Кино и музыка
#статьи

Что такое буги-вуги

Танцевальный фортепианный блюз, без которого не было бы рок-н-ролла.

Фото: Tim Mosenfelder / WireImage / Getty Images

Буги-вуги — разновидность блюза. Но если классический блюз играют на гитаре, а его главная тема — печаль и страдания, то буги-вуги играют на фортепиано, а настрой у него горячий и танцевальный. Музыка буги-вуги была популярна в первой половине ХХ века и повлияла на формирование рок-н-ролла.

Из этой статьи вы узнаете:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как появился стиль буги-вуги

Музыка буги-вуги появилась в США в 1870-х. Столицей стиля стал южный штат Техас, а именно город Маршалл: в 2011 году историческая комиссия Техаса даже официально зарегистрировала Маршалл как «Место рождения буги-вуги».

В конце XIX века бродячие музыканты развлекали рабочих в импровизированных барах и танцевальных залах. Под буги-вуги люди расслаблялись, общались за кружкой пива, танцевали. Другими буги-центрами стали придорожные кафе — honky tonk и barrel house. Этими словами позже стали называться отдельные музыкальные композиции и целые жанры.

Владельцы таких заведений не могли позволить себе много инструментов и обычно покупали только фортепиано. Пианисты должны были в одиночку подавать в зал объёмный звук такой мощности, чтобы он мог заменить оркестр. Так появился характерный фортепианный бас буги-вуги. В джаз-бенде бас обычно играют контрабасист и барабанщик. В буги пианист левой рукой играет бас, он же служит ритм-секцией, а правая рука ведёт мелодию.

Кипучесть энергии буги-песен имеет своё объяснение. Музыку, которую изобрели бедняки, часто играли в борделях — например, джаз звучал в публичных домах Нью-Орлеана. Атмосфера баррел-хаусов не слишком отличалась от атмосферы борделей, и музыка буги-вуги идеально ей соответствовала. Ритм имитировал учащённое сердцебиение, грохочущие басовые партии напряжённо диссонировали с оглушительными трелями, а внезапные паузы напоминали сбои дыхания.

Впрочем, буги играли даже в церкви. Там афроамериканцам свободно разрешали собираться, играть свою музыку и пользоваться фортепиано. Есть даже некоторые свидетельства того, что первые формы буги возникли именно в церкви, поскольку рабам больше негде было послушать фортепиано. До сих пор существует стиль госпел-буги, соединяющий религиозные песнопения и блюз.

Расцвет буги-вуги пришёлся на период между 1920 и 1945 годами. Стиль полюбили в городах, где жило много темнокожих: в Чикаго, Детройте, Нью-Йорке.

Большинство темнокожих были бедны и часто объединялись в сообщества, чтобы помогать друг другу выжить. Так, они собирали деньги на оплату жилья. Для этого они устраивали «арендные вечеринки», которые называли «буги». За небольшую входную плату гостей угощали южными блюдами — например, устрицами из Кентукки. Чтобы повеселиться, на вечеринки приглашали пианиста. Пианисты постоянно путешествовали из города в город и перебивались случайными заработками.

В 1938–1939 годах продюсер Джон Хаммонд организовал серию концертов «От спиричуэлса к свингу». На концертах играли самые популярные пианисты тех лет: Пит Джонсон, Мид Лакс Льюис и Альберт Аммонс. Все они выступали в ночном клубе Café Society в Нью-Йорке, и публика шла на них валом.

Проект «От спиричуэлса к свингу» представил буги более широкой аудитории, в частности белой. Пианисты стали известны, и к ним начали присоединяться другие музыканты. Они выступали в составах биг-бендов — джазовых оркестров из 15–20 человек.

В 1930-е и 1940-е годы у каждого биг-бенда было одно или два произведения в стиле буги-вуги. Многие становились хитами: примеры — Bear Me Daddy, Eight to the Bar и Boogie Woogie Bugle Boy сестёр Эндрюс.

Как играют буги-вуги

Музыканты в этом жанре:

  • Используют структуру тактов из классического гитарного блюза. Некоторые историки считают, что эта структура имитирует стук колёс поезда и визг паровозного гудка — они символизировали процветание, свободу и мобильность в США конца XIX века.
  • Исполняют танцевальный ритм. В гитарном блюзе эмоции разнообразны, а пианисты буги-вуги играют только весёлую музыку для танцев.

Текст песни Кларенса Смита Pine Top’s Boogie Woogie целиком состоит из объяснений, что танцорам нужно делать под эту музыку. Это первая студийная запись буги-вуги.

  • Делают акцент на ритме, а не мелодии. Буги-вуги играют в ритме шаффл. Он основан на триолях: ноты объединяют по три, но длительность одной ноты в триоли равна двум другим нотам. Иногда в буги-вуги вторую ноту триоли пропускают, как в блюзе.
  • Всё самое интересное играют на фортепиано левой рукой. Правая рука пианиста может выдавать любые фразы, пока левая стабильно держит ритм, играет тяжёлые басовые аккорды и создаёт характерную «раскачку». Она одновременно выполняет функции баса и барабанов. Поэтому пианистов в буги-вуги учат сначала играть левой рукой. И только когда они доводят её движения до автоматизма, переходят на правую. В буги есть стандартные басовые фигуры, которые могут повторяться в разных песнях.
  • В классическом буги-вуги играют на фортепиано без сопровождающих инструментов, но со временем появились трио, квартеты и даже биг-бенды с барабанами и гитарами.
  • Играют яростно и «грязно». Музыка не звучит «утончённо», а пианист заботится о создании танцевальной атмосферы и не думает об идеальном исполнении.

Чем буги-вуги отличается от рок-н-ролла

Главный инструмент буги-вуги — фортепиано, а рок-н-ролла — гитара. Но такие рок-н-ролльщики, как Литл Ричард и Джерри Ли Льюис, сделали фортепиано основой звучания в своих композициях. Отвязный и энергичный буги-вуги они смешивали с ритм-н-блюзом, кантри, госпелом и элементами других жанров.

Звучит фортепиано в буги и рок-н-ролле примерно одинаково. Основные музыкальные фразы, которые играют правой рукой, без особых изменений перешли из одного жанра в другой. Главное отличие рок-н-ролла от буги в том, как в нём играют бас: его ритм не триольный, а прямой. Например, четыре четверти. Темп — немного быстрее, чем в буги.

Белые музыканты быстро увлеклись буги-вуги. К 1930 году стал популярным буги в стиле хиллбилли — народной музыки деревенских жителей Аппалачей. К середине 1940-х годов буги-вуги полюбили музыканты кантри — гитарной музыки юга США. В песне Теннесси Эрни Форда Shotgun Boogie фортепианные аккорды сочетаются с гитарной аранжировкой — звучит как блюз с элементами кантри. Песня вышла в 1950 году — несколькими годами позже из этого сочетания вырастет рок-н-ролл.

К середине ХХ века буги-вуги перестал быть фортепианной музыкой. Большой сдвиг произошёл в 1948 году, когда пионер электрогитары Артур Смит выпустил кантри-хит Guitar Boogie, попавший даже в поп-чарты. Фрэнк Виртью в 1959 году переделал его в Guitar Boogie Shuffle, которая стала основой для множества других гитарных рок-н-ролльных песен.

А ещё под буги-вуги пел Элвис Пресли:

И Джо Тёрнер:

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована