего их семь:

  • желание;
  • цель;
  • потребность;
  • изъян;
  • самооткровение;
  • травма;
  • внутренний конфликт.

Первые три атрибута работают как движущая сила персонажа, остальные — как триггер изменений.

Движущая сила персонажа: потребность, желание, цель

В любой истории герой — это тот, кто страстно чего-то хочет. Поэтому важнейшие элементы его образа — это желание и цель. Они мотивируют персонажа двигаться по сюжету, преодолевать препятствия, побеждать врагов.

Цель основана на желании. Например, у Питера Паркера «я хочу завоевать сердце Мэри Джейн» — желание, а «для этого я буду защищать её от опасности» — цель.

Кадр: фильм «Человек-паук — 3: Враг в отражении» / Columbia Pictures / Marvel Entertainment

Желание же основано на потребности. Это всегда нехватка, недостаток того, что нужно герою для внутреннего равновесия. Например, Питер Паркер — социально неловкий подросток, поэтому его потребность — «хочу, чтобы кто-то меня принял и полюбил». Если на него обратит внимание такая классная девчонка, как Мэри Джейн, Питер получит признание, которого ему не хватало.

«Мне нравится строить персонажа через страх, но подразумевая, что в этом страхе скрывается истинное желание персонажа. Ещё я люблю строить исходя из секрета, от которого стыдно».

Сончи Уточкина

Желание и цель осознаны и очевидны для героя, а вот потребность — нет. Поэтому она может расходиться с его желанием и целями, если герой запутался в себе. Из той же вселенной Marvel вспомним Локи: он тоже нуждается в любви и принятии. Но в фильме «Тор» добивается этого коварством и обманом: такая потребность приводит его к желанию стать царём Асгарда, а из этого желания, в свою очередь, вырастает цель захватить власть.

Триггер изменений: изъян, травма, самооткровение, внутренний конфликт

Чаще всего герой не может добиться целей, пока не реализует свою истинную потребность. А для этого ему нужно заметить внутри себя и преодолеть изъян — ошибку мышления, из-за которой герой идёт к цели окольными путями.

Изъян построен на травме — ситуации из прошлого, которая заставила героя выработать защитный механизм. Этот механизм помог справиться с травмой, но со временем превратился в набор неправильных убеждений о себе и окружающим мире. Теперь он мешает персонажу удовлетворить свою потребность.

«Изъян — это то, из-за чего и как именно герой вредит себе и окружающим».

Татьяна Салахиева-Талал, «Психология в кино»

Осознание изъяна происходит через самооткровение. Так называется открытие о себе и о своих отношениях с миром, которое совершает персонаж. Оно может случиться в ходе внутреннего конфликта — столкновения двух сильных, но противоречащих тенденнций, из-за которых герой оказывается на перепутье. Например, в «Гордости и предубеждении» Элизабет считает мистера Дарси высокомерным павлином. Но когда она влюбляется в него, ей приходится выбирать между уже сложившимся мнением и своими новыми чувствами.

Инструмент 3


Луковица персонажа

Писательница и креативный консультант Сончи Уточкина создала авторскую схему, которая помогает подробнее проработать персонажа. Схема выстроена по принципу луковицы, и сценарист продумывает образ от внутренних слоёв к внешним.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В основе персонажа лежит точка сочувствия. Это его центральный внутренний конфликт — проблема, которая хорошо понятна зрителю. Она помогает поставить себя на место героя и проникнуться к нему.

Обычно точка сочувствия затрагивает универсальные переживания, которые понятны каждому: страх отвержения, неуверенность в себе, тайное желание любви, стыд за нереализованный потенциал. Но иногда эти переживания замаскированы ложным убеждением. Допустим, Вай из первого сезона «Аркейна» боится быть уязвимой, но на самом деле очень хочет найти человека, любить которого безопасно и не больно.

Кадр: мультипликационный сериал «Аркейн» / Fortiche / Riot Games

Вот только в душе Вай очень чувствительная, и любое отвержение морально уничтожит её. Поэтому она заранее отталкивает людей холодным, грубым поведением: мол, я отвергну вас первой, чтобы вы не успели меня ранить.

«Чтобы найти внутренний конфликт персонажа, я люблю задавать вопрос: „Что герой одновременно любит, ненавидит и чего боится?“»

Сончи Уточкина

Чтобы определить точку сочувствия, нужно ответить на вопрос: какую эмоциональную потребность закрывает человек, когда наблюдает за персонажем? Например, зрители любят доктора Хауса, потому что он помогает им представить, каково это — выключить притворную вежливость и говорить то, что думаешь, но всё равно оставаться востребованным и нужным.

Точку сочувствия окружает внутренний слой луковицы: страх и мотивация. Они всегда зеркальны.

  • Страх отвечает на вопрос «Чего боится герой?».
  • Мотивация — на вопрос «К чему он стремится и почему?». Мотивация делится на внешнюю и внутреннюю:
  • внешняя мотивация — «Чего хочет или к чему стремится герой?»;
  • внутренняя мотивация — «Почему герой этого хочет?».

Сончи Уточкина объясняет разницу так: «Внешняя мотивация — Шрек идёт спасать Фиону, чтобы вернуть своё болото. Внутренняя — вернуть болото ему нужно, чтобы одиноко тусить».

Кадр: мультипликационный фильм «Шрек-2» / DreamWorks Animation / DreamWorks SKG

На среднем слое луковицы появляются бэкстори и окружение — элементы прошлого, а также характер и паттерны — элементы настоящего.

  • Бэкстори — это события прошлого, которые сформировали личность персонажа.
  • Окружение — близкие связи и социальная среда, повлиявшие на развитие героя.
  • Характер — личные качества, отличающие его от остальных персонажей.
  • Паттерны — действия и реакции, которые повторяются в разных ситуациях.

Бэкстори и окружение формируют мотивацию и страх, а те, в свою очередь, влияют на характер и паттерны.

Наконец, внешний слой — это вкусы, особенности речи, лайфстайл, отношения, внешний вид. Словом, признаки, которые видны невооружённым взглядом. Зритель знакомится с персонажем, начиная с этого внешнего слоя, и продвигается всё глубже «внутрь» луковицы.

«Мы строим персонажа от центральной точки к внешним слоям, а зритель двигается от внешних слоёв к центральной точке. Чем дальше зритель продвигается в познании персонажа, тем больше конструирует и понимает его».

Сончи Уточкина

Инструмент 4


«Станция»

Сценарист Александр Молчанов считает, что при создании персонажа нужно учесть всего четыре элемента. Этого достаточно, чтобы зритель захотел быть похожим на героя. Образ, построенный на основе этих четырёх элементов, «цепляет», вовлекает в сюжет, и от истории становится невозможно оторваться.

Вот эти элементы:

  • Сокровище — то, что выделяет персонажа среди остальных. Например, суперспособность стрелять паутиной, как Человек-паук. Сокровище должно быть таким, чтобы зрителю тоже захотелось им обладать.
  • Тайна — это секрет, который делает персонажа интригующим. Зритель будет постоянно гадать, что же скрывает этот герой.
  • Недостаток — это слабость или уязвимость. Обычно в этой точке зритель начинает сочувствовать персонажу. Ведь если персонаж неуязвим, то ему ничего не угрожает и переживать за него бессмысленно.
  • Цель — главное устремление героя и причина, по которой он делает то, что делает. Это важнейший ингредиент при создании интересных образов: если у героя нет цели, то это не герой, — а значит, и истории тоже нет.

Чтобы запомнить эти элементы, Александр Молчанов предлагает мнемоническое слово «станция» — по буквам С, Т, Н и Ц.

Среди всех этих составляющих обязательна только цель. От остальных можно отказаться. Например, у героя может не быть сокровища — но тогда никто не захочет быть на него похожим. А без тайны образ не будет таким интересным.

Инструмент 5


Опросники

В интернете есть десятки опросников и анкет — 25, 100, даже 300 вопросов вашему герою. Достаточно вбить в поисковой системе «вопросы для развития персонажа» или «вопросы для создания героя», чтобы их найти.

Некоторые списки касаются только драматургических, технических моментов. Поэтому они помогают скорее выстроить структуру истории, а к персонажу относятся как к инструменту. Пример — эти вопросы портала Dramafond.

Другие списки, наоборот, слишком глубоко вдаются в незначительные детали: спрашивают о любимых блюдах, цвете пижамы, музыкальных предпочтениях героя. Если эти мелочи не влияют на сюжет, то они не важны для истории и будут только отвлекать зрителей. К тому же они создают персонажа в статике — не учитывают то, как мельчайшее изменение в любом из драматургических элементов меняет весь образ.

Кадр: фильм «Доктор Стрэндж» / Marvel Studios

Чтобы вам не приходилось искать анкеты самим, мы собрали собственный список вопросов. Он написан под вдохновением от всех тех инструментов, что упоминались в статье. Скачивайте опросник себе — и вперёд, к креативным новым идеям!

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована